Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики



Скачать 60.36 Kb.
Дата27.05.2016
Размер60.36 Kb.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание - это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности. Изобразительная деятельность - специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями.

Казалось бы, в эстетической области воспитания компьютерная графика как сфера художественного творчества может играть в лучшем случае только третьестепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической литературе, то иного вывода быть не может: "Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере".

Такая трактовка является в корне неверной. Она идет от некорректного понимания явления, которое по необходимости приводит к безнадежно искаженному представлению о его значении и роли в системе воспитания и ошибочным действиям педагога. Не углубляясь в терминологический анализ понятия "компьютерная графика", припомним каждодневные встречи современного ребенка с ее произведениями. Книги с красочными иллюстрациями, мультфильмы, различные игрушки – далеко не полный перечень объектов, охватываемых рассматриваемой нами областью.

Становится очевидным факт, что в наши дни компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.

Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.

В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя компьютерной графики. Важность этого заключается в том, что невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым, технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования (1, с. 291).

Специализированные программные пакеты позволяют ребенку создавать на экране компьютера полноценные изображения, практически гарантируя успешность результата. Очевидно, что на начальных этапах это будут достаточно простые изображения с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от их создания, тем не менее, очень значителен и разносторонен. Возможности графических редакторов позволяют за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм, самореализоваться в изобразительном искусстве. Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации.

Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Для преподавателя важно создавать комфортную психологическую атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам ребенка. Инструментарий компьютерной графики абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения, просто выбором команды "Отмена". В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п., открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует.

Безусловно, все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки.

Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в других видах деятельности, рисовании, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции (1, с. 277).

В связи с данной проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание на то, что мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка (1, с. 272).

Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивизировать психику ребенка. Прежде всего, необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению (1, с. 272). Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании.

Также существует мнение о изначально разрушительном характере компьютерной графики в контексте развития творческих способностей человека. Если недопустимо примитивизировать психику ребенка, то так же неприемлема мифологизация компьютера, который, в конечном счете, не уступает таким художественным инструментам, как кисть или карандаш.

Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства, и художественный вкус.

Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания – оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.


Использованные источники:

  1. А. Е. Бубнов «Компьютерный дизайн. Основы», Мн.: Знание, 2008 г.

  2. В. Н. Стасевич «Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности», Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002 г., 86 с.

  3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997 г.

  4. Л. С. Выготский «Психология искусства», М.: Искусство, 1987 г.

  5. М. Д. Таборидзе «Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики», М.: Педагогика, 1988 г., 104 с.

Каталог: iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница