Эволюция роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности 18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия



Скачать 371.76 Kb.
Дата21.05.2016
Размер371.76 Kb.


На правах рукописи

Усова Валентина Петровна



Эволюция роли Истории архитектуры

в профессиональной архитектурной деятельности

18.00.01 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция

архитектурного наследия

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

Нижний Новгород – 2007

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научный руководитель

кандидат технических наук, доцент



Тур Виталий Иванович
Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор



Норенков Сергей Владимирович

кандидат архитектуры, профессор



Малахов Сергей Алексеевич
Ведущая организация

ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Защита состоится 14 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.162.02 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан 13.10.2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат архитектуры, доцент Н. А. Гоголева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования определяется необходимостью более интенсивного использования Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности. Текущая практика выдвигает задачи изучения путей взаимодействия архитектуры с историческими архитектурными формами, ассимиляции исторического опыта, формирования профессионального мировоззрения с выраженной авторской творческой позицией по отношению к историческому опыту. В связи с этим, История архитектуры может играть особую роль в формировании личности архитектора и его профессиональных способностей.

История архитектуры сегодня – фундаментальная развивающаяся наука, которая представляет постоянный интерес для специалистов и всех интересующихся вопросами архитектуры. Главное предназначение Истории архитектуры – в сфере образования. В Истории архитектуры сконцентрирован мировой опыт зодчества, одной из древнейших деятельностей человечества, для передачи его последующим поколениям. Сегодня недостаточно общего определения назначения учебной дисциплины Истории архитектуры как «важной роли в профессиональной подготовке», «воспитания чувства прекрасного» или «приобщения к сокровищнице мировой культуры» и т. д. Необходим научный подход в изучении роли Истории архитектуры, которую она может и должна выполнять на службе профессиональной архитектурной деятельности. Во все времена архитектурная деятельность взаимодействовала с историей, опиралась на практический опыт реальных архитектурных объектов, памятников мировой архитектуры. Совершенствуя профессиональные знания, творческий метод архитектора, необходимо изучить возможности практического использования профессионального опыта Истории архитектуры в развитии профессиональной архитектурной деятельности.



Теоретическая основа работы. История архитектуры как отдельная наука существует немногим более двух столетий. История архитектуры сформировалась первоначально в европейских школах, где процессы новых капиталистических отношений развивались активнее. Это работы А. Бринкмана, К. Вермана, Г. Вельфлина, Г. Винкельмана, К. Гартмана, В. ле Дюка, Г. Земпера, Н. Певзнера, Г. Робертсона, А. Ригля, Б. Флетчера, О. Шуази и др.

С середины ХIХ века История архитектуры как самостоятельная дисциплина, введенная в петербургскую, затем в московскую и другие архитектурные школы, получает развитие в работах: Д. Айналова, А. Алпатова, Д. Аркина,


Е. Ащепкова, А. Бунина, А. Венедиктова, А. Габричевского, И. Грабаря,
Н. Кондакова, Б. Михайлова, В. Пилявского, Н. Султанова и др.

На современном этапе большой вклад в развитие науки внесли работы


К. Афанасьева, Н. Баранова, Н. Былинкина, Э. Гольдзамта, Н. Гуляницкого,
В. Маркузона, В. Павлова, Т. Саваренской, Ю. Савицкого, В. Хазановой,
О. Халпахчьяна, О. Швидковского, Д. Швидковского, С. Шумилкина,
Ю. Яралова и др.

Вопросам теории архитектуры посвящены исследования Г. Айдаровой,


М. Бригса, А. Бурова, З. Гидиона, В. Глазычева, Ч. Дженкса, К. Иванова,
А. Иконникова, Е. Изварзина, А. Коротковского, В. Локтева, Ч. Мура,
О. Орельской, А. Раппопорта, А. Рябушина, М. Скальвини, А. Степанова,
В. Тихонова, О. Фрейденберг, В. Хайта, С. Хан-Магомедова, З. Яргиной и др.

Обращают на себя внимание исследования истории профессии и архитектурной деятельности в работах Б. Бархина, Н. Бакланова, А. Гагкаева.,


М. Гинзбурга, Б. Дзеви, Г. Коуэна, И. Николаева, Г. Рикена, Г. Станишева и др.

Вопросам профессионального творчества посвящены работы Г. Веслополовой, А. Войтенса, А. Дембича, Ю. Кармазина, К. Кудряшова, С. Малахова,


Н. Метленкова, В. Моора, Н. Нечаева, В. Усова, Н. Чуваргиной и др.

Проблема исследования. Современная наука и учебная дисциплина
История архитектуры, с одной стороны, представляют обширное знание развития архитектуры с древнейших времен до современности, изучение которого входит в профессиональную подготовку архитектора в составе основной профилирующей учебной дисциплины. С другой стороны, в современной архитектурной практике имеется востребованность повышения практической полезности историко-архитектурного знания в профессиональной деятельности, ассимиляции исторического опыта, обогащения творческого метода архитектора.

Проблема современного состояния профессиональной деятельности состоит в существовании некоторого разрыва между современной наукой Историей архитектуры (теорией) и реальной практикой. Устранение этого разрыва возможно при изучении научного содержания эволюции роли науки Истории архитектуры. Современная методология, теория архитектуры, педагогика, психология позволяют сформулировать конкретные цели и определить содержание науки и учебной дисциплины Истории архитектуры, ориентированных на практические задачи профессиональной архитектурной деятельности с целью более продуктивного использования архитектурного наследия на практике.



Гипотеза исследования. Современные тенденции научно-технического прогресса, соответствующие вступлению общества в постиндустриальный период, связаны с использованием новых материалов и дизайн технологий, компьютерных средств, глобализации мировых отношений; формируют новое мировоззрение и выражение творческих художественных способностей в профессиональной архитектурной деятельности. Эти тенденции способствуют пересмотру принципов и творческих оснований профессиональной деятельности и позволяют рассматривать современное состояние творчества в архитектуре как новый исторический этап взаимодействия истории, теории и практики архитектуры. Современная методология обеспечивает возможности изучения самой деятельности, обозначая новый этап развития как деятельностный подход. Предыдущий, так называемый, объективистский общенаучный метод познания в архитектуре был направлен на изучение объекта архитектуры. История архитектуры рассматривалась как история архитектурных объектов, памятников архитектуры. Объект и предмет исследования в Истории архитектуры практически совпадали. Современная методология позволяет сместить предмет исследования в сторону деятельности. В этой связи, История архитектуры должна исследовать архитектурное наследие, памятники с позиции профессиональной деятельности мастеров, способов и методов творчества. Изучение эволюции роли Истории архитектуры выявляет закономерные процессы, которые обусловливают новые современные подходы в развитии Истории архитектуры.

Цель, задачи. Целью данного исследования является разработка теоретических основ модели эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

– выявление теоретических оснований взаимосвязи и взаимообусловленности развития практики, истории и теории архитектурной деятельности;

– изучение развития различных подходов формирования материала Истории архитектуры с позиции ее влияния и вклада в профессиональную архитектурную деятельность;

– изучение способов функционирования профессионального опыта в истории профессиональной архитектурной деятельности;

– выявление закономерностей эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности, теоретическое обоснование практического использования материала Истории архитектуры в современной архитектурной деятельности с целью обогащения архитектурного творческого метода опытом профессии;

– выявление принципов использования деятельностного подхода в формировании науки и учебной дисциплины Истории архитектуры, ориентированных на профессиональную деятельность и творческий метод.

Объект исследования. Теоретические основы эволюции взаимодействия научного знания Истории архитектуры и профессиональной архитектурной деятельности.

Предмет исследования. Закономерности эволюции профессионально-практического использования опыта Истории архитектуры в современной профессиональной архитектурной деятельности.

Границы исследования. Хронологические – с момента возникновения историко-архитектурной науки до наших дней. Рассматривается экскурс в донаучный период для изучения влияния историко-архитектурного опыта на профессиональную архитектурную деятельность до появления науки Истории архитектуры. Работа ограничивается изучением эволюции взаимодействия архитектуры и соответствующей архитектурной деятельности, раскрывающих механизмы передачи профессионального опыта и рационального использования потенциала Истории архитектуры.

Методы и методика исследования:

– библиографический поиск, сбор материала, теоретическое исследование науки Истории архитектуры с позиции различных подходов, участвующих в становлении ее теории;

– диалектический, исторический материализм, деятельностный подход в исследовании содержания методологии науки Истории архитектуры;

– теория познания в становлении науки Истории архитектуры, рассмотрение во взаимосвязи и взаимообусловленности истории, практики и теории архитектуры. Уровни познания: знание, сознание и самосознание (рефлексия) в развитии теории архитектуры;

– социокультурный (художественно-эстетический, гедонический) и профессионально-деятельностный (творческо-практический, профессионально-мировоззренческий, архитектуроведческий) подходы в выявлении закономерностей эволюции роли Истории архитектуры;

– исследование архитектурной деятельности с позиции способа передачи опыта профессии;

– психолого-педагогические особенности формирования учебных действий и теория «поэтапного формирования умственных действий» в профессиональном обучении Истории архитектуры;

– подборка и разработка иллюстративно-графического материала.



Научная новизна. Впервые рассмотрено теоретическое содержание эволюции роли Истории архитектуры не только как культурологической, воспитательной, художественно-развивающей науки и учебной дисциплины, но и архитектуроведческой как профессионально-формирующей роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности:

– выявлены теоретические основания данной постановки вопроса, которые зависят от состояния уровня практики и теории профессиональной деятельности;

– разработана теоретическая модель эволюции роли Истории архитектуры в архитектурной деятельности;

– рассмотрено содержание деятельностного подхода в развитии науки и учебной дисциплины Истории архитектуры, использовании в профессиональной архитектурной деятельности;

– предложены принципы использования инновационного подхода и технологий в организации обучения Истории архитектуры.

Научно-практическое значение исследования:

– теоретическое обоснование и содержание модели эволюции роли Истории архитектуры в архитектурной деятельности дополняют современное представление теории архитектуры;

– содержание и понимание процессов эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности предлагается использовать для совершенствования профессиональной деятельности и профессионального обучения Истории архитектуры, развивающего способы и методы творчества профессионалов.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие теоретическое содержание эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности.

1. Анализ соотнесения развития Истории архитектуры и способов передачи профессионального опыта в развитии архитектурной деятельности.

2. Принцип использования нового деятельностного подхода в развитии науки Истории архитектуры и профессиональной архитектурной деятельности.

3. Принципы формирования материала учебной дисциплины «История архитектуры», с учетом тенденций развития науки.



Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы докладывались и получили одобрение:

– на XXVI, XXVII НТК в ДВПИ (г. Владивосток 1981 г., 1982 г.);

– на XXXVIII, XLI, XLV научных конференциях МАРХИ (г. Москва,
1982 г., 1985 г., 1989 г.);

– на XV НТК УлПИ и на XXXI НТК УлГТУ (г. Ульяновск, 1981 г., 1997 г.);

– на НМК УлГТУ «Телевидение и учебный процесс», «Современные технологии учебного процесса в вузе» (г. Ульяновск, 1996 г., 2004 г.);

– на 3-й всероссийской НМК НАСА «Проблемы многоуровнего высшего образования» (Н. Новгород, 2004 гг.);

– на республиканской конференции «Проблемы формирования гуманитарной среды образования» (г. Ульяновск, 1996 г.);

– на всероссийской научной конференции «Литература и культура в контексте христианства» (УлГТУ, г. Ульяновск, 1996 г.).

Основные положения диссертации были использованы при разработке трех методических указаний, ставших основой для проведения практических занятий по Истории архитектуры для специальностей «Дизайн архитектурной среды» и «Промышленное и гражданское строительство» с применением инновационных подходов и технологий обучения в Ульяновском государственном техническом университете. Имеются акты внедрения.

Материалы исследования отражены в семнадцати публикациях.



Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (140 стр.), введение, три главы, общие выводы, библиографический список (375 наименований); второй том включает иллюстрации (28 графоаналитических таблиц) и приложения (3 текстовые).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Теоретические предпосылки исследования эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности» рассматриваются особенности Истории архитектуры как науки и учебной дисциплины; взаимосвязи История архитектуры с теорией архитектуры и архитектурной практикой; изучается востребованность осмысления роли
Истории архитектуры с позиции повышения эффективности практического использования ее материала в современной профессиональной деятельности архитектора.

История архитектуры – древнейшая наука, содержащая знание профессии зодчего. Традиционно исторические науки формировались как летописи. Архитектура не вечна, исторические объекты способны разрушаться, и возникла необходимость описания наиболее значимых объектов для сохранения памяти о них и опыта создания. Главная задача науки Истории архитектуры состоит в изучении наследия памятников мировой архитектуры.

Знание Истории архитектуры приобщает к культуре, воспитывает и формирует эстетическое и профессиональное мировоззрение не только архитектора, но и многих других специалистов. Архитектора привлекает многовековой опыт профессии, который вобрала в себя История архитектуры.

Существует множество высказываний мастеров о необходимости «глубокого, вдумчивого» изучения этой науки. Особо отмечается, что познание науки Истории архитектуры не ограничивается ее академическим этапом. «…Изучением этим нужно заниматься всю жизнь и тогда архитектор совершенствует свою культуру, обогащаясь безмерно», – отмечает мастер и теоретик раннего периода советской архитектуры М. Я. Гинзбург. Столь высокая оценка важности историко-архитектурного знания для архитектора требует специального изучения роли Истории архитектуры в профессиональной деятельности.

Современная История архитектуры – это фундаментальная наука, насчитывающая многотомные издания в десятки сотен страниц. В то же время, потенциал Истории архитектуры не достаточно используется в профессиональном творчестве. Накопление знания Истории архитектуры идет как бы параллельно профессиональной деятельности, познание науки самодостаточно. Современная архитектурная практика не может использовать в полной мере Историю архитектуры в качестве образцов, не может воспользоваться историческими архитектурными формами, одетыми в эстетические одежды исторических стилей других эпох.

Известны факты упрощенного эклектического подхода к использованию исторического наследия в архитектуре. В связи с этим, различным было и отношение к изучению архитектуры. На отрицании использования истории как метода ориентации на стили вырабатывалась новая эстетика современной архитектуры. Была поставлена под сомнение необходимость изучения Истории


архитектуры в архитектурном образовании, как мешающий, вредный фактор на этапе становления новой эстетики в архитектуре. В современной практике очевиден разрыв между развитием теории, в частности, научным знанием Истории архитектуры и практикой. Он выражается в том, что современная наука
История архитектуры не ориентируется на профессиональную архитектурную деятельность, ее задачи и проблемы. В то же время современная методология обеспечивает возможность исследования эволюции содержания роли Истории архитектуры на теоретическом уровне, обоснования и выявления пути более интенсивного использования потенциала научного знания Истории архитектуры в новых условиях как практически полезного для профессиональной архитектурной деятельности. Современная теория подошла к этапу возможности сближения и поиска путей совмещения научного знания Истории архитектуры и современной архитектурной деятельности, то есть ориентации научного знания Истории архитектуры на профессиональную деятельность. Такой подход в современной методологии называют деятельностным. Теория деятельности активно разрабатывается в современной философии и психологии. Эти процессы глобально затрагивают теорию познания и коренным образом способны изменить практическую деятельность. Данный этап общественного развития ученые называют «переходным», связанным со сменой мировоззрения. В архитектуре это выражается в переходе от ремесленно-интуитивных методов проектирования к теоретическим, рефлексивным, более осознанным, соответственно, управляемым и программируемым. Данные процессы характерны для всех областей жизни. Наибольшим образом они затрагивают сферы научно-художественного творчества, в частности, архитектуру, внедряясь «в область святая святых», метод архитектора. Профессиональный архитектурный метод связан с творчеством. Все процессы осмысления и рождения идеи происходят в результате мыслительно-интуитивной деятельности в голове проектировщика. Творчество не поддается рефлексии, оно скрыто от прямого наблюдения.
В этом состоит сложность познания профессиональной архитектурной деятельности, а так же изучения профессионального опыта, содержащегося в наследии Истории архитектуры. Предпосылкой развития Истории архитектуры является ее обусловленность профессиональной практикой и теорией архитектуры. Накопление фактического материала, опыта, а также развитие профессиональной теории являются основанием для нового этапа исследования исторического знания. Развитие архитектуры сегодня свидетельствует о возможности формирования теории архитектуры как самостоятельной науки, в частности, уже существуют основы теории композиции, методики проектирования, семиотики, семантики, художественного образа, стиля и стилизации, теории анализа архитектурной формы и др. Это является методологией для нового аналитического подхода исследования наследия в Истории архитектуры. Появление теоретической науки – более высокого знания по отношению к Истории архитектуры, не снижает ее роли. Наоборот, теория архитектуры открывает новые возможности перед исторической наукой. Теория является ключом для нового уровня изучения свойств архитектурных объектов, так как «уровень науки – это прежде всего уровень развития методологии».

Во второй главе «Исторические предпосылки исследования эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности» проведено исследование различных подходов в формировании науки Истории архитектуры с позиции изменения ее содержания и роли, а также во взаимодействии с функционированием профессиональной архитектурной деятельности.

Чтобы проследить зарождение научных знаний Истории архитектуры, их включенность и влияние на практическую профессиональную деятельность до возникновения науки Истории архитектуры, рассматривались различные работы, посвященные архитектурной профессии, начиная с первых источников, дошедших до нашего времени. Это работы Витрувия, Л. Б. Альберти, А. Палладио, О. Шуази, Б. Ф. Флетчера, Э. Э. Виоле ле Дюка, Г. Вельфлина и др. Проведенный анализ подходов на примерах отдельных работ показал, что, начиная


с I в. до нашей эры до XVI в., работа Витрувия «Десять книг об архитектуре», оставалась единственной сохранившейся системной практической теорией, обобщившей античный опыт. Вплоть до XIX века происходит массовое освоение и развитие теории Витрувия. Это работы Л. Б. Альберти, А. Палладио, известно более 50 трактатов, изучающих и переосмысливающих его работу.
В средневековье также использовались списки трактата Витрувия.
Все они были подготовительным этапом к появлению науки Истории
архитектуры.

Первыми трудами Истории архитектуры были работы Б. Флетчера и


О. Шуази, изданными почти одновременно в 1896, 1899 годах. Б. Флетчер развивает основной для науки исторический аналитический подход, О. Шуази наполняет его главным для архитектуры содержанием – конструктивным анализом архитектурных объектов. По существу работы О. Шуази и Б. Ф. Флетчера стали переходным этапом от написания практических трактатов к материалам Истории архитектуры. Виоле ле Дюк в работе «Беседы об архитектуре» дополняет аналитический подход ярким исследовательско-критическим отношением, демонстрирует активный творческий путь ее изучения. Виоле ле Дюк впервые высказывает критическое отношение к использованию Истории архитектуры как стилевых образцов, то есть прямолинейному формальному применению наследия на практике. «…Мы способны любоваться различными выражениями искусства у греков, но нам не дано воспроизвести его выражение, – мы живем иной жизнью», – пишет он. Тем самым, был обозначен разрыв между наукой «История архитектуры» и реальной практикой.

Работы Г. Вельфлина «О стилях» и «Истолкование искусства» (1922 г.)


являются, в большей степени методологией формально-эстетического подхода в исследовании Истории архитектуры. Он разрабатывает понятие стилей и композиционных свойств. Этой работой в начале XX века завершается развитие подходов в Истории архитектуры с позиции становления методологии ее научного исследования. Все дальнейшее развитие Истории архитектуры в XX веке посвящено сбору, систематизации, описанию фактического материала, оно развивает данные существующие подходы.

Издание «Всеобщей истории архитектуры» в 12-ти томах представляет фундаментальный системный материал, не имеющий себе равных по всеохватности фактического материала, всесторонности его исследования и завершает этап развития Истории архитектуры, в котором реализовались все теоретические взгляды на современном этапе. Представляет интерес изучение функционирования профессиональной деятельности до появления науки Истории архитектуры на первичных этапах общественного развития. Учитывая несовершенные знания того периода, требуется выявление наличия механизмов жизнедеятельности общества, которые участвовали в сохранении опыта. Такие задачи, как известно, выполняли традиции и каноны. Для изучения эволюции роли Истории архитектуры важно проследить, как появились, функционировали и изменялись традиции и каноны в профессиональной деятельности в историческом развитии. Преемственные механизмы заложены в самой природе существования социальных систем, как основы выживания биовидов. Преемственность обусловливается врожденной способностью к подражательной деятельности, заложенной в её генной природе. Общая теория традиции недостаточно разработана. Традицией называют «исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени». Традиция консервативна и статична. Развитие происходит в результате «вынужденного варьирования».

Канон впервые оформился в V веке до нашей эры скульптором Поликлетом в трактате «Канон» в форме теории идеальных пропорций человеческого тела, написанному для скульптуры Дорифор и скульптурой-моделью Дорифор, называемой им также каноном. В каноне действуют «закон (правило)» и «образец». В основном каноны были числовые, модульно-пропорциональные. Канон представляет формализованное знание, наследие. Элементы опыта, получившие положительное оценочное подкрепление практикой, начинают использовать, повторять. Так начинают работать традиции и каноны.

В первобытный период секреты профессии сохраняются в мифологизированных формах мышления: магии, тотемизме, мифах, позднее религии.


Профессиональные действия носили не осознанный характер и управлялись стихией мифов. Такие формы действий считают зарождением профессии, зарождением традиции и канонов, существующими в неразвитой форме прототрадиций и протоканонов.

В древний период в античной Греции выделяется и транслируется в форме канона пространственно-конструктивный тип здания – мегарон. На его пространственно-конструктивной основе в процессе традиции отрабатываются пропорции, конструктивные и художественные элементы трех древнегреческих ордеров, которые обособляются в самостоятельные формы канонов как совершенные идеальные формы-образцы. В них синкретично с деятельностью в свернутом виде зафиксирован опыт компонентов трех систем: конструктивной системы, художественно-образной и модульно-размерной, заменяющей на этом этапе расчет конструкций. Подобные традиции и каноны, различные по форме колонн, пропорционированию, размерам, пространственно-конструктивным типам можно встретить во многих других культурах Древнего периода.

Древнегреческие ордерные каноны получают новую интерпретацию в культуре Древнего Рима, где они перешли в разряд новой традиции – художественно-декоративного оформления тектоники стены.

В средневековый период в Западной Европе художественная античная традиция прерывается, в связи с ведущим новым религиозным мировоззрением, которое вырабатывает свои художественные каноны. При новом строительстве здание каждый раз моделировалось по существующим образцам храмов и каноническим схемам.

Экономические возможности нового периода в эпоху Возрождения в Риме не могли обеспечить развернувшегося массового строительства объектов с той роскошью, декором, которое было возможно в имперский период. Поэтому в качестве архитектурных средств применяются изобразительные и иллюзорные приемы, в том числе, под влиянием открытия построения перспективы. Главная особенность эпохи состоит в том, что она открывает начало новой форме традиции, ориентированной не на конкретный образец, а на стиль. В основе новой традиции, начиная с эпохи Возрождения, лежит стилевой прототип. Это обеспечивает большую свободу творчества и многообразия форм.

В новейший период в начале XX века в Модернизме возникла новая особенность, выразившаяся в концептуальном отказе от использования стилевых прототипов и исторической традиции в целом. Новый уровень практики и научных профессиональных знаний позволили использовать наследие, формируя новую форму традиции, в которой варьируются конструкции, строительные технологии, материалы, художественные теоретические знания.



В третьей главе «Закономерности эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности» исследуются закономерности эволюции взаимодействия Истории архитектуры с профессиональной архитектурной деятельностью и их использование в обучении и профессиональной деятельности.

Роль Истории архитектуры в процессе ее эволюции различна, она обусловлена уровнем профессиональной архитектурной деятельности и уровнем теории профессионального знания. Наука «История архитектуры» представляет овеществленное материализованное в форме текста знание, полученное на основе практической деятельности, являющееся продуктом ее познания. По отношению к практике История архитектуры представляет одну из форм исторического наследия наряду с реальными памятниками архитектуры.

Эволюцию роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности можно определить путем совмещения роли науки Истории архитектуры, выполняемой в процессе функционирования профессионального опыта с выполнением аналогичной функции профессиональной архитектурной деятельности. История архитектуры и профессиональная архитектурная деятельность участвуют в одних и тех же процессах сохранения опыта, используя различные средства: История архитектуры – логические знания через осмысленные субъективные действия мастеров; профессиональная архитектурная деятельность – механизмы традиции и канонов, функционирующие в обществе посредством деятельности мастеров и не осознаваемые субъектами.

Теоретическая модель эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности устанавливает главную закономерность – соотношение участия исторического архитектурного знания в профессиональной деятельности мастеров через осознанные действия мастеров, с одной стороны, и формализованные неосознанные действия мастеров в традициях и канонах, с другой стороны.

К концу ХХ в. при переходе от метода работы по образцам в архитектуре к более творческим методам История архитектуры все больше приобретает теоретико-аналитический характер. Теоретическое представление об архитектуре расширяется. Собственно в развитии теории Истории архитектуры заключен главный смысл Истории архитектуры как науки. В генетическом последовательном развитии теории Истории архитектуры состоит и проявляется на практике роль науки на каждом историческом этапе. Главное назначение рассматриваемой науки – в служении профессии, прежде всего. На различных этапах развития архитектурной деятельности роль Истории архитектуры различна, но всякий раз она выполняет конкретный заказ архитектурной практики.

Знание закономерностей «модели эволюции роли Истории архитектуры» дает возможность использования ее практиками в современной профессиональной деятельности и профессиональном образовании. Архитекторы сегодня должны учитывать, что неосознаваемая часть творческой деятельности частично продолжает функционировать в форме традиций и канонов, наряду с сознательной частью деятельности и интуицией. Для архитекторов важно изучение традиции и канонов, которые присутствуют в структуре практики в форме «нормативов», «нормалей», СНиПов, ГОСТов, других формализованных действий, ограничивающих творчество, на которые, в силу привыкания, не обращается внимание. Они выполняют важные организационные и регулятивные функции, которые необходимо постоянно пересматривать. Труднее бороться с профессиональным консерватизмом подсознания людей, в том числе, собственным подсознанием.

«Модель» показывает, что все профессиональные знания «вышли» из осмысления наследия Истории архитектуры. Поэтому профессионалам нужно постоянно расширять свои знания Истории архитектуры, формирующие историческое сознание и, связанные с ним, профессиональные методы. Историческое сознание выражает личностное отношение к наследию и его использованию. Все это определяет принципы современного деятельностного подхода в учебной дисциплине Истории архитектуры. В ее изучении необходимо использовать аналитические исследовательские методы, которыми должен владеть архитектор. Учебный материал, в связи с обширностью материала и специализацией профессии должен быть, во-первых, ориентирован на профиль профессии,
во-вторых, специально подготовлен для учебных целей с учетом психолого-педагогических закономерностей организации учебной деятельности и индивидуализации обучения.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Изучение эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности расширяет теоретическое профессиональное знание, что дает возможность ориентирования науки и учебной дисциплины Истории архитектуры на практические вопросы профессиональной деятельности архитектора.

2. История архитектуры в процессе эволюции ее роли в профессиональной архитектурной деятельности проходит различные исторические этапы включения профессионального историко-теоретического знания в творческую деятельность архитектора, выражающуюся в следующем:

– в протодревний период (до XV в. до н. э.) (первобытный) происходит зарождение исторического знания в форме практической теории, существующей синкретично с сакральными формами профессиональной архитектурной деятельности (магии, тотемизма);

– в древний период (X в. до н. э.–V в.) профессиональное историческое знание функционирует в виде практической теории, существующей синкретично с мифологизированными формами профессиональной архитектурной деятельности вербально, а также впервые и в текстовой (трактат Витрувия, I в. до н. э.);

– в средневековый период (V в.–XV в.) профессиональное историческое знание функционирует только в вербальной (устной) форме практической теории, существующей синкретично с сакрально-теологической формой профессиональной архитектурной деятельности;

– в новый период (XV–XIX вв.) впервые сущностью исторического профессионального знания становится историческое сознание. На его основе в конце XVIII века сформировалась наука История архитектуры. Развиваются знания об объекте архитектуры: типология конструкций, основы эстетики, понятие стиля и т. д., которые становятся основанием структуры и метода исследования материалов Истории архитектуры;

– в новейший индустриальный период (XX в.) получают дальнейшее развитие История архитектуры, другие профессиональные знания и формируются многие самостоятельные науки: теория расчета конструкций, типология зданий, методика архитектурного проектирования и др., развивается также формальная теория – объемно-пространственная композиция. Вместе они создают условия для развития подходов в исследовании материала Истории архитектуры с позиции этих наук;

– в новейший постиндустриальный период (с начала XXI в.) появляются новые направления профессионального знания: основы архитектурного проектирования, дизайна, семиотики и др., которые создают условия для образования нового деятельностного (аналитического) подхода в исследовании материала Истории архитектуры с позиции аспектов данных наук.

3. Профессиональная архитектурная деятельность в процессе эволюции роли Истории архитектуры проходит различные исторические этапы функционирования канонов и традиций в профессиональном творчестве как способа сохранения и функционирования положительного опыта профессии, выражающихся в следующем:

– в протодревний период (до XV в. до н. э.) – в форме прототрадиций и протоканонов, действующих на основе мировоззрения магии и тотемизма;

– в древний период (XV в. до н. э.–V в.) – в форме традиций и канонов пространственно-контруктивных прототипов зданий, канонов ордеров и других элементов архитектуры, созданных на основе мифологического
мировоззрения;

– в средневековый период (V в.–XV в.) – в форме традиций и канонов варьирования пространственно-модульных прототипов зданий и художественно-образных декоративных форм, созданных на основе сокрально-религиозного мировоззрения;

– в новый период (XV–XIX вв.) – в форме ведущей традиции стиля как прототипа архитектурного формообразования в целом, что обусловливает переход от ремесленных к проектным вариативно-творческим методам, основанным на профессиональном научном (теория стиля) мировоззрении;

– в новейший индустриальный период (XX в.) – в форме традиции нового стиля (модернизм), создаваемого на основе варьирования простейших геометрических элементов (морфем) – исторических пространственно-функциональных прототипов зданий и декларативного отказа от традиции использования исторических стилей, создан концептуальный метод и новый стиль на основе профессионального научного (художественно-композиционного)


мировоззрения;

– в новейший постиндустриальный период (с начала XXI в.) – в форме традиции индивидуально-концептуального поиска новых художественных стилей, создаваемых на основе исторических, инженерных, органических и других художественных прототипов. Создаются индивидуально-концептуальные методы на основе профессионального научного (художественно-семиотического) мировоззрения.

4. Архитекторы должны учитывать, что значительная часть профессиональных знаний присутствует в реальной жизни и наследии Истории архитектуры формализованно в виде системы традиций и канонов, представляя единый сплав творческих методов, не осознаваемых в профессиональной деятельности.

5. Изучение канонов и традиций, которые действуют в современной практике, дает возможность подходить к ним регулятивно, гибко, снимая их регламентирующее отрицательное влияние на творчество, развивать традиции.

6. Главные особенности Истории архитектуры как науки в ее эволюции остаются неизменными:

– История архитектуры представляет область исследования, на основе которой изучается многообразие конкретных исторических форм архитектуры, что является постоянным источником вдохновения и совершенствования творческой деятельности мастеров;

– История архитектуры совместно с реальной профессиональной практикой является основой всех профессиональных знаний в архитектуре.

7. Практическая роль Истории архитектуры с развитием профессиональной теории изменяется от изучения примеров, образцов профессиональной деятельности в направлении опосредованного влияния на историческое сознание, формирующееся на индивидуальном освоении опыта наследия – основы выработки авторского творческого метода.

8. XX век подготовил основу к переходу от ремесленных методов проектирования «по образцу» – канону, к творческим концептуально-авторским методам, «исторические образцы» становятся инвариантом в ряду других семантических кодов (образов) культуры.

9. В учебной дисциплине «История архитектуры» деятельностный подход реализуется в принципах ориентации ее материала на:

– заказ практики на специалиста (специальность, направление);

– развивающие дидактические методы и технологии;

– специальную подготовку учебного материала (структурированность, визуализацию, творческие задания, самоконтроль знаний и пр.);

– индивидуализацию обучения.

10. В процессе эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности выявлена главная закономерность возрастающего участия научного знания Истории архитектуры в замещении функционирования традиций и канонов в профессиональной архитектурной деятельности.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1. Нечаев Н. Н. История архитектуры и архитектурное образование / Н. Н. Нечаев, В. П. Усова // Проблемы научно-методического исследования : межвуз. сб. науч.-техн. конф. – Владивосток, 1982. – С. 78–81.

2. Нечаев Н. Н. Анализ дидактических аспектов построения учебного материала «История архитектуры» / Н. Н. Нечаев, В. П. Усова // Материалы 38 науч.- техн. конф. – М., 1982. – С. 89.

3. Усова В. П. Архитектурное творчество как критерий уровня профессионального исторического знания / В. П. Усова // Материалы 21 науч. конф. –
М., 1985. – С. 93.

4. Усова В. П. К вопросу о каноне в древнегреческой архитектуре / В. П. Усова // Новые исследования в области проектирования и производства строительных конструкций и материалов : сб. науч. докл. науч.-техн. конф. –


Ульяновск, 1991. – С. 65.

5. Усова В. П. Принципы организации усвоения историко-архитектурного материала / В. П. Усова // Современные технологии учебного процесса в вузе : тез. докл. науч.-метод. конф., 26–27 янв. – Ульяновск, 2004. – С. 33.

6. Усова В. П. Формирование художественно-образного восприятия в историко-архитектурных дисциплинах / В. П. Усова // Проблемы многоуровневого технического образования : тез. 3 Всерос. науч.-техн. конф. – Н. Новгород, 1994. – Ч. 3. – С. 28.

7. Усова В. П. Гедоническая функция эстетики архитектуры / В. П. Усова


// Молодая наука новому тысячелетию : тез. междунар. науч.-техн. конф. – Набережные Челны, 1996. – Ч. 2. – С. 57.

8. Усова В. П. Гедоническая роль историко-архитектурной подготовки / В. П. Усова // Проблемы синтеза искусств : материалы науч.-техн. конф., февр.–апр. – Ульяновск, 1998. – С. 80.

9. Усова В. П. От чертежа-тотема до профессии зодчего / В. П. Усова // Научно-технический калейдоскоп. – Ульяновск, 2000. – № 4. – С. 7–10.

10. Усова В. П. Проблема формирования учебного материала истории архитектуры в архитектурном образовании / В. П. Усова // Научно-технический калейдоскоп. – Ульяновск, 2000. – № 4. – С. 11–12.

11. Усова В. П. Традиция в постмодернизме и образование / В. П. Усова // Проблемы многоуровневого высшего образования : тез. докл. всероссийс. науч.-техн. конф. – Н. Новгород, 2000. – С. 41.

12. Усова В. П. Архитектура стран Древнего Востока. Контролирующая программа / В. П. Усова, М. Ю. Сорокин // Компьютерные учебные программы и инновации. – М.: ИНФО, Госкоорцентр, 2000. – № 2. – С. 30–32.

13. Усова В. П. Учет особенностей визуализации учебного материала по архитектуре / В. П. Усова // Телевидение и учебный процесс. УТВ-2001 : тез. докл. науч.-метод. конф., январь-февраль. – Ульяновск, 2001. – С. 23–24.

14. Усова В. П. Выражать или изображать. О семиотико-эстетической природе античной архитектуры / В. П. Усова // Проблемы синтеза искусств : материалы науч.-техн. конф. ППС и студентов. – Ульяновск, 2002. – С. 79.

15. Усова В. П. Принципы организации усвоения историко-архитектурного материала / В. П. Усова // Современные технологии учебного процесса в вузе : тез. докл. науч.-метод. конф., 26–27 янв. – Ульяновск, 2004. – С. 33.

16. Усова В. П. Многообразие творческих методов в архитектуре мастеров возрождения / В. П. Усова // Вузовская наука в современных условиях : тез. докл. науч.-техн. конф. – Ульяновск, 2007. – С. 63.

171. Усова В. П. Профессионально-деятельностный подход в развитии Истории архитектуры / В. П. Усова // Известия Орловского государственного технического университета. Серия. Строительство. Транспорт. – 2007. –
№ 3/15(537). – С. 103–106.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


расшифровка древних текстов, рисунков

возведение колон портика

Изучение деятельности посредством архитектурного анализа объектов:

композиционного, стилистического, градостроительного и т. д.





канон идеальных пропорций человеческого тело для Аполлона (по Ленсису)

схема крестово-купольного храма

построение композиции в рисунках


средневековое строительство




строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге








Использование аналитического метода в изучении истории архитектуры





Историческое время (периоды)





Выявлена главная закономерность: участие научного знания Истории архитектуры возрастает в функционировании традиций и канонов в профессиональной архитектурной деятельности










Современный период. Профессиональная деятельность переходит от ориентации на стилевые образцы к использованию многообразия семантических кодов (образов)

АВТОРЕФЕРАТ


УСОВА Валентина Петровна
Эволюция роли истории архитектуры
в профессиональной архитектурной деятельности
Подписано в печать 11.10.2007. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,00 + 0,12 вкл. Тираж 100 экз. Заказ


Типография УлГТУ, 432027. Ульяновск, Сев. Венец. 32.

Приложение (таблица) Теоретическая модель эволюции



Авторы ТА и ИА

Содержание ИА

материалов

Сакральные элементы вербальной практической теории - тотема протоканон

  • Неизвестные малоазийские, древнегреческие и древнеримские мастера

  • Витрувий «10 книг об архитектуре» I в. до н. э.

Создается практическая теория-канон

Роль ИА в ПАД

Реальная ИА рядом с АД как наглядные образцы-тотемы

  • Реальные образцы

  • Описание образцов

  • Системная практическая теория с ссылками на образцы - трактат Витрувия

Историческое время: периоды, даты

Протодревний (Первобытный) до X в до н. э.


Древний

X в. до н. э. – Vв.

Профессиональная

архитектурная деятельность (ПАД)

Сокрально-протоканоническая

Магико тотемическая

(магия с жертвоприношением)

Протоканон: ремесло-тотем, реальный образец-тотем

Чертежи - тотемы (магические знаки



Сакрально-каноническая

Мифологическая

  • Канон системы орденов – художественно-конструктивно-модульные прототипы (правило – практическое руководство, образец и ремесло)

  • Пространственно-конструктивно-ордерные прототипы

Обучение

Сакральный характер: передается мастером по родству как протоканон: ремесло (от отца к сыну, брату)

Передается мастером система канонов: практическая теория, ремесло и образец. По родству




Закономерности


Действует единый протоканон

объекта как строительство

в форме магии и тотемизма.

Элементы мышления слитны

с деятельностью. Субъективные

действия еще не существуют.



Разделение канонов объекта:

отделение от строительства

канонов пространственной формы

и ордера в форме канонов.

Субъективные действия

мифологизированы.



роли истории архитектуры

Практическая теория – функционирует слитно с ремеслом

Вербальная практическая теория слитная со строительным ремеслом.



I в. до н. э.

Переиздание Витрувия

«10 книг об архитектуре»


1452

Альберти


«10 книг о зодчестве»

1537

Барбаро «Комментарии»



1538

Серлио Себастьян «10 книг об архитектуре», Франция



1553

Виньола Дж «Правило пяти ордеров»



1571

Палладио Андреа «четыре книги об архитектуре» переиздание 1798, 1834



  • Реальные образцы

  • Списки практической теории Витрувия




Практическая теория дифференцировалась в науки (в том числе История архитектуры)

  • Реальные образцы античности

  • Переиздание Витрувия (1486, 1495-1497, 1511) с иллюстрациями, комментариями на итальянском языке

  • Более 50 трактатов, изданных в Европе (Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, Голландии)

Практическая роль ИА: отделение знаково-стилевого канона,

влияние «антиков»



Средневековый

V - XV в.в.

Новый

VX – XIX в.в.

Сакрально-каноническая

Теологическая

Совершенствуются пространственно-конструктивно-художественные прототипы теологический стилевой канон:

ремесло и практически-теоретический образец


Традиционно-стилевая

Обращение к пространственно-конструктивно-художественным прототипам античного искуссва. Формальная и творческая ассимиляция античного опыта

Стилевая традиция: ремесло, образец, ИА и другие технические науки об архитектуре


Сакральный стилевой канон: передается мастером как ремесло, образец и практическая теория

По родству



  • Передается мастером как ремесло, практическая теория, стилевые образцы

  • Самостоятельно индивидуально изучаются образцы

Самостоятельно индивидуально переосмысливается практическая теория с написанием авторских трактатов. С конца XVIII века – профессиональное образование




Дальнейшее разделение и развитие канонов:

выработка инварианта нового стилевого

канона через развитие пространственно-

конструктивной системы, отделение

художественных элементов (украшений).

Субъективные действия на основе теологии.



Выработка нового канона композиционных инвариантов через освоение

исторического стиля. Ассимиляция всех стилей (эклектика).

Появляются элементы субъективных действий.



в профессиональной

1899 Шуази Огюст «История архитектуры»

1896 Флетчер Бакмистер и Флетчер Бакмистер Ф. «История архитектуры» в 2х т. Англия

1937, 1938 Виоле ле Дюк Э. Э. «Беседы об архитектуре»

1912 Вельфлин Г.

«О стилях»,

«Истолкование искусства»


  • Реальные образцы ИА

  • Разделение нацки об архитектуре на:

  • Конструкции зд. (Шуази), расчет конструкций;

  • Ист. арх. (Виоле ле Дюк);

  • Эстетику и композицию (Вельфлин);

  • Градостроительство (Виоле ле Дюк).

Практическая роль ИА утрачивается.

Новейший

индустриальный этап. XX в.

Творческо-стилевая

  • Типологически-пространственные прототипы

  • Типологически-конструктивные прототипы

  • Модульно-унифицированные прототипы

  • Художественно-стилевые прототипы

Композиционный метод проектирования – канон композиционно-стилистический

Профессиональное образование по всем направлениям

знания об архитектуре и нормативному знанию

История архитектуры становится наукой и утрачивает

практическое значение образца стиля.





Отделение канона композиционной составляющей от строительства(модернизм).

Активность субъективных действий увеличивается с развитием профессиональной теории




архитектурной деятельности

1949 Алпатов М. В. «общая история искусств»

Грабарь И.

Красовский М.

«русская архитектура»


1953 Бунин А. В. «История градостроительного искусства»

1972 Едике Ю. «История современной архитектуры. Синтез»

  • Реальные образцы ИА

  • История ИА

Теория ИА: архитектурный анализ; семиотика - знаковый подход объединил композицию, художественный образ и метафору

Новейший

постиндустриальный этап. Начало XXI в.

Творческая

  • Разработка новых конструктивно-дизайнерских технологий – новая эстетика – не ограничений (канонов)

  • Теория ИА – художественная теория освободила от канонов

Проектирование по прототипам, ИА и ТА, практическим знаниям

Профессиональное образование:

Техническое, художественное



  • Проектно ремесленное теоретическое


Поиски канонов стилевых инвариантов исторический образец как семантический

инвариант в ряду других знаковых кодов, образов. Активность субъективных действий возрастает.

Канон - творческий метод, знание.



1 – издание, входящее в перечень, рекомендованный ВАК России.

В приложении дается список 50 работ автора по данной теме, не вошедших в автореферат






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница