Этап рефлексии на уроке химии



Скачать 30,23 Kb.
Дата27.05.2016
Размер30,23 Kb.
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ ХИМИИ
Учитель МКОУ Межевская СОШ Коряковцева Юлия Николаевна
Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия деятельности;

  3. рефлексия содержания учебного материала.




Этап урока

Цель данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Пед. приём

Система ожидаемых умений

Рефлексия – 2мин

Выяснить эмоциональный настрой учащихся в конце урока

Организует рефлексию, анализирует и делает выводы для себя

Осуществляют рефлексию

Игра, анкетирование и др.
(примеры см. ниже)

Адекватно самостоятельно оценивать степень усвоения материала и свою работу на уроке

На уроках химии можно использовать такие методики:


*** Эффективным является прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

  1. Раздражение

  2. Злость

  3. Радость

  4. Равнодушие.

  5. Удовлетворение

  6. Вдохновение

  7. Скука.

  8. Тревога.

  9. Покой.

  10. Уверенность

  11. Неуверенность.

  12. Наслаждение.

*** Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок.

Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:


  • «Я узнал(а) много нового»;

  • «Мне это пригодится в жизни»;

  • «На уроке было над чем подумать»;

  • «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;

  • «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.
Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


Или можно предложить такую форму:

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



Рефлексия в форме анкетирования позволяет в конце урока осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.


Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес










Скука

Азарт










Апатия

Защищенность










Беззащитность

Самостоятельность










Подчиненность

Удовлетворенность










Неудовлетворенность

Чувство успеха










Чувство неудачи

Радость общения










Чувство одиночества

Уверенность










Неуверенность

Подъем настроения










Спад настроения

Чувство новизны










Ощущение стандартности

Индекс удовлетворенности:



  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

  • от 0,6 и выше – высокий.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
Каталог: koiro -> RSMO -> DocLib163
RSMO -> Методика обучения географии в средней школе
RSMO -> Уроки «мастерская»
RSMO -> Урок в школе I. Урок как целостная система
RSMO -> Урок обж: типы уроков, их классификация и структура
RSMO -> Многобальной системы оценки уровня знаний и физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры Владимир Алексеевич Миков На сайте с
RSMO -> Учебные действия контроля и оценки Контроль и оценка
RSMO -> Структура процесса социального самоопределения личности
RSMO -> Т. А. Липаева Липаева Т. А. Принцип толерантности в русской философии // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. С. К


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница