Эмоции сущность, виды и методы изучения



страница1/5
Дата15.06.2022
Размер35,4 Kb.
#186092
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
Связанные:
Эмоции Романов Д.Ю


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «РГГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психологии служебной деятельности

Реферат по дисциплине «Психология личности»


На тему


«Эмоции – сущность, виды и методы изучения»

студента 2-го курса очно-заочной формы обучения


Романова Дмитрия Юрьевича

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»


Преподаватель: Мотков Олег Иванович


Москва 2021


Эмоции – сущность, виды и методы изучения
Согласно Юнгу, эмоция - это сила, стоящая за процессом индивидуализации. Любое реальное внутреннее изменение имеет эмоциональный компонент. Психология изучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. К таким явлениям относятся и психические состояния. Эмоции относятся к группе психических состояний. Они играют большую роль в жизни человека. Любое событие в жизни человека окрашено теми или иными эмоциями. Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы - и не более того. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.
Как писал А. Н. Леонтьев - Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности
Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучая эмоциональное состояние человека, мы познаем его. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень -- гневом, желудок -- апатией и подавленным состоянием. Можно назвать множество еще причин, по которым необходимо изучать эмоции. Таким образом, тема эмоций и чувств является актуальной для студента, изучающего психологию.
Цель данной работы состоит в изучении эмоций, а также видов и подходов к их изучению. А первостепенная задача в данной работе – это рассмотреть эмоции как психические свойства личности, выделить их основные функции и виды, описать основные подходы к изучению эмоций и чувств.
В процессе существования человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоция - нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Это различные психические явления, выражающиеся в форме непосредственного переживания, приятных или неприятных ощущений, отношения человека к людям и к себе и результаты его деятельности. Эмоции выражаются мимикой, жестами, восклицаниями и звуками.
«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» - отмечает Ф. Энгельс.
Настроения, чувства, аффекты, страсти - являются основными классами эмоций. Эмоции возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. Они могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
В целом же эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на пути к удовлетворению своих потребностей.
Нелегко отграничить эмоции от близких к ним явлений. Одни ученые склонны отождествлять эмоции с потребностями живых организмов, другие с инстинктами, третьи - с так называемыми мотивациями. Однако все это хотя и близкие, но разные явления. Эмоции могут быть связаны с потребностями, инстинктами или мотивациями, входить в них в качестве составной части, но отождествлять эти понятия нельзя. Одна и та же эмоция может возникнуть, по самым различным поводам. Например, эмоция удовольствия сопровождает удовлетворение потребности и в пище, и в одежде, и в чтении хорошей книги.
Кроме того, к аспекту сущности эмоций можно добавить, что в ней выделяют две составные части:

  • первую (и главную) - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера)

  • вторую - эмоциональное выражение, т. е., сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.).

Внешнее выражение - мимика, жесты, поза - очень важный, хотя и весьма индивидуальный изменчивый элемент эмоций. Путем внешних выразительных движений достигается значительное воздействие субъекта на окружающих его людей, "заразительность" эмоций. Не случайно этими приемом умело пользуются и актеры, и ораторы, чтобы увлечь зрителя и слушателя. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
Характеризуя эмоции, можно выделить их следующие признаки:

  1. Эмоции представлены в форме переживаний;

  2. Психофизиологический характер эмоций: с одной стороны, аффективное волнение, с другой, его органические проявления;

  3. Ярко выраженная субъективная оценка эмоций.

Другими словами, эмоции пристрастно оценивают действительность и доводят эту оценку до организма на языке переживаний. По мимике и пантомимике, по интонации голоса мы можем судить об эмоциональном состоянии человека, поэтому выразительные движения играют важную коммуникативную роль, так как обеспечивают эмоциональный контакт между людьми.
По мнению советского психолога Б. И. Додонова, любая деятельность ценна для человека тем, что удовлетворяет его влечение к определенным переживаниям, так как без этого нет интереса. Еще композитор Р. Вагнер писал, что творчески работающего человека отличает от ремесленника то, что первый, независимо от цели деятельности, испытывает наслаждение уже от самого процесса творчества.
Таким образом, потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется человеком во время борьбы за достижение разных целей. Так возникают случаи, когда эмоциональное насыщение становится самоцелью (например, слушание музыки, чтение литературы). И тогда эмоции неизбежно делятся на 2 полярных класса: приятные и неприятные, переживаемые как «наслаждение» и как «страдание». Именно благодаря этой полярности эмоциональные оценки способны выполнять свою ориентировочную функцию. Все, что вызывает у нас приятные эмоции, как бы притягивают человека. А люди, события и явления, вызывающие неприятные эмоции, - отталкивают его.
Попытки классифицировать эмоциональные состояния предпринимались неоднократно (Э. Кантом, В. Вундтом, Т. Рибо, П. В. Симоновым, Б.И. Додоновым и др.). К сожалению, не все эти классификации получили широкое признание. Скорее всего, вообще невозможно создать универсальную классификацию эмоций. Самая первая по происхождению, простейшая и, наверное, наиболее общераспространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это, конечно же, удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Видов эмоций очень много, это например: аффект, чувства, ажитация, также астенические чувства, стенические чувства, сюда же можно отнести и настроение, еще одним видом эмоций – является аффективный застой. Однако я подробнее рассмотрю три вида эмоций: астенические чувства и стенические чувства.
Стеническими (stenos – возбуждение) называют эмоции, повышающие жизнедеятельность организма (например, радость), а астеническими – угнетающие, тормозящие, пассивные (например, печаль). Астенические эмоции часто трактуются как отрицательные, так как мешают человеку достигать цели, хорошо работать.
Действительно, к этим эмоциям нельзя относится однозначно. Допустим, иногда страх достигает такой силы, что человек погибает. Известна старинная притча о страхе. Шел Странник, навстречу которому попалась Чума. Он ее спрашивает: “Куда ты идешь?”. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь 5 тысяч, а уморила 50», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила ему Чума, - я погубила 5 тысяч, остальные умерли от страха».
Американский психолог К. Изард выделил десять эмоций, которые назвал базовыми.



  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница