Факторы, сдерживающие развитие дистанционного обучения в российской системе высшего образования



Дата21.02.2021
Размер22,9 Kb.

ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Бритиков, бакалавр, Кубанский

государственный аграрный университет(г. Краснодар)

Бритикова Е.А., ассистент кафедры

менеджмента, Кубанский государственный

аграрный университет (г. Краснодар)

Актуальность выбранной темы соответствует современному состоянию ди­станционного высшего образования в Российской Федерации. Если принимать во внимание все возрастающие глобализационные и модернизационные тенденции в российском образо­вании, то считаем возможным признать тот факт, что в бли­жайшем будущем российские вузы будут вынуждены конкури­ровать с теми зарубежными университетами, которые дают студентам более широкие возможности для дистанционного обучения. И, следовательно, конкурентными преимуществами на рынке будут обладать те отечественные вузы, которые смо­гут предложить качественное обучение студенту по разумной цене, что невозможно без применения дистанционных образо­вательных технологий. Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы дистанционного обучения, уже поздно. Проведенный контент-анализ Интернет-сайтов университе­тов показал востребованность электронного обучения в системе высшего образования среди студентов, а также заинтересован­ность вузов в применении данных технологий. Развитие российского дистанционно­го высшего образования несколько затрудняется существую­щим законодательством, не выделяющим дистанционное обу­чение в качестве отдельной формы, а определяющим его в ка­честве технологии обучения. Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах вызван, прежде всего, тем, что руководители вузов лишь недавно осо­знали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспо­собности высших учебных заведений, а, следовательно, фор­мирование материально-технической базы для дистанционно­го обучения началось с определенным отставанием по сравне­нию со странами Западной Европы и США. В то же время по­лученные результаты контент-анализа показывают необходи­мость выявления основных факторов, препятствующих раз­витию дистанционного высшего образования в государствен­ных вузах, а также выявление степени влияния дистанционного образования в университетах на уровень их конкурентоспо­собности в образовательном пространстве [4].

Развитие дистанционного обучения в высшей школе сдерживается недостаточным финансировани­ем вузов, и это позволяет говорить о значимости дистанционного обучения для университетов на сегодняш­ний день.

Несмотря на понимание важности ди­станционного обучения для сохранения конкурентных пре­имуществ вузов в условиях модернизации высшего образова­ния, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным сту­дентам [2].

Ву­зы осознают трудности преподавателей при внедрении техно­логий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и гото­вы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студен­тов.

Также фактором, тормозящим развитие дистанционного обучения, является высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки систем дистанционного обучения. Однако, поскольку их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками (по сравнению с классическими фор­мами обучения), то в перспективе можно будет говорить о вы­сокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанци­онного обучения в образовательный процесс.

Отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Временное отсутствие технической поддержки, технической основы дистанционного обучения в качестве ве­дущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно.

Отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режи­ме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено [1].

Отсутствие в вузах полноценных элек­тронных курсов дистанционного обучения. Данная проблема достаточно актуальна не только в вузах, которые только нача­ли реализовывать дистанционные технологии обучения сту­дентов, но и перед многими достаточно успешными в данном направлении университетами.

На пятое место среди факторов, сдерживающих внедрение современных образовательных технологий в вузах, можно поставить низкий уровень качества дистанционного обучения. Этот фактор является одним из наиболее значимых, именно отсут­ствие решения этой проблемы в процессе реализации дистан­ционного обучения отмечают противники и оппоненты дистан­ционного высшего образования. Проблема обеспечения каче­ства дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный про­цесс. А если учесть, что на качество дистанционного образова­ния влияет, с одной стороны, электронная образовательная сре­да, в которой происходит процесс обучения, а, с другой сторо­ны - уровень подготовки электронных курсов и преподавателей, то недостаточное качество любого компонента дистанционного образовательного процесса обуславливает снижение качества подготовки студентов, и, следовательно, ставит под угрозу до­верие к дистанционному высшему образованию.

Низкий уровень востребованности дистанционного обуче­ния среди студентов является еще од­ним сдерживающим фактором для развития дистанционного образования в вузах.

Отсутствие престижности дистанционного обучения в студенческой среде. Безусловно, наиболее престижной фор­мой обучения является очная форма. Влияние этого фактора на развитие дистанционного обучения в высшей школе уменьша­ется по мере развития и распространения современных обра­зовательных Интернет-технологий [4].

Есть еще проблема, которую нельзя отделить от предыдущих. Речь идет о нормативно-правовой основе. Кто сейчас знает, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения? Понятно, что дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное обучение. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.  Выдача сертификата дистанционного образования, который был бы приравнен к диплому, любому сертификату образовательного учреждения пока также остается проблемой. Обычно студенты, обучавшиеся дистанционно должны сдавать квалификационные экзамены в очной форме. Эта проблема требует дальнейшего изучения. Пока она никак не регламентирована.

Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве [3]. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов [3].

Мы коснулись только проблем, связанных, в основном, с педагогической стороной дистанционной формы обучения. Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического   обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем.

Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация   – основные ценности для человека в век информационных технологий.

Библиографический список

1. Абрамова М.И. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций//Вопросы образования.- 2010. – №3.

2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации.-М., 2011.



3. Лещинский И. Высшее образование как привилегия в будущем. Интернет-ресурс: http://skepsis.ru /library/id_1816.html.

4. Шалин В.В., Абрамовский А.Л., Бритикова Е.А. Модернизация, образование, современность//монография.-Краснодар: КубГАУ, 2015
Каталог: upload -> iblock -> 4f9
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
4f9 -> Факторы, сдерживающие развитие дистанционного обучения в российской системе высшего образования
4f9 -> Опыт реализации модели воспитательной деятельности «Я и мой мир, или в поисках ключей к самому себе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница