Эмоциональное и рациональное в жизни человека. Класификации эмоциональных состояний



Скачать 381.91 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер381.91 Kb.
  1   2
Эмоциональное и рациональное в жизни человека
       Класификации эмоциональных состояний. Положительные, отрицательные, чувственно-нейтральные эмоциональные состояния. Внутренняя и внешняя обусловленность эмоций. Направленность: на себя и на других. Социальные чувства. Эстетические чувства. Три уровня эмоциональных переживаний: уровень беспредметной эмоционально-аффективной чувствительности; предметные чувства; обобщенные чувства. Аффекты, эмоции, чувства, страсти и настроения.

          Противопоставление сознания  и чувств, логического и эмоционального, ума и сердца, рационального и иррационального вошло в употребление давно и прочно. Нам всем время от времени приходится делать выбор между "голосом сердца" и "голосом разума". Часто эти два "голоса" подсказывают нам разные решения, разные выборы. Для человека современной западной цивилизации характерно доминирование рациональной сферы над миром чувств, решение этого спора в пользу разума. С помощью разума мы планируем свою карьеру, решаем финансовые вопросы, оцениваем шансы, запасаемся знаниями, судим о чем-либо. Мы повторяем вслед за Декартом "Я мыслю, следовательно я существую". Разум, логика, интеллект нужны для успешности в современном технократическом,  компьютеризированном мире. И, приспосабливаясь к этому миру,  стремясь к успеху в нем, мы развиваем логику, интеллект, и часто мало заботимся о развитии эмоционально-чувственной сферы, обедняя свой внутренний мир, ибо богатство внутренней жизни во многом определяется качеством и глубиной переживаний. Восприятие человеком своей жизни как счастливой или несчастливой является отражением его эмоционального состояния. А вот восприятие своей жизни как успешной или нет зависит от качества сознания как инструмента и степени владения им.


          Противопоставление эмоций интеллекту не всегда обоснованно. Еще в 13 столетии Роджер Бэкон отмечал, что существуют два вида знания, одно – получаемое через аргументы, другое – через переживание (2, с.129). 
         «Ни одна эмоция не сводима к чистой, абстрактной эмоциональности. Всякая эмоция включает в себя единство переживания и познания, интеллектуального и аффективного» - писал С.Л.Рубинштейн (1, с.156)..

          «Человек как субъект, который познает и изменяет мир, … переживает то,что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему и составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека – это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» (С.Л.Рубинштейн, 1, с.152 ).

          Слово эмоции происходит от  латинского  "emovere" – волновать, возбуждать. 

          Немецкий философ и психолог Ф.Крюгер в работе «Сущность эмоционального переживания» (1, с.108) писал: 


           “То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, представляется ему смешным, более всего характеризует его «сущность», его характер и индивидуальность… В определенной мере «эмоциональное» дает нам знание о строении душевного, «внутреннего мира в целом».


Классификации эмоций.

          Проявления эмоционального мира человека чрезвычайно разнообразны. К ним относятся такие различные явления  как боль и ирония, красота и уверенность, прикосновение и справедливость. Эмоции различаются по качеству, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, потребностям, предметному содержанию и направленности (на себя или других), на прошлое или будущее, по особенностям их выражения и так далее. Любое из этих измерений может стать основой для классификации. 
          Мы можем оценивать испытываемые чувства, эмоции как глубокие, серьезные или как поверхностные, легкомысленные, как сильные или слабые, сложные или простые, скрытые или ярко выраженные.

          Наиболее часто употребляемым является деление эмоций на положительные и отрицательные


 

Положительные эмоции

 Отрицательные эмоции

Радость, симпатия, восхищение, благодарность, привязанность, уважение, доверие,  гордость, восторг, уверенность, ликование и др.

Грусть, ярость, боязнь, досада, безнадежность, сожаление, зависть,  разочарование, уныние,  скука, вина, растерянность, обида,  негодование и др.

          Но не все эмоциональные проявления можно отнести к одной из этих групп. Существуют также чувственно-нейтральные эмоциональные состояния: удивление, любопытство, безразличие, волнение, задумчивость, чувство ответственности.

          Деление эмоций на положительные и отрицательные отражает прежде всего субъективную оценку переживаемых ощущений. Во внешнем же плане как положительные, так  и отрицательные эмоции могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям. Так, хотя переживаемые гнев или страх часто имеют негативные последствия для организма и даже для общества, в некоторых случаях они могут нести позитивную функцию защиты, выживания. Такие положительные эмоциональные проявления, как радость и оптимизм могут в некоторых случаях превращаться в «воинствующий энтузиазм», который может привести и к негативным последствиям. Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации одна и та же эмоция может служить адаптации или же дезадаптации, вести  к деструкции или облегчать конструктивное поведение (2). 

          Другая характеристика эмоций имеет отношение к их обусловленности: внутренней или внешней. Известно, что эмоции обычно возникают в тех случаях, когда происходит что-то значимое для человека. Они могут быть связаны как с отражением внешнего, ситуативного воздействия (это так называемая внешняя обусловленность), так и с актуализацией  потребностей - при этом эмоции сигнализирут субъекту об изменении внутренних факторов (внутренняя обусловленность). 

           Эмоции, чувства могут быть направлены на себя (раскаяние, самодовольство) и на другого (благодарность, зависть).

           В отдельные группы эмоциональных явлений выделяют социальные чувства (чувства чести, долга, ответственности, справедливости, патриотизма) и эстетические чувства (чувства прекрасного, возвышенного, комического, трагического).

          Согласно С.Л.Рубинштейну (1, с.158-159) существуют три уровня эмоциональных переживаний:



  1. уровень беспредметной эмоционально-аффективной чувствительности, связанный преимущественно с органическими потребностями: ощущение удовольствия – неудовольствия, беспредметной тоски. На этом уровне связь чувства с предметом не осознается.

  2. предметные чувства, связанные с предметным  восприятием, предметным действием -так, например, страх испытывается перед чем-то. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Предметные чувства дифференцируются в зависимости от сферы – эстетические, моральные, интеллектуальные.

  3. обобщенные чувства, возвышающиеся над предметными, – чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического. Они выражают мировоззренческие установки личности.

          Среди различных проявлений эмоционального мира человека принято выделять аффекты, собственно эмоции, чувства, страсти и настроения.

          Аффектом  называют стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, сопровождающийся органическими изменениями и действиями, зачастую неподчиненными сознательному волевому контролю.  В состоянии аффекта человек как бы «теряет голову». 


          Регулирующая функция аффектов состоит в образования специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект (1, с. 169). 
          Эмоциональная напряженность аффектов нередко ведет к последующим 
чувствам  усталости, подавленности. 

          Собственно эмоции – это более длительные состояния по сравнению с аффектами, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Эмоции  имеют отчетливо выраженный ситуационный характер. Они выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и к своим проявлениям в ней. Эмоции отражают отношения, складывающиеся между мотивами и непосредственной  деятельностью по реализации этих мотивов (регулирующая роль эмоций описана в лекции  «Функции эмоций»).

          Чувства имеют четко выраженный предметный характер, они связаны с представлением о некотором объекте – конкретном (любовь к человеку) или обобщенном  (любовь к родине). 
          Объектами чувств могут быть образы и понятия, образующие содержание нравственного сознания человека (Н.А. Леонтьев, 1, с.170-171). Высшие чувства относятся к духовным ценностям и идеалам. Они играют важную роль в формировании личности. Чувства регулируют поведение человека, могут мотивировать его поступки.
          Эмоции и чувства могут не совпадать – так, можно сердиться на человека, которого любишь. 

        Страсть – сильное, стойкое,  длительное чувство. Страсть  выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на единую цель.  В страсти ярко выражен волевой момент. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. 

          Настроением называют общее эмоциональное состояние личности. Настроение не предметно, не приурочено к какому-то событию. Это – бессознательная эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства. 

          Л.И.Петражицкий (1, с.20) сравнивал эмоции, аффекты, настроения, страсти со следующим рядом образов: «1) просто вода; 2) внезапный и сильный напор воды; 3) слабое и спокойное течение воды; 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому руслу». 



Десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

           К. Изард в своей монографии «Эмоции человека» (2) выделяет десять эмоций, которые он считает фундаментальными, - это эмоции интереса, радости, удивления, горя-страдания, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины. Каждая из этих эмоций специфическим образом влияет на процессы восприятия и на поведение людей. 


           Из различных сочетаний фундаментальных эмоций образуются более сложные эмоциональные образования. Если такие комплексы эмоций испытываются  человеком относительно стабильно и часто, то их определяют как эмоциональную черту. Ее развитие определяется как генетической предрасположенностью человека, так и особенностями его жизни.

         Рассмотрим коротко каждую из из фундаментальных эмоций.

      Интерес – наиболее распространенная положительная эмоция. Интерес обеспечивает поддержание определенного уровня активации организма. Состояние, противоположное интересу – скука.
           Основные причины интереса – новизна, сложность, отличие от обычного. Они могут быть связаны как с происходящим вовне, так и с тем, что происходит во внутреннем мире человека - в его мышлении, воображении. Интерес фокусирует внимание, управляет восприятием и мышлением. Мышление всегда определено каким-либо интересом.
           Интерес является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека, это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес обуславливает исследовательское поведение, творчество и приобретение навыков и умений при отсутствии внешнего побуждения к этому, он играет важную роль в развитиии артистических и эстетических форм деятельности.
          Исследуя процесс творчества, Маслоу (2, с.209) говорит о 2-х его фазах: первая фаза характеризуется импровизаций и воодушевлением. Вторая - разработка или развитие первичных идей - требует дисциплины и тяжелой работы, и  здесь мотивационная сила интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий.
          Проявленность (сила и частота возникновения) эмоции интереса у конкретного человека зависит от таких факторов, как социально-экономические условия, объем и разнообразие информации, получаемой в ближайшем окружении, от отношения семьи к занятиям, увлечениям и другим формам активности ее членов. Любопытные, склонные к приключениям родители более способны воспитать основанные на интересе познавательные ориентации у своих детей, чем те родители, которые предпочитают жить на основании устоявшися взглядов и догм. Устремленность интереса человека на определенные объекты, на определенные виды деятельности во многом определяется его системой ценностей. 

      Радость - основная положительная эмоция человека. Однако это переживание  не человек может вызвать произвольным усилием. Радость может следовать за достижением или творческим успехом личности, но они сами по себе не гарантируют радости. 


          Большинство ученых соглашаются с тем, что радость является побочным продуктом усилий, направленных на другие цели.
        Радость может также возникать при узнавании чего-то знакомого, особенно после длительного отсутствия или изоляции от знакомого человека или объекта. В отличие от интереса, который держит человека в постоянном возбуждении, радость может успокаивать. 
          Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справляться с болью, достигать трудных целей. Более счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни, имеют более тесные и взаимообогащающие контакты с другими людьми. Их работа более последовательна, целенаправлена и результативна. Они обладают чувством собственной значимости, владеют навыками и достижениями, необходимыми для достижения своих целей,получают огромное удовлетворение от самого процесса этого достижения. Счастливые люди, по-видимому, часто переживали радость успеха в детстве, что сформировало у них чувство компетентности (Вессман и Рикс, по 2, с. 234-235). 
          Экспрессивное выражение радости, в том числе смех, увеличивает силу субъективного переживания этого чувства. 
          Испытывая радость, люди более склонны наслаждаться объектом, чем критически анализировать его. Они воспринимают объект как он есть, а не пытаются изменить его. Они скорее чувствуют близость к объекту, чем желание отстраниться и и объективно рассмотреть его. Радость позволяет почувствовать, что существуют разнообразные связи между человеком и миром, острое чувство торжества или сопричастности с объектами радости и с миром в целом. Часто радость сопровождается с чувством силы и энергетического подъема, ощущением свободы, того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радостный человек более склонен видеть красоту и добро к природе и в человеческой жизни (Мидоус, по 2, с.238).
          Чувство радости связано с реализацией человеком своих возможностей. Радость является нормальным состоянием жизни здорового человека. 
          Препятствия к самореализации одновременно являются и препятствиями для появления радости. К ним относятся:

  1. Некоторые особенности социальной жизни человека, когда правила и инструкции подавляют творческую активность, устанавливают всепроникающий контроль или предписывают заурядность и посредственность.

  2. Безличные и слишком строго иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматизм в отношении воспитания детей, секса и религии, которые затрудняют человеку познание самого себя, любовь и доверие к себе, что мешает испытывать радость.

  4. Неопределенность женских и мужских ролей.

  5. Слишком  большое значение, которое придается в нашем обществе материальным успехам и достижениям.  (Шутц, по 2, с.238-239).

          Следующая эмоция, выделенная Изардом, – это удивление
           Внешней причиной удивления обычно является внезапное и неожиданное событие, которое оценивается как менее приятное по сравнению с теми, что ведут к радости. Удивление характеризуется высоким уровнем импульсивности и расположенности к объекту. Удивление – быстро проходящее чувство. Оно выполняет функцию приспособления к внезапным изменениям во внешнем мире, побуждения к изменению, переключения внимания. Удивление приостанавливает текущую деятельность, нередко в момент удивления у человека "выключается" мышление.
В зависимости от обстоятельств эмоция удивление может оцениваться человеком как приятнаяили неприятная, хотя само по себе удивление просто тормозит текущую деятельность, переключает внимание на произошедшие изменения. 
          Если человек часто испытывает удивление, которое он оценивает как неприятное, и при этом он не может удовлетворительно справиться с возникшей ситуацией, то у человека может развиться боязливость и неэффективность в присутствии  нового и необычного, даже если оно не является неожиданным. Если же человек часто испытывает приятное удивление, то он обычно оценивает его как позитивную эмоцию.

      Горе – обычно реакция на потерю, утрату – временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Утрата источника привязанности (человека, предмета, идеи) означает утрату чего-либо ценного и любимого, источника радости и возбуждения, любви, уверенности, чувства благополучия.


           Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку отдать дань потерянному, приспособиться к утрате, восстановить личностную автономию.
           Как и другие эмоции, горе заразительно, вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. 
           Страдание возникает как результат продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции – боли, шума, холода, жары, неудачи, разочарования, потери. Причиной страдания может также быть неудача, как реальная, так и воображаемая. 
          Страдание – наиболее распространенная отрицательная эмоция, доминирующая при горе и депрессии. Оно мотивирует активную деятельность, направленную на избегание или уменьшение страдания..
          Страдающий человек чувствует уныние, упадок духа, разочарование в себе, неадекватность, одиночество, отверженность,  причем последнее может быть как реальным, так и вымышленным. Часто страдающему человеку кажется, что вся жизнь плоха.
           Cтрадание часто, особенно в детском возрасте, сопровождается плачем.
         Страдание несет несколько функций.

  1. Оно сообщает о том, что человеку плохо.

  2. Побуждает человека предпринять определенные действия для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить отношение к объекту, ставшему причиной страдания.

  3. Страдание обеспечивает умеренную «негативную мотивацию», стратегию избегания.

  4. Избегание страдания от разлуки способствует сплочению людей.

          Чувства гнева, отвращения, презрения образуют так называемую триаду враждебности.
          Причиной гнева обычно является чувство физического или психологического препятствия чему-то, что человек очень хочет сделать. Это могут быть также правила, законы или собственная неспособность сделать то, что хочется. Другими причинами гнева могут быть личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, принуждение сделать что-то против собственного желания. 
          Разгневанный человек испытывает сильное напряжение, его мышцы напрягаются, кровь "кипит". Иногда разгневанному человеку может казаться, что он взорвется, если не проявит свой гнев вовне. Эмоция гнева характеризуется импульсивностью выражения и высоким уровнем уверенности человека в себе. Состояние гнева мешает ясному мышлению.
          Эволюционная функция гнева заключалась в мобилизации энергии индивида для активной самозащиты. С развитием цивилизации эта функция гнева почти исчезла, во многом превратилась в помеху - большинство случаев выражения гнева являются нарушением юридического или этического кодексов. 

          Когда человек испытывает отвращение, он стремится устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Объект отвращения меньше захватывает внимание человека, чем объект гнева. Гнев вызывает желание напасть, а отвращение - желание отделаться от объекта, вызвавшего эту эмоцию. 


          Отвращение способствует переключению внимания. Как и гнев, отвращение может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку.

      Презрение – чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него "сверху вниз", создает преграду между собой и другим. 


          Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть. жестокость к другим.   Презрение питает различные виды человеческих предрассудков.
          Ситуации, вызывающие презрение, реже приводят к агрессии, чем те, которые вызывают гнев и отвращение. Презрение считается наиболее холодной эмоцией из триады враждебности.
          Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника.

          Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Сильный страх может стать даже причиной смерти. 


          Причиной страха обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об  опасности, причем угроза может быть как физической, так и психологической. Причиной страха может быть как присутствие чего-то угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность. 
           Природными стимулами страха являются одиночество, незнакомость, внезапное изменение стимула, боль и др. Стимулы страха, производные от природных, включают в себя темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Причины страха могут иметь культурную обусловленность, быть  результатом научения: страх, возникающий при звуке сирены воздушной тревоги, боязнь привидений, воров и др. 
          Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому «Я». Неуверенность может испытываться как в отношении истинной природы опасности, так и того, как действовать с этой опасностью
           Страх уменьшает число степеней свободы в поведении,  ограничивает восприятие, мышление человека замедляется, становится более узким по объему и ригидным по форме.
          Боулби (2, с. 317) так описывает внешнее проявление страха – «осторожное всматривание, подавление движений, испуганное выражение лица, которое может сопровождаться дрожанием и слезами, съеживание, убегание, поиск контакта с кем-либо», наиболее общей чертой переживаний страха является напряжение, "застывание" тела.
          Эволюционно-биологическая функция страха состоит в усилении социальных связей, в «бегстве за помощью». 
          Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление мысли и поведения человека. Он занимает промежуточное положение между удивлением и последующим адаптивным поведением человека.  
          Индивидуальные различия в проявлении эмоции страха у конкретного человека зависят как от биологических предпосылок, так и от его индивидуального опыта, от общего  социокультурного контекста. Существуют способы снижения и контроля чувства страха.

          Стыд и вина иногда считаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Дарвин считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую входят стыд, застенчивость, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбиция, гордость, унижение.

          Когда человек чувствует стыд, он, как правило, отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Движениеми тела и головы он старается показаться как можно меньше. Глаза опускаются вниз или бегают из стороны в сторону.  Иногда люди высоко поднимают голову, заменяя таким образом стыдливый взгляд на презрительный. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица.
          При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он сознает только себя или только те черты, которые ему кажется сейчас неадекватными, неприличными. Как будто что-то, что он скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Присутствует ощущение беспомощности, неадекватности и даже остановки потока сознания.  Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. «Другой» представляется могучим существом, здоровым и способным. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения.
          Стыд и застенчивость тесно связаны с самосознанием, целостностью образа «Я». Стыд указывает человеку, что его «Я» слишком обнажено  и открыто. В некоторых случаях стыд играет защитную роль, заставляя субъекта прятать и маскировать какие-то черты перед более серьезной опасностью, вызывающей эмоцию страха.
          Так же как и  другими эмоциями, для различных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. То, что вызывает у одного стыд, у другого может вызвать азарт, третий в такой же ситуации начинает сердиться, становися агрессивным. 
           Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание стыда является мощным стимулом поведения. Сила его определяется тем, насколько высоко человек ценит свои достоинство и честь. Стыду принадлежит важная роль в формировании морально-этических качеств человека. Как сказал Б.Шоу: «Мужества нет – есть стыд». Угроза стыда заставляла многих молодых людей идти на боль и смерть в войнах, даже в таких, смысла которых они не понимали и не чувствовали.
          Стыд – очень болезненная эмоция, его трудно переносить, трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего "Я" после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.

          У эмоции стыда есть следующие психосоциальные функции:



  1. Стыд фокусирует внимание на определенных аспектах личности, делает их объектом оценки.

  2. Стыд способствует мысленному проигрыванию трудных ситуаций.

  3. Стыд увеличивает проницаемость границ «Я» – человек может испытывать стыд за другого.

  4. Стыд гарантирует сенситивность в отношении чувств значимых (близких) других.

  5. Стыд усиливает самокритику, способствует формированию более адекватной Я-концепции.

  6. Успешное притивоборство переживанию стыда может способствовать развитию личностной автономии.

          Для формирования чувства вины необходимы три психологические условия: 1) - принятие моральных ценностей; 2) - усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям, 3) - достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями.
           Вина обычно возникает при неправильных действиях. Поведение, которое вызывает чувство вины, нарушает моральный, этический или религиозный кодексы. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило или преступили границу своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Некоторые люди могут чувствовать вину, когда они работают недостаточно много по сравнению с их собственными мерками, с мерками их родителей или их референтной группы (социальной группы, ценности которой они разделяют). 
          Если человек чувствует стыд, нарушив нормы, то, вероятнее всего, потому, что это стало известно другим. Ощущение стыда связано с ожиданием негативной оценки наших действий другими или с ожиданием наказания за наши поступки. Вина же связана с прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. 
          Как и стыд, вина заставляет человека опускать ниже голову, отводить глаза. 
          Вина стимулирует множество мыслей, говорящих об озабоченности человека совершенной ошибкой. Ситуация, вызвавшая чувство вины, может вновь и вновь повторяться в памяти и в воображении, человек ищет способ искупления своей вины.
          Эмоция вины обычно развивается в контексте эмоционального взаимоотношения. Магер (2, с. 383) описывает вину как частный случай тревоги, возникающий из ожидания уменьшения любви из-за своего поведения.
          Вина имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница