Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии



страница1/19
Дата21.04.2016
Размер3.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Koob.ru

Мягков И.Ф., Боков С.Н.
Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Вторая половина XX века отмечена крупными успехами в целостном - его называют еще холистическим - изучении и понимании человека, когда телесные, соматические состояния и процессы рассматриваются в тесном единстве и взаимообусловленности с душевными, психическими состояниями и процессами.
В числе наук, развивающих современные подходы к познанию человеческой личности, выделяется медицинская психология, специфическим предметом которой является исследование патологических психических состояний и процессов, в том числе и в их соматических проявлениях, с одной стороны, и психологических проявлений и последствий патологических соматических процессов и явлений - с другой. К настоящему времени она сложилась в относительно самостоятельную область знаний, опирающуюся на обширный корпус экспериментальных данных и полученных на основе их обобщения закономерностей.
Современная медицинская психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные практические рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также для этически и социально оправданного воздействия на мышление и поведение людей с целью их адаптации к меняющимся условиям жизни, нормализации психологического климата в трудовых и иных коллективах, рациональной организации различных видов деятельности и, наконец, для обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых. Теоретические и экспериментальные исследования в области медицинской психологии питают своими результатами психологическую науку, медицину и педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и преподавателей, многих других категорий специалистов, имеющих дело с людьми.
Растущее значение медицинской психологии обусловило распространение ее преподавания в высших учебных заведениях. В системе психологического образования она является одной из ключевых дисциплин, без которых немыслима подготовка современного психолога широкого профиля, способного как к исследовательской, так и к практической работе в области образования, в сфере управления, в социальных службах и др. Одновременно медицинская психология представляет собой одну из самых перспективных областей специализации психологов, выбравших исследовательскую и практическую работу в здравоохранении. Помощь медицинского психолога очень часто бывает насущно необходима для диагностики и выработки рациональных рекомендаций при лечении широкой гаммы заболеваний, коренящихся в патологических изменениях во внутреннем мире личности либо вызывающих их. Она всегда бывает полезна для определения дифференцированных, учитывающих индивидуальные особенности пациентов методик лечения, повышая эффективность медицинской помощи в целом.
Столь важная роль медицинской психологии для практического здравоохранения определила настоятельную потребность ее изучения будущими врачами. Обосновывая необходимость основательной психологической подготовки медицинских кадров, И.П. Павлов, в частности, отмечал: "Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния... посмотреть, войти в субъективное состояние другого, "вчувствоваться", "вмыслиться" (Павловские среды. - М.-Л., 1949. Т 2. С. 416). Болезнь всегда индивидуальна, она поражает конкретного человека и чтобы найти средства для ее исцеления врач должен представлять себе не только внешнюю, но и внутреннюю картину болезни, видеть возможные психологические предпосылки и последствия патологических процессов, понимать измененную болезнью личность пациента. Анализ жалоб и собирание анамнеза, соматическое и психиатрическое обследования, проведение всех видов экспертиз, назначение и осуществление этиологической и патогенетической дифференцированной терапии, решение вопросов выздоравливающих - все это требует от врача углубленного проникновения в личность больного.
В отечественной системе высшего медицинского образования преподавание медицинской психологии было введено с 1965/1966 учебного года. В 1967 году увидел свет и первый отечественный учебник по этой дисциплине (Банщиков В.М., Гуськов B.C., Мягков И.Ф. Медицинская психология: Учебник для студентов медицинских институтов. - М.: Медицина, 1967. 240 с.). В дальнейшем изучение медицинской психологии было укреплено благодаря организации наряду с лекционными обязательных практических занятий.
Важно констатировать: улучшение психологической подготовки медицинских кадров позитивно сказалось на развитии практического здравоохранения. Во многих лечебных учреждениях, прежде всего в психиатрических и неврологических клиниках, созданы и успешно работают кабинеты и отделения медицинской психологии. В особенно тесном сотрудничестве с медицинской психологией развиваются авиационная, космическая и экстремальная медицина, требующая повышенного внимания к внутреннему миру личности.
Самая широкая сфера применения медицинской психологии - это, безусловно, педагогика, дошкольное, начальное и общее среднее образование. Правильная постановка работы психологических служб в образовательных учреждениях позволяет обеспечить предупреждение, раннее выявление и полноценную коррекцию дезадаптивных состояний и психогенных форм отклоняющегося (девиантного) поведения детей, подростков и юношества. В свою очередь, это сулит благоприятные перспективы для улучшения здоровья и качества жизни всего населения, ибо своевременная психологическая помощь в раннем возрасте весьма надежно предупреждает развитие как психических, так и соматических патологий, остро проявляющихся у взрослых. И хотя названная задача пока решается лишь частично, уже сегодня медицинская психология играет значительную роль в диагностике задержек и нарушений развития личности, в определении содержания и методов специального обучения и воспитания этой категории детей и подростков.
Еще одно перспективное направление использования медицинской психологии в сфере образования наметил известный отечественный психолог К.К. Платанов. Речь идет о предотвращении, снижении числа и излечении так называемых дидактогенных, т.е. вызванных нарушениями нормального хода обучения и воспитания, заболеваний и невротических состояний. В наши дни, когда в системе образования идет активный поиск нового содержания и методов обучения, кардинально изменяющих устоявшиеся параметры педагогической среды, когда на обстановку в коллективах учебных заведений воздействуют неоднозначные социальные и культурные процессы, а в учебный процесс вторгаются новые информационные технологии, оказывающие малоизученное влияние на внутренний мир личности, значение медицинской психологии в профессиональной подготовке школьных психологов и педагогов еще более возросло.
Известно, однако, что уровень преподавания и изучения медицинской психологии в высших учебных заведениях далеко не отвечает роли этой дисциплины в профессиональной деятельности специалистов. Во многом это связано с нехваткой современной учебной и научной литературы. Достаточно сказать, что с 1967 г. не было издано ни одного учебника по медицинской психологии. В создавшихся условиях постановка ее изучения всецело определяется квалификацией профессорско-преподаватель-ского состава конкретного вуза, факультета, кафедры. Но лишь незначительная часть преподавателей располагает возможностями пополнять свои знания путем непосредственного участия в научных исследованиях, масштабы которых также существенно сократились.
Настоящий учебник призван восполнить пробел в учебной литературе по медицинской психологии и дать систематическое руководство как для ее изучения студентами, так и для организации учебного процесса преподавателем. Учебник рассчитан на использование при подготовке кадров по тем специальностям и направлениям, где изучение медицинской психологии предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. А это, как известно, специальности группы 030000 "Образование", группы 040000 "Здравоохранение", а также "Психология" и близкие ей гуманитарно-социальные специальности группы 020000.
Учебник разработан как на основе собственного опыта исследовательской и преподавательской работы авторов, так и на базе изучения и обобщения опыта постановки курсов медицинской психологии в отечественных и зарубежных вузах. Содержание учебного материала отобрано с учетом места дисциплины в системе подготовки конкретных категорий специалистов и поэтому предполагает опору на ранее приобретенные знания в области общей психологии, педагогики, основополагающих медико-биологических дисциплин. Вместе с тем, представляя себе различия в фундаментальном образовании разных категорий специалистов, авторы сочли возможным предпослать основной проблематике курса своего рода введение - сжатое систематическое изложение некоторых общих вопросов. Недостаток современной учебно-методической документации, отражающей новые образовательные стандарты, побудил также включить в состав учебника не только вопросы для контроля знаний студентов, но и учебную программу дисциплины.
Авторы не считают свой труд завершенным и будут благодарны за замечания к учебнику и предложения по его доработке, которые просят направлять в адрес издательства.
И последнее. Человечество вступает в XXI век, который не без основания видится как новая эпоха в развитии цивилизации. Обдумывая перспективы наступающего столетия, многие видные ученые и специа-листы-футурологи пришли к мысли о том, что грядущая эпоха может состояться только как эпоха наук о человеке. Медицинская психология - это, безусловно, одна из тех ключевых для XXI столетия наук, применение которых будет бурно расширяться на пользу общества и личности. Хотелось бы, чтобы издание настоящего учебника способствовало этому благотворному процессу. ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Уже тогда многие считали, что мозг является "седалищем души" (Алкмеон из Кротона), "средоточием психической деятельности" (Пифагор), а психические болезни - результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален).
Но уже в то время натуралистической точке зрения противопоставил свои взгляды Платон (427-347 гг. до н.э.), выступивший с метафизическим учением о душе как идеальной сущности. Его ученику, Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), критиковавшему своего учителя, хотя и не ставшему последовательным материалистом, принадлежит первый известный истории труд по вопросам психологии - трактат "О душе".
Аристотель полагал, что у всего, что растет и развивается, есть душа (от греч. psyche - психе). Она включает три части: душу растительную (ведает функциями питания, размножения), душу чувствующую, животную (чувство осязания, боли, удовольствия) и душу разумную. Следовательно, у растений имеется только растительная душа, у животных - растительная и чувствующая, а у человека - все три ее разновидности. Аристотель не отрицал, что разнообразные изменения разумной души всегда влекут за собой соответствующие сдвиги в душе животной. Разумная душа, по мнению Аристотеля, - это регулирующий принцип речи, поведения человека, вообще всех жизненных процессов.
Платон и Аристотель считали, что душа может существовать вне всякой связи с телом, ибо имеет божественное происхождение, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.
Аристотель в своих работах пользовался, в частности,такими понятиями, как ощущение, память, мышление, чувства, произвольные и непроизвольные движения и пр. Однако специального выделения этих психологических категорий с целью изучения их в рамках отдельной научной дисциплины ни у него, ни у его последователей не было. Как и раньше, их продолжали трактовать в свете философских проблем.
Несколько иную трактовку "высшему движущему началу" давала древняя индийская философия, предполагая существование "самосветящегося света сознания".
Взгляды Платона длительное время господствовали в науке вообще и в вопросах изучения душевной деятельности человека в частности. Объясняется это тем, что воззрения философов-идеалистов древности были приняты официальной христианской религией, пользовавшейся неограниченным господством вплоть до XVII-XVIII века. Но ученые и мыслители, в частности врачи, неоднократно делали попытки установить связи между душой и телом и даже говорили об особой науке "пнеуматологии", хотя уже с Х века иногда употребляли термин "психология".
В дальнейшем все более пристальное внимание стали уделять изучению отдельных свойств и качеств психической деятельности. Исследования человеческого рассудка, памяти, ощущений, ассоциаций и т.д. опирались в основном на метод самонаблюдения. Тем не менее некоторые ученые высказывали довольно верные предположения и мысли. Так, Абу Али Хуссейн Ибн Сина из Бухары, более известный под именем Авиценны (980-1037), писал: "Воспринятые памятью явления принимаются воображением, докладываются мышлению, а мышление по обязанности устанавливает правильность или неправильность запечатленного явления и оставляет его в памяти для того, чтобы в нужный момент обращаться к нему".
Развитие науки, техники и искусств в эпоху Возрождения, естественно, привело к появлению новых веяний и в учении о душе и теле. Все чаще и чаще высказывались мысли о том, что "мышление есть свойство материи" (Дж. Локк, П.Ж.Ж. Кабанис).
Эволюционное учение, развитое Чарлзом Дарвином (1809-1882), оказало положительное влияние в отношении становления и развития науки о психике - психологии (этот термин стал общеупотребительным со второй половины XVIII века после работ Христиана Вольфа). Подробно изучались психика животных, "примитивных народов", детская психика, психика при умственном недоразвитии. Пожалуй, самое большое достижение этого периода заключалось в том.что перестали, наконец, игнорировать среду, окружающую человека.
На первых порах к этому подходили довольно механистически. Например, в большом ходу было сравнение человеческой психики и окружающего мира с двумя вплотную вставленными одна в другую чашками. Ни о каком взаимодействии речи не было.
Возражая исследователям, которые не в состоянии были окончательно порвать с дуализмом, Герберт Спенсер (1820-1903) утверждал, что "психическая деятельность соотносительная и заключается в непрерывном приспособлении организмом внутренних его отношений к внешним" и что психические явления нельзя изучать в отрыве от окружающего мира. Томас Гексли (1825-1895), другой последователь Дарвина, подводя итог
уровню науки, говорил: "В наши дни никто из стоящих на высоте современной науки не усомнится в том, что основы психологии надо искать в физиологии нервной системы".
Но тем не менее взгляды философов-идеалистов продолжали замедлять темпы развития психологии.Например.такой крупнейший философ-идеалист, как Иммануил Кант (1724-1804), писал, что к изучению психических процессов "естественнонаучные методы применены быть не могут".
И все же поиски той причины, которая лежит в основе психической деятельности, продолжались. Появились тенденции точно локализовать некоторые психические процессы в определенных местах головного мозга (психоморфологизм). В других исследованиях отстаивалось положение о ведущей роли и всеподчиняющем значении воли и т.д.
Было начато подробное изучение функций эндокринных желез, вегетативной нервной системы, электрофизиологии. Австрийским врачом Францем Галлем (1738-1828) проводилась параллель между строением черепа и особенностями психики человека, его способностями и личностными свойствами. Внимание психологов, как и психиатров, привлекли в дальнейшем работы венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939), создателя одного из основных современных направлений психологии - психоанализа, который всю психическую деятельность человека объясняет направляющим влиянием бессознательного, в особенности полового влечения.
После пандемии энцефалита (1915-1920), который, поражая субкортикальные узды, значительно изменял личность, в частности темперамент, стали более пристально и детально исследовать функции подкорковых образований головного мозга.
В результате работ в некоторых областях перечисленных направлений были получены чрезвычайно ценные данные. Наука обогатилась новыми открытиями по физиологии и морфологии органов чувств, нервной системы. Но стремления выяснить истинную причину психической деятельности пока оставались бесплодными.
Много дал психологии экспериментальный метод, начало внедрения которого в психологию было положено Вильгельмом Вундтом (1832-1920). В 1874 году он выпустил книгу "Основы физиологической психологии", а в 1879 году основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Ратуя за перестройку психологической науки на основе эксперимента, Вундт прямо говорил, что подобная перестройка окажется плодотворной лишь при условии исключения понятия о душе, так как душу он понимал с позиций психофизического параллелизма, ярым защитником которого являлся.
Экспериментальные исследования позволили достаточно подробно изучить память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу.
В России длительное время в психологии господствовали идеалистические учения, и психология в основном развивалась в русле богословия.
M.B. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский внесли большой вклад в разработку философских основ материалистического понимания психического.
И.М. Сеченов, воспитанный на трудах мыслителей-гуманистов, создал свою теорию рефлекторной деятельности мозга и опубликовал в 1863 году труд "Рефлексы головного мозга". Так пришла та необходимая помощь, в которой настоятельно нуждалась психология. И.М. Сеченов особое значение придавал медицинской психологии и собирался посвятить ей свой особый труд, о котором писал как о своей "лебединой песне".
И.П. Павлов, развивая положения И.М. Сеченова, разработал оригинальную методику, пользуясь которой стало возможно проникать в сущность рефлекторной функции мозга и подвергать "тщательному анализу основные законы, управляющие всей громадно сложной работой высшего отдела центральной нервной системы". Было доказано,что психические явления - результат условно-рефлекторной деятельности мозга и что условный рефлекс одновременно является и материальным (физиологическим) и идеальным (психическим). Трудами обоих корифеев русской физиологической науки был заложен естественно-научный фундамент психологии, который ей был необходим и без которого она долгие годы не могла перейти от изучения внешнего проявления психики к познанию ее сущности.
Первая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году при медицинском факультете Казанского университета. Там, а в дальнейшем в подобной лаборатории, созданной им в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, под его руководством было выполнено более 20 клинико-психологических докторских диссертаций.
В 1896 году такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С. Корсаковым.
Специальный курс психологии для студентов-медиков С.С. Корсаков еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Почти одновременно подобные же лаборатории открылись в Одессе, Киеве и Дерпте, где экспериментальные работы по исследованию психически больных проводил В.Ф. Чиж. Во всех случаях психологические кабинеты организовывались на частные пожертвования, так как администрация относилась к этому нововведению более чем холодно.
В 1904 году на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908 году А.Н. Бернштейн опубликовал первое в России руководство "Клинические приемы психологического исследования душевнобольных", а в 1911 году вышел в свет "Атлас психологического исследования личности" Ф.Г. Рыбакова.
Надо сказать, что лабораторная аппаратура для исследования психических функций на первых порах была весьма сложной, громоздкой и дорогой. В связи с этим врачи, психологи, физиологи предлагали новые, более простые в употреблении приборы, пробы и тесты. Однако развитие психологии, применение ее методов для изучения психической сферы больных во многом сдерживалось как существенным недостатком средств, так и определенными идеологическими и социально-психологическими трудностями, имевшимися в России в начале нынешнего века. Кроме того, экспериментально-психологические исследования велись с позиций метафизической функциональной психологии, которая не могла проникнуть ни в сущность сознания, ни в сущность личности. Поэтому вполне естественно, что особых успехов отечественная экспериментальная медицинская психология в дореволюционные годы не добилась. Зато в развитии медицинской деонтологии, изучении процессов взаимодействия между врачом и пациентом, отечественными практическими врачами и научными сотрудниками клиник и институтов было сделано многое.
Правда, в то время в России взаимоотношения врача и больного во многом зависели от существовавшего тогда принципа непосредственной оплаты больным труда врача. Такое положение нередко накладывало определенный отпечаток на качество медицинского обслуживания, на психологию больного. Лечебная помощь продавалась и покупалась, что делало ее малодоступной для большей части населения России. Тем не менее подавляющее большинство русских врачей считали служение больному долгом своей совести. Гуманное отношение к заболевшему сочеталось в их работе с искренним стремлением всемерно облегчить его страдания. Передовые отечественные медики изучали не только самого больного, но и его окружение, следуя совету С.П. Боткина, который, определяя задачи медицины, говорил: "... изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить или облегчать...". С.П. Боткин один из первых клиницистов, правильно понявших взаимосвязь морфологии и функции, единства организма и внешней среды, роль нервной системы в течении физиологических и патологических процессов.
Большое влияние на русскую врачебную общественность того времени оказали работы основоположников отечественной клинической медицины. И.Е. Дядьковского, М.Я. Муарова, ГА Захарьина, Н.И. Пирогова, В.П. Об-разцова, В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и других выдающихся ученых и врачей-гуманистов.
До Великой Октябрьской социалистической революции на медицинских факультетах университетов медицинской психологии уделялось чрезвычай^ но мало внимания, хотя в ряде психиатрических клиник эта дисциплина преподавалась. Вспоминая годы учения, В.В. Вересаев писал: "Жизнь больного человека, его душа были мне совершенно неизвестны; мы баричами посещали клиники, проводя у постели больного по 10-15 минут; мы с
II
грехом пополам изучали болезни, но о больном человеке не имели даже самого отдаленного представденил".
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции ситуация значительно изменилась. Уже в 1918 году был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия - клинический психолог.
Советская медицинская психология развивалась главным образом в плане клинико-описательных и экспериментально-психологических исследований. Заметно развернулась борьба с идеалистическими направлениями в психологии, субъективистскими методами самонаблюдения. Наряду со значительными положительными достижениями в виде большей объективизации изучаемых явлений, это имело и отрицательные последствия, приведшие в 30-е годы к официальному государственному запрещению отдельных направлений медицинской психологии, что в дальнейшем существенно затормозило становление данной науки.
Развитию медицинской психологии в значительной мере способствовали успехи общей психологии, в частности работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Ле-онтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и др.
В конце 20 - начале 30-х годов дальнейшие исследования отечественных психологов показали, что отражение окружающего мира - не пассивный процесс, что воздействие объектов реальности связано с активной деятельностью человека. Характер деятельности, ее направленность, содержание в значительной степени определяют процесс отражения. Вместе с тем это воздействие, результатом которого является психика, всегда опосреду-ется организмом, его нервной системой. В основе взаимодействия среды и организма лежат механизмы безусловных и условных рефлексов. Воспринятое преломляется в соответствии с особенностями личности человека. Происходит субъективная переработка отраженного объективного мира.
Таким образом, теперь уже речь шла не о том, чтобы устанавливать свойства либо самого организма, либо окружающей его физической и социальной среды, но о том, чтобы изучать процесс, составными частями которого они являются. Взаимодействие организма и среды подразумевает ответные реакции, и они не могут быть предугаданными, если исследователь станет исходить из изучения одного из этих компонентов. Связь между материей и сознанием, что отрицалось спиритуалистами, была экспериментально подтверждена. Диалектический подход дал возможность психологам "понять в одном и том же единстве живое существо и его среду, их постоянное взаимодействие" (А. Валлон, 1956)*. Особенно наглядно это проявилось при изучении общей психопатологии (В.А. Гиляровский, РЛ. Го-лант, Е.А. Попов, А.А. Меграбян и др.), психогенеза заболеваний, изме-* В данном и подобном случаях в скобках указаны фамилия автора, имеющего основополагающую работу в описываемом направлении, и год издания работы.
12
нений личности при неврозах, вопросов психотерапии и психопрофидак-тики (Е.К-Краснушкин, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, К-К. Платонов и др.).
Широкий размах получило развитие экспериментально-психологических исследований; большинство работ выполнялось с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов в деятельности человека. Много практически ценных данных получено советскими учеными при исследовании психофизиологии, психологии и психогигиены труда, изучении особенностей снижения трудоспособности при соматических и нервно-психических заболеваниях, в вопросах трудоустройства и реадатации.
В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд ценных работ по экспериментально-психологическому исследованию речи, мышления (Л.С. Выготский, А.Г. Иванов-Смоленский, М.С. Лебединский и др.), эмоционально-волевой сферы (А.Р. Лурия), по влиянию на работоспособность отношения нервно-психически больных к труду (В.Н. Мясищев и др.) и некоторым иным разделам медицинской психологии.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в последующие годы экспериментально-психологические (патопсихологические и нейропсихологические) исследования помогали более рационально решать вопросы трудоспособности и трудоустройства лиц, перенесших травму головного мозга, и восстанавливать пораженные функции.
Серьезным событием в истории отечественной медицинской психологии была Объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950), посвященная учению И.П. Павлова, умершего еще в 1936 году. Выполняя в большей мере государственно-идеологический заказ, нежели рассматривая действительно научные вопросы, эта сессия во многом затормозила развитие медицинской психологии в Советском Союзе, подменив психологию физиологией.
Возрождение научной психологии в нашей стране началось с середины 50-х годов.
На 1 съезде Общества психологов в 1959 году, на II съезде этого общества в 1963 году и на IV съезде невропатологов и психиатров в 1963 году был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). В частности, были представлены и обсуждены новые данные по локализации психических функций и о структурном понимании личности. Одной из важных предпосылок к этому явился пересмотр как самого понятия "функция", так и принципов ее локализации. Если раньше функция определялась как свойство, непосредственно связанное с работой определенной группы высокоспециализированных клеток, то в настоящее время почти никто уже не проецирует ту или иную функцию в конкретную анатомическую область головного мозга. А.Р. Лурия так определяет функцию: "...как результат сложной
13
рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе "мозаику" из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей и обеспечивают тем самым "уравновешивание" организма со средой".
Следовательно, в понятие функции вкладывается новый смысл. Функция рассматривается как весьма сложная приспособительная деятельность организма. В результате этой деятельности становится возможным осуществяение определенной физиологической или психологической задачи. В этом аспекте под локализацией понимается формирование сложных динамических структур, в которые входят отдельные пункты упомянутой "мозаики". В период протекания той или иной функции образуется ряд последовательных и одномоментно возбуждающихся звеньев. При этом каждое звено имеет определенное значение для достижения конечного результата, а так называемые "центры" играют роль "узловых пунктов" динамических структур.
Ко времени рождения ребенка динамические структуры не появляются в готовом виде. Совместная работа определенных корковых зон (речи, слуха, зрения и пр.), начинаясь с раннего детства, в дальнейшем усложняется, динамические структуры формируются в процессе общения и предметной деятельности. Значительный вклад в изучение функционально-динамических структур мозга внес отечественный нейрофизиодог П.К. Анохин.
При рассмотрении вопроса о локализации высших психических функций, таких как память, мышление, сознание и др., следует иметь в виду, что человеческая психика социальна по своему происхождению. Поэтому нет никаких оснований говорить о той или иной жесткой локализации высших психических функций в специальных корковых центрах, ибо социальное не может быть помещено в ту или иную группу клеток и приурочено к их деятельности.
В настоящее время предполагается широкое размещение высших психических функций по всей коре больших полушарий. При этом деятельность "созвучно работающих ганглиозных клеток взаимно совоз-буждающих друг друга" (А.А. Ухтомский, 1953), разделенных в коре анатомически, является физиологической основой высших психических функций.
Окончательно физиологический редукционизм в медицинской психологии был преодолен только в начале 60-х годов. В 1962 году Академией наук СССР, Академией медицинских наук СССР, Академией педагогических наук РСФСР и Министерствами высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР было созвано Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. На этом совещании был подведен итог достижениям советской науки в этих направлениях и намечены пути дальнейшего развития психологии, в частности медицинской психологии. Особенно жестко в
постановлении этого совещания ставились задачи борьбы с биологиза-цией человека.
Единое понимание и творческое развитие взглядов философов, психологов, физиологов и психиатров на сущность сознания были достигнуты на Всесоюзном симпозиуме 1966 года.
В 70-80-е годы в ряде городов Советского Союза прочно сформировались крупные научные центры и школы по медицинской психологии, плодотворно разрабатывающие различные направления медико-психологических исследований.
Московские ученые (Б.В. Зейгарник, К.К. Платанов, К.М. Гуревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская, Ф.Б. Березин, В.В. Николаева и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики. Ими созданы отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик (ММР1, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и др.), выполнен целый ряд работ по изучению пато-и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний, изменений психической деятельности при хронических соматических заболеваниях, проведены значительные исследования в области психо(нейро)физиологии и т.д.
Ведущим направлением деятельности ленинградской школы медицинской психологии (М.М. Кабанов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карва-сарский, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др.) является разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в раапичных областях медицины. Спектр конкретных научных исследований ленинградских ученых чрезвычайно велик и включает как проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д. Векслера, диагностики межличностных отношений у детей Р. Жиля и др.; создание целого ряда оригинальных отечественных психодиагностических методик - патохарак-теролопического диагностического опросника для подростков (ПДО), методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях - ТОБОЛ и др.), так и проблемы организации медико-психологической службы и психосоци-ального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.
Представители киевской научной школы (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурла-чук и др.) занимаются вопросами теории и практики патопсихологичес-кой диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.
Ученые тбилисской школы (И.Т. Бжалава, С.В. Цуладзе и др.) проводили медико-психологические исследования в свете созданной Д.Н. Уз-надзе теории установки. Ими изучены характерные особенности и динамика установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга, что внесло весомый вклад в изучение бессознательного отечественными исследователями. По иници-15
ативе тбилисских ученых был проведен первый в нашей стране международный симпозиум по проблемам бессознательного.
Из приведенного краткого исторического обзора видно, какой большой и сложный путь прошла в своем развитии медицинская психология. В этом историческом очерке мы лишь в общих чертах коснулись отдельных психологических проблем. К ним мы будем еще возвращаться в соответствующих разделах учебника.
Будучи неотъемлемой частью как психологии, так и медицины, медицинская психология в своем развитии всегда отражала преобладающие в те или иные периоды времени в психологии и медицине теоретические установки и практические подходы, в свою очередь стимулировавшие возникновение соответствующих медико-психологических диагностических и лечебно-реабилитационных решений.
Одной из наиболее плодотворных теорий медицинской психологии, получившей широкое признание в нашей стране, является теория психологии отношений А.Ф. Лазурского - U.I Я.. Мясищева. Она рассматривает отношения как характерный структурный компонент личности, формирующиеся в процессе деятельности человека. Отношения различаются по своей эмоциональной ценности и социальной значимости. Отношения носят сознательный, приобретенный в результате опыта характер. Наряду с уровнем интеллекта и способностей, уровень отношений в известной мере характеризует развитие личности.
Теория отношений послужила фундаментом для конструирования ряда психодиагностических методик и разработки ряда актуальных проблем отечественной психотерапии, которая рассматривается В.Н. Мясищевым как особая группа методов медицинской психологии - методов психологического воздействия.
Широкое распространение в мире получило бихевиоральное (поведенческое) направление. Согласно этим теориям, болезненные изменения личности, не обусловленные органическими поражениями головного мозга, рассматриваются как результат недостаточности полезных навыков, извращение поведения. Отсюда вытекает, что основная задача поведенческой терапии - перевоспитание пациента, размыкание болезненных условных связей и воспитание полезных навыков. Видными представителями этого направления в медицинской психологии ЯВЯЯЮТСЯ.ДЖ.Б. Уотсон, Г.Й. Ай-зенк.
Столь же большой известностью пользуются и различные варианты психоанализа, рассматривающие психическую деятельность человека в плане постоянной борьбы между сознательным и бессознательным при доминирующем значении последнего. Поведение человека и наблюдающиеся психопатологические симптомы представляются как замаскированные, символические проявления вытесняемых "цензурой" и неприемлемых для сознания низменных инстинктов и влечений. На их основе возникают "комплексы", рассматриваемые как основа невротических и психотических
расстройств. В объяснении психической деятельности в норме и патологии исключительное значение придается сексуальным моментам, регрессии либидо (полового влечения) на проходимые каждым человеком в детстве стадии эротического развития.
В нашей стране в течение нескольких десятилетий существовало отрицательное отношение к психоанализу и только в последние годы вновь появился интерес к нему, чему способствовал и Указ президента РФ № 1044 от 19 июля 1996 года "О возрождении и развитиии психоанализа". Психоанализ лежит в основе многих широко распространенных в настоящее время методов психотерапии и психокоррекции - гешталытерапии, психодрамы, трансактного анализа и др.
Близким к психоанализу, но не смыкающимся с ним, является еще одно широко распространенное направление медицинской психологии - экзистенциальный анализ (OJL Бинсвангер, Е. Минковски, О. Фишер), в основе которого лежит возникшее в первые десятилетия нашего века известное философское учение. В экзистенциальном анализе психопатологические категории рассматриваются с привлечением категорий пространства, времени. Центральное понятие - человеческое существование, экзистенция, которая выступает как нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Экзистенция проявляется в виде заботы, страха, решимости, совести, а они все, в свою очередь, определяются через смерть. Свою сущность (экзистенцию) человек может понять только в ситуациях чрезвычайных - в борьбе, страдании, смерти. Экзистенциальный анализ антинозологичен, он отрицает наличие болезненных расстройств психики как таковых. Поскольку взаимоотношения людей в обществе весьма индивидуальны, разнообразны и неповторимы, то бесполезны с точки зрения экзистенциального анализа и поиски каких-либо объективных критериев, на которых можно было бы строить диагностику нарушений психической деятельности.
2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
До настоящего времени нет однозначного общепринятого определения медицинской психологии. Представители различных научных школ вкладывают в это понятие свои, подчас значительно отличающиеся друг от друга сущности.
В историческом аспекте следует прежде всего остановиться на понимании медицинской психологии немецкоязычными авторами, как внесшими неоценимый вклад в становление и развитие этой науки (именно в Швейцарии, в Базеле, Карпом-Густавом Юнгом была организована первая в мире кафедра медицинской психологии).
В понимании Э. Кречмера и К.Г. Юнга, медицинская психология - это "психология из практики врача для практики врача" с уклоном в психотерапию, которая изучает психологию больного, страдающего и анормально-17
го человека, в особенности нарушения личности, поведения, влечений, вопросы психической конституции человека и неврозы. Решающее значение в исправлении, коррекции таких состояний авторы придают методам психологического лечения - различным видам психотерапии. Такой подход к пониманию существа медицинской психологии оказался достаточно устойчивым и в настоящее время имеет много сторонников.
Значительно менее распространенным, но не утратившим полностью своего значения в наши дни, оказался другой подход к пониманию медицинской психологии. Его наиболее известным теоретиком был немецкий психиатр К. Бирнбаум. Согласно взглядам ученых данного направления, медицинская психология - это область науки, рассматривающая психические явления при психических заболеваниях. Вряд ли можно согласиться с таким подходом, так как он фактически сводит содержание медицинской психологии к психопатологии (и только при психических заболеваниях), тем самым значительно сужая ее понятие.
В современной Германии медицинская психология понимается как совокупность медико-психологических базовых знаний, методических подходов (техники) связи врача и пациента и психологических аспектов (приемов) взаимодействия с больными (пациентами).
В настоящее время в нашей стране медицинская психология понимается как раздел психологии.изучающий психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника (Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. Т.2. С. 392), или как изучение психологическими методами особенностей психики больного человека, а также психологических особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношений между ними и больными (В.М. Блей-хер, И.В. Крук, 1995).
Следовательно, важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях. Это должно находить отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения - внебольничной службы и стационаров, санаторно-курортном деле, фармации, при подготовке медицинских кадров всех уровней, в исследовательской работе ученых, связанной с медицинскими проблемами, в организации здравоохранения, гигиене и санитарии, медицине катастроф и пр.
Медицинская психология должна разрабатываться в связи с задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами. Объем ее задач пока в значительной степени условен.
Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека в широком смысле этого слова (многообразные и глубокие сдвиги в психической деятельности душевнобольных подробно изучаются специальной наукой - психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения. При этом различные смежные проблемы рассматриваются
применительно к основной задаче - оказанию максимальной помощи пациенту, ограждению его от неблагоприятных воздействий.
С известной долей условности можно считать, что медицинская психология является совокупностью двух тесно взаимодействующих блоков - лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.
Лечебно-диагаосгаческий блок включает традиционные патопсихоло-гическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую (применительно к медицине) диагностики, а также медицински направленную профессиональную ориентацию.
Патопсихологическая диагностика - одна из самых старых и важнейших составных частей медицинской психологии. Она сводится к определению структуры нарушений познавательных процессов, закономерностей их распада в сопоставлении с нормой в понятиях современной психологии, диагностике особенностей личности, поведения, общения и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных механизмов личности в связи с психическим расстройством.
Нейропсихологтеская диагностика - вторая традиционно рассматриваемая важнейшая составная часть медицинской психологии. Ее содержание заключается в диагностике мозговых механизмов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга в связи с задачами топической диагностики очагов поражения и обоснования восстановительного лечения.
Соматопсихологическая диагностика - это исследование и оценка роли, места и значения различных психологических/психических факторов в возникновении, развитии, лечении и профилактике разнообразных заболеваний внутренних органов и систем организма.
Психофизиологическая диагностика - исследование в психофизиологическом эксперименте особенностей психической деятельности в единстве с их психофизиологическими параметрами.
Социально-психологическая диагностика в медицине - это исследование влияния на психическую сферу пациентов различных факторов микро-и макросоциального окружения, факта включенности в социальные группы, а также более широкой роли экономических, социально-экономических, экологических и других факторов, являющихся условно патогенными с точки зрения психической/психологической дезадаптации личности.
Медицински направленная профессиональная ориентация базируется на психодиагностике и имеет целью профессиональную ориентацию лиц с какими-либо проблемами со здоровьем (и не только психическим), а также профессиональную ориентацию формально здоровых, учитывая их потребности в смене профессии и уровень профессиональных притязаний в соотношении с актуальным психическим состоянием и психологическими особенностями.
19
В повседневной практике отечественной медицинской психологии наибольшее распространение получила патопсихологическая диагностика, правда, понимаемая широко - с учетом личностных реакций субъектов в связи с заболеванием. Следует отметить, что нередко даже в наши дни к патопсихологической диагностике сводится и само понятие предмета медицинской психологии. Это неверно, несмотря на всю важность и традиционно большую роль, которую играла патопсихология в медицинской психологии.
Почти не используются в практической деятельности методы нейропси-хологической и психофизиологической диагностики (в применении к медицинской психологии), хотя задачи топической диагностики в клинике органических поражений головного мозга не могут квалифицированно решаться без указанных методов. Ведь именно отечественная медицинская психология внесла в эти отрасли фундаментальный вклад, связанный с именами А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Н.Н. Траугогт, ИМ. Тонконогого, Л.С. Цветковой, Я.А. Меерсона и др., а использование данных методов диагностики отдельными медицинскими учреждениями позволило им существенно сократить сроки и повысить достоверность обследования соответствующих контингентов пациентов.
Относительно новыми видами исследования в отечественной медико-психологической практике являются социально-психологическая диагностика применительно к медицине, соматопсихологическая диагностика и медицински ориентированная профессиональная ориентация, однако и они уже достаточно длительное время используются в отдельных научно-исследовательских и практических учреждениях здравоохранения и имеют хорошо разработанные теоретические основы и методический аппарат.
Важнейшей составляющей медицинской психологии является блок лечебно-реабилитационных мероприятий. Само понятие реабилитации в медицине тесно связано с понятием и развитием медицинской психоло-' гии. В настоящее время реабилитация понимается как ресоциализация, как возможно более полное восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной значимости пациентов, их личного и социального статуса (М.М. Кабанов). Приобретая все более универсальное значение для всей медицины, обе эти дисциплины (медицинская психология и реабилитология) сохраняют тесные взаимосвязи и взаимообусловленность. Успехи в развитии медицинской психологии в значительной мере определяют теоретико-методологические подходы к реабилитационному процессу не только в психиатрии, но и в неврологии и соматической медицине.
Лечебно-реабилитационный блок медицинской психологии включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и со-циотерапевтические мероприятия, относящиеся ко всему многообразию нервно-психических и соматических заболеваний.
20
3. ПАТОПСИХОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
Патопсихология - важнейшая составная часть медицинской психологии, изучающая закономерности искажений отражательной деятельности мозга, закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. О.П. Росин (1974) полагает, что предметом исследования патопсихологии является то звено в структуре симптомообразования, которое предшествует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. Патопсихология изучает психические расстройства методами научной психологии, она исследует психологическую структуру проявлений психической патологии.
В.М. Блейхер и И.В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:
Получение данных для диагностики. Патопсихологические данные носят дополнительный характер и их ценность обнаруживается только при сопоставлении с результатами клинико-психологического исследования и в ряде случаев - с результатами других вспомогательных исследований (например, электроэнцефалографии, реоэнцефалографии и т.д.). Патопсихологическая диагностика не носит также характера нозологического диагноза - это задача клинициста, который для ее решения как раз и должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследования. В последнем существенную помощь ему призваны оказать используемые в патопсихологических заключениях категории патопсихо-логических регистр-синдромов.
Патопсихологическое исследование зачастую способствует раннему выявлению симптомов психических нарушений и установлению их своеобразия.
Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности проведения лечебного процесса. Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования могут быть объективным показателем влияния проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий на течение заболевания. Они также характеризуют структуру и особенности наступающих ремиссий и психического дефекта (если речь идет о процессуальных заболеваниях), что имеет известное прогностическое значение и способствует выбору правильной тактики дальнейшего проведения лечебного процесса.
Участие в экспертной работе - военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-псдагогической экспертизах. Основной задачей практической патопсихологии в случае проведения военной экспертизы является получение соответствующего патопсихологического обоснования клинического диагноза с обращением особого внимания на степень
выраженности имеющихся клинических проявлений (определение глубины поражения определенных составляющих психической деятельности). При проведении трудовой экспертизы медицинскому психологу важно не столько обнаружить признаки заболевания (как правило, их наличие не вызывает сомнений), сколько показать, как они глубоки, как далеко зашло в своем развитии заболевание, насколько снижена трудоспособность испытуемого, а также определить, имеются ли в его психике (если имеются - то какие и в какой мере представленные) сохранные элементы, которые могли бы быть использованы для стимулирования механизмов выздоровления или компенсации психического дефекта.
Важное значение патопсихологические исследования имеют при проведении судебно-психиатрической экспертизы. При этом психолог-эксперт должен не только установить данные, облегчающие решение клинических диагностических вопросов, но и объективно установить степень выраженности психических нарушений.
В работе с детьми медико-психологические исследования необходимы для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку - в массовой или коррекционной школе. Этот вопрос должен безошибочно решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями, так как, например, помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может приводить как к невротическим реакциям неправильно направленного на учебу ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, так и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка и общества имеет помещение педагогически запущенного ребенка, неправильно расцененного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.
Участие в реабилитационной работе. В настоящее время работе по реабилитации и ресоциализации больных придается первостепенное значение, так как от правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит профилактика инвалидности.
Реабилитационная работа эффективна только при осуществлении индивидуального подхода к пациенту. Медицинский психолог, участвующий в реабилитационном процессе, должен прежде всего диагностировать актуальное состояние познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы больного, выявив при этом как наиболее пораженные болезнью, так и наиболее сохранные индивидуальные особенности, чтобы в дальнейшем, основываясь на полученных данных, составить реально выполнимый план индивидуального реабилитационного процесса. Помимо этого медицинским психологом должен быть обязательно изучен социальный климат, окружающий пациента в разных сферах его жизни и деятельности, и прежде всего - особенности его взаимоотношений в семье, на производстве и т.д.
В соответствии с полученными интегративными данными строится соответствующая психотерапевтическая, психокоррекционная и психо-22
профилактическая работа, проводимая медицинским психологом в постоянном контакте с лечащими врачами.
Исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также струпуры психических нарушений при некоторых недостаточно изученных неврологических и соматических заболеваниях. В данных случаях патопсиходогические исследования проводятся прежде всего с научными целями. При такой постановке задачи подбираются большие группы больных со сходными клиническими проявлениями заболевания, что позволяет получить достоверные данные. Практическое значение этой задачи патопсихологии заключается в получении новых данных о механизмах развития заболеваний, преимущественном вовлечении в них тех или иных психологических образований, о возможных механизмах компенсации и/иди адаптации к болезни. При научно-исследовательской направленности патопсихологических исследований обязательно соблюдение динамического принципа (В.М. Блейхер, 1976), т.е. учета динамики психопатологических образований в связи с течением болезни с последующим сопоставлением полученных патопсихологических феноменов с различными стадиями заболевания.
Участие в психотерапии. В этих случаях роль патопсихологии сводится к получению данных как для диагностики индивидуальных психологических особенностей пациента, так и для социально-психологической диагностики. Это позволяет определить оптимальный объем психотерапевтических вмешательств, выбрать их адекватные формы и место проведения (в стационаре или амбулаторно).
В своей практической деятельности медицинский психолог должен четко различать понятия патопсихология и психопатология.
Эти понятия совершенно различны. Психопатология является наукой сугубо медицинской, одним из разделов психиатрии, который изучает признаки психических расстройств в динамике. Психопатология, в отличие от патопсихологии, оперирует главным образом клиническими понятиями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологичес-кие критерии (возникновение болезни, исход болезни).
С целью сближения особенностей диагностического мышления врача и медицинского психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихвлогические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982 году И.А. Кудрявцев. Он выделил шизофренический (диссоциагивный), органический, олигофренический, психопатический синдромы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов. Дальнейшее развитие учения о патопсихологических синдромах связано с именем В.М. Блейхера, описавшего в 1986 году восемь патопсихамгическмх регистр-синдромов (речь о регистр-синдромах идет именно потому, что эти синдромы имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической, а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболева-23
ния. Кроме того, эти синдромы связаны с определенными кругами психических расстройств в понимании академика А.В. Снежневского). Медицинский психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синпромов, как:
1) шизофренический,
2) аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста),
3) олигофренический,
4) экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-ор-ганические поражения головного мозга - церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д.),
5) эндогенно-органический (в клинике - истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге),
6) личностно-аномальный (в клинике - акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции),
7) психогенно-психотический (в клинике - реактивные психозы),
8) психогенно-невротический (в клинике - неврозы и невротические реакции).
Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед медицинским психологом. Например, разграничение экзоген-но-и эндогенно-органичсских регистр-синдромов очень важно при дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии; уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с недостатком интеллекта и памяти, помогает разграничение органического и олигофре-нического регистр-синдромов.
Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патоп-сихологических исследований обозначает, в сущности, рубеж диагности-чески-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного медицинским психологом исследования, и способствует сближению позиций медицинского психолога и врача-клинициста.
Завершая изложение общих сведений о медицинской психологии, остановимся на соотношении понятий "медицинская психология" и "клиническая психология". Это необходимо сделать исходя из того обстоятельства, что эти понятия по-разному определяют даже специалисты, работающие в одной стране.
А.Е. Личко и Н.Я. Иванов (1992) указывают на тождество понятий "медицинская психология" и "клиническая психология". Об этом же писал ранее М.С. Роговин (1969) и позднее - Ю.Ф. Поляков (1996). Сходного мнения придерживаются и большинство других авторов. Но, как указывают В.М. Блейхер и И.В. Крук (1986), даже в американской литературе А. Ле-вицки (1974) отмечает три различных точки зрения на предмет клинической
24
психологии. Первая характеризуется тем, что сводит клиническую пси-хояогию к изучению психических расстройств, возникающих в связи с тем иди иным заболеванием. Вторая основывается на понимании клинической психологии как идеографической психологической дисциплины, занимающейся изучением психических проявлений личности (включая профессиональные консультации, консультирование студентов колледжей, исследование руководящего персонала предприятий). С третьей точки зрения клиническая психология рассматривается как область прикладной психологии, изучающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюдения понимаемые в поведенческом аспекте способности и свойства личности и направленная на разработку способов устранения дезадаптив-ного поведения. Разумеется, что такое нечеткое, расплывчатое и многостороннее понимание клинической психологии не может быть принято как не вполне отвечающее научному подходу. В то же время, как указывают В. Иванов (1971, 1976), В.М. Блейхер (1976), В.М. Банщиков (1978), понятие клинической психологии может оказаться целесообразным при правильном методологическом подходе к нему, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. С этой точки зрения отношение клинической психологии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще, т.е. клиническая психология - эта та прикладная часть медицинской психологии, которая определяется потребностями клиники.
Таким образом, несмотря на отсутствие до настоящего времени единства мнений в понимании терминов "медицинская психология" и "клиническая психология", учитывая позицию большинства авторов, целесообразно рассматривать понятие "клиническая психология" как синоним "медицинской психологии".
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В нашей стране, так же как и за рубежом, медико-психологическая служба первоначально формировалась вокруг нескольких крупных научных центров, изучающих проблемы медицинской психологии. Ведущим научно-методическим центром по медицинской психологии в Российской Федерации является Санкт-Петербургский Психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева. На его базе функционирует Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии, задачами которого является проведение научно-организационной и методической работы в области медицинской психологии. Крупными традиционно сложившимися научными центрами по медицинской психологии являются факультет психологии Московского государственного университета. Государственный научный центр психиатрии и наркологии (Москва), факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научно-25
исследовательская работа по отдельным медико-психологическим проблемам проводится также на некоторых кафедрах университетов, медицинских, педагогических и других высших учебных заведений, отделах научно-исследовательских учреждений различных министерств и ведомств.
Подготовка медицинских психологов, в течение многих лет проводившаяся только на факультетах психологии Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, сейчас претерпевает изменение. Открыты специализации по медицинской психологии и на факультетах (отделениях) психологии некоторых университетов и других высших учебных заведений страны. Последипломное усовершенствование медицинских психологов осуществляется на базах крупных научно-исследовательских и высших учебных заведений.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации разрабатывается четкая система подготовки медицинских психологов и их дальнейшего последипломного усовершенствования, которая позволит решить многие вопросы, существующие в этой сфере.
В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работает в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от мощности лечебно-профилактического учревдения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Та же модель, в принципе, может быть использована и в лечебно-профилактических учреждениях иного профиля.
В последние годы психиатрической общественностью нашей страны достаточно интенсивно обсуждается новый подход к обслуживанию пациентов - бригадный, подразумевающий создание функциональных бригад, состоящих из психиатра, психотерапевта, медицинского психолога и социального работника. Нет сомнений в том, что предлагаемые изменения могут существенно улучшить качество и повысить эффективность оказания психиатрической помощи. Однако в ходе обсуждения данной модели часто, к сожалению, забывается именно функциональный принцип организации бригады и это приводит к тому, что возникают предложения о неактуальности наличия специализированных медико-психологических подразделений в структурах психиатрических учреждений. Мы считаем такую точку зрения необоснованной. Специализированные медико-психологические подразделения в штатах психиатрических учреждений безусловно имеют право на самостоятельное существование, хотя бы до тех пор, пока не сформируется достаточная медико-психологическая культура среди работников практического здравоохранения. Существование таких самостоятельных специализированных структур ни в коей мере не противоречит созданию и успешной работе упомянутых выше функциональ-26
ных бригад, напротив, возможность постоянного обращения медицинского психолога за консультативной помощью к более опытным коллегам по отделению будет способствовать более эффективному оказанию медико-психологической помощи.
Систематизированного опыта работы медицинских психологов в лечебно-профилактических учреждениях непсихиатрического профиля в нашей стране до настоящего времени не имеется.
5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основными методами медико-психологического исследования являются: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования. В данной главе рассмотрим более подробно только экспериментально-психологический метод исследования; наблюдение и беседа будут разобраны ниже, применительно к конкретным вопросам, решаемым этими методами.
Экспериментально-психологический метод исследования в медицинской психологии позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний. Многочисленные психодиагностические методики в большинстве случаев являются многофункциональными, что позволяет изучать с помощью одной методики сразу несколько функций. Единого подхода к созданию классификации отдельных методик, входящих в экспериментально-психологический метод, не существует. Различные авторы в настоящее время выделяют методики качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов) и психометрические (используемые для измерения тех или иных функций), вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал) и невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.), направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.). К. числу методик экспериментально-психологической направленности относятся и методики изучения психофизиологических особенностей пациента.
Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач. Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д. Позволяя успешно решать круг прикладных психодиагностических задач, методики типа функциональных проб находят широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
Другим общепризнанным направлением в практической психодиаг-ностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог Дж-М. Кэттэлл (1890). По определению Л.Ф. Бур-лачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Таким образом, тест - это одна из разновидностей (стандартизированная) психодиагностических методик, поэтому любой тест является, по сути, методикой, но не всякая методика - тестом.
Каждая психодиагностическая методика имеет определенные характеристики, важнейшей из которых является валидность. Валидность - это понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д.
Другой важнейшей характеристикой каждой психодиагностической методики является ее надежность. Надежность отражает точность психо-диагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.
Проведение любого обследования с использованием экспериментально-психологических методик включает в себя три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения. В каждом случае исследующий пользуется ограниченным числом патопсихологических экспериментальных методик (обычно не более 8- 9), объединенных в так называемую батарею методик. Необходимые методики подбираются в соответствии с задачами исследования. Владение возможно большим числом методик экспериментального исследования позволяет в каждом случае подбирать наиболее адекватные методики, которые будут всесторонне характеризовать особенности психической деятельности испытуемого и в ряде случаев подтверждать друг друга.
В процессе исследования испытуемого в большинстве случаев целесообразно использовать методики по возрастающей сложности - от более простых к более сложным. Необходимо использовать только извест-28
ные и проверенные психодиагностические методики, применение всякого рода новых, оригинальных и модифицированных методик возможно лишь в случае полной уверенности в их валидности и надежности. Использованию любой психодиагностической методики должно предшествовать ее тщательное изучение самим исследующим. Часть I УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Каталог: book -> medical psychology
medical psychology -> Учебное пособие «Психические и поведенческие расстройства при вич-инфекции и спиде: учебное пособие»
medical psychology -> Ббк56. 14 ■ с 34 Научный консультант серии- а. Б. Хавин
medical psychology -> Зейгарник Б. В., Братусь Б. С
medical psychology -> Принципы построения патопсихологического исследования
medical psychology -> Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
medical psychology -> Киев «Здоров'я» 1986
medical psychology -> Научной рефлексии
medical psychology -> Клиническая психотерапия
medical psychology -> Психосоциальная аддиктология
medical psychology -> Наталия Александровна Дзеружинская, Олег Геннадьевич Сыропятов, Елена Игоревна Аладышева Основы психофармакотерапии: пособие для врачей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница