Этика межличностных отношений (разработка внеклассного мероприятия)



Скачать 79.71 Kb.
Дата02.06.2016
Размер79.71 Kb.
Этика межличностных отношений

(разработка внеклассного мероприятия)


Классный руководитель: Дорофеева М.О.

2013-2014 учебный год
В настоящее время знание правил этикета становится всё более актуальным, т.к. способствует взаимопониманию и взаимодействию с окружающими. Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь, но есть вневременные ценности, которые одно поколение передаёт другому.

Умение вести себя - важнейший фактор, определяющий шансы добиться успеха в современных условиях конкуренции. Д.Карнеги считает: 15% успешности человека определяются его профессиональными знаниями и 85% успеха зависят от умения общаться с людьми. На первый взгляд сложно сформулировать, как выжить и преуспеть в мире бизнеса?! Однако можно положиться на 6 принципов, понятных и даже известных многим.

Итак, это

- пунктуальность (делайте всё вовремя!);

- конфиденциальность (не болтайте лишнего);

- любезность, доброжелательность, приветливость;

- внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе);

- внешний облик (одевайтесь, как положено);

- грамотность (говорите и пишите хорошим языком).

Пунктуальность.
Человеку отпущен недолгий срок. Всегда спешить и никуда не успевать,- стало привычкой современного человека. Но помните такую мудрость: «Поспешай медленно!» (отрывок из статьи А.Дорохова «Шестое чувство»).

«Природа дала человеку пять чувств: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Но есть и шестое чувство – чувство времени. Человек должен выработать его в себе сам. Попробуем представить, что произойдёт, если из нашей жизни исчезнут все часы! Ты пришёл утром в школу, пора бы начаться уроку, а в классе нет и половины учеников. Нет и учителя, он ещё только вышел из дома. Жди, пока он не спеша дойдёт до школы! Ты вернулся домой. Ох, как хочется есть! Скорее обедать! А мама только ещё начинает готовить, она заговорилась с соседкой, и её невдомёк, что ты успел проголодаться. Ты собрался на лыжную прогулку. Приехал с лыжами на вокзал и увидел…хвост уходящего поезда. Машинисту показалось, что пора отправляться, и он двинул тепловоз вперёд. Ты пришёл в кино к началу сеанса, а там уже половина фильма прошла. Народу собралось порядочно, и механик решил начать раньше, чем ты предполагал. Вот какой бы получился беспорядок, если бы люди не вырабатывали в себе чувство времени».

Культ времени стал показателем деловой хватки, умения жить. Человек старается планировать своё время! Существуют 2 типа людей: одни любят внутреннюю дисциплину, ценят своё и чужое время; это сильные люди. Другие стараются уклониться от всякой дисциплины, не принимают на себя никакой ответственности. Скучно им и некуда девать время. Их девиз: «Невозможно переделать все дела!»

Точность и пунктуальность – необходимые качества уважаемого человека.

- большие дела выполняйте частями

- для важных дел оставляйте ту часть дня, когда вам никто не мешает

- соблюдайте режим дня, умейте отдыхать

- будьте решительными, не откладывайте дела «на потом»

- научитесь вовремя говорить себе «нет»!

- не тратьте время на болтовню и пустые телефонные звонки!


Конфиденциальность.
Часто убеждаешься в том, что речь – серебро, а молчание – золото! Человек, желающий жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях должен усвоить себе условие молчать вовремя. Это не полное молчание или односложность в ответах. Искусство говорить приятно, давать разумные ответы обнаруживают гибкий ум и хорошие качества собеседника. Это и означает «серебро». Умение слушать, и значит, искусство молчать в нужное время, - это уже «золото».

В Библии сказано: «Пусть будет всякий скор на слушание и медленен на речи». Кто больше слушает и вовремя умеет молчать, становится господином своего положения.

Человек склонен порицать действия других и не замечать своих ошибок.

(сценка «По секрету…»)


Эльза. - Почему-то никого нет? И Настя не пришла…

Алина. - А что, Насти нет? Так и думала! Она вчера с занятий отпросилась и пропала. Говорят, к ней парень из Питера приехал, студент, …такой классный!

Эльза. - Да нет, ей плохо вчера стало, вот, она и отпросилась!

Алина. - Значит, они в ресторан сходили! Она там и отравилась! Любительница экзотики! А!? Я поняла! Он её в Питер увёз! Конечно, она классно готовит, но специалист из неё никакой! Каждое полугодие с долгами! Голова вечно чем-то забита.

Эльза. - Скажу тебе по секрету: у неё травма головы была! Бедняжка, хорошо хоть с парнем повезло!

(появляется Настя)



Настя. - Привет, девчонки! О ком это вы?

(девушки хором) – НАСТЯ!?


Именно поэтому

-нельзя распространять разговор на личности;

- заинтересованность нельзя путать с любопытством, к которому примешивается злорадство и зависть;

- воспитанный человек не будет «собирать сведений», чтобы возвысить себя на этом фоне;

- есть личности, которые не могут воздержаться от передачи новости «под секретом». Это порождает сплетни. Б. Шоу на вопрос «могут ли женщины хранить секреты» ответил: «Могут, но это так тяжело, что они это делают сообща».

- нельзя раскрывать чужие секреты;

- неуместна страсть навязывать свои советы («Советы дают, чтобы им не следовать» А.Дюма).
Любезность, доброжелательность, приветливость.
Основное средство коммуникации – это беседа. Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор – большое искусство. Поэтому, следует помнить:

- уважайте человеческое достоинство и своё собственное;

- оставьте невзгоды и раздражение и не переносите их в атмосферу деловых отношений;

- исключите взаимные оскорбления, пересуды;

- не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания по ночам, не припоминайте давних обид.

Как остановить беседу? Особенно пустую? Можно прервать словоохотливого человека с помощью благодарности за полученную информацию, совет или сообщение.



Внимание к другим людям.
В общении на любом уровне следует думать о других, а не только о себе. Уважайте мнение других, прислушивайтесь к критике, к советам коллег: уверенность не должна вам мешать быть скромным.

(Сценка. В процессе беседы учителя с залом входит ученик. Не обращая внимания на аудиторию, начинает:



Гоша. Я вот тут Вам контрольную работу по фотоэффекту принёс. Целый вечер на это потратил! Да что вечер! Сколько денег «просадил» пока с отличниками по телефону консультировался!

Учитель. Георгий, что Вы тут делаете?

Гоша. Сами же говорили: «Надо сделать!» Так сделал! Чего, смотреть-то будете?

Учитель. Но я…

Гоша. Так это же быстро! Тем более я тороплюсь! Мне ещё черчение исправлять! А по телефону, если Вы понимаете, чертёж не построить! В общем, не знаю как Вы, а мне бежать надо. Я тут оставлю! (кладёт тетрадь на стол, уходит).

Учитель. Что это было?!
Воспитанный человек

- здоровается со всеми людьми независимо от должности. Хорошо бы знать коллег по имени и отчеству, это подчёркивает уважение к человеку;

- в обществе предпочтительно обращаться на «вы»;

- полезно поинтересоваться у человека располагает ли он временем для беседы;

- нельзя считать своё мнение неоспоримым, при рассмотрении важных вопросов не показывайте, что торопитесь;

- проявляйте терпимость к слабостям других людей, уважайте возраст и не говорите «Вы слишком стары (молоды) для этого!»

- дайте собеседнику высказаться, не перебивайте его, если в словах оппонента есть доля правды, ищите компромисс!

Попробуем «переиграть» ситуацию!



Гоша. Здравствуйте, Марина Олеговна! Извините, что побеспокоил! Не могли бы Вы уделить мне несколько минут?

Учитель. Здравствуйте! В чём проблема?

Гоша. Я бы хотел сдать контрольную работу.

Учитель. Но прошли уже все сроки!

Гоша. Выслушайте меня, пожалуйста! Я долго болел и только вчера смог разобраться в материале.

Учитель. Желательно, чтобы это было в последний раз!

Гоша. Ещё раз, извините! Спасибо! До свидания!

Внешний облик.
Лицо – источник информации. Большую информацию о человеке дают его глаза: добр или зол, мудр или глуп, участлив или равнодушен. Жизнерадостный человек всегда привлекателен. Китайцы, например, умело управляют «нервами» - это норма общественного поведения, а у японцев – огромная забота о «сохранении лица».

О.Уайльд писал: «Все отвратительные комплексы проступают на лицах. Привычная мимика развивает лицевую мускулатуру так, что лицо становится зеркалом души». Внутренняя пустота придаёт чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительность.

Теперь об одежде: одежда должна быть чистой, опрятной, отглаженной, подогнанной по фигуре. Она должна соответствовать времени дня, обстоятельствам, среде. Важно знать назначение каждой вещи!

( Приглашаются ребята в одежде различных стилей; обсуждение с аудиторией уместность каждого из них в той или другой ситуации.)

Костюм – визитная карточка. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей. Аккуратность и подтянутость ассоциируется с организованностью в работе, умением ценить своё и чужое время.

Правила ношения мужского костюма:

- нельзя носить костюм со спортивной обувью или спортивной сумкой; если так случилось, то сумка должна быть однотонной;

- надо носить костюм с галстуком;

- сорочка необходима с длинным рукавом без нагрудных карманов, на 1,5-2 см ниже пиджака;

- не следует выделяться: галстуки неброские, носки тёмных расцветок.

Для женщин важен цвет:

- блондинкам – синий, брюнеткам – желтый, белых – людям с розовым цветом кожи, черный поглощает блеск других цветов.

Для бизнес-леди:

- жакет слегка притален; пиджак может быть одно- или двубортный, пуговицы костяные или обтянутые тканью, кожей;

- юбка прямая, заужена книзу, облегающая бёдра, разрез не более 10 см;

- брюки чисто классического покроя, чуть заужены книзу;

- нельзя использовать золотые или серебряные ремешки, предпочтение отдаётся коже.

Цвет костюма не пёстрый: серый, бежевый, оттенки тёмно-синего, глубокий бордовый, коричневый, чёрный.

В деловых отношениях мелочей не бывает!

Грамотность.
Грамотность-это умение говорить и писать правильным языком. Говорите спокойно и негромко, так как громкая речь назойлива и раздражает окружающих. Следует избегать излишней жестикуляции, говорить не слишком быстро (взволнованность) и не слишком медленно (усталость, высокомерие). В итальянской книге манер значится: «Говорить надо спокойно и с достоинством». Будьте немногословны, чтобы «не уходила мысль», фразы должны быть короткими, следует делать паузы и вести отбор языковых средств.

Помните о расстоянии между говорящими:

- для личной беседы – до 60см;

- для беседы с коллегами – от 0,6 до 1,5м;

- для разговора с незнакомцами – от 1,5 до 3м;

- для выступления на публике – от 3м и более.

«Язык мой – враг мой!» Следует не забывать, что не обо всём можно и уместно говорить! Речь должна быть свободной от бранных слов, жаргона, арго и сленга.
Э.Асадов писал:

Всё найдёшь в языке богатом,

Юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом

Уснащать человечью речь?

Сегодня в эфире часто звучит: вау, балдеть, тусовка, прикол, разборка, блеск, круто! Также уменьшительные слова: кратенько, прогулочка, утречком, машинка и т. п., говорят о низком уровне культуры. Дурные и хорошие привычки обладают устойчивостью, поэтому «вылетают» сами собой.



Культура речи человека - прямое отражение внутренней культуры его мыслей, чувств и отношения к людям.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница