ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Бритиков, бакалавр, Кубанский
государственный аграрный университет(г. Краснодар)
Бритикова Е.А., ассистент кафедры
менеджмента, Кубанский государственный
аграрный университет (г. Краснодар)
Актуальность выбранной темы соответствует современному состоянию дистанционного высшего образования в Российской Федерации. Если принимать во внимание все возрастающие глобализационные и модернизационные тенденции в российском образовании, то считаем возможным признать тот факт, что в ближайшем будущем российские вузы будут вынуждены конкурировать с теми зарубежными университетами, которые дают студентам более широкие возможности для дистанционного обучения. И, следовательно, конкурентными преимуществами на рынке будут обладать те отечественные вузы, которые смогут предложить качественное обучение студенту по разумной цене, что невозможно без применения дистанционных образовательных технологий. Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы дистанционного обучения, уже поздно. Проведенный контент-анализ Интернет-сайтов университетов показал востребованность электронного обучения в системе высшего образования среди студентов, а также заинтересованность вузов в применении данных технологий. Развитие российского дистанционного высшего образования несколько затрудняется существующим законодательством, не выделяющим дистанционное обучение в качестве отдельной формы, а определяющим его в качестве технологии обучения. Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах вызван, прежде всего, тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений, а, следовательно, формирование материально-технической базы для дистанционного обучения началось с определенным отставанием по сравнению со странами Западной Европы и США. В то же время полученные результаты контент-анализа показывают необходимость выявления основных факторов, препятствующих развитию дистанционного высшего образования в государственных вузах, а также выявление степени влияния дистанционного образования в университетах на уровень их конкурентоспособности в образовательном пространстве [4].
Развитие дистанционного обучения в высшей школе сдерживается недостаточным финансированием вузов, и это позволяет говорить о значимости дистанционного обучения для университетов на сегодняшний день.
Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации высшего образования, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам [2].
Вузы осознают трудности преподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.
Также фактором, тормозящим развитие дистанционного обучения, является высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки систем дистанционного обучения. Однако, поскольку их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками (по сравнению с классическими формами обучения), то в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс.
Отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Временное отсутствие технической поддержки, технической основы дистанционного обучения в качестве ведущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно.
Отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено [1].
Отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения. Данная проблема достаточно актуальна не только в вузах, которые только начали реализовывать дистанционные технологии обучения студентов, но и перед многими достаточно успешными в данном направлении университетами.
На пятое место среди факторов, сдерживающих внедрение современных образовательных технологий в вузах, можно поставить низкий уровень качества дистанционного обучения. Этот фактор является одним из наиболее значимых, именно отсутствие решения этой проблемы в процессе реализации дистанционного обучения отмечают противники и оппоненты дистанционного высшего образования. Проблема обеспечения качества дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный процесс. А если учесть, что на качество дистанционного образования влияет, с одной стороны, электронная образовательная среда, в которой происходит процесс обучения, а, с другой стороны - уровень подготовки электронных курсов и преподавателей, то недостаточное качество любого компонента дистанционного образовательного процесса обуславливает снижение качества подготовки студентов, и, следовательно, ставит под угрозу доверие к дистанционному высшему образованию.
Низкий уровень востребованности дистанционного обучения среди студентов является еще одним сдерживающим фактором для развития дистанционного образования в вузах.
Отсутствие престижности дистанционного обучения в студенческой среде. Безусловно, наиболее престижной формой обучения является очная форма. Влияние этого фактора на развитие дистанционного обучения в высшей школе уменьшается по мере развития и распространения современных образовательных Интернет-технологий [4].
Есть еще проблема, которую нельзя отделить от предыдущих. Речь идет о нормативно-правовой основе. Кто сейчас знает, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения? Понятно, что дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное обучение. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат. Выдача сертификата дистанционного образования, который был бы приравнен к диплому, любому сертификату образовательного учреждения пока также остается проблемой. Обычно студенты, обучавшиеся дистанционно должны сдавать квалификационные экзамены в очной форме. Эта проблема требует дальнейшего изучения. Пока она никак не регламентирована.
Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве [3]. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов [3].
Мы коснулись только проблем, связанных, в основном, с педагогической стороной дистанционной формы обучения. Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем.
Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий.
Библиографический список
1. Абрамова М.И. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций//Вопросы образования.- 2010. – №3.
2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации.-М., 2011.
3. Лещинский И. Высшее образование как привилегия в будущем. Интернет-ресурс: http://skepsis.ru /library/id_1816.html.
4. Шалин В.В., Абрамовский А.Л., Бритикова Е.А. Модернизация, образование, современность//монография.-Краснодар: КубГАУ, 2015
Поделитесь с Вашими друзьями: |