Этикет додзё Введение



Скачать 134.66 Kb.
Дата22.02.2016
Размер134.66 Kb.


Этикет додзё

1. Введение



    Эти правила основываются на здравом смысле, хороших манерах и традициях Японии - родины современного каратэ. Иногда западным студентам тяжело приспособиться к правилам этикета додзё, которые существуют в Японии. Японская культура очень сложная, и многое из того, что принимается как само собой разумеющееся там, совершенно не приемлемо на Западе. Вот почему японские инструкторы, которые совершают поездки на Запад и живут там некоторое время, сталкиваются с необходимостью приспосабливать свой стиль обучения, так чтобы он становился более приемлемым для их студентов-неяпонцев. Конечно, значительная часть традиционной системы сохранена, но определенные правила или отброшены полностью, или применяются частично или выборочно. Строгие требования истинного традиционного пути часто оставлены для старших студентов, которые уже продемонстрировали своим упорством, что они желают принять вызов более жестких традиционных требований к уважению, терпению, преданности, верности мастеру и Будо в целом.

    В течении многих лет делалось много попыток основателями электической системы боевых искусств “Вестернойзд” (“европонезированные”) уничтожить, насколько только возможно традиционный боевой путь, заявляя, что для европейцев он неуместен и не приемлем. Но, делая это, эти люди бессознательно отрывают себя от того самого источника жизненной силы, который делает боевые искусства Востока уникальными. Примером этого может послужить доги, или форма для тренировок. В некоторых школах можно увидеть доги разных цветов, пошитые так для того, чтобы узнавать различные звания, различные специальности индивидуальных студентов. Эта идея совершенно чужда традиционному японскому пути, согласно которому простой белый тренировочный костюм, который носит каждый, начиная от руководителя и до новичка, пришедшего в первый раз, от члена парламента и до простого труженика, служит для напоминания о такой   добродетели как скромность. Что, в своей сути, все люди созданы равными и что только иллюзия лежит в основе понятия, что кто-то лучше другого. Люди различаются только по усердию к тренировкам и скромности сердца. Никто не станет долго терпеть хвастуна, каким бы искусным или могущественным (сильным) он не был. Единственной причиной таких вещей как цветные доги и тому подобное, является удовлетворение своего “я” и гордости студента. Для нетерпеливого западного человека, это может быть и необходимостью с деловой точки зрения владельца додзе - создать интерес и поддерживать приток взносов. Но для традиционного терпеливого и решительно настроенного японца - это действительно странно. В додзе Киокушин по всему миру строго поддерживаются традиции, и все же мы идем на компромисс, где это было приемлемо. Отношение меняется в зависимости от нации, поэтому существуют и вариации в правилах. Как уже говорилось, правила - это, в основном, здравый смысл. Нет оправдания лени, и невозможно оправдать из-за этого пренебрежение правилами. Преднамеренное нарушение этих правил рассматривается как серьезное оскорбление, нанесенное философской основе каратэ-до. Стремитесь к тщательному изучению этих процедур, так как они являются важной частью вашего обучения. Со временем они станут вашей второй сутью (природой). Додзё - это не просто гимнастический зал или какой-нибудь старый тренировочный центр. К нему нужно относится как к религиозному святилищу, куда приходят, чтобы сконцентрироваться всей душой и  сердцем, стремясь к совершенству духа. В карате-до мало иметь большие мышцы, необходимо совершенство характера. Заботьтесь и гордитесь своим додзё и относитесь к нему, как к благоговейному месту. Будьте терпеливы в учебе. Если что-то кажется не ясным, вы со временем начнете понимать и ценить цель этого и его значение. Каратэ часто считают ни чем большим, как грубым, и требующим много затрат энергии, спортом, который служит незначительным целям, и только учит своих членов, как наносить поражения друг другу самыми отвратительными способами. Без вежливости додзё в короткий срок становится полным грубых и свирепых людей. Будьте искренними, усваивая этикет додзё. Церемония без искренности - лицемерна, и в целом - не к лицу человеку боевого искусства. Каратист должен быть виден как по учтивости, так и по здоровому блеску в его глазах и живости его движений. Никто не выше общих правил вежливости, которые выражены в правилах додзе. Часто старший студент становится слишком бесцеремонным с додзё и своими товарищами и находит веселым пренебрегать правилами додзе. Всегда помните, что все каратисты, в не зависимости от того черные ли они пояса или только новички, тренируются в одном додзё, на одном полу. Все практикуют одинаковые техники и стремятся к одинаковым идеалам. Поэтому все руководствуются едиными требованиями этикета.

2. Правила этикета в  додзё



  1. Ученики обязаны поклониться и сказать ОСУ при входе в ДОДЗЁ в сторону Алтаря Кёкусин (синдзен) и в сторону уже присутствующих в помещении учеников. Это выражает уважение к ДОДЗЕ и к людям, в нем находящимся.

  2. Ученики должны стараться не опаздывать на занятия. Если кто опоздал, то при входе в ДОДЗЁ делает поклон, а затем садится на колени в положение СЭЙДЗА лицом к стене. В таком положении, с закрытыми глазами и склонённой головой опоздавший сидит и ждёт приглашения присоединиться к занятиям. После того, как получит разрешение начать занятия, он делает поклон, говорит ОСУ и СИЦУРЕЙ СИМАСУ (прошу прощения), при этом находясь ещё в положении СЕЙДЗА. Затем присоединяется к занятиям с задней стороны класса, занимая свободное место в строю. Ни в коем случае нельзя вставать впереди занимающихся товарищей, особенно по отношению к старшим.

  3. В ДОДЗЕ нельзя есть, пить, курить, жевать жвачку.

  4. Ученики обязаны следить за своей внешностью и своим имуществом. Доги должны быть чистыми, выстиранными и иметь приятный запах. Носить можно только белые ДОГИ с официальным логотипом Кёкусин на левой стороне. Постоянно растрёпанная форма означает неуважительное и равнодушное отношение к ней, а также к своим товарищам и ДОДЗЁ.

  5. Во время занятий не рекомендуется трогать руками ДОГИ, не имея на это разрешения. Ученик может привести в порядок свои ДОГИ в любое время тренировки. Повернитесь направо, в сторону от передней части класса (или назад) или от вашего партнера, если вы работаете с кем-либо, чтобы поправить доги.

  6. Учитесь уважать ваш пояс, как символ ваших усилий на занятиях. Ваш пояс должен быть высушен, но не постиран, так как он символически содержит Дух вашей усердной тренировки.

  7. Должное уважение демонстрируется ко всем старшим рангам и более старшим по возрасту. Ученики обязаны вставать и говорить ОСУ, когда старший или ЧЁРНЫЙ ПОЯС входит или находится в помещении. Всегда обращайтесь к учителю или страшим по их определенным званиям (Семпай, Сенсей, Шихан) внутри ДОДЗЕ. Когда учитель с вами договорит, то громко скажите ОСУ.

  8. Перед тем, как обратиться или поприветствовать учителя или старшего, нужно произнести ОСУ и сделать при этом поклон. Тоже самое следует делать при расставании. Этот этикет должен распространяться и вне ДОДЗЁ, так как нужно всегда испытывать уважение к Учителю или старшему. В случае если невозможно определить пояс оппонента, следует относиться к нему как к старшему.

  9. Когда необходимо пожать руку, то делать это следует двумя руками, демонстрируя при этом уважение. Кроме того, одновременно следует произнести ОСУ. Это правило должно действовать и за пределами ДОДЗЁ, особенно в отношении старших.

  10. На вопросы или указания старших реагировать нужно быстро и без промедлений, говоря при этом ОСУ. Тихий или равнодушный ответ является невежливым тоном. Всегда двигайтесь быстро, когда вам говорят что-нибудь сделать (построиться, встать в стойку и т.д.). НИКОГДА НЕ ХОДИТЕ ШАГОМ.

  11. Во время занятий все обязаны фокусировать своё внимание только на технике рук и ног, при этом не позволять своим мыслям и глазам думать. Бесконечное уважение и глубокое почтение должно постоянно оказываться учителям и другим товарищам.

  12. Никогда не упражняйтесь в кумитэ в отсутствии учителя. Практикуя кумитэ с черным поясом, делайте все, что в ваших силах, но при этом показывайте уважение к такой степени. Если вы считаете, что можете ударить сильнее, делайте это, но помните, что партнёры при спарринге учитывают вашу более низкую степень и не бьют изо всех сил.

  13. Не приглашайте для кумитэ бойца более высокой степени. Однако, не отказывайтесь, если вас пригласил боец с высокой степенью.

  14. Не покидайте строй ни по каким причинам без разрешения учителя. Никогда не идите между рядами или между учителем и теми кто занимается. Если вам нужно уйти с места, то пройдите за рядом, в котором находитесь к какой-либо из сторон класса. Возвращайтесь тем же путем.

  15. Во время занятий ученикам может быть позволено сесть и расслабиться, что означает расслабиться в СЕЙДЗА и сесть АНДЗА. Во время отдыха следует избегать болтовни и другого, что мешало бы прохождению занятий.

  16. Во время перерыва не сидите, сложа руки, а лучше сделайте какое-нибудь упражнение.

  17. Для того, чтобы избежать всевозможных травм во время занятий, запрещается носить на себе всевозможные ювелирные украшения, часы и т. д. Ношение очков разрешается, однако во время кумитэ рекомендуется их снимать. Кроме того, рекомендуется использовать наколенники, перчатки, шлем, защиту на грудь и пах.

  18. Внимательно слушайте указания учителя. Все команды, которые даются учителем, должны быть выполнены без вопросов. Вас никогда не заставят делать то, что учитель не сможет сделать сам. Если же вы не можете выполнить ту или иную команду, то старайтесь изо всех сил и делать максимум на что вы способны. Выполняйте все требования учителя, произнося громко ОСУ.

  19. К учителю нужно относиться с таким же уважением, какое вы сами ожидаете к себе. Каратэ начинается и заканчивается вежливостью. Если вы не находите в себе умение показать уважение к учителю, который тратит время на то, чтобы обучать вас, то вы не принадлежите к Додзё Кёкусин. Никогда не оспаривайте указания, никогда не разговаривайте в классе, пока вас не спросит учитель. Такое послушание развивает доверие между учителем и учеником, которое улучшает взаимную восприимчивость, облегчая и ускоряя процесс обучения.

  20. Традиционно ДОДЗЕ является священным местом, поэтому запрещено находиться в нём в головных уборах, а также использовать ненормативную лексику.

  21. Все должны следить за чистотой и аккуратностью в ДОДЗЕ. Все ученики должны принимать участие в ежедневной уборке ДОДЗЕ.

  22. Ученики должны уважать своих товарищей по ДОДЗЁ, стараться не очернить Истинный Путь Кёкусин недостойным или аморальным поведением. Кроме того, нельзя выплёскивать негативные эмоции во время боёв, так как это может повлечь за собой телесные увечья.

  23. Все члены Кёкусинкай должны избегать всевозможных слухов и пренебрежительного отношения к ученикам, учителям и школам боевых искусств. Нужно всегда помнить, что это удел слабых людей.

  24. Ученикам, желающим принять участие в турнирах и прочих мероприятиях Кёкусинкай, следует проконсультироваться об этом с Учителем.

  25. Ученики, желающие посещать другие школы Кёкусинкай, должны спросить сначала разрешение у Учителя.

  26. Все занимающиеся обязаны следить за своим моральным и физическим обликом, находясь в ДОДЗЁ и за его пределами, чтобы не очернить своего учителя и Кёкусинкай. Ни в коем случае, не разрешается использовать технику и приёмы, изучаемые на занятиях, для того, чтобы нанести какой либо вред окружающим людям. Это правило не распространяется в тех случаях, когда под угрозой находится собственная жизнь или жизнь других людей.

  27. Ученики должны всегда оставаться уравновешенными и учтивыми и в повседневной жизни, сохранять хладнокровие, здравый смысл и достойное поведение в любых жизненных ситуациях. Нужно всегда помнить, что Дух Кёкусинкай проявляется в следующем:

    • держи голову низко - будь благопристоен, глаза высоко - будь честолюбив,

    • ограничивай себя в речах и будь добр в сердце - относись к окружающим с благородством и уважением,

    • будь добр к людям, а сыновье почтение - начало всего, относись хорошо к своим родителям.

3. Порядок начала тренировки

Команды:

Мусуби дачи. Сейза. Shinzen ни, рей” - Все кланяются вперед, показывая уважение Богу и учителям боевых искусств прошлого, усилия которых дали нам это искусство.

Мокусо” - Закрыть глаза и успокоить дыхание; сфокусировать концентрацию на потоке воздуха в и из легких, чувствуйте себя так, как будто вы вдыхаете воздух глубоко в живот. Отключите все посторонние мысли, и подготовьте себя к будущей тренировке.

Продолжайте сознательно следить за дыханием, по мере того как поток воздуха проходит в и из легких Делайте это на протяжении всего периода медитации.

Мокусо Яме”- Открыть глаза.

Сосай ни рей” - Поклонитесь вперед с громким “Ocу”, как символ уважения главе Киокушин, Сосаю Мас Ояме

Tate kudasai” - Пожалуйста, встаньте.

Если у вас в додзе есть тайко (барабан), с ударов, в который вы начинаете занятия, тогда пока продолжается бой барабана, студенты должны быстро занять свои места и усесться в сейза. Это означает, что в первоначальном указании инструктора “Мусуби-дачи, Сейза” нет необходимости.

4.Порядок окончания тренировки

Команды:

"Мусуби-дачи. Сейза. Shinzen ни, Рей (поклон)"

"Додзе-кун" (произносится клятва)

"Мокусо* (период медитации)

"Мокусо Яме. Сосай ни Рей" (поклон с громким “Ос'”)

Старший студент произносит:

"Сенсей (или Семпай) ни аригато гозаймашта " - Все кланяются инструктору/рам и повторяют громко "Аригато гозаймашта".

"Отагай ни, аригато гозаймашта" - Вновь все кланяются, в этот раз как жест благодарности другим студентам в классе, и повторяют громко "Аригато гозимашта".

"Apигато гозимашта" с японского переводится - "Большое спасибо".

Так как удары в барабан свидетельствующие об окончании тренировки раздаются после поклонов, то это не оказывает влияние на вышеописанные указания и ответы.



5. Удары в барабан

В начале занятий в барабан ударяют следующим образом:

Четыре удара с разницей примерно в секунду, что по-японски означает “Давайте начинать” Это повторяется 3 раза, с паузами в 2-3 секунды между каждой серией ударов. Затем в барабан бьют 6 раз, вновь с разницей в секунду между каждым ударом, что по-японски означает: “Мы тренируемся, чтобы стать сильными”. Это повторяется только еще один раз. Затем выполняется длинный продолжительный бой, который начинается очень медленно и постепенно набирает скорость, пока не становится очень быстрым, при этом, по мере исполнения снижается сила боя. После короткой паузы один сильный удар заканчивает процедуру

Четыре удара, три раза;

Шесть ударов, дважды, Длинный развернутый бой;

Один последний удар.

В конце занятий в барабан бьют следующим образом:

Три удара с разницей в секунду между ударами. Это делается три раза. Три удара означают по-японски “Мы закончили тренироваться”. Затем семь ударов, что по-японски означает “Идите прямо домой, не тратя время в пустую”. Это выполняется два раза За этими ударами следует длинный продолжительный бой как в начале.

Коротко:

Три удара, три раза;

Семь ударов, дважды;

Длинный развернутый бой. Один последний удар.

6. Клятва

   Клянемся! Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого непоколебимого духа.

    Клянемся! Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

    Клянемся! Мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания.

    Клянемся! Мы будем соблюдать правила этикета, уважение к старшим и воздерживаться от насилия.

    Клянемся! Мы будем стремиться к мудрости и силе,  не ведая других желаний.

    Клянемся! Мы будем следовать нашим богам и воинскому пути и никогда не забудем истинную добродетель - скромность.

    Клянемся! Всю нашу жизнь, через изучение каратэ, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути Кекусинкай.

7. Додзе кун

    Хитоцу! Варэварэ ва,  синсин о рэмаси, какко фубацу но синги о кивамэру кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва, буно сидзуй о кивамэ, ки ни хасси кан ни бин нару кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва, ситцудзицу гокэн о моттэ, кокки но сэйсин о канье суру кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва,  рэйсицу о омондзи, тедзи о кейси, собо но фурумай о цуцусиму кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва, синбуцу о тоотоби, кэндзе но битоку о васурэдзару кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва, тисэй то тайреку то о ходзе сасе, кото ни нодзондэ, аяматадзару кото.

    Хитоцу! Варэварэ ва, сегай но сюге о каратэ но мити ни цудзи, Кекусин но мити о матто суру кото




8. Что означает Осу

    ОСУ обозначает терпение, уважение и признательность. Для того чтобы у вас было сильное тело и прочный дух необходимо вкладывать в занятия все свои силы.

    Без сомнений это очень тяжелое требование, потому что вы должны заставить себя заниматься изо всех сил, до своего предела, когда вы хотите остановиться, чтобы отдохнуть. Но все же когда вы достигните такой точки, вам надо перебороть себя, заставить работать себя дальше. Чтобы всего этого достигнуть, надо научиться быть упорным и одновременно терпеливым. Вот что обозначает ОСУ!!!

    Причиной ваших тяжелых занятий должно быть то, что вы заботитесь сами о себе, а заботиться о себе, означает уважать себя. Запомните, вы занимаетесь не для учителя, не для родителей или не для еще кого-нибудь - вы занимаетесь для СЕБЯ!!! Самоуважение развивается и расширяется, и начинают уважать вас, то есть учитель и другие ученики. Когда вы входите в ДОДЗЕ вы кланяетесь и говорите ОСУ. Это обозначает уважение к ДОДЗЕ и времени, которое вы поведете в нем, то есть к занятиям. Эти чувства и уважение -обозначают ОСУ.

    В течении занятий вы занимаетесь настолько тяжело, насколько можете, потому что уважаете себя. Когда вы заканчиваете занятие, поклонитесь и скажите ОСУ учителю и другим ученикам. Вы делаете это из признательности. Это чувство признательности и выражает ОСУ.

   Таким образом ОСУ важное слово в Кекусинкай Каратэ, потому что оно обозначает терпение, уважение и признательность. Мы всегда используем слово ОСУ, чтобы напоминать себе о таких важных качествах.



ОСУ!!!

«Боевой путь каратиста начинается с тысячи дней изучения азов, продолжается десятками тысяч дней овладением мастерством и вечным познанием тайн каратэ...»


                                                                                                             Масутацу Ояма
9. Символы Кекусинкай

Иероглиф Киокушинкай состоит из трёх слов (иероглифов):





Символом Кёкусинкай является Канку. Канку происходит из ката Канку – формы созерцания неба. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в Канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключен в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.



Заповеди Оямы


Сосай Масутацу Ояма выразил всю философию Боевых Искусств в 11 заповедях, известных как «11 девизов», которые являются центральными в его учении. Во время отшельничества в горах, Ояма повесил таблички с надписями на стене своей хижины, чтобы они помогали ему выдержать одиночество и утомление. Каждая заповедь начинается словами «Бу-но Мити», что дословно переводится как «Воинский Путь».

  1. Воинский Путь начинается и заканчивается с этикета. Поэтому ведите себя всегда искренне учтиво.

  2. Следование Воинскому Пути подобно подъёму на вершину крутого утёса - оно продолжается вверх без отдыха. Это требует абсолютного и решительного посвящению себя избранной цели.

  3. На Воинском Пути старайтесь проявлять инициативу во всех вещах, но старайтесь никогда не совершать действий, проистекающих из эгоизма, враждебности или неосмотрительности.

  4. Даже стоящий на Воинском Пути не может игнорировать вопрос денег. И всё же нужно быть осторожным, чтобы никогда не стать привязанным к ним.

  5. Воинский Путь центральное внимание уделяет состоянию. Стремитесь находиться в правильном состоянии всегда.

  6. Тысяча дней тренировок - начало Воинскому Пути, мастером человек становится после десяти тысяч дней тренировок.

  7. На Воинском Пути, самоанализ порождает мудрость. Всегда анализируйте свои действия с целью самоулучшения.

  8. Природа и цель Воинского Пути универсальна. Все эгоистичные желания должны быть сожжены в огне тяжёлых тренировок.

  9. Воинский Путь начинается из некой точки, и заканчиваются в неком круге. Прямая линия возникает из этих принципов.

  10. Истинная сущность Воинского Пути может быть осознана только через опыт. Зная это, учитесь не бояться препятствий на этом пути.

  11. Всегда помните: На Воинском Пути награда уверенному и благодарному сердцу поистине огромна.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница