Этого явления неоднозначны, это могут быть



Скачать 60.24 Kb.
Дата21.04.2016
Размер60.24 Kb.




Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время 25% 4х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста. 

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

-перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

- минимальная мозговая дисфункция (ММД)

- внутриутробные инфекции

гипоксия плода (недостаток кислорода)

- хронические заболевания матери

- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

- заболевания ребенка до 1 года

- ухудшение экологии

- социальные причины

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет – общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь) Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей 2-3 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

-Развитие правильного речевого дыхания;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Развитие артикуляционной моторики;

- Развитие чувства ритма;

- Развитие понимания речи;

- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

1. Дуть в дудочки, язычки надувать различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) ;

3. «Забей мяч в ворота»;

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ).

7. «Надуй игрушку!»
Развитие мелкой моторики
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

1.Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Ловить намагниченных рыбок

4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей

5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

6. Выполнение пальчиковых игр

7. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

8. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.
Развитие артикуляционной моторики
 Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4. «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.


Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов

1.Запомнить название игрушки, части тела

2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

4.Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает

5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

7. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).


Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
Игры на развитие слухового внимания
• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают

• Кто позвал

• Узнай по голосу



• Доскажи словечко – Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка) и.т.д

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.
Каталог: users files -> sp1
sp1 -> Пояснительная записка Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную
users files -> Формирование предметно-методической компетентности учиетеля начальных классов
users files -> В психологию целостной индивидуальности
users files -> Режим дня в дошкольных учреждениях
sp1 -> Годовые задачи на 2015-2016 гг
sp1 -> Образовательная программа «Английский язык»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница