Электронное обучение – история, технологии, эффективность
В последние годы на Западе получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением.
E-learning постепенно заменяет в корпоративной практике более традиционную форму электронного обучения с использованием программного обеспечения на CD-ROM и, по оценкам большинства экспертов, станет доминирующей формой электронного обучения на рынках США и Западной Европы к 2004 году. На диаграмме можно увидеть, что по прогнозам аналитической компании IDC объем электронных методов будет занимать 63% от общего объема обучения по сравнению с 38% в 1999 году.
Эффективность дистанционного обучения
Популярность этой формы обучения объясняется тем, что она имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с традиционной. Во-первых, не требуется обязательной очной встречи большого количества людей в тренингом центре компании. Это особенно актуально для крупных корпораций, имеющих несколько филиалов, разделенных территориально. Использование электронного обучения снижает расходы на организацию курсов, обустройство классов, зарплату персонала, транспортные расходы и многое другое. Опыт компаний, внедривших e-learning, показывает, что общие затраты на обучение существенно снижаются.
Второе, крайне важное преимущество, состоит в том, что у людей появляется возможность учиться в удобное для них время и в удобном темпе. При использовании традиционных форм обучения некоторые сотрудники не могут присутствовать на занятиях одновременно с коллегами из-за командировок, встреч с клиентами или других обстоятельств. Но обучение является обязательным, оно необходимо для успешной работы. Это создает организационные проблемы, с которыми, как правило, не сталкиваются компании, внедрившие системы дистанционного обучения.
Кроме того, важно отметить, что при этой форме процесс обучения можно сделать непрерывным. То есть, в случае появления новых учебных материалов, сотрудники проходят курс, не дожидаясь формирования групп и организации очных занятий.
Необходимо сказать об эффективности дистанционных форм для обучения широкому кругу бизнес-знаний и навыков.
У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалов любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента .
В ходе опроса сотрудников компаний США использующих электронное обучение были получены следующие результаты:
• 87% - предпочитают учиться в рабочее время
• 52% - предпочитают обучаться на своем рабочем месте, а не в специальном компьютерном классе
• 84% - хотят повторно пройти обучение в электронной форме
• 38% - предпочитают электронную форму обучения традиционной
E-learning в корпоративном обучении
Рынок электронного корпоративного обучения на Западе существует уже более двадцати лет. Причиной его возникновения стало повсеместное распространение персональных компьютеров. Учебный контент создавался главным образом на CD-ROM. Появились компании, занимающиеся производством учебного контента и созданием учебных курсов на заказ.
Дальнейшее развитие этого рынка было связано с появлением сети интернете связанных с ней технологий. Появились как технологии доступа к данным, построенные на основе сетей TCP/IP, так и новые средства создания и доставки мультимедийного контента, такие как Java и Flash. На рынке появились e-learning порталы, поставщики программных продуктов для создания учебных курсов и управления процессом обучения.
Опыт крупнейших западных разработчиков электронного учебного контента, имеющих в своем арсенале тысячи учебных курсов, свидетельствует о растущем спросе на учебные программы в таких областях как:
• Менеджмент
• Бизнес-коммуникации
• Управление проектами
• Управление знаниями
• Работа в команде
Эти учебные программы дополняют традиционное бизнес-образование в таких областях как общий менеджмент, финансы, маркетинг, управление персоналом, IT и позволяют провайдерам электронного учебного контента говорить о наличии них всеобъемлющих библиотек учебных курсов, покрывающих абсолютное большинство потребностей в обучении.
Несмотря на распространенное мнение о том, что электронное обучение в основном направлено на отработку IT-навыков, статистика ведущих производителей контента говорит об обратном. Например, компания «SkillSoft» производит около 1700 учебных курсов, из них только 120 по IT. Компания «SmartForce» использует модульный подход и производит более 20 000 учебных модулей, из которых строятся учебные курсы и программы обучения. IT курсы занимают менее 40% от общего числа, при том, что имеются учебные курсы по всем IT-сертификациям и технологиям.
Предполагаемый объем рынка обучения только через Интернет в США в 2003 составит $12 млрд.
Технологии
Разработкой и внедрением систем электронного обучения занимаются теперь и российские компании. Технически E-learning решение строится на основе целого ряда программных продуктов.
• Средство разработки учебного контента
• Система управления обучением – принятый в России термин – Система Дистанционного Обучения
• Система обмена информацией
• Система управления контентом/учебным порталом
Система дистанционного обучения является основой любой E-learning системы.
Система управления обучением реализует следующие функции:
• Учет слушателей, персонализация, разграничение прав доступа
• Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования
• Интеграция с механизмами синхронного и асинхронного общения
• Подготовка аналитической отчетности
• Интеграция с внешними информационными системами
С помощью средств разработки учебного контента создаются учебные материалы и тесты, которые затем помещаются в базу данных системы управления обучением. Через нее слушатели получают доступ к учебным материалам. Система обмена информацией позволяет учащимся, преподавателям, экспертам и другим участникам учебного процесса обмениваться информацией между собой как в режиме реального времени так и асинхронно. Вэб-интерфейс системы управления обучением, как правило, строится на основе средств управления контентом.
Учебный контент может быть статическим и интерактивным, с элементами анимации и голосовым сопровождением. Для создания статического контента можно использовать стандартные редакторы, такие как Microsoft Word. Интерактивный контент создается с помощью специальных программных продуктов.
Модуль обмена информацией системы E-learning позволяет реализовать следующие функции:
• Асинхронное общение – форумы, доски объявлений, электронная почта
• Синхронное общение – голосовой и компьютерный чат, видеоконференции, совместное использование программных продуктов, виртуальная аудитория
Технологии E-learning пока не получили в России широкого распространения. Основной причиной такого положения вещей, на наш взгляд, служит сравнительная новизна этих систем на рынке корпоративного обучения, а также практически полное отсутствие учебного контента, адекватно отражающего потребности российских компаний. Тем не менее, на российском рынке сегодня уже существует ряд компаний, успешно внедривших системы дистанционного обучения или планирующих сделать это в ближайшем будущем.
И мы уверены, что скорость, с которой на российский рынок проникают передовые технологии управления, говорит о том, что в ближайшем будущем рынок e-learning решений будет активно развиваться.
Поделитесь с Вашими друзьями: |