Федеральное государственное бюджетное



Скачать 219.01 Kb.
Дата10.02.2016
Размер219.01 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Социологический факультет






УТВЕРЖДЕНО

Проректор по учебно-методической работе

профессор ____________ Е.Г. Елина

«___»_____________________2012 г.







Рабочая программа дисциплины (модуля)

Молодежь в общественно-политической жизни общества


Направление подготовки

«Организация работы с молодежью»


Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов, 2012

Наименование дисциплины

«Молодежь в общественно-политической жизни общества»

Рекомендуется для направления подготовки

040700 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

1. Цели освоения дисциплины

Целью курса «Молодежь в общественно-политической жизни общества» формирование у студентов общего представления о системе гражданского и патриотического воспитания на основе систематизации научного знания о молодежи, ознакомления с развитием социально-философской, исторической мыслью, деятельностью политических и социальных институтов. Данный курс предполагает:

- раскрыть базовые теоретические подходы и перспективы развития гуманитарных, естественных и социальных наук о развитии гражданских и патриотических идей;

- представить основные понятия социальных наук, современного законодательства, государственной молодежной политики в развитии и взаимосвязи с гражданским и патриотическим воспитанием;

- представить характеристики положения молодежи в современном обществе и основные проблемы формирования патриотических чувств;

- сформировать научные представления о гражданском и патриотическом воспитании молодежи как общественном явлении и целенаправленном педагогическом процессе, о системном подходе к организации работы с молодежью;

- сформировать гуманистические установки по отношению к молодежи и процессу гражданского и патриотического воспитания.

Реализация данных целей имеет важное практическое значение в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере организации работы с молодежью и молодежной политики.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Молодежь в общественно-политической жизни общества» является базовой дисциплиной профессионального цикла, предназначенная для подготовки бакалавров по направлению «Организация работы с молодежью». Является дополнением, предшествующим дисциплинам профессионального цикла (Введение в специальность, Социология), поэтому данный курс предполагает наличие у обучающихся определенных базовых знаний основных понятий и категорий, относящихся к молодежи как к демографической группе, процесса социализации молодежи.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Молодежь в общественно-политической жизни общества».

В результате изучения данной дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5); способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7). Так же в процессе подготовки обучающийся получает ряд профессиональных компетенций: ПК 1 – общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике); профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2); проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3); управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК-4).

В результате освоения дисциплины «Молодежь в общественно-политической жизни общества» обучающийся должен:



Знать основные ключевые политические понятия; Сущность и этапы политической социализации молодежи; характер и динамику политического сознания современной российской молодежи; основные формы политического поведения современной российской молодежи.

Уметь оперировать основными категориями политики; сопоставлять молодежные общественно-политические организации и объединения по целям и характеру деятельности, идеологии.

Владеть технологией вторичного анализа социологических и статистических данных о месте и роли молодежи в политическом процессе; технологиями активизации политического участия молодежи.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Молодежь в общественно-политической жизни общества»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов, из них аудиторных 86 часов, включающих 34 лекционных и 52 практических.

Лекционные и практические занятия проводятся в соответствии с программой курса.


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)















лекции

семинары

самостоятельная

итого


1

Основные институты формирования гражданской и правовой культуры..

1

1,2

2

4

4




Интерактивный семинар

2

Актуальные вопросы гражданского, патриотического, правового воспитания в ГМП.


1

3-5

3

6

4




Интерактивный семинар

3

Роль СМИ в становлении гражданственности российской молодежи.

1

6,7

2

4

4




Интерактивный семинар

4

Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры.

1

8-10

3

6

4




Интерактивный семинар

5

Типы политического лидерства и предпочтения молодежи.

1

11,12

2

4

4




Интерактивный семинар

6

Политические ожидания молодежи.

1

13,14

2

4

4




Интерактивный семинар

7

Программы, концепции по участию молодежи в выборных кампаниях..

1

15,16

2

4

3




Интерактивный семинар

8

Модели политического поведения российской молодежи.

1

17,18

2

4

3




Интерактивный семинар










18

18

36

30




зачет

9

Виды социальной активности.

2

1,2

2

2

3




Интерактивный семинар

10

Программы и модели формирования позитивно направленной социальной активности молодежи и гражданской ответственности.

2

2-4

2

2

3




Интерактивный семинар

11

Понятие патриотизма сквозь призму истории, современные подходы, концептуальные основания.

2

5-7

2

2

3




Интерактивный семинар

12

Программы военно-патриотической направленности. Допризывная молодежь, подготовка к службе в армии.

2

8-10

4

4

3




Интерактивный семинар

13

Гендерные аспекты патриотического воспитания.

2

11,12

2

2

3




Интерактивный семинар

14

Традиционные формы, инновации.

2

13,14

2

2

3




Интерактивный семинар

15

Профильные клубы и объединения, программы, формы работы.

2

11,12

2

2

4




Интерактивный семинар










16

16

16

22

























6




кср







1,2




34

52

58

144

























36

экзамен




Итого
















180






Содержание дисциплины

Тема 1. Основные институты формирования гражданской и правовой культуры.

Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Конституция – договор между гражданами. Суверенитет РФ. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам гражданского и патриотического воспитания. Общественная палата. Федеральные и региональные центры патриотического воспитания.



Тема 2. Актуальные вопросы гражданского, патриотического, правового воспитания в ГМП.

Молодежная политика как сфера общественных преобразований. Содержание, принципы гражданского и патриотического воспитания в системе ГМП. Нормативно-правовая база. Институты государственной и общественной молодежной политики. Деятельность региональной молодежной политики. Учреждения, ведущие работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.



Тема 3. Роль СМИ в становлении гражданственности российской молодежи.

Информационное обеспечение системы патриотического воспитания граждан РФ. Теле и радиопередачи патриотической направленности. Организация постоянно действующих рубрик о гражданском и патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах, в печати с участием ученых, государственных и общественных деятелей, представителей культуры, искусства и спорта, ветеранов войны и др.



Тема 4. Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры.

Понятие правовая культура (исторический экскурс). Теоретические представления о правовой и политической культуре. Российское гражданство. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Политические права и свободы. Экономические права и свободы. Культурные права. Преступления и наказание (об уголовном праве).

Концепция патриотического воспитания. Федеральные целевые программы «Молодежь России». РЦП «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Тема 5. Типы политического лидерства и предпочтения молодежи.

Особенности теории политических элит. Особенности рекрутирования, функций и задачи политической элиты в РФ. Современные теории и школы политического лидерства. Характерные черты политического лидерства и формирование лидерских технологий в РФ.



Тема 6. Политические ожидания молодежи.

Теоретические представления о политической культуре и ее роли в воспитании молодежи. Политическая социализация, ее особенности в РФ. Общественное сознание и политическая психология молодежи. Политический конфликт, основные механизмы его разрешения. Мониторинг СМИ. Политические рейтинги.



Тема 7. Программы, концепции по участию молодежи в выборных кампаниях.

Рождение партий и их роль в современной политической жизни молодежи. Российские политические партии в начале XXI в. Процесс становления многопартийности в современных российских условиях. Политические выборы и избирательные системы. Партийные программа развития государственной молодежной политики. Молодежные отделения партий.



Тема 8. Модели политического поведения российской молодежи.

Координация деятельности общественных объединений и организаций. Модели политического поведения. Молодежные политические субкультуры. Мониторинг.



Тема 9. Виды социальной активности.

Принципы социальной политики. Принцип справедливости, индивидуальной социальной ответственности, социальной солидарности, социального партнерства, социальной компенсации, социальных гарантий, субсидиарности. Человек, группа, коллектив как субъекты социальной активности. Гражданская ответственность – условия развития социальной самоорганизации. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.



Тема 10. Программы и модели формирования позитивно направленной социальной активности молодежи и гражданской ответственности.

Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации.



Тема 11. Понятие патриотизма сквозь призму истории, современные подходы, концептуальные основания.

Проблемы патриотического воспитания в отечественной педагогике. Понятие «Патриотизм». Концепции и теоретические подходы в контексте проблем формирования: патриотизма (А. Голев, В.А. Кобылянский, Ю.В. Лазарев, В.И. Лутовинов, Р.Ш. Маликов и др), гражданственности (Н.И. Васильев, Ф.Б. Горелик, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, И.Л. Судакова и др.), национального самосознания: (Л.А. Альшевская, А.И. Володин и др.); национально-регионального компонента (Т.С. Буторина, Ю.В. Лазарев и др.). Теоретические подходы в философии, истории, социологии.



Тема 12. Программы военно-патриотической направленности. Допризывная молодежь, подготовка к службе в армии.

Деятельность РОСТО. Программы военно-патриотической направленности. Символы России и Вооруженных сил. Исторический экскурс о днях воинской славы России. Деятельность общественных объединений «Долг», общественная деятельность ветеранов локальных войн. Организация поисковой работы. Деятельность музеев, залов боевой славы и проведение «Вахты памяти» и др.



Тема 13. Гендерные аспекты патриотического воспитания.

Проведение научно-пракитческих конференций «Патриотизм – истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Организация и проведение социологических опросов на тему «Гражданская позиция молодежи». Организация работы по изучению психологических проблем молодежи допризывного, призывного возраста по вопросам готовности к защите Отечества. Становление института контрактной службы (гендерный аспект).



Тема 14. Традиционные формы, инновации.

Организация и проведение системы мероприятий по совершенствованию гражданского и патриотического воспитания. Участие во Всероссийских акциях, фестивалях, конкурсах, военно-спортивных играх. Организация и проведение мероприятий по поддержке историко-краеведческих музеев и музеев боевой и трудовой славы. Организация и проведение республиканских акций, конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, военно-спортивных игр. Роль PR в продвижении специальных мероприятий. Социальная реклама.



Тема 15. Профильные клубы и объединения, программы, формы работы.

Деятельность кадетских классов, военно-патриотических клубов, центров, программы. Формы работы.


5. Образовательные технологии

Для более эффективного усвоения материала предусмотрены разнообразные формы работы студентов. Это прослушивание лекционного курса в аудитории с написанием подробного конспекта, чтение и конспектирование рекомендованной литературы. Полученные в ходе лекционных занятий знания закрепляются в ходе практических занятий, значительное место среди которых занимают самостоятельная и групповая работа и презентации, интерактивные семинары.

Для повышения эффективности восприятия материала рекомендуется, помимо устного изложения, использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Эффективно, также, использование материалов учебных и научно-популярных фильмов, если для их просмотра в аудитории есть необходимое техническое оснащение. Презентации направлены на приобретение навыков по подготовке презентационных материалов, работе с аудиторией, освоение презентационной техники.

Курс заканчивается экзаменом, в рамках которого студентам необходимо ответить на теоретические вопросы по дисциплине и продемонстрировать определенные знания в виде практической работы.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контроль усвоения студентами программы делится на текущий (семинары, зачет) и итоговый (экзамен).



Темы интерактивных семинаров:

  1. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам гражданского и патриотического воспитания.

  2. Институты государственной и общественной молодежной политики.

  3. Учреждения, ведущие работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.

  4. Информационное обеспечение системы патриотического воспитания граждан РФ.

  5. Теоретические представления о правовой и политической культуре.

  6. Федеральные целевые программы «Молодежь России».

  7. Характерные черты политического лидерства и формирование лидерских технологий в РФ.

  8. Теоретические представления о политической культуре и ее роли в воспитании молодежи.

  9. Политическая социализация, ее особенности в РФ.

  10. Российские политические партии в начале XXI в.

  11. Молодежные отделения партий.

  12. Координация деятельности общественных объединений и организаций

  13. Молодежные политические субкультуры.

  14. Принцип справедливости, индивидуальной социальной ответственности, социальной солидарности, социального партнерства, социальной компенсации, социальных гарантий, субсидиарности.

  15. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

  16. Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

  17. Проблемы патриотического воспитания в отечественной педагогике.

  18. Программы военно-патриотической направленности.

  19. Организация поисковой работы. Деятельность музеев, залов боевой славы и проведение «Вахты памяти» и др.

  20. Гендерные аспекты патриотического воспитания.

  21. Роль PR в продвижении специальных мероприятий. Социальная реклама

Итоговые вопросы к курсу

  1. Основные институты формирования гражданской и правовой культуры.

  2. Актуальные вопросы гражданского, патриотического, правового воспитания в ГМП.

  3. Роль СМИ в становлении гражданственности российской молодежи.

  4. Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры.

  5. Типы политического лидерства и предпочтения молодежи.

  6. Политические ожидания молодежи.

  7. Программы, концепции по участию молодежи в выборных кампаниях.

  8. Модели политического поведения российской молодежи.

  9. Виды социальной активности.

  10. Программы и модели формирования позитивно направленной социальной активности молодежи и гражданской ответственности.

  11. Понятие патриотизма сквозь призму истории, современные подходы, концептуальные основания.

  12. Программы военно-патриотической направленности. Допризывная молодежь, подготовка к службе в армии.

  13. Гендерные аспекты патриотического воспитания.

  14. Традиционные формы, инновации.

  15. Профильные клубы и объединения, программы, формы работы.

  16. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам гражданского и патриотического воспитания.

  17. Институты государственной и общественной молодежной политики.

  18. Учреждения, ведущие работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.

  19. Информационное обеспечение системы патриотического воспитания граждан РФ.

  20. Теоретические представления о правовой и политической культуре.

  21. Федеральные целевые программы «Молодежь России».

  22. Характерные черты политического лидерства и формирование лидерских технологий в РФ.

  23. Теоретические представления о политической культуре и ее роли в воспитании молодежи.

  24. Политическая социализация, ее особенности в РФ.

  25. Российские политические партии в начале XXI в.

  26. Молодежные отделения партий.

  27. Координация деятельности общественных объединений и организаций

  28. Молодежные политические субкультуры.

  29. Принцип справедливости, индивидуальной социальной ответственности, социальной солидарности, социального партнерства, социальной компенсации, социальных гарантий, субсидиарности.

  30. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

  31. Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

  32. Проблемы патриотического воспитания в отечественной педагогике.

  33. Программы военно-патриотической направленности.

  34. Организация поисковой работы. Деятельность музеев, залов боевой славы и проведение «Вахты памяти» и др.

  35. Роль PR в продвижении специальных мероприятий. Социальная реклама


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Молодежь в общественно-политической жизни общества»

а) основная литература:



  1. Манько, Ю. В.Социология молодёжи [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - СПб. : Петрополис, 2008.

  2. Блонский, Леонид Владимирович. Социология молодёжи [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Организация работы с молодёжью" / Л. В. Блонский. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2009.

  3. Политическая активность молодежи: Результаты социологического исследования. / Под ред. В.И. Добренькова, Н.Л. Смакотиной. – М, Изд-во «Макс-пресс», 2009.

б) дополнительная литература:



  1. Социология молодежи [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Социология", специальностям "Социология, "Организация работы с молодежью" / под ред. В. Н. Кузнецова. - М. : Гардарики, 2005.

  2. Социология молодёжи [Текст] : энцикл. слов. / Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, Моск. гуманитар. ун-т, Рос. гос. социал. ун-т ; авт.-сост.: Ю. А. Зубок [и др.] ; отв. ред.: Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008.

  3. Социология молодёжи [Текст] : рек. указ. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Зон. науч. б-ка им. В. А. Артисевич ; сост. О. В. Ломова ; отв. ред. А. В. Зюзин. - Саратов : ЗНБ СГУ [изд.], 2009.

  4. Технологии развития и социальной адаптации молодежи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. В. Акинфиева [и др.] ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т дополн. проф. образования. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2008

  5. Талалаева, Галина Владленовна. Демографические аспекты самосохраняющего поведения молодежи [Текст] / Г. В. Талалаева, Б. С. Павлов ; отв. ред. А. В. Трапезников ; Урал. отд-ние РАН. - Екатеринбург : [Б. и.], 2008.

  6. Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство [Текст] : сб. науч. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова ; редкол.: Д. И. Варламов (отв. ред.) [и др.]. - Саратов : Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова [изд.], 2006

  7. Социальный потенциал молодежи. М, Изд-во «Макс-пресс», 2009.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы




  1. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Учебные аудитории соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Оснащены мультимедийным оборудованием последнего поколения. Имеются компьютерные классы с выходом в глобальную сеть Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Организация работы с молодежью» и профилю подготовки «Молодежная политика».
Автор Дыльнова Т.В. ________________

Программа одобрена на заседании кафедры социологии молодежи

протокол № 1 от 30 августа 2012 года.
Подписи:

Зав. кафедрой Ивченков С.Г.




Декан социологического факультета СГУ Дыльнов Г.В.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница