Департамент образования и науки Костромской области институт повышения квалификации работников образования РОО города Галича и Галичского района.
Программа индивидуальной работы с ребёнком дошкольного возраста Сережей Ф. на один учебный год.
«Эмоционально-личностное развитие ребёнка.»
Автор:
Самсонова Л.А. воспитатель СП МОУ Красильниковской ООШ
2011-2012 год.
Актуальность программы.
Социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам), также и негативные образования - асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности - всё это продукты определенного развития.
В младшей дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Нормальное психическое состояние ребёнка - хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Здоровый ребёнок с утра активен и восприимчив. Устав от физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает во время послеобеденного сна. Вторая половина дня насыщена его активным действиями; вечером он так же легко быстро засыпает. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.
Актуальность проектирования программы индивидуальной работы с ребёнком по направлению «эмоционально – личностное развитие» в том, что детские эмоции влияют на будущее поведения человека; эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Агрессивность поведения ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить. У Серёжи ярко выражены отрицательные эмоции по отношению к окружающим, хотя период адаптации уже прошёл. С моей стороны необходимо найти способы преодоления у мальчика негативного эмоционального состояния или компенсировать те неблагоприятные условия, которые его вызвали, помочь стать более доброжелательным, общительным, дружелюбным с детьми и с взрослыми.
Психолого-педагогический портрет Серёжи.Ф
1. Дата рождения 8 декабря 2007 года. Мальчику 4 года. В детский сад он пришёл в 2 года 10 месяцев (в октябре 2010г)
2. У мальчика вторая группа здоровья из-за избыточной массы тела (из-за неправильного и несбалансированного питания).
3. Мальчик находится на попечении бабушки и дедушки, которые нигде не работают. В семье воспитывается еще младший брат Серёжи, Ваня 2 года. Мальчики часто конфликтуют между собой из-за игрушек, друг другу не уступают. Бабушка покупает одинаковые мягкие игрушки, машинки, роботов и др. игровой материи. На замечания взрослых Серёжа реагирует по-разному, упрямством, плачем, иногда истерикой.
4. Адаптация проходила в течении 2х месяцев. Всё зависело от эмоционального состояния мальчика. Иногда приходил вялый, хотел спать, была и истерика с плачем. От бабушки требовал разные игрушки.
5. В группе больше любит сам находить себе занятие, игры. Не любит когда ему мешают другие дети. Может проявлять инициативу в организации игровой деятельности. Недовольство и несогласие выражает криком или агрессией по отношению к другим детям.
6. Восприятие.
Называя, путает цвета, но опознает в окружающей обстановке («Найди предмет такого-же цвета»). Геометрические фигуры находит и называет правильно (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группирует предметы по размеру, ориентируется самостоятельно в окружающей обстановке.
Внимание непроизвольное: недостаточно развито слуховое внимание. Произвольное внимание существенно снижено, часто переключается, быстрая утомляемость. Память снижена к запоминанию стихотворений (переставляет, пропускает, заменяет слова). Механическая память хорошо развита (запоминает фразы, фрагменты из мультфильмов, употребляет в речи много новых слов и названий). Наглядно-действенное мышление сформировано не достаточно. Наглядно-образное мышление хорошо развито (собирает картинки из кубиков, из разрезанных картинок; классифицирует предметы, делает обобщение групп предметов; повторяет простой рисунок, узор из мелких геометрических фигур).
Речь не громкая, медлительная, отдельные слова и простые фразы. Связная речь развита недостаточно хорошо.
7. Хорошо развито творческое воображение, может придумывать разные конструкции (из сборных пластмассовых конструкторов). Любить конструировать и играть игрушками-трансформерами, может использовать в играх игрушки-заменители.
Мальчик часто эмоционально несдержан, требует к себе особого внимания с помощью капризов и плача, истерического крика, часто упрям. Агрессивен к детям, которые вмешиваются в его игры. Охотно соглашается на роль водящего в подвижных играх; любит лепить из пластилина, в ходе лепки дополняет свои работы разными дополнительными элементами.
8-9. Серёжа много времени проводит у телевизора с просмотром мультфильмов. Его трудно уложить спать, долго не засыпает. Ни в чём не любит уступать младшему брату. Добивается своего, обижая других детей (ударяет, кусает). Без разрешения берет разные предметы и вещи. Не воспринимает слово «нельзя».
10. Проводить работу по снятию невротических реакций; продолжать работу над развитием психических процессов. Развивать связную речь. Продолжать работу по развитию физических качеств: ловкости, подвижности, быстроты, правильной координации движений. Дать рекомендации и консультацию о правильном питании, ограничении сладости, для предупреждения разных заболеваний.
При признаках агрессивности и эмоциональном неблагополучии следует учитывать сведения о психическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательскую активность. Необходимо изучить интересы и склонности мальчика, желание и предпочтение (какие предметы, действия, ситуации вызывают положительные эмоции).
Цель:
Создание условий и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1.Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;
2.Приучать общаться спокойно, без крика;
3.Формировать «умные» эмоции;
4.Проводить коррекцию недостатков эмоциональной сферы;
5.Учить правильно оценивать хорошие и плохие поступки;
6.Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного заботливого отношения к окружающим;
7.Развивать умение вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу;
Обоснование содержания деятельности:
1.Проведение диагностики психо-эмоционального состояния, выявление эмоций ребёнка которые в дальнейшем влияют на будущее поведение человека.
2. Анкетирование, беседы с родителями помогают выявить причины и дать рекомендации и задания для родителей, которые способствуют дальнейшему полноценному развитию ребёнка.
3.Необходимо проводить коррекцию поведения ребёнка с помощью позитивных сообщений. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребёнка, должно включать следующие компоненты:
-
Описание произведённого им действия.
-
Описание возможного (или неизбежного) результата этого действия.
-
Предложение альтернативного варианта поведения.
4. Подбор предметов, действий и создание ситуаций, вызывающие положительные эмоции у ребёнка.
5.Развитие связной речи для правильного общения с другими детьми.
6.Проведение игр и упражнений, помогающих выявить склонности ребёнка.
План мероприятий
Месяц
|
Мероприятие: форма, название
|
Задача мероприятия
|
Участники
|
Сентябрь
|
1.Анкета – опросник с родителями.
|
Определить эмоциональные проявления ребёнка в домашних условиях.
|
Воспитатель, родители.
|
2.Наблюдение за поведением ребёнка при контакте с другими детьми.
|
Выявить причины отрицательных эмоций при контакте с детьми.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
3.Занятие «какой подарок ты хочешь получить».
|
Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.
|
Воспитатель, дети 2младшой подгруппы.
|
Октябрь
|
1.Задание по развитию эмоций. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом.
|
Учить сознательно изменять выражения лица перед зеркалом. Отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
2.Упражнение: Создание своего «авторитета» (какой «я»).
|
Учить «описывать» свои особенности и воссоздавать свой эмоциональный образ.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
3.Игра – беседа «Разговор с игрушкой по душам».
|
Формировать положительные эмоции; развивать связную речь.
|
Ребёнок, воспитатель.
|
4.Упражнение «выбиваем пыль». (использовать во время свободной деятельности)
|
Помочь снимать агрессию.
|
Ребёнок, воспитатель.
|
Ноябрь
|
1.Упражнение «интересная минутка».
|
Развивать наблюдательность; формировать положительные эмоции, умение делиться с детьми увиденным в окружающей обстановке.
|
Дети группы, воспитатель.
|
2.Занятие «как мы выражаем свои чувства».
|
Учить понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
3.Консультация с родителями: «Упрямство и детские капризы».
|
Помочь родителям выявить причины детского упрямства и капризов и рекомендовать способы их снятия.
|
Воспитатель, родители.
|
4.Чтение сказки «Репка».
|
Раскрыть понятия малой помощи в общем деле, о взаимопомощи, слаженности и дружбе.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
Декабрь
|
1.Дидактическая игра «какой он?» (прослушивание магнитофонной записи).
|
Учить определять по интонации душевное состояние говорящего.
|
Воспитатель, дети.
|
2.Чтение сказки «Колобок».
|
Учить детей послушанию, осторожности.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
3.Упражнение на мышечную релаксацию (перед занятиями).
|
Снижать уровень возбуждения, снимать напряжение.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
4. Занятие: «Грусть, радость, спокойствие».
|
Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям.
|
Воспитатель, дети.
|
Январь
|
1.Упражнения мимической гимнастики. (перед зеркалом)
|
Снимать общее напряжение; формировать выразительность речи.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
2.Дидактическая игра: «Что я знаю…» (с использованием предметных картинок).
|
Учить навыкам общения с другими детьми.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
3.Занятие: «Моё настроение».
|
Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
Февраль
|
1.Рассматривание сюжетных картинок «Хорошие и плохие поступки».
|
Учить определять хорошие и плохие поступки детей на картинках, давать им характеристику.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
2.Чтение В.Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо.»
|
Учить внимательно слушать произведение, определять какие поступки и действия хорошие и плохие;
развивать связную речь.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
3.Беседа «Расскажи о себе».
|
Вызвать ребёнка на контакт со взрослым, уметь поделиться имеющимися знаниями о себе.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
4.Дидактическая игра «Скажи громко, тихо».
|
Учить контролировать силу своего голоса. Приучать общаться спокойно без крика.
|
Ребёнок, воспитатель.
|
Март
|
1.Рисование: «Мой подарок…» (маме, бабушке).
|
Вызвать положительный отклик у ребёнка , сделать подарок маме (бабушке).
|
Ребёнок, воспитатель.
|
2.Создать проблемные ситуации и умение их увидеть в группе. («Помоги Кате…) с привлечением Серёжи Ф.
|
Привлекать мальчика к оказанию помощи другим детям; вызвать желание принимать участие в трудовых действиях в группе (на участке).
|
Воспитатель, Серёжа, дети группы.
|
3.Занятие «Плохо быть одному».
|
Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.
|
Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.
|
4.Чтение сказки «Теремок».
|
Продолжить формировать представление о доброте, гостеприимстве и дружбе.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
Апрель
|
1.Игра – занятие «Что ты думаешь об этом?»
|
Учить высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других взрослых, товарищей.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
2.Дидактическая игра «Продолжи…» (позитивное сообщение).
|
Развивать умение логически мыслить, подбирать положительное решение ситуации. (Если Вова будет плакать…)
|
Ребёнок, воспитатель.
|
3.Чтение сказки «Заюшкина избушка».
|
Вызывать у ребёнка чувство жалости и сочувствия к беззащитным.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
Май
|
1.Занятие: «Давайте жить дружно».
|
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.
|
Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2младьшей подгруппы.
|
2.Дидактическая игра «Разговор по телефону».
|
Вызывать умение разговаривать по телефону спокойным голосом; продолжать формировать связную речь.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
3.Чтение сказки В.Сутеева «Кораблик».
|
Продолжать учить оценивать поступки героев, выражать своё мнение об этих поступках.
|
Воспитатель, ребёнок.
|
4.Проведение подвижных игр.
|
Учить принимать активное участие в подвижных играх, принимать роль водящего; вызывать положительные эмоции от игр.
|
Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.
|
Критерии
|
Показатели
|
Способы диагностики
|
Умение правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей.
|
Быть более гибкими и
|
Игровая терапия
|
идти на контакт в общении
|
«Моё имя»
|
с другими детьми
|
«Настроение»
|
|
|
|
|
|
|
Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.
|
Легче переносит
|
«Угадай кого не стало»
|
запреты; стал более
|
|
гибким в общении и менее
|
|
застенчивым
|
|
|
|
|
|
Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, передача эмоционального состояния в речевом плане.
|
Уменьшить тревожность,
|
«Знакомство»
|
воспитать уверенность в
|
«Моё имя»
|
себе, снизить психоэмоцио-
|
Минуты релаксации
|
нальное напряжение
|
|
|
|
|
|
Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
|
Стали лучше понимать
|
Физкультурная терапия,
|
себя и других
|
аутотренинг
|
|
|
|
|
|
|
|
| Материально-техническое обеспечение: Магнитофон с записями голосов. Предметные картинки для дидактических игр: посуда, домашние животные, мебель, овощи, фрукты. Маленькое зеркало для ребёнка, большое зеркало в группе. Подбор художественных произведений. Карточки с изображением разной мимики ребёнка. Сюжетные картинки: «Хорошие и плохие поступки детей.» Альбом, фломастеры, цветные карандаши. Игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж, кукла Лиза.
Литература:
-
Психология Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Москва «Просвещение» 1988 г.
-
«Педагогическая диагностика в детском саду» Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. Москва «Просвещение» 2003 г.
-
«Творим, изменяем, преобразуем. Занятие с дошкольниками. Москва «Просвещение» 2002 г.
-
«Диагностика развития и воспитания дошкольников» М.В.Корепанова , Е.В.Харламова. Москва 2005 г.
-
«Использование сказок в нравственном образовании детей» Л.П.Глодких, Е.А.Лушина. Кострома 2009 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |