Федеральное государственное научное учреждение



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЁН

на заседании Бюро Отделения РАО «___»___________2012 г.

___________________________

/Демин В.П./

академик-секретарь Отделения Образования и культуры РАО



О Т Ч Е Т

«О ходе и результатах исполнения

государственного задания

на выполнение фундаментальных исследований

в 2012 году»
_____________________

/ Собкин В.С. /

директор ФГНУ ИСО РАО

Москва


2012
Научно-исследовательская деятельность ФГНУ «Институт социологии образования» РАО в 2012 году завершает работы, предусмотренные Планом фундаментальных научных исследований РАО на 2008-2012 годы по двум проектам (проекты №№ 3.3 и 3.4) в рамках научного направления «Социокультурные проблемы современного образования».

В ходе реализации научных исследований особое внимание было уделено анализу мотивов, определяющих участие современных старшеклассников в деятельности различных общественных организаций. Специальный акцент сделан на исследовании влияния дистанционного образования на социокультурные изменения образовательной ситуации. Проведен анализ влияния социокультурных факторов на особенности отношения учащихся общеобразовательных школ к проявлениям экстремизма. Изучено влияние возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на различные формы поведения, связанные с рисками для здоровья и девиациями. Охарактеризована система социокультурных индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем. Осуществлена разработка инструментария и программы исследования особенностей отношения учителей к новым образовательным стандартам. Разработаны критерии проведения социокультурной экспертизы телевизионных передач для детей и юношества. Особая линия исследований посвящена изучению мнений родителей детей дошкольного возраста о художественных предпочтениях и видах досуговой деятельности ребенка. В соответствии с планом исследований на 2012 год проведено обобщение результатов социологических исследований в области дошкольного детства.

Приведенные в отчете данные основаны на материалах социологических опросов, проведенных Институтом в 2007-2012 гг. Всего в ходе работы в 2012 году были проанализированы материалы опросов 11074 респондентов. Из них: 6981 учащихся общеобразовательных школ; 2157 учителей школ; 1936 родителей детей дошкольного возраста. Помимо этого для проведения сравнительного анализа результатов были также использованы материалы ранее проведенных в ФГНУ ИСО РАО исследований: 941 респондент среди родителей детей дошкольного возраста (1997 г.), 2983 учащихся 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов общеобразовательных школ (2002 г.) и др. Опросы проводились в различных регионах РФ: Москве, Московской области, Омской и Тюменской областях и др. С использованием разработанного инструментария в 2012 г. проведен опрос 993 русскоязычных учащихся 9-х и 12-х классов школ с преподаванием на русском языке в г. Кишинев (Республика Молдова). При реализации исследовательских программ Институт осуществлял сотрудничество с органами управления образованием различных субъектов РФ (Омская область, Тюменская область и др.), Федеральным институтом развития образования, Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Московским гуманитарным педагогическим институтом, Московским государственным областным университетом, Рижской Академией педагогики и управления образованием, Славянским университетом Республики Молдова, Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования города Москвы «Московский театральный колледж» при государственном учреждении культуры г.Москвы «Московский театр под руководством О.Табакова».

При работе над темой №26 «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» был проведен анализ системы социокультурных индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем (Собкин В.С., Адамчук Д.В.). Исследованы особенности влияния различных социальных факторов на динамику институциональных и функциональных трансформаций систем дошкольного, начального, основного и среднего общего образования (Собкин В.С., Адамчук Д.В.). Выявлены различные статистические индикаторы для характеристики особенностей региональных образовательных систем РФ.

В рамках решения задачи по исследованию типов социокультурных траекторий социализации современного подростка были проанализированы материалы социологического опроса, проведенного ФГНУ ИСО РАО совместно с Рижской академией педагогики и управления образованием в 2010/11 учебном году. При этом были рассмотрены следующие аспекты: влияние традиционных полоролевых образцов на значимость для школьников тех или иных жизненных ценностей; эмиграционные планы современных подростков; отношение современных подростков к заключению межнационального брака; специфика ориентаций старшеклассников в сфере художественной культуры и СМИ (Собкин В.С., Буреломова А.С., Иванов И.Д., Мурсалиев Т.А., Смыслова М.М.).

В ходе реализации работ по теме №27 «Социокультурные проблемы влияния техноэволюционных процессов на сферу образования» проведен анализ современного состояния развития среднего дистанционного образования. Проанализированы статистические данные различных источников, свидетельствующие о перспективности развития дистанционного образования, наличии соответствующих технических возможностей у потенциальных потребителей дистанционных образовательных услуг, а также рассмотрены вопросы о готовности педагогов к участию в реализации дистанционного образования и наличии у обучающихся достаточного уровня компьютерной грамотности для участия в обучении с использование дистанционных образовательных технологий (Адамчук Д.В., Иванов И.Д.).

В ходе выполнения темы №28 «Становление гражданского общества и социальные проблемы развития общественного соуправления в сфере образования» в 2012 году был проведен анализ социальной активности подростка, которая является одним из основных факторов социализации в подростковом возрасте, позволяя ему сформировать и развить интерес и мотивацию к участию в деятельности общественных организаций и добровольных ассоциаций (Адамчук Д.В., Калашникова Е.А.).

При работе над темой №29 «Социология дошкольного детства» в отчетный период был проведен анализ представлений родителей детей дошкольного возраста о художественных предпочтениях и структуре досуга ребенка (по материалам опроса 1936 родителей детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ г.Москвы). Подготовлена монография «Социология дошкольного детства», обобщающая результаты социологических исследований в области дошкольного детства, общим объемом 10,0 п.л (Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н.).

В соответствии с планом работ на 2012 год по теме №30 «Учительство как социально-профессиональная группа» разработан инструментарий и программа исследования особенностей отношения учителей к новым образовательным стандартам. Анкета состоит из 63 вопросов для выяснения мнения учителей о проявлении творческой активности в педагогическом процессе, отношения к инновационной политике в России и удовлетворенности учителей относительно своей профессиональной деятельности. С использованием разработанного инструментария в 2012 г. проведен опрос 2157 учителей Омской и Тюменской областей. (Адамчук Д.В., Федотова А.В.).

В рамках работ по теме №32 «Социальные проблемы толерантности в детской, подростковой и молодежной субкультурах» был проведен анализ материалов исследования 2927 учащихся школ Москвы и Риги. Изучены особенности влияния возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на различные формы поведения, связанные с рисками для здоровья и девиациями (Адамчук Д.В.). В рамках данной темы было также исследовано влияние социальных факторов на отношение подростков к экстремизму (Мкртычян А.А.).

В соответствии с планом работ на 2012 г. по теме №33 «Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования» была выполнена разработка критериев проведения социокультурной экспертизы телевизионных передач для детей и юношества. (Мкртычян А.А.).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

При работе над темой №26 «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» был проведен анализ системы социокультурных индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем. Были проанализированы статистические данные, фиксирующие изменения численности городского и сельского населения как во временной динамике, так и по регионам РФ. Рассмотрено распределение численности населения по основным возрастным группам, проанализирована динамика рождаемости и смертности, соотношение браков и разводов, численность детей, рожденных вне зарегистрированного брака и др. Отобран комплекс статистических показателей, касающихся здоровья населения. При этом специальное внимание уделено данным и индикаторам, фиксирующим заболеваемость детей и подростков. Проведен анализ индикаторов, позволяющих оценить динамику изменений в сфере культуры (число театров, музеев, библиотек и др. в пересчете на численность населения). Специальное внимание уделено данным, характеризующим состояние преступности в РФ. При этом выделены индикаторы, фиксирующие число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также число несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств. Рассмотрены индикаторы, характеризующие состояние рынка труда в различных регионах РФ (число экономически активного населения, уровень занятости и уровень безработицы).

Отобраны данные, касающиеся образовательной статистики (число образовательных учреждений разных уровней и типов, число обучающихся, численность педагогических кадров и др.). Собранные статистические данные рассмотрены как в логике дисперсионного анализа, так и с точки зрения возможностей их использования для проведения корреляционного и факторного анализа (Адамчук Д.В.).

В рамках данной темы были также исследованы особенности влияния различных социальных факторов на динамику институциональных и функциональных трансформаций систем дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. При этом были проанализированы документы, характеризующие основные направления модернизации современной системы образования (Проект Закона об образовании, Образовательные стандарты, Государственная Программа развития образования на 2013-2020 годы и др.), с точки зрения возможных социальных рисков и негативных эффектов (Собкин В.С., Адамчук Д.В.).

В рамках темы «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» были также проанализированы материалы социологического опроса, проведенного ФГНУ ИСО РАО совместно с Рижской академией педагогики и управления образованием в 2010/11 учебном году. В ходе исследования было опрошено 993 учащихся 9-х и 11-х классов московских общеобразовательных школ, 964 русскоязычных учащихся 9-х и 12-х классов русских школ Риги и 975 учащихся 9-х и 12-х классов латышских школ.

Было изучено влияние гендерных и возрастных факторов на значимость для школьников тех или иных жизненных ценностей. Выявлено, что при переходе к старшему школьному возрасту происходит переориентация подросткового сознания от значимости успешности в социальных отношениях на ценность личностного саморазвитие и самореализацию. Причем ценности, связанные с саморазвитием, самореализацией и установлением глубоких морально-нравственных отношений с окружающими людьми, более значимы для подростков из семей с высоким уровнем образования родителей. Исследование показало, что статус ученика в классе также влияет на его ценностные ориентации. Подростки, чувствующие себя одинокими в классе, в большей степени, чем остальные, нацелены на саморазвитие. Сравнение данных мониторинговых исследований за последние пятнадцать лет позволяет говорить об общей направленности изменений в ценностных предпочтениях подростков. Она характеризуется существенным снижением значимости терминальных ценностей, обуславливающих достижение более высокого социального статуса. Ценностные предпочтения современных подростков формируются в ситуации серьезных социальных изменений, что в свою очередь ведет к трансформации тех ценностных оснований, на которых базируется самоопределение подростка относительно своих жизненных перспектив. В этой связи можно говорить о своеобразии процессов социализации современного школьника, когда его ценностное самоопределение сориентировано на более короткие временные циклы: жизненные стратегии все более укорачиваются («уплощаются»), что ведет к снижению значимости терминальных жизненных ценностей, предполагающих построение долгосрочных перспектив. В этом отношении можно говорить о принципиальных изменениях, затрагивающих фундаментальные психологические характеристики подросткового возраста, связанные с формированием жизненных планов (Собкин В.С., Буреломова А.С.).

Особое внимание было уделено изучению эмиграционных планов современных подростков. Исследовано влияние социально-стратификационных факторов (уровень доходов семьи и уровень образования родителей) на эмиграционные планы старшеклассников Москвы и Риги. Планы, связанные с трудоустройством в России более распространенны среди подростков из слабых социальных страт. Среди, подростков из сильных социальных групп более выражена ориентация на работу за рубежом. Те же тенденции проявляются и в распределении ответов относительно продолжения образования за рубежом. Как и в случае трудоустройства, здесь так же оказывает влияние уровень образования родителей и достаток семьи. Таким образом, дети из слабых социальных страт более сориентированы на получение образования в России.

При сравнении распределения ответов учащихся Москвы и Риги было выявлено, что ответы московских старшеклассников практически совпадают с ответами «латышей» относительно их эмиграционных планов. (не собираются уезжать на постоянное место жительства в другую страну, 27,0% и 24,9% соответственно; не определившихся в своих эмиграционных планах 24,9% и 20,4% соответственно). Принципиально, иначе складываются эмиграционные планы у «русских» школьников в Риге. Среди «русских» старшеклассников лишь 8,6% однозначно ответили, что планируют остаться в Латвии. При этом каждый пятый (18,5%) планирует уехать жить в Россию. В то же время каждый третий (31,6%) сориентирован на дальнейшую жизнь в странах Евросоюза. Таким образом, среди представителей национального меньшинства в Риге («русские») гораздо больше выражены эмиграционные настроения. Это позволяет сделать вывод о том, что в определённом социокультурном контексте национальный статус (принадлежность к национальному большинству или меньшинству) может играть весьма значимую роль при формировании эмиграционных планов уже на этапе старшего школьного возраста.

Исследование мотивации, обуславливающей эмиграционные планы старшеклассников, показало, что основными мотивами являются профессиональная самореализация и достижение материального благополучия. Так, 42,4% московских школьников, 48,9% «русских» школьников живущих в Риге и 39,9% «латышских» учащихся не видят перспектив для своего профессионального роста на родине. Считают, что страна, в которой они живут, не дает возможности достичь личного материального благополучия 36,0% москвичей, 34,3% «русских» и 34,9% «латышских» школьника. На отсутствие перспектив для развития этнической культуры указывает каждый десятый (10,7%) школьник, желающий уехать из России. Помимо этого 10.9% московских школьников аргументируют свои эмиграционные планы наличием родственников за границей.

Было выявлено, что московские школьники гораздо чаще фиксируют негативные эмоциональные состояния по сравнению со своими сверстниками из Риги. В этой связи было сформулировано предположение о том, что именно общий негативный социально-психологический климат характеризует своеобразие формирования эмиграционных планов у московских старшеклассников. Эти планы обусловлены как «стремлением к достижению», так и «избеганием угроз». Так, явно выраженный мотив достижения «личного материального благополучия» коррелирует со страхом перед «неспособностью» материально обеспечить свою семью. В целом показано, что и в Москве, и в Риге процент старшеклассников, планирующих покинуть родную страну либо на определённый период (в связи с образованием или работой), либо уехать на постоянное место жительства, крайне высок (Собкин В.С., Мурсалиев Т.А.).

При выявлении типов социокультурных траекторий социализации современного подростка были охарактеризованы их ценностные ориентации. Особая линия анализа касалась изучения проблем заключения межнационального брака как наиболее острая в структуре ценностей подростка. Для большей части школьников Москвы и Риги национальность будущего супруга не имеет особого значения. При этом отношение к заключению брака с представителем другой национальности обусловлено влиянием общего социокультурного контекста. Ученики рижских школ в целом более толерантны к возможности вступления в межнациональный брак, чем ученики московских школ. На отношение к вступлению в брак с представителем другой национальности влияет принадлежность респондентов к национальному большинству или меньшинству. При этом внешние социальные барьеры (мнение членов семьи, традиции) чаще указывают представители национального меньшинства. Внутренняя же охранительная установка (желание, чтобы дети были той же национальности) более характерна для представителей национального большинства. Обе эти тенденции явно проявились как в Москве, так и в Риге. Исследование эмоционального отношения к собственной национальной принадлежности показало, что позитивная самоидентификация усиливает ориентацию как на внешние, так и на внутренние барьеры, препятствующие вступлению в межнациональный брак. Полученные результаты имеют важное значение при организации воспитательного процесса, формируя толерантное отношение к представителям других национальных культур (Собкин В.С., Смыслова М.М.).

Особая линия анализа связана с характеристикой ценностных ориентаций подростков в сфере художественной культуры. Исследование показало, что из круга ценностных предпочтений учащихся общеобразовательных школ Риги (латыши) русская культура на сегодняшний день оказалась практически вытеснена. Напротив, учащиеся рижских школ национальных меньшинств (русские) существенно чаще в своих ценностных предпочтениях ориентируются на выбор российских телеканалов, чтение российской прессы и произведений русской художественной литературы, просмотр российских фильмов, спектаклей, произведений изобразительного искусства. Более того, в таких сферах, как кино и изобразительное искусство, ориентация на произведения российских авторов даже более выражена, чем среди москвичей. Подобные факты свидетельствуют об особом влиянии семейного окружения подростка: позитивные эмоциональные переживания от просмотра кинофильмов советского периода старшее поколение стремится передать своим детям. Помимо семьи, важным каналом приобщения к русской культуре является и школьное образование, поскольку подавляющая часть выбранных учащимися школ национальных меньшинств литературных произведений включена в школьную программу по литературе. Выбор же современных российских писателей русскими подростками Риги составляет редкое исключение. Таким образом, на материале отношения к русской культуре фиксируется явная поляризация ценностных ориентаций учащихся латышских общеобразовательных школ и школ национальных меньшинств. При этом латышская культура не является зоной контакта учащихся двух разных типов школ.

Помимо этого материалы проведенного исследования позволяют сделать вывод об общей тенденции вестернизации подростковой субкультуры на пространстве бывшего СССР. Сегодня именно произведения западного искусства оказываются той содержательной зоной контакта разных национальных групп подростков (Собкин В.С., Иванов И.Д.).

В ходе работы над темой №27 «Социокультурные проблемы влияния техноэволюционных процессов на сферу образования» проведен анализ современного состояния развития дистанционного образования. Проанализированы статистические данные различных источников, свидетельствующие о перспективности развития дистанционного образования, наличии соответствующих технических возможностей у потенциальных потребителей дистанционных образовательных услуг, а также рассмотрены вопросы о готовности педагогов к участию в реализации дистанционного образования и наличии у обучающихся достаточного уровня компьютерной грамотности для участия в обучении с использование дистанционных образовательных технологий.

Наиболее очевидными преимуществами образовательного процесса, организованного с использованием дистанционных образовательных технологий являются такие факторы как: снижение стоимости обучения для потребителя образовательных услуг, существенное снижение издержек для образовательных учреждений, относительная независимость географических условий, возможность обучения в удобном режиме, развитие конкуренции на рынке образовательных услуг и повышение качества образования.

Необходимо отметить, что дистанционное образование на настоящий момент является весьма востребованным и развивается во всем мире, параллельно с развитием информационно-коммуникационных технологий. За последние десять лет доля активных пользователей Интернета (пользуются ежедневно) в России, согласно данным фонда «Общественное мнение», выросла в 13 раз (с 3% в 2003 г до 39% в 2012), а доля тех, кто пользуется интернетом как минимум раз в месяц, составила 51% взрослого населения РФ.

Дистанционное образование за последние годы всё активнее развивается как составляющая образовательного процесса в Российской Федерации. В рамках происходящих социокультурных изменений в сфере образования дистанционные формы также являются важной составляющей. При этом, эволюция дистанционного образования происходит как в силу объективных причин и предпосылок, так и в связи с собственно образовательными изменениями. Перспектива развития дистанционного образования в России обусловлена тем, что на относительно небольшие населенные пункты (до 100 тыс. человек), по данным ФОМ, приходится 45% аудитории пользователей Интернет. При этом в небольших населенных пунктах, а также селах проблема доступа к качественному образованию стоит наиболее остро, а следовательно наличие технической возможности доступа к интернет позволяет преодолеть неравенство в доступе к качественному образованию при помощи дистанционных образовательных технологий.

Следует обратить внимание на то, что по данным Росстата за 2010/11 учебный год из 50,1 тыс. российских школ – 30,6 тыс. (60%) – сельские. При этом существенная часть из них является малокомплектными. Несмотря на то, что ежегодно региональные бюджеты выделяют дополнительные средства на поддержку образовательных учреждений подобного рода, весьма острой остается проблема большого числа вакансий в сельских школах. В свою очередь это ухудшает общее качество образования и подготовленность учащихся сельских школ, поскольку зачастую вакантные места замещаются «педагогами-совместителями», не всегда обладающими должной компетентностью.

Изложенные аргументы обосновывают необходимость и перспективность в реализации дистанционных форм обучения. Очевидно, что эта необходимость обусловлена не только экономическими причинами, но и социальными. Так обращает на себя внимание то обстоятельство, что по сравнению с высшим образованием дистанционное обучение в сфере школьного образования развито в гораздо меньшей степени. Явно не проработана нормативно-правовая база экстерната с помощью дистанционного образования. Важно подчеркнуть, что на современном этапе дистанционное образование в России развито в основном в высшем и дополнительном образовании, а также в некоторых коммерческих сферах (например, языковые курсы). Школьное же образование в малой степени охвачено дистанционным обучением. Единственным примером действующего среднего общеобразовательного учреждения, работающего только по программам дистанционного обучения является НП «Телешкола», базирующаяся в Москве. В ней учатся на платной основе дети, не способные или не желающие по разным причинам получать образование традиционными способами. При этом стоимость обучения в данном образовательном учреждении достигает 99 619 рублей в 11 классе (за год). Таким образом, даже эту школу можно рассматривать лишь как отдельный коммерческий проект, а не как первое звено в цепи государственной системы доступного дистанционного обучения. По информации сайта НП «Телешкола», ежегодное количество учащихся НП «Телешкола» составляет более 11000 человек, что, конечно, несопоставимо с общим числом российских школьников.

Помимо этого возникает ряд проблем, касающихся сформированности учебной деятельности (мотивации, форм контроля и др.) при реализации дистанционной формы обучения. И, наконец, возникает ряд специальных вопросов, касающихся как организации совместной учебной деятельности учащихся при дистанционной форме обучения, так и проблем, связанных с педагогизацией особых форм общения учащихся в ходе дистанционного обучения (Адамчук Д.В., Иванов И.Д.)

В ходе исследования темы №28 «Становление гражданского общества и социальные проблемы развития общественного соуправления в сфере образования» в 2012 году был проведен анализ материалов двух социологических опросов. Один из них был проведен в 2009–2010 учебном году среди 3056 учащихся московских школ (с 5-го по 9-й класс), другой — в 2010–2011 учебном году среди 993 московских школьников 9-х и 11-х классов. При этом основной анализ был направлен на исследование социальной активности подростка, сформированности интереса и мотивации к участию в деятельности общественных организаций и добровольных ассоциаций.

В этой связи были рассмотрены две основные формы: участие подростка в процессах школьного соуправления и его участие в деятельности общественных организаций. Результаты исследования показывают, что «постоянное участие» в деятельности органов школьного соуправления принимают менее 10% школьников, еще около 30% участвуют в процессах соуправления «время от времени». При этом содержательно деятельность школьного соуправления сводится преимущественно к двум функциям: контроль за внутришкольной дисциплиной и организация школьных праздников и мероприятий.

Вместе с тем, анализ участия старшеклассников (9, 11 классы) в деятельности общественных организаций свидетельствует о том, что в различные формы добровольной социальной активности вовлечено более трети подростков — 34%. Наиболее популярны среди подростков «спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественно значимых мероприятий (соревнования, благотворительные марафоны, турниры и т. п.)». На участие в этих видах добровольных ассоциаций указали 10,4% опрошенных. Второе и третье места в рейтинге общественных организаций занимают «творческие объединения (литературное, театральное, художественное общества, кружки)» и «организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, нумизматы, собаководы и т. п.)» — соответственно, 9,7% и 7,2%.

Анализ данных исследования показал, что в предпочтениях подростков прослеживается выраженная гендерная специфика. Другим фактором, явно оказывающим влияние на выбор подростком тех или иных форм социальной активности, оказывается их статус в школьном коллективе.

В ходе исследования был также проведен структурный анализ мотивации участия юношей и девушек в деятельности общественных организаций, который позволил выявить мотивационные факторы, характерные для общественных организаций различных типов (Адамчук Д.В., Калашникова Е.А.).

В отчетный период в рамках работ по теме №29 «Социология дошкольного детства» был проведен анализ представлений родителей детей дошкольного возраста о художественных предпочтениях и структуре досуга ребенка (по материалам опроса 1936 родителей детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ г.Москвы). Исследование показало, что организация родителями досуга ребенка-дошкольника структурирована относительно трех содержательных оппозиций: традиционные формы деятельности — ИКТ, виртуальная коммуникация; совместная игра — получение совместных эстетических переживаний; дефицит времени — активность взаимодействия с ребенком. Родительские стили организации совместного со своим ребенком досуга различаются в зависимости от полоролевой позиции и семейного статуса. В использовании тех или иных видов совместной деятельности между отцами и матерями были выявлены характерные гендерные отличия, что свидетельствует о трансляции ребенку различных полоролевых моделей организации семейного досуга уже на этапе дошкольного детства.

Особый интерес представляют три феномена, выявленные в ходе анализа полученных материалов: реализация отцами и матерями, воспитывающими дочерей в полной семье, стратегий, основанных на принципе дополнительности; проявление у незамужних матерей при взаимодействии с ребенком механизма эмоциональной компенсации; явно выраженные отличия в оценке как временных затрат, так и собственной активности у отцов и матерей мальчиков. Исследование показало, что по мере взросления ребенка родители постепенно «отстраиваются» от организации совместной с ним деятельности. Особенно явно это проявляется при анализе интенсивности чтения книг ребенку и игры с ним. Это связано с тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, как правило, уже способны самостоятельно организовывать свой досуг, более того, у них проявляется стремление к независимости и автономности от взрослого.

В дошкольном возрасте отчетливо выражены особенности гендерной идентификации ребенка в приобщении к художественной культуре. Так, мальчики чаще отдают предпочтение произведениям, где в качестве главного героя фигурирует персонаж мужского пола, а девочки — тем, где центральным является женский образ. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что гендерная идентификация с главным героем характерна и для родителей при выборе ими литературных произведений для своих детей. Рассмотрена возрастная динамика изменения игровых и литературных предпочтений дошкольников: с возрастом снижается роль подвижных игр, появляется больший интерес к моделированию социальных ролей и правилосообразному поведению. В литературных предпочтениях происходит последовательная смена тематических ориентаций — от стихов и русских народных сказок к произведениям, в которых моделируются различные формы семейных отношений и социально-ролевого поведения.

В рамках данной темы подготовлена монография «Социология дошкольного детства», общим объемом 10 п.л. В ней обобщены результаты проведенных ранее исследований по тематике дошкольного детства: особенности отношения родителей детей дошкольного возраста к ДОУ; совместный досуг родителей с детьми; жизненные ориентации родителей; родительские стратегии воспитания детей-дошкольников; ориентации родителей детей дошкольного возраста при переходе ребенка на начальную ступень школьного обучения и др. (Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н.)

В соответствии с планом работ на 2012 год по теме НИР №30 «Учительство как социально-профессиональная группа» в 2012 г. был разработан инструментарий и программа исследования по изучению отношения педагогов к новым образовательным стандартам, инновациям и проявлению творческой активности учителя в педагогической деятельности. Разработанный инструментарий (анкета для проведения социологического исследования) в первую очередь сориентирован на выявление отношения педагогов к новым образовательным стандартам (ФГОС 2-го поколения), а также их отношения к педагогическим инновациям и на изучение различных аспектов проявления творческой активности педагогов в их профессиональной деятельности.

С использованием разработанного инструментария в 2012 г. проведен опрос 2157 учителей Омской и Тюменской областей. Материалы исследования прошли автоматизированную обработку на аппаратно-программном комплексе ИСО РАО, в результате которой создана компьютерная база данных материалов исследования. Проведена первичная статистическая обработка данных исследования, а также статистическая обработка данных отдельно по регионам исследования с учетом специфики профессиональных характеристик: стаж, предметная область, возрастная параллель, вид и тип образовательного учреждения, тип используемой педагогом программы преподавания.

Разработанный инструментарий включает следующие содержательные блоки вопросов: оценка трудностей при реализации воспитательных задач и достижении образовательных результатов, зафиксированных во ФГОС второго поколения; отношение педагогов к изменению содержания образования; направленность и основные характеристики повышения квалификации; отношение педагогов к государственной политике в области образования; мнения педагогов об основных «болевых точках» современной системы образования; ценностно-целевые установки педагогов в отношении их педагогической практики, включающие их представления о модели выпускника современной школы; блок вопросов, посвященных анализу затруднений и сложностей, возникающих непосредственно при реализации педагогом своей профессиональной деятельности;

Параллельно с разработкой инструментария исследования была разработана технология проведения социологического опроса, предусматривающая автоматизированный ввод данных исследования, включающая разработку машиночитаемых опросных бланков для проведения социологического исследования, а также проведение работ по программированию и настройке аппаратно-программного комплекса автоматизированного ввода данных.

В соответствии с программой исследования проведен социологический опрос 2500 педагогов общеобразовательных школ Омской и Тюменской областей (после отбраковки невалидных анкет число респондентов сократилось до 2157). Данные исследования прошли проверку на валидность и автоматизированную обработку на аппаратно-программном комплексе ИСО РАО, в результате которой создана компьютерная база данных материалов исследования, включающая результаты опроса 2157 респондентов: 760 респондентов в Омске и Омской области, 1397 – в Тюмени и Тюменской области.

В соответствии с задачами исследования и схемой статистической обработки проведена верификация данных и операционализация основных социально-демографических и социально-стратификационных характеристик респондентов, а также операционализированы профессиональные характеристики педагогов (стаж, предметная область, работа в начальной/основной/старшей школе, вид и тип образовательного учреждения, тип используемой педагогом программы преподавания и др.).

Проведена первичная статистическая обработка данных исследования, а также статистическая обработка данных отдельно по регионам исследования с учетом специфики профессиональных характеристик педагогов. (Адамчук Д.В., Федотова А.В.)

В рамках реализации работ по теме №32 «Социальные проблемы толерантности в детской, подростковой и молодежной субкультурах» был проведен анализ материалов исследования 2927 учащихся школ Москвы и Риги.

Исследовано влияние социальных факторов на отношение подростков к экстремизму. Анализ полученных данных показал, что как среди московских, так и рижских школьников явно доминирует негативное отношение к проявлениям экстремизма. Прежде всего, оно выражается в личностном непринятии любых действий экстремистского характера и оценивании экстремистских действий как нелегитимных. Хотя опрошенные старшеклассники, в подавляющем большинстве не знакомы лично с экстремистскими организациями, они достаточно часто отмечают наличие друзей и знакомых, имеющих отношение к подобным группам, что иллюстрирует тревожную тенденцию распространения экстремистских взглядов в подростковой и молодежной среде. Показано, что микросоциальное окружение подростка и, тем более, его самоидентификация как члена экстремистских организаций, существенно влияет как на оценку различного рода экстремистских проявлений, так и возможных санкций со стороны властных структур. Это касается как идеологического уровня, так и конкретных проявлений вербальной и физической агрессии. В ходе исследования было выявлено, что степень «социальной дистанции» определяет характер отношения к экстремизму: чем ближе школьники «знакомы» с экстремизмом, тем более выражена степень его принятия, в том числе и как легитимизированной формы разрешения бытовых конфликтов. Установлено явное различие в микросоциальной ситуации взаимоотношений по поводу проявлений экстремизма среди москвичей и рижан: москвичи, по сравнению с рижанами, в два раза чаще указывают на разного рода, социальные контакты с представителями экстремистских организаций. Обнаружены существенные различия в отношении к экстремизму в зависимости от принадлежности к национальному меньшинству или титульной нации. Особенно отчетливо это проявилось при сопоставлении ответов москвичей с ответами учащихся латышских и русскоязычных школ Риги. «Трансформация» национального статуса (русские в Риге как меньшинство) позволила выявить характерный феномен, когда экстремизм начинает восприниматься представителями меньшинства в качестве эффективного способа защиты собственной национальной идентичности, выражения своих принципов, взглядов и культурных ценностей. Исследование отчетливо выявило своеобразную связь чувства виктимности и стремления к социальной интеграции как особой формы поведения меньшинства при оправдании агрессии (Собкин В.С., Мкртычян А.А.).

В рамках данной темы были изучены особенности влияния возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на различные формы поведения, связанные с девиациями и рисками для здоровья. Принимая во внимание кросс-культурный характер исследования, был проведен анализ ряда международных мониторинговых исследований, посвященных употреблению алкоголя и курению школьниками (HBSC, ESPAD и др.). Сопоставительный анализ данных настоящего исследования с материалами предыдущих опросов ФГНУ ИСО РАО показал, что с 2002 по 2010 г. фиксируется негативная динамика: на 15,7% сократилась доля тех подростков, кто никогда не употребляет крепких спиртных напитков (водка, коньяк, виски и др.).

Доминирующими мотивами употребления подростками алкоголя являются «желание снять напряжение (стресс)» и получаемое от алкоголя «удовольствие» — эти мотивы в равной степени характерны как для подростков Москвы, так и для учащихся Риги. В то же время московские школьники (как мальчики, так и девочки) значительно чаще рижских школьников фиксируют мотив «алкоголь помогает мне уйти от реальности».

В ответах подростков были обнаружены явные гендерные различия. Так, для мальчиков существенно чаще, чем для девочек, алкоголь выступает в качестве средства, «облегчающего общение».

Материалы опроса московских школьников показывают, что на свою приобщенность к курению указывают 22,9% опрошенных подростков. Так, в 9-м классе доля курящих юношей существенно превышает долю курящих девушек (26,4% и 17,8% соответственно, р = .02). Однако уже к 11-му классу доли курящих юношей и девушек становится фактически одинаковым, и статистически значимых различий между ними не обнаруживается, соответственно, 24,9% и 20,1%.

Данные сопоставления ответов московских школьников и школьников Риги также довольно показательны и демонстрируют разницу в количестве курящих подростков: среди московских учащихся курят 22,9%, среди учащихся русских школ Риги — 29,5%, среди учащихся латышских школ — 32,7% (p ≤ .0002).

Исследование интенсивности курения (количество ежедневно выкуриваемых сигарет) показало, что по сравнению с 2002 годом в 2010 г. картина нарастания числа «интенсивных» курильщиков заметно изменилась: параллельно снижению доли курящих «до 5 сигарет в день» растет число интенсивных курильщиков (тех, кто выкуривает ежедневно пачку и более сигарет) — с 7,5% в 9-м классе до 19,4% в 11-м классе. Таким образом, несмотря на общее снижение числа курящих подростков, проблема стала носить куда более серьёзный характер, что выражается в явном сокращении «переходного периода» между начальным этапом курения (до 5 сигарет в день) и этапом сверхинтенсивного курения (пачка и более в день), который, по всей видимости, сопряжен уже с жесткой психофизиологической зависимостью. При этом следует отметить, что столь резкий переход к интенсивному курению в большей степени характерен для юношей: если среди курящих девятиклассников выкуривают «пачку и более в день» 5,4% опрошенных, то среди курящих одиннадцатиклассников их доля уже в четыре раза больше и составляет 20,8% (р = .009).

Анализ материалов исследования по проблеме мотивации подросткового курения показал, что такой мотив, как «курение помогает снять напряжение, стресс» (в 2002 г. отмечался 71,5% школьников) сегодня также занимает первую строчку рейтинга (60,9%). Вместе с тем структура мотивации подросткового курения в период с 2002 по 2010 г. изменилась. Вторым по значимости мотивом курения учащихся на сегодня является «получение удовольствия» (43,3%), тогда как в 2002 г. этот мотив отмечался в два раза реже (23,0%, р = .0001).

Показано, что в отношении отдельных мотивов табакокурения обнаруживается и явная возрастная динамика. Данные исследования свидетельствуют о том, что с возрастом среди курящих подростков в два раза сокращается доля тех, кто мотивирует свою приобщенность к курению, тем, что это «облегчает общение со сверстниками» (с 12,8% в 9-м классе до 6,1% в 11-м классе; р = .05), а также доля тех, кто фиксирует, что «курение помогает уйти от реальности», — с 19,2% в 9-м классе до 10,2% в 11-м классе (р = .03). Параллельно с этим от 9-го к 11-му классу существенно возрастает число подростков, фиксирующих свою зависимость от курения («втянулся(ась) не могу бросить»). Так, если среди девятиклассников таких менее четверти (23,9%), то к 11-му классу доля школьников, указывающих на этот мотив, достигает 34,7% (р = .04).

Результаты факторного анализа возрастной динамики и гендерной специфики мотивации курения подростков показали, что в мотивации курения московских школьников с возрастом происходят существенные изменения. Так, если для девятиклассников курение обусловлено желанием «снять стресс», с одной стороны, и «престижностью» — с другой, то в 11-м классе характер мотивации уже совершенно иной. Курение одиннадцатиклассников обусловлено «никотиновой зависимостью» и «конформным поведением» Вектор движения этой возрастной «перестройки» от престижности к зависимости и курению «за компанию» весьма показателен и раскрывает механизм приобщения подростков к табакокурению, когда, утрачивая с возрастом свою престижность, курение как стилевая особенность поведения не исчезает, а приобретает характер нормы («курят мои друзья») и вызывает зависимость («втянулся(ась), не могу бросить»). В этом отношении показательно также и размещение московских учащихся по оси одного из факторов («подчеркивание возрастного статуса»), где самые высокие нагрузки имеют мальчики 9-х и 11-х классов, что свидетельствует об особой значимости курения в юношеской субкультуре московских школьников (Адамчук Д.В.).

При выполнении темы №33 «Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования» была выполнена разработка по определению критериев проведения социокультурной экспертизы телевизионных передач для детей и юношества. Было выявлено, что большинство детских передач, вне зависимости от канала и дня недели (были проанализированы недельные программы телетрансляций ведущих каналов российского телевидения: 1 канал, Россия 1, Культура, Россия 2, НТВ, Рен Тв, СТС, ТНТ, 5 канал, Звезда, ТВ3 и Перец) транслируются в утренние часы. Жанровый анализ позволил выделить ряд программ, ориентированных, в том числе, и на детскую аудиторию. Это мультфильмы (сериалы и разовые трансляции), развлекательные передачи, познавательные передачи, киносериалы и полнометражные фильмы. Отметим, что данная классификация весьма условна им имеет рабочий характер: художественная продукция (мультфильмы, кино- и мультсериалы, полнометражные художественные фильмы); развлекательные (музыкальные передачи, конкурсы, реалити-шоу, новостные передачи, связанные с индустрией развлечения и шоу-бизнесом); познавательные (викторины, исторические, передачи о животном мире и о природе); спортивные.

Показано, что большая часть продукции – иностранного производства (особенно если речь идет о мультфильмах для более старшего поколения – подростков и юношества). Отечественный производитель, как правило, представлен лишь регулярными показами по центральным каналам мультфильмов для младшего возраста («Спокойной ночи, малыши»), в профильных передачах или детских каналах («Карусель», «Бибигон»). Трансляция полнометражных российских мультфильмов практически отсутствует на ТВ; их трансляция, часто бывает приурочена к определенным датам или сезону (праздники, каникулы). Содержание же большинства зарубежной мультпродукции мало соответствует целям развития и воспитания детской и подростковой аудитории. В сетке детских передач преобладают мультсериалы для младшего возраста и телесериалы, ориентированные на подростковую и молодежную аудиторию. Большинство передач (за исключением мультфильмов), которые могут вызывать интерес у детской аудитории, формально не классифицируются каналами как «детские», так как в подобном случае эти передачи попадают под запрет трансляции рекламы, что невыгодно каналу. Поэтому, в программе общественных каналов обозначение «детские передачи» практически отсутствует. В основном они обозначаются как «познавательные, развлекательные, игровые и т.д.», что позволяет монтировать в передачу рекламу. Избегание такой формулировки, как «передачи, предназначенные для просмотра детьми», значительно затрудняет процесс классификации программ для детей при анализе сетки телевещания (Мкртычян А.А.).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА.


  1. Согласно плану опытно-экспериментальных исследований ФГНУ ИСО РАО на 2012 год главная задача - разработка второй части факультатива «Социология». В ходе выполнения работ за первое полугодие 2012 года была полностью подготовлена вторая часть практических заданий для факультативного курса «Социология», общим объемом за 2011 и 2012 гг. —2,7 п.л.

В программе факультатива по социологии представлены подходы к изучению методик и методологий социологических исследований: рассмотрены основные виды методов социологических исследований (метод анкетирования, наблюдения, выборочный метод, метод контент-анализа, социометрии и семантического дифференциала), изложены возможности их применения и приведены практические задания для формирования у учеников первичных навыков по работе с данными методами.

Содержание теоретической части программы соответствует предложенным практическим заданиям, позволяя учащимся ближе ознакомиться с основными идеями и инструментарием современного социологического исследования. Задания носят различный характер и предлагают учащимся освоить такие формы работы с изучаемыми методами как пробное составление программы наблюдения, анализ статей из газет с помощью контент-анализа, расчет репрезентативности выборки, составление вопросов разного типа, составление социограммы и др.

Данный набор заданий разработан для формирования у учащихся практического опыта в области применения методов социологического исследования, развития интереса к социологии, а так же стремления связать полученные теоретические знания с практикой проведения социологического исследования.

Представленные материалы адресованы специалистам в области педагогики, психологии, социологии, а также практическим работникам системы образования. Данная практическая разработка может быть использована при подготовке спецкурса по социологии образования.

На заседании Ученого совета ФГНУ ИСО РАО от 26 апреля 2012 года (Протокол Ученого совета №4) было принято решение утвердить и принять в качестве планового выхода по плану опытно-экспериментальных исследований на 2011-2012 год Факультативный курс «Социология», общим объемом 2,7 п.л.


  1. В рамках темы НИР «Учительство как социально-профессиональная группа» в 2012 г. был разработан инструментарий и программа исследования по изучению отношения педагогов к новым образовательным стандартам, инновациям и проявлению творческой активности учителя в педагогической деятельности. Разработанный инструментарий (анкета для проведения социологического исследования) в первую очередь сориентирован на выявление отношения педагогов к новым образовательным стандартам (ФГОС 2-го поколения), а также их отношения к педагогическим инновациям и на изучение различных аспектов проявления творческой активности педагогов в их профессиональной деятельности.

С использованием разработанного инструментария в 2012 г. проведен опрос 2157 учителей Омской и Тюменской областей. Материалы исследования прошли автоматизированную обработку на аппаратно-программном комплексе ИСО РАО, в результате которой создана компьютерная база данных материалов исследования. Проведена первичная статистическая обработка данных исследования, а также статистическая обработка данных отдельно по регионам исследования с учетом специфики профессиональных характеристик: стаж, предметная область, возрастная параллель, вид и тип образовательного учреждения, тип используемой педагогом программы преподавания.

  1. В соответствии с договором о сотрудничестве между Славянским университетом Республики Молдова и Федеральным государственным научным учреждением «Институт социологии образования» РАО в 2012 году был разработан инструментарий и программа исследования по изучению особенностей социализации и выявлению специфики социального самоощущения подростков, обучающихся в русскоязычных общеобразовательных школах Республики Молдова.

С использованием разработанного инструментария в 2012 г. проведен опрос 993 русскоязычных учащихся 9-х и 12-х классов школ с преподаванием на русском языке в г. Кишинев, а также осуществлен перевод инструментария на молдавский язык для проведения опроса учащихся молдавских общеобразовательных школ. Материалы исследования прошли автоматизированную обработку на аппаратно-программном комплексе ФГНУ «ИСО РАО», в результате которой создана компьютерная база данных материалов исследования. Проведена первичная статистическая обработка данных исследования относительно гендерных и возрастных параметров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-исследовательские работы, проведенные в 2012 году в рамках проектов 3.3. «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования» и 3.4. «Социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур», выполнены в полном объеме и завершают цикл работ в рамках Тематического плана РАО на 2008-2012 гг. В рамках выполнения плана фундаментальных исследований на 2012 год опубликован сборник трудов по социологии образования, общим объемом 36,5 п.л. Кроме того подготовлено пять аналитических докладов, три аналитические записки, инструментарий и программа исследования, а также монография «Социология дошкольного детства». Общий объем подготовленных плановых работ составил 17,5 п.л.

Отличительной особенностью проведенных исследований Института является отслеживание динамики изменений в сфере образования на протяжении длительного периода. Характерной стороной социологических исследований Института является качественная обработка полученных данных с использованием современных методов математической статистики. Безусловным достоинством работы Института является принцип «многопозиционной» организации социологического исследования, ориентированный на выявление конфликтных напряжений в ценностных ориентациях основных участников образовательного процесса.

Ход работ по темам НИР постоянно обсуждался на заседаниях Ученого Совета ФГНУ ИСО РАО, на заседании Бюро отделения Образования и культуры РАО, на заседании Бюро Президиума и Президиума РАО, где неизменно получал высокую оценку и рекомендации по их использованию, как в исследовательской работе, так и в педагогической практике.

Результаты научной деятельности Института были опубликованы в ведущих научных изданиях (Вопросы психологии, Национальный Психологический журнал; Образовательная политика; Педагогика, Социальная психология и общество, Психологическая наука и образование и др.), докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях, а также Online-конференциях (РИА Новости и др.). Кроме того результаты научно-исследовательской работы были опубликованы в массовой печати (Новая газета; Учительская газета; Директор школы и др.), обсуждались в эфире ряда радиостанций (Эхо Москвы, программа "Родительское собрание»; «Голос России» программа «Курс выживания в детском саду», «Радио России» программа «Персона грата», «Говорит Москва» программа «Мнение сторон», «Детское радио» программа «Только для взрослых» и др.) и телеканалов (Программа "Слово за слово" на телеканале "Мир";, программа "Мозговой штурм" на телеканале "ТВ-Центр"; Программа "Православная энциклопедия" на телеканале "ТВ-Центр"; и др.)

Сотрудники Института неоднократно выступали в качестве экспертов в обсуждении проблем образования на заседаниях Общественной палаты РФ (Круглый стол «Обсуждение комплекса мер по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи»; Общественные слушания «Выравнивание шансов детей на качественное образование»), а также на заседании Экспертной комиссии Роскомнадзора.


СВЕДЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ В 2012 ГОДУ

В соответствии с договором о сотрудничестве между Славянским университетом Республики Молдова и ФГНУ «Институт социологии образования» РАО в рамках темы «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» было проведено исследование учащихся общеобразовательных школ. С помощью разработанного ФГНУ ИСО РАО инструментария был проведен опрос 993 русскоязычных учащихся 9-х и 12-х классов школ с преподаванием на русском языке в г. Кишинев.



№№ п/п

Наименование темы НИР, годы выполнения

Внедряемые разработки (вид разработки, библиографическое описание)

Организаторы внедрения

База внедрения

Формы внедрения

Проект 3.3. «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования»

Руководитель: Собкин В.С., д.психол. н., проф., академик РАО

Головная организация: Институт социологии образования РАО

1.

«Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» 2007-2012


Технологии, методики

Собкин В.С.



«Социологическая анкета по исследованию особенностей социализации подростка и характеристики его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре», 2012 – 0,9 п.л.


Славянский университет Республики Молдова

Общеобразова-тельные школы г.Кишинев, Молдова

Проведение социологи-ческого опроса

Каталог: userfiles -> file
file -> Ьное государственное бюджетное учреждение «научный центр психического здоровья» российской академии медицинских наук
file -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа
file -> Департамент образования и науки краснодарского края
file -> Орган опеки и попечительства мр «Томпонский район» «Школа приемных родителей»
file -> Негосударственного образовательного учреждения
file -> Исполнение уголовных наказаний и осуществление мер безопасности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница