Этнокультурная составляющая (экс) (Национально-региональный компонент)



Дата14.02.2016
Размер0,51 Mb.
Этнокультурная составляющая (ЭКС)

(Национально-региональный компонент)

«От культуры родного народа –

к культуре соседнего и

мировой культуре».



Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А.

Данный раздел разработан в соответствии с Региональной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р.К., к.п.н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г.г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

Реализация содержания образования:

- обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;

- раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов;

- ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;

- учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно- коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

- осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

- имеет воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения

и др.


Использование разнообразных организационных форм, использование УМК предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово - дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается предметно-пространственной средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:

- эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;

- эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;

- эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

- эмоционально-активизирующий, т.е. организация занятости детей (игры, занятия, сюрпризные моменты и пр.);

- эмоционально-тренирующий, т.е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.



Этнокультурная составляющая (национально-региональный компонент) предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

  • приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

  • изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом ( в соответствии с УМК);

  • ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

  • ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

  • социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);

  • физическая культура: народные подвижные игры;

  • познание (формирование целостной картины мира): экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

  • Художественное творчество (приобщение к искусству): организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

  • Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);

  • Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями.

Создание условий, для одновременного изучения двух языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением ЭКС ( национально-регионального компонента).

Основой организации обучения каждому из языков является система распределения учебного материала по тематическому принципу с учетом содержания УМК. В тематике планирования образовательной деятельности детей (организованной, совместной, самостоятельной) учтены возможности и интересы детей, они близки по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребёнка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей на втором языке.

Необходимое требование к непосредственно организованной деятельности, к совместной деятельности педагога и ребенка — наличие языкового (лексико-грамматического) и речевого (коммуникативного) компонентов, связанных с определённой темой. Это требование обеспечено содержанием учебно-методического комплекта (УМК, разработанного авторами Зариповой З.М., Кидрячевой Р.Г., Шариповой Л.А., Исаевой Р.С и др. "Говорим по-татарски" - "Татарча сөйләшәбез", который состоит из трех проектов "Минем өем" для детей 4-5 лет, "Уйный, уйный үсәбез" для детей 5-6 лет, "Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар" для детей 6-7 лет). Не менее важным является закрепление изученного материала в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности. Циклическое повторение тем проводится на протяжении всего дошкольного периода пребывание ребенка в детском саду.

Реализация третьего направления ЭКС (национально-регионального компонента) основывается на решении следующих задач:



  • формирование у детей элементарных исторических представлений;

  • воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;

  • эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

  • ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями Казанского Кремля, башни Сююмбике;

  • развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей Казани, Казанского Кремля.

  • воспитание уважения к национальному достоянию своего народа и общечеловеческим ценностям.

Столица Республики Татарстан - город Казань, Казанский Кремль, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине

Великая сила, объединяющая всех людей,— природа. Знакомство с природой родного края, её особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвёртое направление национально-регионального компонента.

Природа родного края, Родина для ребёнка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годами эти понятия расширяются: родной дом, улица, город (деревня), республика, леса, поля и т.д.

У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому, по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.

Реализация системы ЭКС (национально-регионального компонента) требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов РТ, познакомиться с многонациональной культурой Татарстана поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами могут служить национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.

Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.



Образовательные области направлены и интегрируется:

«Физическая культура», в т.ч. тематические блоки «Здоровье», «Безопасность»: сохранение и укрепление здоровья детей, ознакомление с татарскими народными играми.

«Познание", в т.ч тематические блоки "Формирование целостной картины мира", "Экологическое воспитание»: воспитание у детей экологической культуры и формирование осознанного, бережного отношения к природе.

"Развитие речи", в т.ч. «Социально-коммуникативное развитие»: воспитание любви и уважения к татарскому языку, устному народному творчеству, формирование мотивации к его изучению и использованию в повседневной жизни, играм и общению.

«Художественная литература»: ознакомление с современной литературой татарского народа.

«Художественное творчество»: расширение и обогащение знаний об особенностях национального изобразительного искусства.

«Музыка»: приобщение детей к национальной музыкальной культуре.

Раздел "ЭКС (национально-региональный компонент)" образовательной программы составлен с учётом возрастных особенностей детей. Задачи воспитания и обучения даны для каждой возрастной группы с учётом региональных особенностей (дополнительно к задачам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования). С целью заинтересовать детей народным творчеством, промыслами, национальным искусством в программе поставлены задачи ознакомления детей с особенностями жизни и быта татарского народа, праздниками, событиями общественной жизни республики, символикой РТ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа по всем образовательным областям в соответствии с УМК предполагает широкое использование иллюстративного материала

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Задачи воспитания и обучения

Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Развивать самостоятельность в двигательной активности.

Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. Знакомить с достопримечательностями родного города (села).

Развивать интерес к труду взрослых, разъяснять его значимость. Учить уважать разные виды труда.

Совершенствовать трудовые умения детей. Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца; приучать детей убирать на место использованное в трудовой деятельности оборудование. Учить понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам (другим вещам).

Воспитывать навыки вежливого обращения к взрослым и сверстникам; стремление вести себя сдержанно. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, смелости, правдивости.

Развивать интерес к культурному наследию татарского народа. Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.

Направления работы и решаемые задачи при интеграции образовательных областей:

«Физическая культура» Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

Во время подвижных игр развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений); приучать выполнять правила игр.

Знакомить с татарскими народными играми, развивать интерес к народным играм.



Примеры игр

С ходьбой и бегом: «Сова», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Колокольчик», «Ловишки», «Пробеги незаметно», «Становись первым», «Погремушки», «Кошка и мыши», «Кошка и птички».

С прыжками: «Лиса в курятнике», «Зайцы», «Хитрая лиса», «Перепрыгни через ручеёк», «Попрыгушки-хлопушки», «Не боюсь».

С ползанием и лазаньем: «Пастух», «Котята и щенята», «Перелёт птиц».

С бросанием и ловлей: «Подбрось - поймай», «Брось подальше», «Кольцо»,«Мяч через сетку».

На ориентирование в пространстве, на внимание: «Найди свой цвет», «Скворечники», «День - ночь», «Найди себе пару», «Пастух и кони», «Подарки», «Найди своё ведёрко», «Где звонили?», «Чей голос?».

Татарские народные игры: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-лебеди», «Серый волк».

«Познание»

Семья. Продолжать формировать уважительное отношение ко всем членам семьи. Прививать любовь, тёплые чувства к своим близким. Учить детей заботливо и доброжелательно относиться к бабушкам и дедушкам, уважать их (помогать им, поздравлять с праздниками и т. д.).

Дать первоначальные представления о родственных взаимоотношениях (брат, сестра, братик, сестрёнка). Формировать заботливое отношение к младшим.



Родная страна. Воспитывать любовь к родной земле, родному краю. Знакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Рассказывать о самых красивых местах и достопримечательностях родного города (села, посёлка).

В дни праздников наблюдать красочное оформление ближайших улиц, домов, зданий; воспитывать чувство сопричастности с жизнью страны.

Дать детям представления о Российской армии, о воинах, охраняющих нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, авиация и т.д.).

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времён года. Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе.

Дать элементарные представления об экологической системе. Рассказывать о приспособленности растений и животных к среде обитания.

Продолжать знакомить детей с растениями родного края; дикими животными (волк, ёж, белка) и их повадками; расширять представления о домашних животных и их детёнышах. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Продолжать знакомить детей с обитателями воды и суши (лягушка, черепаха, змея, бабочка и муравей). Формировать умение называть характерные особенности их внешнего вида.

Наблюдать за обитателями уголка природы, закреплять представления об особенностях их содержания; привлекать детей к посильному труду по уходу за ними.



«Художественная литература»

Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Предлагать детям ярко иллюстрированные книги. Познакомить с книгами, оформленными Т. Хазиахметовым, Ф. Хасьяновой.

Воспитывать интерес к произведениям татарского фольклора. Продолжать знакомить детей с малым жанром татарского фольклора: прибаутками, закличками и т. д.

Развивать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации. Закреплять приобретённые ранее умения и навыки в этих видах деятельности. Расширять представления детей о форме предметов. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности, используя варианты форм по величине, дополняя основную форму того или иного предмета характерными деталями и используя разнообразные цвета. Продолжать знакомить детей с элементами татарского орнамента: тюльпан, листья, трилистник, с изделиями народно-прикладного искусства (вышивка, керамика).

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить самостоятельно находить способ изображения предметов, применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности. Развивать воображение детей и их творчество.

Развивать интерес к посещению выставок. (Актюбинские народные игрушки, вышивка, керамическая посуда.)

Формировать умение выделять разные произведения искусства: репродукция, малые формы скульптуры, архитектура (мечеть, театр, цирк). Познакомить с иллюстрациями к детской литературе (Т. Хазиахметов, X. Якупов и т.д.).

Декоративное рисование

Учить рисовать узоры «тюльпан», «трилистник», «листья». Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определённом ритме на полоске, круге, квадрате. Использовать вырезанные из бумаги образцы платьев, фартуков, калфаков и т.д. Учить детей располагать элементы узора в определённой последовательности: в середине, по углам.

Учить детей создавать узор по образцу и по замыслу.

Декоративная лепка

Продолжать знакомить детей с изделиями народного творчества. Организовывать с детьми различные выставки. Провести беседу о мастерах гончарного дела.

Лепить с детьми горшки, чашки с блюдцами. Учить украшать их, используя татарские орнаменты.

Аппликация

Продолжать знакомить с декоративной аппликацией. Учить создавать из готовых элементов цветочных и геометрических узоров декоративные композиции (полотенце, платок, фартук).

Учить вырезать из бумаги полоски, квадраты, прямоугольники, круг и т.д., используя прямые, косые и закруглённые, более плавные разрезы по углам.

Учить изображать несколько одинаковых фигур для построения орнамента на полоске, квадрате, круге или силуэтах знакомых предметов (полотенце, калфак, фартук и т.д.).



Музыкальное воспитание

Развивать интерес к национальной татарской музыке. Закреплять понятие трёх основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Совершенствовать умение детей чувствовать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении, рассказывать, о чём поётся в песне.

Развивать навык чистого интонирования, чёткого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения песен.

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Знакомить с простейшими движениями, характерными для татарского национального танца: «одинарный бишек», «ходьба с полупальцев», «приподнимание на полупальцах», «борма»,«кружение парами» и др.

Закреплять навыки передачи игровых сказочных образов: важный петушок, хлопотливые курочки, летят самолёты и др. на основе татарской национальной музыки.

Ориентация ребенка в образовательной области

О чем узнают дети

Об уважительном отношении ко всем членам семьи, близким людям, сверстникам, взрослым. О родном крае, земле, городе, его достопримечательностях: Кремль, Танковое училище, театр. Познакомятся с художественными и фольклорными произведениями, научатся слушать и понимать короткие народные и авторские песни, сказки, правилами дорожного движения, способами взаимодействия с растениями и животными. Активизируется словарный запас детей. Умение выполнять элементарные национальные танцевальные движения.



Итоги освоения содержания

  • у ребенка проявляется желание играть в подвижные игры.

  • проявляет интерес к окружающему миру природы, принимает активное участие в продуктивной деятельности. С интересом слушает сказки, рассказы взрослых. Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении танцевальных движений.

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов, музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

  • Может рассказать знакомые ему четверостишия на родном языке, об изображении на картине, об игрушке. Понимает элементарную татарскую речь.

  • Имеет представления о правилах поведения в детском саду, улице, дома и соблюдает их.

  • Проявляет желание самостоятельно рассматривать иллюстрации, подбирать игрушки для игры.

  • Имеет первичные представления о себе, родителях, детском саде, городе.

  • Отвечает на простейшие вопросы, поставленные на татарском языке.

  • Навыки и умения рисовать, лепить.

РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ С МАЛОЙ РОДИНОЙ - РОДНЫМ ГОРОДОМ

Шестой год жизни

«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства... «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что за­печатлелось в нем в годы его детства».



Мария Монтессори

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.

Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях — посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и прочее.

Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка 5—7 лет.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посе­щают музеи родного города.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:



  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;

  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;

  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;

  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.

Задачи воспитания и развития детей

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

  2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

  3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

  1. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Содержание краеведения в старшей группе может быть представлено в виде нескольких тем проектной деятельности старших дошкольников: «Самая красивая улица» (коллаж), «Окаменевшие растения в городе» (листья лавра, дуба, аканта как память о победах), «О чем рассказывают скульптуры», «День Победы в нашем городе», «Профессии наших родителей» и других.

Ориентации ребенка в образовательной области

О чем узнают дети

У родного города (села) есть свое название (имя), оно рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город (село).

Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей.

Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках.

В городе (селе) трудятся родители.

Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают тра­диции.



Организация опыта освоения содержания

Что осваивают дети

Учитывая предпочтения детей в познании архитектурного облика города, воспитатель привлекает дошкольников к рассматриванию иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения).

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает дошкольникам сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с ними.

Можно использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовывать и размещать архитектурные сооружения на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»).

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.

Педагог вовлекает детей в игры-путешествия по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

Включает детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использо­ванием в городской среде: игры с флюгером, создание венков, иссле­дование листьев лавра и другие. Подводит к пониманию значения

разнообразных элементов городской среды: венков славы, изображе­ний ветвей деревьев, флюгеров.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной дея­тельности.

Побуждает детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).



Организовывает участие детей в жизни родного города: в его тради­циях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовле­ченности детей в события городской жизни: сделать открытки для вете­ранов, принять участие в городской акции «Свеча в окне» и прочее.

Итоги освоения содержания

  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.

  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.

  • С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

  • Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Необходимо планировать индивидуальную работу с детьми, если детям характерны следующие проявления:

  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

  • Не задает вопросов.

  • Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.

  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены

Седьмой год жизни

Задачи воспитания и развития детей

  1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).

  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать» бережное отношение.

  6. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Содержание краеведения в подготовительной группе может быть представлено в виде нескольких тем проектной деятельности детей: «Самое интересное событие жизни города», «Необычные украшения улиц города», «О каких событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов» и других.

Ориентация ребенка в образовательной области

О чем узнают дети

У родного города (села) есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии прошлого или о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. В городе есть памятники — они напоминают о людях, которые жили в городе, об их делах. Город гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями города (выпускают автомобили и корабли, проводят выставки и концерты).

Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе (селе) трудятся родители. В городе строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Организация опыта освоения содержания

Что осваивают дети

Учитывая предпочтения детей в познании архитектурного облика города, воспитатель создает условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения), сооружения архитектуры и скульптуры исторические и современные здания города, культурные сооружения.

Поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает детям о жизни города, его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций.

Можно использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовывать и размещать архитектурные сооружения на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»).

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, педагог стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.

Развивает проявление инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, в проведении воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

Воспитатель создает условия для участия детей в играх-экспе­риментированиях и исследовательской деятельности, позволяющей детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводит к пониманию значения разнообразных элементов городской среды: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров.

Рассказывает детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей. Способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.

Педагог стимулирует детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).

Организовывает участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции «Свеча в окне» и прочее.



Итоги освоения содержания

  • Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

  • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.


Необходимо планировать индивидуальную работу с детьми, если детям характерны следующие проявления:

  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.

  • Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.

  • Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых
    делах, связанных с жизнью родного города.

  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ РОДНУЮ СТРАНУ И МИР

Шестой год жизни

Задачи воспитания и развития детей

  1. Воспитывать у детей интерес к родной стране, природе, достопри­мечательностям родной страны, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям своего народа и других народов России.

  2. Формировать представления о том, что Россия — независимое государство, которое имеет свою символику (флаг и герб), соседствует и «дружит» с другими странами мира. Развивать желание больше узнать о родной стране и других странах мира (чтение литературы, путешествия, познавательные фильмы).

  3. Познакомить детей с отдельными наиболее яркими событиями из истории родной страны (строительство родного города, победа в Великой Отечественной войне, полет в космос).

  4. Развивать представления детей о многообразии природы разных частей Татарстана, особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей — жителей Татарстана.



  1. Воспитывать у детей чувство гордости за родную республику, ее достижения, культуру.

  2. Воспитывать уважение к культурным традициям своего и других народов.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы граж­данственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагог обращает особое внимание на развитие представлений детей о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица), то в старшем дошкольном возрасте дошкольник постепенно начинает осваивать представления о родном городе (деревне, поселке) и родной стране.

Для развития интереса к родной стране воспитателю важно в первую очередь обеспечить накопление конкретных представлений ребенка об особенностях родного города, края, страны. Решая эти задачи, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, рассматривание фотографий и иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки, игры-путешествия, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, совместную деятельность с детьми с картами и схемами. В содержании представлений детей о родной стране можно выделить несколько тематических блоков, работа по каждому из которых тесно связана друг с другом. При организации педагогического процесса в старшей группе воспитатель, как правило, одновременно решает задачи из разных тематических блоков. Так, например, обсуждая жизнь «республик-соседей», педагог на основе наглядных представлений знакомит дошкольников с гербами и флагами этих республик, с их природными особенностями, с основными занятиями людей, их некоторыми традициями, побуждает сравнивать русские сказки, игры, народные песни и устное народное творчество других народов, находить общее и различное.

Важная роль в развитии интереса дошкольников к родной стране принадлежит педагогу и родителям.

Педагог побуждает родителей вместе с детьми обсуждать доступные для понимания дошкольников события, происходящие в республике, поддерживать интерес детей к историческим событиям, открытиям в технике, жизни армии и флота, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира нашей страны.



Ориентация ребенка в образовательной области

О чем узнают дети

Республика Татарстан — большая республика, в которой разнообразна и удивительна природа разных ее частей. Для того чтобы узнать больше интересного о своей республике, можно путешествовать, читать книги, смотреть фильмы, слушать рассказы других путешественников.

Россия — самостоятельное государство, которым управляет президент и правительство. У нее есть свой флаг и гимн. Столица России — город Москва, главный город страны. Россия дружит с другими странами мира.

Республика Татарстан входит в состав России. Республикой управляет президент и правительство. Казань – столица Республики Татарстан. У республики есть свой флаг, герб и гимн.

Татарстан развивается и изменяется. В прошлом люди (наши предки) выглядели по-другому, у них были другие прически, одежда, дома, профессии и любимые занятия. Они всегда трудились, защищали нашу страну от врагов, строили новые города, путешествовали, чтобы узнать землю лучше, придумывали полезные изобретения.

В Татарстане всегда жили люди разных национальностей — они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Детей знакомят с яркими особенностями жизни представителей 2—3 национальностей (наиболее близких ребенку), расска­зывают об играх, сказках, любимых занятиях детей разных национальностей. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов.



Организация опыта освоения содержания

Что осваивают дети

При знакомстве дошкольников с природой родной страны воспитатель рассказывает о разнообразии и богатстве природы Татарстана, развивает у детей интерес к животным, растениям, говорит о важности заботы о природе.

Развитие интереса к разнообразию природных особенностей Татарстана начинается с развития наблюдательности, интереса к природе ближайшего окружения. Воспитатель побуждает детей рассказывать, что интересного они видели в поле, в лесу, на речке, описать любимый природный уголок. Проявлять желание нарисовать понравившиеся растение, животное, уголок парка, сделать их фотографии. На основе этих рассказов детей, фотографий, рисунков педагог совместно с дошкольниками создает рукописные книги, альбомы: «Удивительное — рядом», «Красота осени», «Птицы нашего края», «Наши любимые природные уголки». Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители), воспитывая бережное отношение к природе, побуждали детей любо­ваться красотой родной природы.

В повседневной жизни — на прогулках, экскурсиях, в походах — воспитатель поддерживает желание старших дошкольников заботится о близком природном окружении, соблюдать правила поведения в парке, в лесу, на озере. Важно, чтобы ребята имели возможность участвовать в совместных с взрослыми делах, направленных на заботу о природном окружении: посадить деревья во дворе или на участке детского сада, разбить клумбу с цветами, поливать, заботиться о них, устраивать зимой кормушки для птиц.

Рассматривая иллюстрации, слайды, видеоматериалы, воспитатель показывает детям, как растения и животные приспосабливаются к жизни в разных условиях, учит понимать, что особенности природы разных мест Татарстана тесно связаны с бытом, культурой, традициями людей, живущих в этих местах. Для этого можно использовать совместные с педагогом дидактические и сюжетно-дидактические игры: «Чудеса в решете», «Путешествия по просторам нашей Родины», «Отгадай, где живут», «Собери цветок».

Углублению интереса детей к национальным особенностям, традициям народов родной страны и других стран способствуют разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (русские народные игры и забавы, народные загадки, пословицы, потешки, создание изделий народных промыслов), «Все флаги будут в гости к нам», «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии России и других стран).



Итоги освоения содержания в соответствии с целевыми ориентирами

  • Проявляет интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о родной стране.

  • Имеет некоторые представления о природе родной республики, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих татарстанцах (воинах, изобретателях, путешественниках, художниках), прославивших республику. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира.

  • Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.

  • Самостоятельно может составить небольшой рассказ о родной республике (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной республике, народные игры.

  • Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической на­правленности (подготовка концерта для ветеранов войны, посадка деревьев на участке, конкурс рисунков «Мы любим нашу землю»), проявляет инициативность и самостоятельность.

  • Выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благе родной страны, защищать Родину от врагов.

Седьмой год жизни

Задачи воспитания и развития детей

  1. Воспитывать у старших дошкольников интерес к своей республике, гордость за ее народ, культуру, традиции, развитие интереса к особенностям и традициям людей разных национальностей.

  2. Развивать у детей представления о государственном устройстве и природных особенностях Татарстана, ярких исторических событиях, до­стижениях, открытиях, победах Татарстана в прошлом и настоящем.

  3. Развивать умения выделять позитивные события в жизни современного Татарстана, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, стране (построили новые дома, детские площадки, открыли новый бассейн, изобрели более совершенный прибор); развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.

  4. Развивать умения выделять проблемы в жизни страны сегодня, видеть их причины, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позицией ее жителей в решении социально-экономических проблем.

Ориентация детей в образовательной области

Содержание представлений старших дошкольников об особенностях родной страны условно можно объединить в следующие тематические блоки:

  1. Татарстан – республика в составе России

  2. Прошлое родной республики.

  3. Природные особенности Татарстана.

  4. Культурные традиции Татарстана.

  5. Современный Татарстан.

В организации педагогического процесса все тематические блоки тесно связаны между собой.

Татарстан как республика России :

представления о символике страны и республики (герб, флаг, гимн), президент и правительство России и республики; столица России, столица республики, большие и маленькие города, села, поселки родной республики (о которых слышали или в которых бывали сами дети); страна и республика на карте и глобусе (границы России), «страны — соседи».



Прошлое родной республики:

как люди жили раньше, как одевались, чем занимались; яркие исторические события и общественные праздники, связанные с этими событиями; герои прошлого (стихи и песни о них).



Природные особенности Татарстана:

многообразие природных зон, растительного и животного мира; природные богатства Татарстана (лес, полезные ископаемые).



Культурные традиции Татарстана (разнообразие народов республики). Знать название 3—4 народностей, наиболее близких детям, занятия, особенности жизни, народные промыслы в разных угол республики, национальные игры, песни, танцы. Общее и отличия в сказках, стихах, песнях разных народов республики.

Современный Татарстан,

новые изобретения, изменения в жизни родного города, занятиях и профессиях людей; некоторые проблемы современной республики; учимся устанавливать связи между развитием и процветанием республики и трудом ее жителей, граждан.



Организация опыта освоения содержания

Для развития интереса к родной республике воспитателю важно в первую очередь обеспечить накопление конкретных представлений ребенка об особенностях родного города, края, страны. Этому будет способствовать обогащение предметной среды группы.

В группе создается развивающий центр «Моя республика». Материал такого центра раскрывают перед дошкольниками разные стороны жизни страны: ее природу и культуру, события прошлого и современности. Они могут быть разнообразны: макеты древних поселений, книги о городе, иллюстрации к сказкам, изделия народных промыслов, народные игрушки; настольно-печатные игры («Народы России», «Русские и татарские семьи», «Геральдика и государственные праздники»), настольные конструкторы («Наш город»); альбомы для раскрашивания о городе и стране, схемы сражений, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего района, города.

Решая задачи развития представлений о родной стране, интереса к ней, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, рассматривание фотографий и иллюстраций, экскурсии, целевые прогулки, игры-путешествия, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, совместную деятельность с детьми с картами и схемами. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут прожить свое отношение к родному городу, стране, жизни других народов. Это создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций («Моя родина», «Летят птицы мира», «Дружат дети всей земли»), музыкальные досуги и праздники.

Содержание блока «Татарстан как республика в составе России» включает доступные для дошкольников сведения о государственном устройстве России и Татарстана. Обогащение представлений дошкольников о родной стране важно начинать с организации активных форм накопления старшими дошкольниками опыта: просмотра слайдов и видеофильмов, совместных с родителями посещений краеведческого музея, музея истории города, отдельных экспозиций Этнографического музея, прогулок к памятным местам города. Педагог рассказывает детям, что, как и любое другое государство, Россия и Татарстан имеют свою символику (флаг герб, гимн), которые обозначают принадлежность к нашей стране на международных встречах, соревнованиях, конкурсах. Раскрывая особенности символики нашей страны, воспитатель рассуждает с детьми о том, для чего России и Татарстану нужен флаг и герб, предлагает догадаться, что могут обозначать цвета флага нашей страны, сравнить его с флагами других стран.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что главный город России — Москва, это столица России, главный город Татарстана – Казань. В нашей стране много других, больших и маленьких городов, сел, поселков, где по-разному работают и отдыхают люди.

Вместе с детьми педагог выясняет, что Татарстан граничит со многими другими республиками, это можно увидеть на карте, глобусе. Эти республики можно назвать «странами-соседями» России, каждая из них имеет свои интересные особенности, традиции, культуру. В разговорах, беседах с детьми воспитатель подчеркивает, что гости из других стран и республик часто приезжают в Россию, а россияне путешествуют по разным странам мира: они узнают много нового из жизни народов других стран и с радостью возвращаются на Родину.

В беседах с детьми, при рассматривании альбомов, фрагментов видеоматериалов воспитатель рассказывает, что Россия — большое независимое государство, им управляет правительство, во главе которого стоит президент. Для участия в беседе «Как работает президент и правительство Татарстана» можно предложить дошкольникам вместе с родителями посмотреть газеты и журналы, материалы интернета за последние недели, найти интересные и доступные пониманию дошкольников решения, которые приняли президент и правительство. В группе вместе с детьми воспитатель обсуждает значение этих решений для жизни детей, их семей, всего города.



Итоги освоения содержания в соответствии с целевыми ориентирами

  • Ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны.

  • Имеет некоторые представления о государственном устройстве России и Татарстана, их символике, других странах мира, людях разных нацио­нальностей.

  • Самостоятельно может рассказать о родной республике (ее досто­примечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

  • Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», проявляет инициативность и самостоятельность.

  • Выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.

РЕБЕНОК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.



Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы: народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Поликультурное пространство музея. Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к различным культурам в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации и деятельности детского мини-музея или музейной студии.

Шестой год жизни

Задачи воспитания этнотолерантности

  1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

  2. Развивать представление о том, что Татарстан — большая многонациональная республика, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

  3. Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.

  4. Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.

  5. Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 5—6 лет следующие.

Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок обеспечивают накопление ребенком представлений о расовом и этническом составе планеты, нашей страны, особенностях этнической культуры, возбуждают интерес к данному содержанию.

Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, обеспечивают возможность отражения полученных знании в разных видах художественно-творческой деятельности. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и простым) различных рас и национальностей.

Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической прогматике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», Создание альбома "Мы разные, мы вместе" с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу одного детского сада.

Праздники (в том числе народные обрядовые), театрализованно-бальные развлечения, «семейные вечера» подводят своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями разных этносов способствует накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок.

Ориентация детей в образовательной области

Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с тем, что люди, населяющие нашу планету, относятся к разным расам : европеоидная «белая» раса, негроидная «черная» раса, монголоидная «желтая» раса), что в каждой стране живут люди разных этносов, имеют представление о том, что Россия — большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии. Знают, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их многообразие и некоторые внешние особенности; начинают относить себя к определенному этносу.

Понимают, что знакомые им дети и взрослые могут быть разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Знают на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства, что каждый народ имеет свою культуру.

Дети имеют представления о некоторых особенностях жизни детей других странах, об их любимых играх, игрушках, занятиях. Понимают значение позитивного общения, необходимость сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.

Организация опыта освоения содержания

Эмоциональный компонент этнотолерантности. Воспитатель поддерживает и поощряет интерес детей к русской народной культуре: устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам.

Стимулирует развитие интереса к знакомству с культурой, народным искусством различных этносов, населяющих нашу страну.

Поддерживает желание детей организовывать совместную деятельность (игровую, художественную) с детьми других национальностей, посещающих группу детского сада.

Практический компонент этнотолерантности. Педагог обеспечивает развитие умения воспринимать и обсуждать различия и сходства народной культуры некоторых этносов на основе знакомства с народными игрушками, произведениями искусства.

Создает условия для освоения умения общаться и организовывать разные виды деятельности (прежде всего игры) с детьми другой национальности.

Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов.

В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности воспитатель обеспечивает развитие умения отражать представления о многообразии этнического состава населения страны, об особенностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в рисунках, рассказах, сюжетных играх, играх-драматизациях.



Итоги освоения содержания в соответствии с целевыми ориентирами

  • Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской и татарской народной культуре, знакомству с культурами различных этносов, населяющих нашу республику.

  • Ребенок знает, что Татарстан — большая многонациональная республика, понимает, что все люди должны жить в мире и согласии.

  • Дошкольник знает, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их многообразие, определяет их некоторые внешние особенности, различие языка.

  • Ребенок называет свою национальную принадлежность.

  • Ребенок высказывается о значении позитивного общения, о необходимости сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.

Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми других этносов, с желанием участвует в разных видах деятельности с ними.

Седьмой год жизни

Задачи воспитания этнотолерантности

  1. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

  2. Воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, в том числе по национальному признаку.

  3. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка.

  4. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народа, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

  5. Поддерживать у детей интерес к культуре родной республики, своего этноса и других народов и национальностей.

  1. Обогатить представления об особенностях русской и татарской народных культур, о культуре разных этносов (в соответствии с региональными особенностями проживания ребенка), о культуре ближайших «соседей» России, Татарстана, чьи представители проживают на ее территории (украинцев, белорусов, представителей кавказских национальностей и других).

  2. Познакомить с некоторыми особенностями жизни и культуры разных этносов мира, которые отражены в их искусстве.

  3. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному
    взаимодействию с людьми разных стран и этносов.

  4. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 6—7 лет следующие.

Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.

Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусствами, народными праздниками.

Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия.

Проведение детских и народных обрядовых праздников, театрализованно-музыкальных представлений, «семейных вечеров» с приглашением на них людей (взрослых и детей) разных национальностей.

Особое значение для решения более сложных (специфических) задач будут иметь следующие методы.



Сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного искусства. Педагог с детьми обсуждают причины различий, вызванные природными условиями жизни этноса, особенностями их материальной культуры в процессе сравнения народных подвижных игр, народных игрушек (например, зависимость материалов, которые используются для изготовления кукол, от природно-климатических условий жизни народов). Постепенно дети подводятся к мысли о единстве социально-нравственных ценностей (например, ценности единства, дружбы членов семьи при сравнении русской сказки «Старик и сыновья» и татарской сказки «Завет хана Кубрата»; ценности трудолюбия и уважения старших по русской народной сказке «Морозко» и немецкой сказке «Госпожа Метелица» в обработке бр. Гримм).

Решение проблемных ситуаций (типа «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»), образно-игровые этюды и импровизации, театрализованные игры содействуют развитию у детей способности к толе­рантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми (взрослыми и детьми) разных стран и этносов, помогают понять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Игры-путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны.

Организация детской проектной деятельности углубляет интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Ожившая карта», «Создание альбома „Мы все живем в Татарстане"» и прочее.

Тематический день «Дружат дети всей Земли», который дети старших групп вместе с воспитателями и родителями готовят и проводят для всего детского сада в начале мая. Содержание раздела инегрируется с образовательными областями «Познание», «Социально-личностное развитие», "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Ориентации детей в образовательной области

Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с расовым и этническим разнообразием людей планеты Земля; относят себя к определенному этносу, имеют некоторые представления об особенностях этого этноса (его древности, культуре, искусстве, обычаях и традициях).

Дошкольники понимают, что Россия — многонациональная страна, могут назвать 3—4 национальности людей, населяющих ее, в зависимости от региональных особенностей проживания.

Дошкольники знают, что люди объединяются в различные национальные группы, могут назвать 3—4 национальности людей разных стран мира.

Видят внешние особенности представителей разных этносов: цвет кожи, черты лица, обобщенные особенности фигуры, прически. Дети знакомы с некоторыми особенностями материальной культуры (одежда, жилище, посуда, еда, игрушки и прочее), своеобразием произведений народного искусства, народных игр и праздников, понимают, что их различия определяются природно-климатическими условиями жизни этноса.

Знают отдельные произведения устного, музыкального, декоративно-прикладного искусств, некоторые народные игры людей разных этносов.

С помощью взрослого дети начинают осознавать, что основные социально-нравственные и эстетические ценности разных этносов едины: все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, заботятся о близких людях, младших членах семьи, ценят и берегут природу, красоту окружающего мира, поощряют трудолюбие, дружелюбие, любят весело и дружно отдыхать и прочее.

Дети понимают значение миролюбия, толерантного общения с детьми и взрослыми, осознают значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного взаимодействия с людьми разных стран и этносов.

Организация опыта освоения содержания

Эмоциональный компонент этнотолерантности. Педагог воспитывает в детях уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Поддерживает и поощряет интерес к русской и татарской народной культуре, культуре родного ребенку этноса, культурам разных народов и этносов.

Обеспечивает реализацию потребности детей в общении по поводу этнической проблематики.

Поддерживает желание детей организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей, посещающих детский сад, стремление налаживать контакты с детьми, которые недавно живут в нашей стране и не знают русского языка.

Педагог формирует у детей негативное отношение к агрессии по национальному признаку, способствует проявлению детьми миролюбия, принятия и понимания людей (особенно детей) разных национальностей.

Практический компонент этнотолерантности. Воспитатель обеспечивает развитие умения воспринимать, понимать и обсуждать различия и сходства народной культуры некоторых этносов на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры, народного искусства, игр, игрушек, праздников.

В разных видах совместной деятельности развивает у детей умение сравнивать внешние признаки представителей разных этносов, отмечать своеобразие их материальной культуры, определять взаимосвязь их различий с особенностями природно-климатических условий.

В ходе совместных обсуждений особенностей духовной культуры подводит детей к пониманию глубинной схожести народных культур ввиду наличия общих нравственно-этических и эстетических ценностей: (Родина, труд, доброта, красота, семья и т.д. Воспитатель создает условия для освоения детьми умения общать­ся и организовывать разные виды деятельности с детьми другой на­циональности, в том числе с теми, кто плохо знает русский язык. Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов, изготавливать игрушки-самоделки, поделки в русле народных традиций.

В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности педагог обеспечивает развитие умения отражать представления о многообразии этнического состава мира, об особенностях материальной и духовной культуры разных народов, знание детьми произведений народного искусства в разных видах деятельности (общении, художественно-речевой, игровой, изобразительной и т.д.).



Итоги освоения содержания

  • Ребенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой.

  • Ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса.

  • Ребенок знает названия нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек.

  • Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность.

  • С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения.

  • Ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия.

  • С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической проблематике






Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница