Этапы профилактической работы Первый уровень – общая профилактика Цель



Скачать 60.36 Kb.
Дата22.04.2016
Размер60.36 Kb.
Этапы профилактической работы
Первый уровень –

общая профилактика

Цель - повышение сплоченности классного коллектива, всех обучающихся в школе.

Мероприятия

Создание общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия семьи и школы.

Учащиеся, ощущающие себя частью школы, справедливость учителей, чувствующие, что у них есть близкие люди в школе, намного реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога:


  • Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем общения, развития, обучения.

  • Формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных категорий (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей.

  • Привлечение заинтересованных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.


Второй уровень –

первичная профилактика

Цель - выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.
Мероприятия

1. Диагностика суицидального поведения



Задачи педагога-психолога:

  • Выявление детей «группы риска».

  • Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.

  • Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование умения регулировать своё поведение, на воспитание у ребёнка чувства защищённости, его способности быть счастливым, на поиск социальной поддержки, на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию подростками себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации;

  • Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуацию или в кризисном состоянии.

3. Классные часы, круглые столы, информационные стенды.

Задачи педагога-психолога:

  • Изучение и транслирование отечественного и зарубежного опыта работы по данному направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

  • Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации.

Педагоги: проводится просветительская и консультативная работа по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родители: необходимо познакомить с причинами, факторами, динамикой суицидального поведения, подготовить рекомендации о том, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения, куда можно обратиться с данной проблемой.

Дети: беседы о суициде необходимо вести с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Бесспорно, подростки в трудной ситуации чаще обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому они должны быть осведомлены о том, что суицид это бегство от решения проблемы, от наказания, позора, унижения, отчаяния, разочарования, утраты.

4. Разработка алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.



Задачи педагога-психолога:

    • Разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством и в ситуации самоубийства.

Третий уровень –

вторичная профилактика

Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

1. Оценка риска суицида.

Определение формы реализации суицидальных действий:


  • Истинный (У подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор).

  • Аффективный или чувствительный (Возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).

  • Демонстративный (Основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).

Задачи педагога-психолога:

  • Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

2. Оповещение родителей.

Задачи педагога-психолога:

  • Проведение родительских собраний.

  • Направление на консультацию к врачу суицидологу, психотерапевту.

  • Обязательное получение расписки о том, что родители предупреждены о высоком риске суицидальной опасности и направлены к психотерапевту.

3. Если самоубийство произошло.

Задачи педагога-психолога:

    • Оценка риска повторных суицидов.

    • Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.

    • Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния (дети, педагоги, родители).

  • Друзьям и одноклассникам можно разрешить по желанию посетить похороны и проститься с погибшим.

  • С целью исключении увеличения возможности «эпидемии» самоубийств: желательно не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося, отреагировать с одноклассниками «Чтобы они сейчас сказали погибшему другу» - снятие «романтического флера» со смерти, снятие чувства вины.

  • Повышенное внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.

При подготовке памятки использовались материалы:

1. Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации./ Авторы-составители: Л.К. Стадухина, Н.В. Петрова, Е.Л. Норкина, О.А. Маркова, М.Ю. Бондаренко. – Йошкар-Ола, 2013.

2. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Семья»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Особенности деятельности

педагога-психолога образовательного учреждения

по предупреждению суицидов

УФА – 2016
Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> В информационной образовательной среде школы
2010 -> О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница