Евплова екатерина викторовна формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения



страница1/12
Дата11.02.2016
Размер2.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

На правах рукописи
ЕВПЛОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор А.Ф. Аменд

Челябинск – 2012



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ………...............

13


1.1. Состояние и развитие проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ……………….............

13


1.2. Комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ………………………………………

41


1.3. Педагогические условия эффективного функционирования комплекса моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения …………………………............................................

70


Выводы по первой главе ………………………………………………………..

88

Глава II. Экспериментальная работа по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ……………………

91


2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ………………………............................................................

91


2.2. Реализация комплекса моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения и педагогических условий его эффективного функционирования …………………………………….

106


2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения ……………………………………………………………....

129


Выводы по второй главе ………………………………………………………...

147

Заключение ………………………………………………………………………

150

Библиографический список ……………………………………………….........

154


ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на повышение требований к подготовке рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется то, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных рабочих и специалистах. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может подготовить только конкурентоспособный педагог профессионального обучения – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.

Данное обстоятельство предопределило возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, которая может быть рассмотрена на нескольких уровнях.

Так, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется требованиями к современному специалисту, отраженными в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и других нормативно-правовых документах.

Непосредственное подтверждение важности и актуальности проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения отражено в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», где указывается, что существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников. В стратегии инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия – 2020» также уделяется большое внимание вопросам формирования конкурентоспособности будущих педагогов. В документе сказано, что одна из важнейших задач образовательной сферы – формирование конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев.

Таким образом, государство заинтересовано в формировании конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, поскольку это связано с решением задач подготовки конкурентоспособного рабочего и специалиста, повышения социальной эффективности работы организаций и учреждений, подъема экономики. Данный вывод подчеркивает актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне, конкретизируя заказ на конкурентоспособных педагогов профессионального образования современному высшему профессионально-педагогическому образованию.

Актуальность проблемы на теоретико-методологическом уровне вызвана недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, несмотря на то, что значительный вклад в изучение смежных аспектов вышеназванной проблемы внесли И.А. Бибик, А.А. Власова, О.А. Любченко, В.Н. Мезинов, И.М. Файзрахманов, О.Ф. Чупрова, С.Н. Широбоков и др. Однако, несмотря на наличие широкого спектра педагогических исследований в данной области, они не способны решить поднятую проблему, т.к. в них не учитывается специфика подготовки будущего педагога профессионального обучения. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в процессе их подготовки в вузе, которая выражается в разработке определений основополагающих понятий проблемы исследования – «конкурентоспособность педагога профессионального обучения», «формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения»; изучении теоретико-методологических вопросов формирования конкурентоспособности; выявлении компонентов конкурентоспособности; моделировании процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, определении методологических подходов и др.

Актуальность проблемы на содержательно-методическом уровне заключается в необходимости методического обеспечения формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, которую ощущают педагоги-практики профессионально-педагогических учебных заведений. Решение этой проблемы может выражаться в разработке комплекса моделей и педагогических условий формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости разрешения противоречия между потребностью государства и современного общества в педагогах профессионального обучения, обладающих конкурентоспособностью, и недостаточной теоретико-методологической и содержательно-методической разработанностью путей ее формирования.



Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, а также выявить и проверить педагогические условия его эффективного функционирования.

Объект исследования – подготовка будущих педагогов профессионального обучения.
Предмет исследования – формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Гипотеза исследования. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения будет реализовано более эффективно, если:

  • на основе системного, процессного и компетентностно-средового подходов будет разработан и внедрен комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, состоящий из компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей;

  • будут разработаны и внедрены в практику профессионально-педагогического образования педагогические условия эффективного функционирования комплекса моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, предполагающие: а) создание конкурентной образовательной среды в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения; б) разработку и реализацию элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов профессионального обучения; в) реализацию контекстного обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

  1. рассмотреть состояние и развитие проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в педагогической теории и практике;

  2. определить наиболее продуктивные методологические подходы к решению исследуемой проблемы;

  3. на основе выявленных методологических подходов разработать и апробировать комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения;

  4. выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия эффективного функционирования комплекса моделей;

  5. разработать методическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Методологическую основу исследования составили положения: системного подхода (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и его конкретизация в педагогических исследованиях (В.П. Беспалько, В.И. Долгова, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, Н.И. Терещук и др.), процессного подхода (П.П. Данилов, Н.Н. Матвеева, О.Ю. Нисман, Е.М. Садыкова, Р.В. Сюров и др.), компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), средового подхода (Ю.С. Мануйлов, С.Ф. Сергеев, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

  • положения теории и методики высшего профессионального образования (А.Ф. Аменд, С.Я. Батышев, В.А. Сластенин, Н.М. Яковлева и др.);

  • положения теории и методики профессионально-педагогического образования (Е.А. Гнатышина, П.Ф. Кубрушко, О.Л. Назарова, Г.М. Романцев, В.А. Федоров и др.);

  • идеи формирования конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, Л.М. Митина, А.И. Субетто, Д.В. Чернилевский и др.) и конкурентоспособности будущего педагога (И.А. Бибик, А.А. Власова, В.Н. Мезинов, Н.В. Тамарская, О.Ф. Чупрова и др.);

  • положения теории педагогического моделирования (В.В. Краевский, В.А. Могилевский, Л.М. Фридман, В.А. Штофф, Н.О. Яковлева и др.);

  • положения теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Яковлев и др.);

  • положения теории педагогического эксперимента (Дж. Гласс, В.В. Краевский, А.М. Новиков, Дж. Стэнли, В.С. Черепанов и др.).

Исследование проводилось на базе Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 106 студентов 4–5 курсов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Основные этапы исследования:

Первый этап (2009–2010 гг.) включал определение актуальности проблемы исследования; анализ философской, экономической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований и научных статей по проблеме исследования; проведение констатирующего этапа экспериментальной работы по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях профессионально-педагогического образования; определение терминологического поля исследования.

Методы исследования данного этапа: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов в области образования, историко-педагогический анализ, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по формированию конкурентоспособности будущих специалистов, понятийно-терминологический анализ, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика.

Второй этап (2010–2012 гг.) включал определение теоретико-методологической основы исследования, обоснование выбора методологических подходов исследования, разработку комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования, апробацию разработанных условий в рамках экспериментальной работы.

На данном этапе в качестве методов исследования были использованы: теоретико-методологический анализ, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика, прямое и косвенное наблюдение.



Третий этап (2012 гг.) включал обобщение, систематизацию и описание результатов исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций, популяризацию опыта по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, оформление результатов диссертационного исследования.

Методами данного этапа являлись: обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение, метод статистической обработки данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • определена теоретико-методологическая основа решения исследуемой проблемы – сочетание системного, процессного и компетентностно-средового подходов, – обеспечивающая возможность комплексного изучения проблемы, создания теоретического и практического аппарата для достижения цели исследования;

  • определена структура конкурентоспособности педагога профессионального обучения, включающая профессиональную компетентность, а также мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компонент;

  • разработан и теоретически обоснован комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, включающий компетентностную, структурно-функциональную и процессную модели и характеризующийся направленностью на формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения;

  • разработаны, теоретически обоснованы и экспериментальным путем проверены педагогические условия эффективного функционирования комплекса моделей, предполагающие создание конкурентной образовательной среды в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения; разработку и реализацию элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов профессионального обучения; реализацию контекстного обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. определены этапы развития проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения;

  2. осуществлен анализ современного состояния проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в педагогической науке и практике;

  3. сформулированы определения основополагающих понятий проблемы исследования – «конкурентоспособность педагога профессионального обучения», «формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения»;

  4. определены этапы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения (мотивационный, развивающий, профессионально-моделирующий).

Практическая значимость исследования: 1) в практику профессионально-педагогического образования внедрен комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, а также педагогические условия его эффективного функционирования; 2) выявлены критерии и уровни сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; 3) определены и обоснованы наиболее эффективные формы, методы и средства формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; 4) разработан комплекс учебных задач, заданий, деловых, ролевых и блиц-игр, обеспечивающий формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; 5) разработано методическое обеспечение формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается использованием современных достижений психолого-педагогической науки; методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования; применением комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования; оценкой результатов исследования экспертами на разных этапах экспериментальной работы; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспериментальным путем данных; обработкой результатов экспериментальной работы методами математической статистики с использованием вычислительной техники; подтверждением выдвинутой гипотезы исследования.
Апробация результатов исследования:

  • участие в работе международных, всероссийских, региональных, внутривузовских научно-практических конференций: «Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации ВПО» (г. Челябинск, 2009 г.), «Стратегия гуманитарного образования XXI века» (г. Самара, 2009 г.), «Безопасность пространства образования» (г. Челябинск, 2009 г.), «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.) «Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов» (г. Челябинск, 2010 г.), «Дулатовские чтения» (г. Костанай, 2010–2011 гг.), «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию» (г. Челябинск, 2012 г.) и форума аспирантов педагогических университетов (г. Санкт-Петербург, 2010 г.);

  • выступления на заседаниях совета Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, кафедры педагогики, психологии и предметных методик, кафедры педагогики и психологии профессионального образования, кафедры экономики, управления и права Челябинского государственного педагогического университета;

  • публикации основных результатов исследования в научно-периодических печатных изданиях России (Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск) и Казахстана (Костанай);

  • участие в научных лабораториях «Актуальные проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения» (2009–2012 гг.), «Инновационное управление профессионально-педагогическим образованием» (2009–2012 гг.);

  • педагогическая деятельность в качестве преподавателя кафедры экономики, управления и права Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета (2009–2012 гг.).



На защиту выносятся следующие положения:

  1. Формулировка основополагающих понятий проблемы исследования:

  • конкурентоспособность педагога профессионального обучения –интегративная характеристика личности педагога, включающая профессиональную компетентность и совокупность мотивационного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, обеспечивающих успешное решение профессионально-педагогических задач и позволяющих подготовить высококвалифицированного рабочего/специалиста;

  • формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения представляет собой специально организованное педагогическое взаимодействие педагога со студентами, направленное на формирование профессиональной компетентности, а также мотивационного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.

  1. Теоретико-методологической основой решения проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения выступает совокупность системного, процессного, компетентностно-средового подходов, определяющих направленность, цель, содержание, осуществление данного процесса.

  2. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения осуществляется в соответствии с комплексом моделей, который: состоит из компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей; разработан на основе системного, процессного и компетентностно-средового подходов; встроен в существующий процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе; ориентирован на формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

  3. Педагогическими условиями эффективного функционирования комплекса моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения являются: а) создание конкурентной образовательной среды в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения; б) разработка и реализация элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов профессионального обучения; в) реализация контекстного обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.



ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы формирования

конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения


    1. Состояние и развитие проблемы формирования

конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения
С переходом России к рыночной экономике все чаще стал использоваться термин «конкурентоспособность». Это обусловлено тем, что будущие специалисты, по-мнению работодателей, должны обладать не только набором профессиональных знаний, умений и навыков, но и высоким уровнем профессиональной компетентности, наличием профессионально значимых личностных качества, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Для эффективного решения проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения необходимо рассмотреть ее состояние и развитие в психолого-педагогической литературе и практике, чему и будет посвящен данный параграф диссертационного исследования.

Условно развитие исследуемой проблемы можно разделить на три этапа, каждый из которых отражает отношения научной и социально-педагогической общественности к исследуемому феномену.

При этом рассмотрение этапов развития исследуемой проблемы будет осуществлено с учетом следующих позиций:



  • отправной точкой в процессе становления проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения будем считать период, связанный с возникновением системы инженерно-педагогического образования в России;

  • определение этапов исторического развития будет осуществляться исходя из основной единицы, характеристика которой определяет внутреннее содержание каждого периода, а ее качественное изменение – переход от одного этапа к другому. Для предмета нашего исследования основной единицей выбрано проявление научно-исследовательского и общественно-педагогического интереса к проблеме формирования конкурентоспособности у будущих специалистов, осознание актуальности исследуемой проблемы, постановка акцента на необходимость изучения и решения проблемы в рамках подготовки будущего педагога профессионального обучения;

  • характеристика содержания этапов становления проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения соотносится с выделением общественно-экономических, социально-педагогических, теоретико-методологических и практических предпосылок становления проблемы, определивших направления ее дальнейшего развития.

Опираясь на вышеизложенное, в становлении проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, мы выделили три этапа: первый этап (20-е – середина 60-х гг. XX в.), второй этап (середина 60-х – первая половина 90-х гг. XX в.), третий этап (первая половина 90-х гг. XX в. по настоящее временя).

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных этапов.



Первый этап (20-е – середина 60-х гг. XX в.) характеризуется возникновением системы инженерно-педагогической подготовки в вузе, которая легла в основу изучаемого нами профессионально-педагогического образования.

Стоит отметить, что в начальный период становления профессионально-педагогического образования в России проблема формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения не являлась актуальной, поскольку в связи с существующей в тот период командно-административной экономикой отсутствовали социально-производственные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. К тому же долгие годы образование в России ориентировалось не на раскрытие способностей, формирование профессиональных и развитие личностных качеств, а на усвоение отработанных алгоритмов решения разного рода задач, в России не были широко распространены понятия «конкуренция», «конкурентоспособность». Косвенное подтверждение этому было обнаружено в работе А.Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [161], где отмечено, что понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» долгое время вообще не вызывали у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя.

Одновременно с развитием системы инженерно-педагогического образования в России и неприятием самого термина «конкуренция» в западноевропейских странах, напротив, происходит становление данного понятия. В обиходной речи зарубежных государств оно появилось в XIX в. привнесенным из латинского языка (con + currere – сбегать, сталкиваться). Подобное слово используется в итальянском, французском, португальском, норвежском, датском, шведском, немецком и голландском языках. В то же время для английского и испанского языков характерен термин «competition» (competencia), который восходит к латинскому «competition» (com + petition – стремление достичь что-то, добиться чего-то).

Рассматриваемый термин был заимствован зарубежными экономистами почти сразу после его появления. Но и в лексиконе экономистов в первое время понятие употреблялось весьма вольно. Постепенно смысл его уточнялся, становился все более определенным, и в начале XX в. слово «конкуренция» стало считаться научным понятием, что дало ему возможность войти в круг основных понятий экономической теории.

В развитие экономического понятия «конкуренция» внесли значительный вклад такие зарубежные ученые-экономисты, как Дж. Милль [87], Ф. Найт [93], М. Портер [108; 178], Д. Рикардо [179], А. Смит [133], Ф. Хайек [154] и др.

Так, Дж. Милль [87] отмечал, что конкуренция сама по себе является законом, который устанавливает правила регулирования. Ф.А. фон Хайек [154] считал, что конкуренция ведет к лучшему использованию знаний и способностей людей и стимулирует рациональность. Ф. Найт [93] доказал, что конкуренция – это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. Все вышеназванные ученые-экономисты отмечали многогранность данного понятия, в связи с этим его изучение требует как детальных и обширных исследований с разных точек зрения, так и обобщения работ многих авторов.

Кроме экономической конкуренции, существует и биологическая конкуренция – соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [21; 146 и др.].

Чуть позже, понятие «конкуренция» начинают тесно связывать с понятием «конкурентоспособность». Отмечая при этом, что так же как и конкуренция, понятие «конкурентоспособность» – изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров или услуг.

Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг, конкурентоспособностью экономики, биологической конкуренцией особей в зарубежной литературе стало принято говорить о конкурентоспособности личности или специалиста.

Конкурентоспособность личности, как значимая характеристика, является предметом изучения разных областей науки – философии, психологии, педагогики и др.

В философском плане вопрос о конкурентоспособности личности напрямую касается важнейшего вопроса философии – вопроса о сущности человека, его месте в мире и о смысле человеческого бытия.

Проблема сущности человека, его роли и места в мире решалась еще античными философами, а также целой плеядой отечественных философов XIX–XX вв. Их труды послужили для нас основой рассмотрения проблемы.

Так, русские мыслители XIX в. (Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов и др.) главным назначением человека считали реализацию им своего нравственного потенциала, построение жизни на началах любви ко всему человеческому. В.В. Розанов [По: 134] смыслом жизни считал стремление к достижению трех идеалов духовного назначения – истины, добра и свободы. Важнейшее значение этих трех нравственных ориентиров в том, что обладающий ими имеет «неразрушимое ядро» для деятельности, т.е. они являются исходными условиями личностной конкурентоспособности человека.

Рассмотрение философских трудов позволяет прийти к мысли о том, что личности присуще стремление к развитию, самоутверждению, к поиску себя и смысла своего существования, своего места в мире, т.е. философская идея усовершенствования личности и деятельности служит основой понятий «конкурентоспособная личность» в целом и «конкурентоспособность будущих педагогов профессионального обучения» в частности.

Рассмотрев проблему конкурентоспособности личности с философской позиции, нам представляется целесообразным рассмотреть исследуемую проблему с точки зрения психолого-педагогической науки начала XX в.

Следует сразу оговорить, что изучение понятия «конкурентоспособность» в педагогике и психологии является относительно новым направлением. Данное понятие вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями таких ученых, как Дж. Грейсон, К. О'Делл, Дж. Дьюи, Р. Мартенс, Г. Олпорт и др., которых можно по праву считать основоположниками проблемы формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Так, К. Роджерс [114] отмечал, что человеку свойственна тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Г. Олпорт [101] конкурентоспособность личности раскрывал через анализ феномена зрелой личности, отмечая при этом, что созревание человека – это процесс становления, непрерывно протекающий и продолжающийся в течение всей его жизни. Дж. Грейсон и К. О'Делл [31] отмечали в своих исследованиях, что характеристиками конкурентоспособности являются потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей. Р. Мартенс [80] в конкурентоспособной личности видел основной результат социализации. Успешная деятельность человека, по мнению Р. Мартенса, зависит от способностей, приобретенных знаний, умений и навыков. Дж. Дьюи [38] главную цель обучения видел в том, чтобы подготовить молодежь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни.

Таким образом, представители гуманистической психологии видели человека активным творцом собственной жизни, обладающим свободой выбора, разрабатывающим и развивающим индивидуальный стиль жизни. Однако вышеназванные ученые развивали свои идеи за рубежом и не рассматривали проблему формирования конкурентоспособности будущих специалистов – выпускников российской высшей школы, тем более будущих педагогов профессионального обучения.

Характерной особенностью второго периода (середина 60-х – первая половина 90-х гг. XX в.) является становление основополагающих понятий – «профессионально-педагогическое образование», «конкурентоспособность личности/специалиста».

Так, понятие «инженерно-педагогическое образование» заменено понятием «профессионально-педагогическое образование», в связи с этим педагогов-инженеров стали называть педагогами профессионального обучения. Можно считать, что в данный период наступает новый этап в развитии проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Появляются исследования, посвященные проблеме профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, мастера производственного обучения. Среди них можно выделить труды А.А. Жученко [45; 46; 47], Н.В. Кузьминой [70; 71], Г.М. Романцева [46; 116], Е.В. Ткаченко [47; 141] и др. Отметим, что вышепредставленные ученые не рассматривали проблему формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

В связи с тем, что в конце рассматриваемого периода государство переходит от командно-административной к рыночной экономике, а у системы начального и среднего профессионального образования, рынка труда появляется потребность в специалистах более высокого уровня, важным результатом процесса подготовки таких специалистов становится не только формирование определенных знаний, умений и навыков, как это было в рассмотренном нами предыдущем периоде, а формирование профессионально ориентированной личности, способной к самореализации, продуктивной деятельности, конкуренции и т.д. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящий период вместо слова «профессионализм» все чаще работодатели стали использовать понятие «конкурентоспособность».

Однако несмотря на то, что в этот период создаются общественно-экономические и социально-педагогические предпосылки для осуществления работы по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, исследуемая проблема по-прежнему не имеет самостоятельного статуса.

На сегодняшний день, в связи с переходом всей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования конкурентоспособности встала в ряд приоритетных педагогических проблем, требующих срочного решения, а у отечественных педагогов и психологов возник интерес к изучению данной проблемы, что, в свою очередь, ознаменовало переход к третьему этапу становления и развития проблемы (первая половина 90-х гг. XX в. по настоящее время).

Третий этап характеризуется в целом возрастанием интереса со стороны научного сообщества к проблеме подготовки будущего педагога профессионального обучения. Появляется большое количество печатных работ посвященных вышеуказанной проблеме. Среди них исследования Е.А. Гнатышиной [28; 29; 30], В.Е. Евдокимова [40], А.А. Жученко [45], Э.Ф. Зеера [54; 55; 56], П.Ф. Кубрушко [67], Г.М. Романцева [46; 116], В.А. Сластенина [106; 121] и др.

Рассматриваемый этап отличается также осознанием педагогической общественностью необходимости формирования конкурентоспособности у будущих специалистов в целом и педагогов профессионального обучения в частности. Ученые и педагоги профессионально-педагогических учебных заведений задумались о социальной значимости проблемы, что отражается в широко распространившихся в данный период исследованиях по смежным темам.

Так, значительный вклад в изучение проблемы формирования конкурентоспособности специалиста в данный период внесли отечественные ученые, такие как В.И. Андреев [5; 8], Л.М. Митина [89; 90], Н.В. Тамарская [140], Г.В. Шавырина [73] и др. Эти ученые показывают сложность и многогранность проблемы формирования конкурентоспособности будущих специалистов. Например, В.И. Андреев конкурентоспособность связывает с творческим саморазвитием личности. В работах Л.М. Митиной, Г.В. Шавыриной и других ученых конкурентоспособность рассматривается как качество личности, гарантирующее самоопределенность, самореализованность, самоудовлетворенность. Н.В. Тамарская рассматривает проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность, как качество подготовки специалиста.

Несмотря на разнообразие подходов к изучению данной проблемы, все вышеназванные ученые подчеркивают необходимость скорейшего решения проблемы формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Так, Л.М. Митина считает, что «цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда» [90, с. 4]. Современные педагоги-исследователи (Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина) подчеркивают, что «с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно необходимы особые способности, позволяющие максимально расширить собственные возможности» [73, с. 34]. Данные способности, как считают авторы, заложены в конкурентоспособной личности. В.И. Андреев, в свою очередь, отмечает, что «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [8, с. 165]. Но в то же время, как справедливо отмечает автор, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами» [6, с. 377].

Таким образом, анализируя возросший интерес у отечественных педагогов и психологов к данной проблеме, можно предположить, что в стране в целом завершается этап общественного неприятия самих терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». Наступает пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности/специалиста в разных сферах жизнедеятельности человека.

Независимо от того, что достаточно большое число отечественных и зарубежных ученых в разное время занималось изучением проблемы формирования конкурентоспособности будущих специалистов, нами, тем не менее, не были обнаружены исследования, посвященные изучению и решению проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

А поскольку на первый план выходит столь значимая и актуальная проблема, то на ее зарождение незамедлительно отреагировало государство, сформировав социальный заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов, в том числе будущих педагогов профессионального образования.

Так, интересы человека, общества и государства в подготовке современного специалиста находят свое отражение в Конституции Российской Федерации [61], Законе Российской Федерации «Об образовании» [50], Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [49], Национальной доктрине образования в Российской Федерации [94], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [138], Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» [137], а также в программных и нормативных документах, опубликованных за период до 2012 г.

В данных нормативно-правовых документах подчеркивается приоритетная роль высшего профессионального образования в подготовке современного специалиста, отвечающего определенным требованиям.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что «необходимо формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии». В документе также сказано, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: … развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [49].

В свою очередь, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что «система образования призвана обеспечить: формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [94, с. 4].

Однако в этих и некоторых других рассмотренных документах не акцентировано внимание на формировании конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. Подтверждение важности формирования конкурентоспособности будущих педагогов мы находим лишь в модели «Российское образование – 2020», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников». В модели «Российское образование – 2020» отмечается и то, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [118, с. 24].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации сказано, что развитие человеческого потенциала России достигается при помощи создания эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства. В Концепции сказано также, что развитие человеческого потенциала включает системные преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики [62]. В разработанной на основе положений вышепредставленной Концепции Стратегии инновационного развития РФ «Инновационная Россия – 2020» также уделяется особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности педагога. В документе говорится, что одна из важнейших задач в образовательной сфере – формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев [138].

Таким образом, во всех основных современных государственных документах в области образования прямо или косвенно уделяется внимание значимости и необходимости формирования конкурентоспособности будущих специалистов, в том числе педагогов профессионального обучения, конкретизируя тем самым социальный заказ современному высшему профессионально-педагогическому образованию.

Осуществив анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» [137], мы пришли к выводу, что понятие «конкурентоспособность» не нашло в нем своего отражения, однако в Стандарте прослеживается основная цель подготовки педагога профессионального обучения, суть которой заключается в подготовке к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональной, научно-профессиональной, образовательно-проектировочной, организационно-технологической, обучение по рабочей профессии.

В проанализированном нами Стандарте отмечается также и то, что педагог профессионального обучения должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, которые находят свое отражение в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Раскроем в соответствии со стандартом результаты освоения основных образовательных программ подготовки будущего педагога профессионального обучения (табл. 1).


Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница