"Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития"



Скачать 92.64 Kb.
Дата24.04.2016
Размер92.64 Kb.
Тема: “Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и

фазы развития”

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление возрастающих проблем. Связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни коллектива. Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.

Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности. Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько “внешними факторами”, но и внутренним миром определенного человека, прежде всего отсутствием психологической гибкости.

Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от педагога значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации педагогов, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики труда воспитателей и учителей:

- постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;

- специфика трудового процесса определяется не столько характером “предмета” труда, сколько особенностями самого процесса;

- необходимость постоянного саморазвития, так как иначе “возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности”;

- эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

- постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Ресурсы преодоления “выгорания” могут быть рассмотрены в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):


  • истощение, усталость;

  • бессонница;

  • негативные установки;

  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;

  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

  • уменьшение аппетита или переедание;

  • усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

  • чувство вины;

  • переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Эмоциональное “выгорание” начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, пациентов, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными.

Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к зависимым людям (ученикам, пациентам, детям) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации.

Важное проявление “выгорания” – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых случаях проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидальных побуждений. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у них падает работоспособность и проявляются различные симптомы физических недомоганий.

Возникает чувство “приглушенности”, притупленности эмоций, когда специалист, эмоционально откликнуться на чужую боль, он начинает чувствовать себя неспособным помогать другим.

При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент “выгорания”. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии. Иногда это действительно так.



Фазы напряжения

Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и “запускающим” механизмом в формировании профессионального “выгорания”. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.

Симптом “неудовлетворенности собой” проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптомы “загнанности в клетку” возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, приходит чувство безысходности. Если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное “выгорание”, то человек переживает ощущение “загнанности в клетку”.

Симптом “тревоги и депрессии” – проявляется в связи с профессиональной деятельностью в особых обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и сбой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом “тревоги и депрессии” – это, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального “выгорания”.

Фазы ресистенции

Человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Формирование защиты с участием эмоционального “выгорания” происходит на фоне следующих явлений:

Симптомы “неадекватного избирательного эмоционального реагирования” – несомненный признак “выгорания”, когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Речь идет о выработанном со временем навыке – подключать к взаимодействию с коллегами эмоции умеренной интенсивности (легкую улыбку, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости). Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Симптом “эмоционально – нравственной дезориентации” является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. При этом звучат суждения: “Это не тот случай, чтобы переживать”, “Такие люди не заслуживают доброго отношения”, “Таким нельзя сочувствовать”, “Почему я должен за всех волноваться”. К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлением эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения.

Симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Такое доказательство эмоционального “выгорания” имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, с друзьями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального “выгорания”. На работе вы еще держитесь соответственно обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы “послать” всех подальше, а то и просто “рычите” на супруга и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом “пресыщения” общением.

Фазы истощения

Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится атрибутом личности.

Симптом “эмоционального дефицита” проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом “эмоционального” дефицита.

Симптом “эмоциональной отстраненности”. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом “выгорания”.

Симптом “личностной отстраненности или деперсонализации”. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. В наиболее тяжелых случаях работник защищает свою позицию: “ненавижу…”, “презираю…”, “взять бы автомат и всех…”. В таких случаях “выгорание” смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности. Таким людям противопоказана профессиональная деятельность с людьми или детьми.

Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, о детях вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и.д. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Следует отметить, что появление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.



Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой организации. Синдром выгорания развивается как следствие комбинаций организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. “Выгорающий” педагог обычно не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении его коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнетивной сложностью межличностного общения.



Наиболее часто встречающиеся причины синдрома профессионального выгорания:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда на поощряются, а подавляются эксперементирование и инноваций;

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

– неразрешенные личностные конфликты.

Существует мнение, что наиболее подвержены “выгоранию” люди с определенными чертами личности.

Фрейденберг описывает “выгорающих”, как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно – неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных).

Е. Махер пополняет этот список “авторитаризмом” и низким уровнем эмпатии. В ряде исследований обнаружено, что наиболее подвержены “выгоранию” “трудоголики” – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей.

Статусно-ролевые факторы риска “выгорания” включает:

– ролевой конфликт;

– ролевую неопределенность;

– неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом.

– низкий социальный статус;

– ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;



– негативные установки, ущемляющие права и свободу личности.

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надежных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста и имеют “отдушину” в виде хобби или какого – то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам “выгорания”, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость “горение без затухания”.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница