Федеральная служба исполнения наказаний



Скачать 280.59 Kb.
Дата25.04.2016
Размер280.59 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Академия права и управления

(Академия ФСИН России)
Кафедра общей психологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСИН России

генерал-майор внутренней службы


А.А. Крымов

«____» ____________2015 г.


ПРОГРАММА

вступительного испытания в адъюнктуру

по направлению подготовки 37.07.01 – Психологические науки

(научная специальность 19.00.07 – педагогическая психология)

Программа вступительного испытания

одобрена приемной комиссией академии

28 января 2015 г., протокол № 7.

Рязань 2015

ББК 88р30

П 24


Рецензенты:

Н.А. Коваль, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (ТГУ им. Г.Р. Державина);

Д.В. Сочивко, доктор психологических наук, профессор (Академия ФСИН России).

Авторы-составители: Г.И. Аксенова, доктор педагогических наук, профессор, В.Н. Савардунова, кандидат педагогических наук, доцент.

П 24


Педагогическая психология: программа вступительного испытания по специальности 19.00.07 – педагогическая психология / авт.-сост. Г.И. Аксенова, В.Н. Савардунова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 19 с.
Обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры общей психологии 12 января 2015 г., протокол № 1, приемной комиссии 28 января 2015 г., протокол № 7.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Гаврина



Учебно-методическое издание
педагогическая Психология
Программа вступительного испытания в адъюнктуру

по направлению 37.07.01 – Психологические науки

(научная специальность 19.00.07- Педагогическая психология)



Технический редактор Л.И. Семочкина

Подписано в печать ___.____.____.

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times..

Печ. л. 1,2.

Тираж 25 экз. Заказ № _____.



Редакционно-издательский отдел

Академии ФСИН России

390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России

390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1






ББК 88р30

© Аксенова Г.И., Савардунова В.Н., 2015

© Академия ФСИН России, 2015

  1. Цели и задачи вступительного испытания

Целью вступительного испытания является определение уровня профессиональных компетенций кандидата на обучение, необходимых для обучения в адъюнктуре, проверка знаний по методологическим основам, узловым проблемам теории, основным методам и понятиям психолого-педагогического исследования.


2. Компетенции, которые должен показать кандидат на обучение в адъюнктуре
В процессе вступительного испытания кандидат на обучение в адъюнктуре должен продемонстрировать наличие компетенций, в том числе:

    а) общекультурных:

    способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции;

    способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;


б) профессиональных:

способность прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, способностей, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях,

способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.

Кандидат на обучение в адъюнктуре должен продемонстрировать:



    знание: объекта, предмета, структуры педагогической психологии; методологических основ психолого-педагогического исследования, содержание основных исторических этапов становления педагогической психологии как самостоятельной науки, психолого-педагогических особенностей субъектов образовательного процесса,

умение: оперировать понятиями и категориями педагогической психологии; анализировать и сопоставлять психологические факты и закономерности; проектировать и применять методы психологической диагностики и коррекции; применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач профессиональной деятельности;

    владение: навыками научного мышления, аргументации и доказательства высказываемой точки зрения; категориальным аппаратом педагогической психологии; основными психологическими методами и методиками.

3. Содержание вступительного испытания

по педагогической психологии

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ


Тема 1. Педагогическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки
Общенаучная характеристика педагогической психологии. Педагогическая психология среди современных человековедческих наук. Педагогическая психология, возрастная психология и психология развития: общность и различие объекта исследования. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии. Использование научных представлений о человеке, основных психологических концепций в педагогической психологии (анализ частных примеров из области интроспективной психологии, бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, когнитивной психологии, гуманистической, естественнонаучной психологии, культурно-исторической теории Л.С. Выготского). Вклад П.Ф. Каптерева в становление педагогической психологии в качестве самостоятельной отрасли психологической науки. Образование как глобальный объект педагогической психологии. Образование как совокупность воспитания, обучения, развития. Характеристика продуктов образовательной деятельности. Взаимосвязь и взаимовлияние обучения и развития, воспитания и обучения, воспитания и развития. Субъектный подход в организации образовательного пространства. Научное обоснование полисубъектных отношений в области образовательного пространства. Специфические особенности субъектов образовательной деятельности.

Характеристика проблем современной педагогической психологии. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии.

Используемая литература: 1, 3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 15, 35, 38, 44.
Тема 2. Методология и методы педагогической психологии
Методология как система принципов, способов организации научной деятельности и как учение о природе этой деятельности. Содержание задач философского и конкретно-научного познания: научный подход, методологический принцип, исследовательский метод, частная методика. Характеристика основных методологических принципов в области психологии (принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип системности) и в педагогической психологии (интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация). Частные принципы педагогической психологии (экологизация образования, междисциплинарная интеграция в технологии образования, ориентация на непрерывное образование, общепланетарный глобализм).

Методологическая характеристика уровней научного познания: эмпирический, практический, теоретический. Методологическая характеристика предметов научного познания основных школ психологии: интроспективная психология, бихевиоральная психология, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, естественнонаучная психология, антропологическая психология, трансцендентальная психология. Специфика методов научного познания различных направлений психологии. Идея синтеза научных подходов: возможности и недостатки. Характеристика основных сторон предмета научного познания педагогической психологии.

Понятие метода в психологической науке. Классификация методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Классификация объективных методов психологии: общенаучные, конкретно-научные, метанаучные (по Е.И. Исаеву, В.И. Слободчикову). Формирующий эксперимент как основной метод отечественной педагогической психологии.

Используемая литература: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 14, 15, 28, 35, 36, 38, 50 .


Тема 3. История развития педагогической психологии
Проблемы педагогической теории и организации школьного обучения в «Великой дедактике» Я.А. Коменского. Идея воспитывающего обучения в концепции И. Гербарта. Проблема творческой активности ученика, самодеятельность и саморазвитие ученика у И. Песталоци. Роль педагога в образовательном процессе; учебный процесс как единство ученика (обучаемого субъекта), учителя, изучаемого предмета и условий обучения в работах А. Дистервега. Анализ проблем педагогической психологии по содержанию работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинского. Вклад П.Ф. Каптерева в разработку основ педагогической психологии. Концепция гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека С.Т. Шацкого.

Экспериментальное изучение особенностей поведения, теории научения в работах западных психологов Дж. Уотсона, Э. Толмена, Б. Скинера. Теория умственного развития Ж.Пиаже. Возникновение и развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы Р. Штайнера и школы М. Монтессори. Контроль процесса формирования умений, знаний, способностей, управление подготовкой учебных программ и учебного процесса посредством тестового метода. Развитие тестовой психологии А. Бине, Б. Симона, Дж. Кеттела. Деятельность экспериментальной лаборатории Э. Меймана. Основные цели и содержание особого психолого-педагогического направления – педологии. Развитие идей педологии в работах М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

Теория программированного обучения Б. Скинера. Алгоритмизация обучения Л.Н.Ланды. Система проблемного обучения в работах В. Оконь, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Современная теория учебной деятельности в работах А.К. Макаровой, И.И. Ильясова, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцова. Психологические основы усвоения, разработанные Л.Б. Ительсоном, Е.Н. Кабановой-Миллер, Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского.

Используемая литература: 3, 4, 5, 8, 11, 15, 18, 30, 34, 38, 51.


Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Тема 4. Учебная деятельность как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс
Учебная деятельность как специфический вид человеческой деятельности. Содержание, характер и формы учебной деятельности. Общественный характер учебной деятельности. Общие и частные цели учебной деятельности. Предмет учебной деятельности. Средства и способы учебной деятельности. Психологическая характеристика результатов учебной деятельности.

Учение, обучение, научение как основные понятия психологии обучения.

Сущность научения. Ассоциативная модель. Рефлекторный уровень. Сенсорное научение. Когнитивный уровень. Научение знаниям.

Условно-рефлекторный уровень. Моторное научение. Научение как случайный и направленный процесс. Когнитивный уровень. Научение навыкам.

Понятие видов научения. Интеллектуальное научение. Рефлекторный уровень. Знаковое научение. Когнитивный уровень. Научение понятиям. Научение мышлению. Научение умениям.

Сущность обучения. Обучение как управление процессом накопления знаний. Обучение как организация познавательной активности учащихся. Обучение как стимуляция исследовательской активности учащихся. Обучение как управление процессом накопления познавательных структур. Обучение как стимуляция самостоятельной мыслительной активности учащегося. Обучение как управление мыслительной деятельностью учащихся.

Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация. Учебная задача в структуре учебной деятельности: общая характеристика, особенности, способы решения. Действия и операции в структуре учебной деятельности. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) – компоненты структуры учебной деятельности.

Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности. Обучение ребенка в дошкольном возрасте. Особенности познавательной деятельности младшего школьника. Особенности обучения подростка. Обучение старшеклассника.

Психологические особенности одаренных детей, диагностика и пути развития одаренности в дошкольном и школьном возрасте. Психологические вопросы успеваемости. Характеристика основных причин неуспеваемости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Типы неуспевающих школьников.

Учащиеся с временной задержкой умственного развития и психологические особенности организации их обучения.

Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся.

Используемая литература: 1, 4, 7, 14, 15, 21, 23, 29, 38, 43, 47, 50.



Тема 5. Обучение и умственное развитие

Учебная деятельность и умственное развитие. Проблема обучения и развития. Психологические основы развивающего обучения и возможности их реализации в различных образовательных системах в современных условиях. Характеристика основных показателей умственного развития и проблема его диагностирования. Зоны обучения (по Л.С.Выготскому). Развитие личности в процессе обучения.

Основные психологические закономерности усвоения знаний. Принцип активности мышления и эффективность усвоения знаний. Роль процессов анализа и синтеза в познавательной деятельности учащихся. Системность знаний как главное условие их эффективного усвоения и прочного запоминания. Соотношение и роль познавательной и мнемической деятельности в процессе усвоения знаний. Пути повышения эффективности усвоения знаний.

Формирование учебных навыков и умений. Овладение приемами мыслительной деятельности как важное условие получения результатов (продуктов) мыслительной деятельности (понятий, суждений, умозаключений). Сознательный перенос умения на решение новых задач как показатель высокого уровня его сформированности. Значение типов ориентировочной основы действия в формировании учебных навыков и умений детей. Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении.

Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся. Обучаемость как свойство личности. Уровень обучаемости и направленность личности школьника личности. Психологическое значение активации мыслительных процессов в управлении усвоением знаний и умственной деятельностью учеников.

Психологические вопросы успеваемости. Психологические особенности одаренных детей; диагностика и пути развития одаренности в дошкольном и школьном возрасте. Психологическая характеристика неуспевающих. Причины неуспеваемости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте; пути ее предупреждения и преодоления. Типы неуспевающих школьников. Дети с временной задержкой умственного развития и психологические особенности педагогической работы с ними.

Характеристика показателей интеллектуальной зрелости: широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок происходящего; готовность к принятию необычной противоречивой информации; умение осмысливать происходящее в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий); ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего; способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его системных связей.

Характеристика интеллектуальных базовых качеств личности: компетентность, интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, интеллектуальная саморегуляция.

Используемая литература:  3, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 17, 18, 22, 23, 29, 35.
Тема 6. Характеристика основных концепций учебной деятельности
Психологические основания концепции обучения Л.С. Выготского. Реализация идей Л.С. Выготского в современных концепциях развивающего обучения. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Информационный подход и теория Ж. Пиаже. Теория нео-Пиаже.

Характеристика основных психологических ориентированных моделей обучения.

Личностная модель обучения Л.Н. Занкова, М.В. Зверевой, И.И. Аргинской, Н.В. Нечаевой. Характеристика основных принципов обучения: высокий уровень трудности; ведущая роль теоретических знаний на начальном этапе обучения; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения; одновременная работа по развитию сильных и слабых учащихся. Содержание ключевой цели личностной модели. Основные линии общего психического развития: наблюдение, мышление и практическое действие. Многогранность развития, процессуальность, проблемность, вариантность как основные требования организации процесса обучения. Индивидуальный подход и направленность на сотрудничество с детьми. Целостный личностный рост как ключевой психологический элемент модели.

Развивающая модель Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина. Развитие основ теоретического мышления. Характеристика основных различий эмпирического теоретического знания. Трансформация основных дидактических принципов. Формирование навыков и умений учебной деятельности как основная задача развивающей модели обучения. Характеристика содержательного обобщения. Развитие мыслительных действий (анализ, планирование, рефлексия). Специфика усвоения учебного знания на уровне научных понятий. Характеристика учебной активности обучающихся в рамках модели развивающегося обучения. Способы деятельности как ключевой психологический элемент модели.

Активизирующая модель А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.И. Скаткина, Г.И. Щукиной. Характеристика проблемной ситуации. Развитие познавательных потребностей и интеллектуальных чувств. Характеристика средств контроля за усвоением нормативных знаний, умений, навыков. Основные факторы эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная активность обучающихся в условиях решения учебных проблемных ситуаций.

Формирующая модель П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, И.П. Калошиной, В.П. Беспалько. Целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Характеристика основных этапов формирования умственных навыков (по Г.Я. Гальперину). Закономерности процесса усвоения: природа процесса усвоения, структурный и функциональный анализ действий, свойства действия. Типы ориентировочной основы действий. Программированное и алгоритмическое обучение как разновидности формирующей модели обучения. Проблема учета своеобразия склада ума в рамках формирующей модели обучения.

Используемая литература:  2, 11, 17, 18, 20, 34, 51, 52.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ.
Тема 7. Психологическая характеристика воспитательного воздействия
Взаимосвязь ситуации развития общества и воспитания. Характеристика глобальных целей воспитания; специфика современных целей воспитания. Характеристика основных теорий воспитания. Воспитание как междисциплинарная категория.

Институты воспитания: возможности, достоинства и недостатки каждого социального института воспитания.

Формирование личности как многоплановый процесс. Взаимосвязь и взаимообусловленность обучения, воспитания и развития. Идея комплексного подхода в условиях воспитательного воздействия. Характеристика основных направлений воспитания. Основные фазы воспитательного процесса. Психологические требования к воспитательному процессу. Механизмы воспитательного воздействия. Средства воспитания.

Классификация методов воспитания. Критерии воспитанности.

Общение и его роль в воспитании. Роль коллектива в воспитании личности. Анализ положительных и отрицательных тенденций влияния личности и коллектива.

Онтогенетические особенности воспитания. Психология самовоспитания. Этапы самовоспитания.

Используемая литература: 1, 3, 8, 10, 11, 22, 32, 37, 41, 42, 48.
Тема 8. Психология перевоспитания
Понятие перевоспитания. Понятие трудновоспитуемости. Взаимосвязи мотивов, потребностей и привычных форм поведения и их учет в овладении способами удовлетворения социально ценных потребностей воспитанников. Воспитательные возможности коллектива в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Индивидуальные особенности характера и поведение человека; их специфика у трудновоспитуемых детей и подростков, диагностика и возможности коррекции.

Особенности детей с отклонениями в психическом развитии, размытость границ и сложность поведения. Сравнительный анализ акцентуации и психопатии. Психопатии и акцентуации характера у подростков (по А.Е. Личко), их группировка, анализ и учет в организации деятельности, поведения, общения, реализации комплексного подхода к воспитанию и перевоспитанию учащихся.

Единство формирования нравственного сознания и поведения личности.

Природа девиантного и делинквентного поведения: особенности проявления, характеристика причин, виды и меры профилактики. Значение порядка представления фактов для формирования и изменения социальных установок. Эффекты первичности и новизны в формировании конструктивных социальных установок. Специфика психологических явлений в процессе изменения социальных установок. Феномены ассимиляции и контраста.

Используемая литература: 1, 9, 12, 27, 31, 39, 40, 43, 48.
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)
Тема 9. Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
Особенности педагогической деятельности в современных условиях. Понятие профессиональной культуры современного учителя (преподавателя).

Структура педагогической деятельности. Педагогические цели и задачи. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Анализ и оценка педагогической деятельности.

Психологические показатели эффективности труда учителя (преподавателя). Неэффективность труда учителя (преподавателя): анализ феномена, пути коррекции.

Внешние и внутренние условия труда учителя (преподавателя). Начинающий и опытный учитель (преподаватель). Учитель (преподаватель) в напряженных условиях.

Учитель начальной и средней школы, преподаватель высшей школы: психологические особенности деятельности.

Организация профессионального саморазвития педагога, профессионализм и педагогическое мастерство как высший уровень профессионализма. Характеристика основных компонентов профессионализма: когнитивный, коммуникативный, социально-перцептивный, мотивационный, ценностно-смысловой, рефлексивный. Общие и специальные инварианты профессионализма. Критерии профессионализма педагогической деятельности. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Система регуляции когнитивных процессов. Особая роль речи в саморегуляции психических процессов и состояний. Эмоционально-личностная саморегуляция. Синдром эмоционального сгорания: основные признаки, профилактика и коррекция. Аутотренинг в работе педагога.

Психологическая характеристика педагогического общения. Стили педагогического общения и проблема психологического комфорта личности и коллектива учащихся.

Восприятие и понимание преподавателем учащихся. Понимание учащимися преподавателя. Учет возрастных и индивидуальных особенностей как условия успешного общения. Психологические барьеры общения в системах «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель», «ученик-ученик» и др.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися и взаимодействие с ними в учебном процессе и в условиях неформального общения.

Конфликты в образовательной системе. Понятие педагогического конфликта. Анализ общих причин конфликтов в образовательных системах. Позитивные и негативные функции педагогических конфликтов. Подходы к классификации педагогических конфликтов. Анализ структуры и динамика развития конфликтов. Стратегии поведения педагогов в конфликтных педагогических ситуациях.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов и их содержание (по М.М. Рыбаковой): конфликты деятельности; конфликты поведения; конфликты отношений. Содержание школьных конфликтов в разные возрастные периоды. Причины и содержание конфликтов в вузе. Диагностика и профилактика конфликтов в образовательной системе.

Используемая литература:  3, 4, 6, 7, 15, 33, 35, 38, 40, 42, 44.


Тема 10. Психология личности учителя (преподавателя, педагога)
Специфика профессионально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества. Роль учителя (преподавателя, педагога) в социальном, идеологическом, политическом, экономическом и культурном прогрессе общества. Характеристика воспитателя, учителя, преподавателя как субъектов профессиональной деятельности. Основные требования, предъявляемые к интеллекту, эрудиции и культуре личности современного педагога. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. Формирование индивидуальности воспитанника через индивидуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Новаторство и распространение передового опыта Проблема ассимиляции передового опыта. Личностный рост и самообразование педагога.

Структурно- иерархическая модель личности учителя (по Л.М. Митиной). Классификация педагогических способностей (по В.А. Крутецкому). Общие и специальные педагогические способности. Истоки и процесс формирования специальных педагогических способностей.

Показатели актуальности непрерывного психологического сомообразования педагога. Основные пути и средства самообразования.

Используемая литература:  3, 4, 6, 7, 15, 33, 35, 38, 40, 42, 44, 46.


Тема 11. Психологическая служба в системе образования
Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования. Структура психологической службы, ее составляющие. Место практического психолога в психологической службе, его профессиональная специализация: психодиагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция. Состояние и тенденции развития психологической службы в системе образования.

Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога. Спорные вопросы, возникающие в работе практического психолога, пути их решения. Этический кодекс практического психолога.

Психологическая коррекция в работе психологической службы. Средства психокоррекции, особенности их использования в работе с проблемными детьми.

Психодиагностика как метод коррекции и развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер психики детей с проблемами в развитии: понятие, структура, специфика, задачи, методика построения и проведения.

Программы психокоррекционной работы с проблемными детьми. Требования к составлению коррекционно-развивающих программ: определение цели, задач, блоков, этапов, содержания.

Семья в системе коррекционно-развивающей работы с проблемными детьми. Основы психокоррекционной работы с семьей проблемного ребенка: причины неэффективных родительских отношений, родительские группы как форма психокоррекции.

Профориентация и профотбор как одно из направлений диагностической и консультационной деятельности практического психолога в системе образования.

Использование специализированных профориентационных методик в практике профессионального консультирования: «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда, ДДО и ПДО Е.А. Климова, тесты исследования направленности личности. Комплексное исследование личности в профориентации и профессиональном отборе. Использование тестов ДМО, ИТО (Л.Н.Собчик), СМИЛ в диагностике самоопределяющихся личностей.

Использование тестов для исследования интеллекта и творческих способностей в профориентационной диагностике. Специфика интерпретации тестов КОТ, свободнокультурного теста для исследования интеллекта Р. Кеттелла, теста Равенна, теста Торренса и др.

Используемая литература: 2, 6, 9, 11, 23, 39, 8, 21, 28, 39, 50.



4. Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной подготовки кандидата на обучение.

Оценочные средства вступительного испытания
При подготовке к вступительному испытанию кандидату на обучение следует изучить литературу, рекомендованную к каждой теме. При этом следует учитывать, что ее перечень не ограничен.

При оценивании (определении) результатов испытания применяется традиционная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

В качестве допуска к испытанию используется реферат, при оценке которого применяется традиционная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и делается вывод о возможности допустить кандидата к вступительному испытанию.

Во вступительном реферате кандидат на обучение должен продемонстрировать навыки логического анализа содержания первоисточников, учебной и монографической литературы, умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, владение категориальным аппаратом психологической науки, способности высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы.


Примерные темы вступительных рефератов


  1. Исторические предпосылки возникновения педагогической психологии.

  2. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: история и современность.

  3. Образование как глобальный объект педагогической психологии.

  4. Методы психолого-педагогического исследования.

  5. Учение, обучение, научение как основные понятия психологии обучения.

  6. Психологическая сущность проблемного обучения.

  7. Контроль и его функции в учебном процессе.

  8. Проблема успеваемости в современных условиях образования.

  9. Характеристика учебной дезадаптации, ее причины и приемы элиминирования.

  10. Психология познавательной активности и специфика обучения взрослых (студентов).

  11. Психологическая сущность программированного обучения, компьютеризации и информатизации современного образования.

  12. Психологические особенности духовно-нравственного воспитания детей, подростков и юношей.

  13. Характеристики педагогического общения.

  14. Мастерство как высший уровень профессионализма.

  15. Методы самопознания и самосовершенствования современного педагога.

  16. Психологическая характеристика педагогических конфликтов.

  17. Профессиональная деформация в педагогической деятельности.

  18. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности.

  19. Профессионально значимые качества личности современного педагога.

  20. Проблемы профессионально-педагогической компетенции и профессионально-личностного роста педагога


Примерные вопросы к вступительному испытанию

по педагогической психологии


  1. Характеристика предмета педагогической психологии.

  2. Структура педагогической психологии.

  3. История развития педагогической психологии.

  4. Проблемы и задачи современной педагогической психологии.

  5. Методы педагогической психологии.

  6. Характеристика учебной деятельности.

  7. Сравнительный анализ понятий: учение, обучение, научение.

  8. Структура учебной деятельности; характеристики основных компонентов.

  9. Психологическая характеристика современных теорий обучения (Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

  10. Особенности развивающего обучения.

  11. Программированное обучение: психологическая сущность.

  12. Этапы формирования умственных навыков.

  13. Методы формирования умственных навыков.

  14. Особенности активных методов формирования умственных навыков.

  15. Проблема успеваемости в современных условиях образования.

  16. Обучаемость и индивидуальные качества ума.

  17. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

  18. Психологические проблемы дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

  19. Онтогенетические особенности учебной деятельности.

  20. Психологическая характеристика процесса воспитания.

  21. Психологические механизмы воспитания.

  22. Этапы самовоспитания.

  23. Онтогенетические особенности воспитания.

  24. Институты воспитания.

  25. Идея комплексного подхода в процессе воспитания.

  26. Психологическая характеристика трудновоспитуемости.

  27. Психологическая диагностика и способы коррекции случаев делинквентного поведения.

  28. Мотивы учебной деятельности и их формирование на разных этапах возрастного развития.

  29. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

  30. Психологический анализ урока.

  31. Педагогическое общение. Стили педагогического общения.

  32. Трудности педагогического общения: конфликты, барьеры, защитные формы поведения.

  33. Педагогические способности. Формирование профессиональной компетентности учителя.

  34. Психологическая служба в образовании: предмет деятельности и принципы организации.

  35. Психологические особенности образовательного процесса в полиэтнической среде: проблемы, возможные подходы, результаты.

  36. Этнические проблемы в практике психолого-педагогической работы.

  37. Дети с особенностями в развитии как психолого-педагогическая проблема. Идеи Л.С. Выготского о структуре дефекта и обходных путях развития.

  38. Психологическое консультирование в практике школьного психолога.

  39. Специфика педагогического труда в современных условиях.

  40. Профессионально значимые качества личности современного педагога.

  41. Педагогические способности.

  42. Классификация педагогических способностей.

  43. Структура профессионально-педагогической деятельности.

  44. Особенности педагогического общения. Педагогическое сотрудничество.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение

вступительного испытания
5.1. Рекомендуемая литература
Базовый учебник

  1. Аксенова Г. И., Симакова Т. А. Педагогическая психология: курс лекций / Г. И. Аксенова, Т. А. Симакова. – Рязань : Академия права и управления, 2007.

Основная литература



  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Э. Ф. Зеер. – М. : Академия, 2009.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Академия, 2007.

  3. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / Е. Н. Мананникова. – М.: Дашков и Ко, 2007.

  4. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007.

  5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2008.

  6. Педагогическая психология: учебное для cтуд. вузов / под ред. Н. В. Клюевой. – М. : Владос-Пресс, 2006.

  7. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб. : Питер, 2011.

  8. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. вузов / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2009.

  9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – М. : Прайм-Еврознак, 2008.

  10. Савенков А. И. Педагогическая психология : учеб для студ. вузов в 2 т. / А. И. Савенков. – М. : Академия, 2009.

  11. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. – Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2003.

Дополнительная литература:



  1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2004.

  2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980.

  3. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учебное пособие / Б. П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2009.

  4. Блонский П. П. Педология: кн. для преподавателей и студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М., 1983.

  6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высш. шк., 1991.

  7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие / сост.: Дубровина И.В. и др. – М. : Академия, 2007.

  8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, Астрель, 2008.

  9. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие / Т. В. Габай. – М., 2003.

  10. Гамезо М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – М., 1999.

  11. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.

  12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003.

  13. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие / В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2006.

  14. Давыдов В.В., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. – М., 1982.

  15. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. – М. : Роспедагентство, 1995.

  16. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2010.

  17. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. – М., 1986.

  18. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие / под ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2001.

  19. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – Грозный, 1988.

  20. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. – М. : Академкнига, 2003.

  21. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М., 1993.

  22. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. – М., 1988.

  23. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. – М., 1994.

  24. Молодцова Н. Г. Практикум по педагогической психологии / Н. Г. Молодцова. – СПб. : Питер, 2008.

  25. Пастернак Н. А. Психология воспитания: учебное пособие / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2007.

  26. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. – М. : ТНЦ Сфера, 2008.

  27. Прикладная педагогическая психология в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  28. Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я. Л. Коломинского. – М. : Речь, 2007.

  29. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие / А. А. Реан. – СПБ. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

  30. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства / В. А. Скакун. – М. : Инфра М., 2008.

  31. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учебное пособие / В. Г. Степанов. – М., 1998.

  32. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – М. : Феникс, 2009.

  33. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. / Н. Ф. Талызина. – М.,1999.

  34. Успенский В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

  35. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избранные психол. труды / Д. И. Фельдштейн. – М.,1995.

  36. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. пособие / А. С. Чернышев. – М. : МПСИ, 2010.

  37. Чуприкова И. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / И. И. Чуприкова. – М., 1995.

  38. Якиманская И. С. Педагогическая психология. – М. :МПСИ, МОДЭК, 2008.

  39. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М., 2000.

Периодические издания:



  1. Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал: Изд-во Московский психолого-социальный институт.

  2. Вестник практической психологии образования. Издатель: МГППУ.

  3. Вестник Московского университета. Серия Психология. Москва, Издательство Московского университета.

  4. Вестник института психологии и педагогики. Челябинск: Изд-во «Урал ЛТД».

  5. Психологическая наука и образование. Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание. Издатель: ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет (Psyedu.ru). Свободный доступ к выпускам на www.psyedu.ru и www.psyjournals.ru/psyedu_ru/.

Интернет-ресурсы:



  1. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского // http: // new.gnpbu.ru

  2. Педагогическая библиотека // http:// www.pedlib.ru//

  3. Российская государственная библиотека // http: // www.rsl.ru//

  4. Электронная библиотечная система ЗНАНИУМ (ЭБС) // znanium.com



5.2. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


Поисковые системы «Google», «Nigma», «Yandex».

Содержание











1.

Цели и задачи вступительного испытания

3

2.

Компетенции, которые должен показать кандидат на обучение в адъюнктуре

3

3.

Содержание вступительного испытания по педагогической психологии

4

4.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки кандидата на обучение. Оценочные средства вступительного испытания

13

5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение вступительного испытания

15



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница