Факторами становления системы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии являются



Скачать 400.87 Kb.
страница1/3
Дата23.05.2016
Размер400.87 Kb.
  1   2   3
Введение
Стратегия и тактика в развитии отечественной системы коррекционного образования и государственной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и детям с особыми потребностями направлена на проектирование нового содержания образования. В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве возникла необходимость дальнейшей разработки моделей воспитательных систем в специальных образовательных учреждениях, подходов помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с нарушениями в развитии, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях интернатного типа.

Факторами становления системы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии являются:

- тенденция гуманистического приоритета в образовании: обучающиеся с различными отклонениями в развитии признаны как личность и имеют право на образование, т.е. на специальную педагогическую, психологическую помощь;

- разработка системы ранней помощи обучающимся с нарушениями в развитии как ведущего направления дальнейшего совершенствования отечественной системы специального образования;

- усиление динамизма социальных процессов, способствующих, с одной стороны, увеличению количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с нарушениями в развитии; с другой, к нарастанию роли социального воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь ребенку с отклонениями в развитии не только в социальном ориентировании, но и в приобретении способности социального функционирования;

- интегративные процессы, протекающие на разных уровнях в системе образования. Интегрированное обучение понимается как педагогическая система, в которой интеграционные тенденции наблюдаются в содержании образования, в использовании особых форм и методов обучения;

- ориентация воспитанников учреждения на приобретение массовых профессий, знаний по основам безопасности жизнедеятельности, патриотической готовности к защите Отечества.

Эти факты, проявляющиеся как на теоретическом, так и на практическом уровнях, обусловливают возникновение достаточно выраженных противоречий между:

- имеющимися научно-методическими разработками коррекционно-развивающего воздействия и отсутствием организационной формы у образовательного учреждения для создания целостной системы психолого-педагогической помощи, обеспечивающей условия образовательного процесса, направленного на развитие познавательной деятельности, формирование социально важных умений и навыков, становление личности ребенка с нарушением в развитии;

- образовательными потребностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с нарушениями в развитии, возникающими в практике, и конкретными практическими возможностями удовлетворения этих потребностей, что, в свою очередь, остро ощущается при решении вопросов программного, содержательно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Современные технологии изучения детей с отклонениями в развитии позволили выделить виды сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени. Вариативность сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности приводит к неравномерности формирования высших психических функций, негативно отражаются на функционировании познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс.

Решение данных противоречий требует по существу пересмотра работы всего педагогического коллектива школы-интерната, освоению им основ парадигмы специальной коррекционной педагогики и психологии в теоретическом и практическом плане, что должно найти отражение в концепции программы развития школы-интерната и создании системы психолого-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями в развитии.

В этой связи актуальность приобретает психокоррекционная работа, цель которой заключается в активации формирования психологических механизмов развития; педагогический процесс, ориентированный на получение знаний и умений, адекватных возможностям воспитанникам школы-интерната с нарушениями в развитии; реализацию индивидуально-дифференцированного, личностно ориентированного подходов в моделировании и организации образовательного процесса; создание условий, обеспечивающих непрерывность коррекционно-развивающего воздействия на психическое развитие воспитанников с нарушениями в развитии, отличающихся вариативностью сочетаний различных нарушений, степенью их выраженности и своеобразием психического дизонтогенеза.

Решение данных противоречий требует по существу пересмотра работы всего педагогического коллектива школы-интерната, освоению им основ парадигмы специальной коррекционной педагогики и психологии в теоретическом и практическом плане, что должно найти отражение в концепции программы развития школы-интерната и создании системы психолого-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями в развитии.

Современная концепция Программы развития школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает организационное изменение образовательного учреждения, вида его образовательной деятельности, реализацию уровневого подхода к организации и содержанию школьного образования воспитанников, индивидуализацию их педагогических маршрутов. Конкретизация этих организационных изменений и подходов в системе образования школы-интерната для воспитанников с нарушениями в развитии сегодня является одной из важных задач администрации и педагогического коллектива.

I. Паспорт МКОУ «Школа-интернат»


Общая информация

Наименование общеобразовательного учреждения (по Уставу)

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Глазова Удмуртской Республики»

Тип и вид общеобразовательного учреждения

Образовательная школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организационно-правовая форма

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Учредитель

Муниципальное образование «Город Глазов»

Год основания

1961

Юридический адрес

427621, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Короленко, д. 8

Телефон

8 (324-41) 5-36-08

Факс

8 (324-41) 5-36-08

Фамилия, имя, отчество руководителя

Феофилактова Нина Николаевна

Структура общеобразовательного учреждения

Формы ученического самоуправления


  • Совет школы

  • Совет старшеклассников

(представители 5 – 11 классов),


Ресурсная база общеобразовательного учреждения

*Помещение и его состояние
* Технологическая оснащенность (количество персональных компьютеров и др. оргтехники)

* Спортивный и актовый залы

* Спортивные площадки


  • Основное здание – 1206,6 кв. м,

состояние удовлетворительное

  • Персональных компьютеров – 20

  • Ксерокс – 1, сканер – 1, принтеры – 3

  • Актовый зал – 1

  • Спортивный зал – 1

  • Тренажерный зал - 1

Педагогические кадры

Общее количество педагогических работников

48

Из них совместителей

3

Имеют

  • Первую Квалификационную категорию

  • Вторую квалификационную категорию

  • * Высшую квалификационную категорию

Отраслевые награды:

«Отличник народного просвещения»

«Почетный работник общего образования»

«Заслуженный работник народного образования УР»

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

25

8



7

1

4



1
1

Сведения об учащихся

Общее количество учащихся, из них учащихся:

  • Начальной школы

  • Средней школы

  • Основной школы

94
25

18

51



Содержание образования

  • региональный компонент учебного плана


  • школьный компонент учебного плана


  • программа обучения в начальной школе



  • изучаемые иностранные языки (в каких классах)

Экология 10 – 11 кл.

Экономика 10 – 11 кл.

Краеведение 7 – 9 кл.

ОБЖ – 1 – 11 кл.


ОБЖ – 2 – 5 кл., 6, 8 кл.

Информатика 6, 7, 9 кл.

Музыка 6, 8 кл.

Факультативы:

- русский язык 6, 7, 9, 10, 11 кл.

- математика 6, 7, 9, 20, 11

- химия 11 кл.
Чтение и письмо 1 кл. В.Г. Горецкий, В.А.Киришкин

Русский язык 2 - 4 кл. Т.Г рамзаева

Математика 1 – 4 кл. Ю.М. Моро, Ю.М. Колягин

Английский язык 5 – 11 кл.

Немецкий язык 8, 10, 11 кл.


Направления, по которым организовано дополнительное образование в ОУ:

  • декоративно-прикладное

художественно-эстетическое




  • техническое направление


  • физкультурно-спортивное

Кружок «Рукодельница»: развитие творческих способностей в рамках декоративно-прикладного искусства удмуртов: изготовление подарков, кукол, обучение вышиванию и вязанию, участие в конкурсах, научно-практических конференциях.

Кружок «Музыка и сольное пение»: развитие вокальных данных у обучающихся, обучение игре на инструментах, участие в школьных концертах, городских и республиканских конкурсах.

Кружок «Моделист-конструктор» и

кружок «Художественная обработка древесины»: развитие у подростков творческих способностей в работе с деревом, подготовка к адаптации в социуме. Участие в городских конкурсах, проектах, научно-практических конференциях.
Спортивные секции по баскетболу и мини-футболу для обучающихся 2 – 9 классов.

Традиции

Организация досуговой деятельности в дни школьных каникул:

  • 1-4 классы - проведение подвижных игр, Веселые старты, культпоходы, викторины, конкурсы, просмотр детских телепередач;

  • 5-8 классы – организация и проведение соревнований, выставок, театрали-зованных представителей, смотров уголков, культпоходы, турпоходы, посещение кружков и секций;

  • 9-11 классы – создание условий для социального самоопределения, разви-тие гражданственности, преодоление нравственного максимализма, воспи-тание культа знаний, труда, здоровья;

  • ключевые дела в течение года:

День самоуправления, «С днём рождения, школа!», «Новогодний серпантин», «Золотой Италмас», Праздник песни и строя, Праздник силы, мужества и красоты, «Поклонимся великим тем годам», Последний звонок, День защиты детей.

Взаимодействие с образовательными учреждениями других типов:

  • Дополнительное образование детей



  • ДЮЦ – организована работа по творческому, интеллектуальному, музыкальному, техническому развитию детей-сирот;

  • ДДК – информационно-ознакомительные мероприятия, конкурсы, участие в проектах, викторинах;

  • Лицей искусств – организация концертных, культурно-массовых мероприятий

  • Театр «Парафраз» - показ детских спектаклей, организация и проведение новогодних праздников;

  • ДЮСШ – совместная организация спортивно-массовых мероприятий, консультационно-методические мероприятия для учителей физической культуры


II. Нормативно – правовая база
Перечень документов, на которые опирается Программа развития

- Закон об образовании Российской Федерации,

- Концепция модернизации Российского образования,

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.»,

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»,

- Устав МКОУ «Школа-интернат».

Особое значение для реализации Программы развития имели существующие нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Приказ министра обороны и Министра образования «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы»; Приказ Госкомспорта РФ «О создании при Госкомспорте России Совета по патриотическому воспитанию»; Директива Министра обороны РФ «О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи» и др.

III. Аналитико – прогностическое обоснование Программы развития

Необходимость разработки данной Программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

1. Анализ внешних факторов

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задаёт новые требования к ступеням школьного образования в целом:

- 4-летняя начальная школа;

- относительная завершённость общего образования в основной школе;

- возможность индивидуального выбора профиля обучающимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержание образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Смена парадигмы образования – традиционной на личностно – ориентированную, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствования изменения от педагогов – становления его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

В Концепции модернизации Российского образования обозначены новые социальные требования к системе Российского образования. Существующие проблемы нынешней школы, на наш взгляд, следующие:



  • показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

  • нивелируется индивидуальность детей (на уроках преобладает отчуждённый стиль общения педагога с детьми, «безличный» подход к обучающимся;

  • сохраняется чисто формальная, «зуновская» ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребёнка;

  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

  • недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов считаем необходимым:

- выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающее – ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка;

- создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

- интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

- создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

- формирование устойчивости к асоциальным влияниям к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

- создание условий для осознанного выбора каждым обучающимся своей образовательной траектории.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.

2. Анализ внутренних факторов

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

- достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

- сформировано ученическое самоуправление;

- система и координация деятельности всех структур коллектива администрацией школы;

- соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

- духовно – нравственная направленность воспитательной системы.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

- недостаточная подготовленность педколлектива к инновационным процессам;

- недостаточная материально – техническая база;

- низкая мотивация воспитанников к обучению, нежелание учиться;

- низкий показатель качества обучения по некоторым предметам.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их социализацию в современном обществе. В связи с этим считаем необходимым и приемлемым создание новой модели школы.

IV. Цель и задачи Программы развития
Главная цель Программы – обозначение перспектив развития школы-интерната в интересах формирования позитивной Я-концепции, как условия развития социально адаптированной личности гражданина-патриота, защитника Отечества.

Цель интегрирует в себе необходимость пополнения выпускниками школы-интерната рядов Вооруженных Сил военнослужащими срочной службы, качественное воспроизводство рабочей силы в экономике страны, возрастанием значения и роли социальных партнеров школы-интерната в воспитании гражданина и патриота своей страны.

Основные мероприятия (задания) Программы:


  1. Обеспечение условий для реализации равных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовании на всех ступенях обучения.

  2. Создание нормативно-правовой базы муниципального образовательного учреждения как коррекционной школы-интерната, обеспечивающей функционирование и развитие системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, внедряющей инновационные образовательные программы.

  3. Формирование и развитие системы социального партнерства в интересах воспитания гражданина и патриота своей страны.

  4. Внедрение инновационных психолого-педагогических технологий в обучении и воспитании детей-сирот и подростков, в решении задач высокой общеобразовательной подготовки, дисциплины, самостоятельности, эмоционально-волевой устойчивости, физического развития для службы в рядах Вооруженных Сил и трудом в социально-экономическом секторе страны; в повышении уровня мотивации учащихся к приобретению и совершенствованию знаний, умений и навыков, самосовершенствованию.

  5. Обеспечение контроля качества образования.

  6. Совершенствование работы органов самоуправления воспитанников, расширение сферы их влияния на социализацию личности в соответствии с положением приоритетного национального проекта «Образование».

  7. Развитие учебно-материальной базы, внедрение в учебный процесс ИКТ, учебников, учебных пособий, дидактического материала, приобретение цифровых информационных носителей, создание медиатеки.

  8. Стимулирование интереса педагогов через внедрение новой системы оплаты труда; создание условий в повышении квалификации и реализации опыта работы специалистов в условиях образовательного учреждения, города, района, республики; поощрение лучших педагогов ОУ за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования.

  9. Приобретение спортивного инвентаря с целью улучшения работы по сохранению, укреплению и развитию физического здоровья школьников.

  10. Использование новых форм, методов, приемов в воспитательной работе, в том числе через системную деятельность по осуществлению функций классного руководителя, определенных Правительством Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  11. Расширение и стимулирование работы социально-медико-психологической службы школы-интерната, направленной на создание для участников образовательного процесса комфортных и способствующих развитию личности условий.

Ожидаемым результатом реализации Программы является развитие системы коррекционного обучения и воспитания в школе-интернате в интересах личности, общества и государства.

Управление реализацией Программы развития ОУ осуществляет Педагогический совет школы.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: планов работы по всем направлениям деятельности с определением разграничения функциональных обязанностей исполнителей на всех уровнях развития школы.

Контроль исполнения Программы развития осуществляет администрация ОУ в соответствии с законодательством об образовании.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница