Этап Время Деятельность учителя



Скачать 68,96 Kb.
Дата11.02.2016
Размер68,96 Kb.
Ход урока


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

I. Вводно-мотивационный. Знакомство с темой урока (запись на доске)




Мы продолжаем говорить о самой представительной, самой существенной части речи. Эти слова употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов в среднем 40 таких слов.

- О какой части речи я говорю?

- Что мы уже знаем о нем?

- Для чего нужно изучать имя существительное?


Вывод: Слово необходимо хорошо знать и владеть им.



Учащиеся слушают и отвечают на вопрос учителя:

(Мы говорим о существительном).

Существительное – часть речи, которая обозначает, предметы и отвечает на вопросы «кто?» «что?».

Они называют предметы, их очень много и они разные. Существительные называют эти предметы.

Слово – инструмент, необходимо хорошо знать и владеть им.


  1. Обобщить имеющиеся знания об имени существительном.

  2. Активизация познавательной деятельности.

  3. Умение ставить цели урока.




II. Познавательный этап «исследование слова»




- Посмотрите на доску, прочитайте предложение. Через труд придет победа, через труд и знания.

- О чем предложение?

- Как вы его понимаете?
Вывод: Чтобы добиться успехов в жизни, нужно трудиться. Нам тоже сейчас нужно потрудиться, чтобы получить знания.


Дети прочитывают предложение

Чтобы получить знания, добиться победы, нужно трудиться.



Воспитание трудолюбия, умение выражать свои мысли, формирование взглядов.





Предметом нашего исследования будет слово из предложения, лексическое значение, которого:

  1. Успех в войне; в спортивном состязании или в другом противостоянии.

Ответы детей.

- Это слово «победа».



Используя метод проблемного обучения – исследования расширить познавательную активность.

На доске таблички:

Морфология

Синтаксис

Орфография

Фонетика

Лексика





Итак, начинаем исследование. Вы можете выбрать любой аспект.

Какой раздел о языке помог увидеть проблему в слове?

Что изучает морфология?

Докажите, что слово «победа» - это существительное.



Дети читают на табличках разделы языка и выбирают орфографию и проговаривают правило по своему разделу.

Орфография – правильное написание слова. В слове «победа» безударная гласная непроверяемая, это словарное слово.

Фонетика – наука о звуках.
Морфология – слово, как часть речи.

Ответы детей. Обозначает событие; имеет постоянные грамматические признаки; нарицательное, неодушевленное, женского рода, единственного числа.



    1. Развитие самостоятельного выбора, повышение самооценки (Я могу!)

    2. Закрепление и умение использовать знания учащихся о разделах языка на практике.

    3. Развитие речи.

    4. Развитие мышления.

Закрепление знаний об имени существительном; умении доказывать, аргументировать.



Разбор слова как части речи и члена предложения.





К доске вызываются 3 человека – 2 человека делают морфологический разбор, 1 синтаксический.

Придумайте словосочетания со словом победа.

Что вы можете сказать с точки зрения синтаксиса о слове «победа»?

Вывод: Разборы нужны для правильного написания и грамотного применения слов в речи.





1ый ряд – морфологический,

2ой ряд – синтаксический, 3 ряд – морфологический.

Слово «победа» в предложении может быть подлежащим и сказуемым.


Проверить умения учащихся самостоятельного разбора имени существительного как части речи и члена предложения.

III. Закрепление пройденного материала.

Игра «Узнай словарь».

15 мин.

В слове «победа» можно найти 3 существительных, 3 предлога, частицу, союз.

Найдите только существительные.

Объясните значения слов.

Знания, какого раздела языка вам понадобятся?

Почему вы испытываете затруднения, куда нужно обратиться за помощью?

К нам в гости пожаловали словари.

Учитель вывешивает табличку
Вывод 1: к толковым словарям мы обращаемся в том случае, если нам нужно узнать лексическое значение слова.

Вывод 2: чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы обращаемся к словарю синонимов.


1 ряд – подобрать синонимы к слову «еда» (кушанье, снедь, блюдо, пища, харчи, яства).

2 ряд – подобрать синонимы к слову «беда» (несчастье, горе, напасть, испытание, пагуба, наказание, невзгоды, неприятность)

3 ряд – подобрать синонимы к слову «победа» (виктория, удача, перевес, успех, торжество, триумф).

Назовите антонимы к слову «победа».
Вывод: Чем больше слов знает человек тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.


Находят слова победа, беда, еда, обед.
Лексика – словарный состав языка.

К словарям.


Выступления детей.

1 ученик – Мое назначение – обьяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов, в толковом словаре С.И.Ожегова около 57 тысяч слов, в словаре В.И.Даля 200 тысяч слов, в «Большом толковом словаре русского языка» около 130 тысяч слов.

2 ученик – словарь синонимов – Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова расположены рядами.

Подбор синонимов с помощью словарей синонимов (словари принесли из дома), часть детей заранее получили домашнее задание по подбору синонимов.

3 ученик – Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположные по значению. (словарь антонимов)

- разгром, поражение.



Развитие внимания.

Умение пользоваться словарями, обогащение речи, интерес к языку.



Работа по учебнику.

Упр. 109 стр. 90




Давайте узнаем мнение одного французского поэта о значении словарей. Прочитайте и найдите главную мысль.

Какого мнения о словарях французский поэт?


Возникла ли у вас потребность при выполнении этого упражнения обратиться к словарю?

Какова главная мысль?


Вывод: только читать! Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
В былине об Илье Муромце есть такие слова «слово, оно что яблоко, с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, перевертывать».


Самостоятельное чтение текста упражнения, нахождение главной мысли.

Он советует, обращаться к словарям

Да, нужно объяснить слово «филологический»

Слово имеет несколько значений.



Умение выделять из текста главные мысли.
Цель выполнения упражнения: подтвердить важность использования словарей.

Физкультминутка.




Руки выше подними, а потом из опусти

1-2-3


Руки шире разведи, а потом опять сведи.
- Найдите существительное, которое может быть многозначным.




Снять утомляемость учащихся, развитие внимания.

Игра




Есть у ежа елки, портнихи.

Есть у гвоздя, гриба модной дамы.

Есть у колокола, огня, ботинка, человека.

Может быть денежным, дорожным, условным, вопросительным.




Иголки.

Шляпки.


Язык.

Знак.





Самостоятельная работа.





Карточки – работа в парах. Кроссворд.

Работа в парах.

Систематизация полученных знаний.

IV. Итог урока.

Оценивание учащихся.




Какой человек может считать себя культурным?

Где вы можете применить свои знания?



Оцените свою работу в 5-ти балльной системе.





Практическое применение полученных знаний.

Д/з




Составить кроссворд с помощью толкового словаря из 10 слов и более.







Каталог: articles
articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Повышение квалификации педагогов
articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
articles -> Кобаидзе Нина Иванована
articles -> Манипуляция и ее функции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница