Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru»



Скачать 236,21 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата23.12.2020
Размер236,21 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu ru
»
2015
. Том
7
. № 2.
С.
1–13.
ISSN: 2074
-
5885 (online)
E- journal «Psychological Science and Education psyedu.ru»
2015
, vol.
7,
no.
2
, pp.
1–13.
ISSN: 2074
-
5885 (online)
© 2015
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
© 2015 Moscow State University of Psychology & Education
1
Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи
Ослон В.Н., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого
- педагогических исследований, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
,
osl
- veronika@yandex.ru
Представлена организационная модель системы психосоциального сопровождения семей, воспитывающих детей
- сирот. Показано, что организация такого сопровождения рассматривается нашим государством в качестве важнейшей задачи государственной политики РФ в сфере поддержки семьи и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Методологической основой представленной модели является эколого
- динамический подход. Обосновывается необходимость «поуровневой» модели сопровождения замещающей семьи в соответствии с ее ведущими потребностями и состоянием. Раскрывается содержание деятельности сотрудников служб сопровождения, алгоритмы их взаимодействия с семьей и специалистами в междисциплинарной и межведомственной команде. Описываются формы и методы работы службы сопровождения на каждом уровне. Особое внимание уделяется психосоциальному сопровождению семей, воспитывающих детей
- сирот сложной категории: детей с инвалидностью, подростков в состоянии пубертатного кризиса из семей родственной и неродственной опеки, сиблингов.
Ключевые слова: психосоциальное сопровождение, уровни сопровождения, психологические мишени, дети
- сироты сложной категории.
Для цитаты:
Ослон В.Н.
Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 2. URL:
http://psyedu.ru/journal/2015/2/Oslon.phtml (дата обращения: дд.мм.гггг).
For citation:
Oslon V.N.
The organizational model of psychosocial support of substitute families [Elektronnyi resurs].
Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie PSYEDU.ru
[
Psychological Science and Education PSYEDU.ru
], 201 5
, vol. 7, no.
2
. Available at: URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Oslon.phtml (Accessed dd.mm.yyyy). (In
Russ., Abstr. in Engl.)
Сегодня организация психосоциального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка
- сироту, рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики РФ в сфере поддержки семьи и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей [5].
В каждом регионе созданы службы, осуществляющие сопровождение, ведущие вузы страны в рамках повышения квалификации готовят для них специалистов. Постоянно расширяется контингент детей, которых передают в замещающие семьи: дети с инвалидностью, сиблинги, старшие подростки. При этом среди специалистов нет согласованности в определении сущности сопровождения, его предмета, целей, задач, содержания, форм


Ослон В.Н.
Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи
Психологическая наука и образование psyedu ru
2015
. Том
7
. № 2.
С.
1–13
Oslon V.N.
The organizational model of psychosocial support of substitute families
Psychological Science and Education psyedu.ru
2015
, vol.
7,
no.
2
, pp.
1–13.
© 2015
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
© 2015 Moscow State University of Psychology & Education
2 и методов работы [3]. Поэтому распространение научно обоснованной и доказавшей на практике свою эффективность организационной модели психосоциального сопровождения замещающей семьи можно рассматривать как условие реализации важнейшей государственной задачи.
Методологической основой представленной модели является эколого
- динамический подход [3]; в его рамках целью сопровождения становится создание комплекса условий, которые способствуют удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, а также предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования. Важнейшей задачей сопровождения является мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.
В зависимости от потребностей семьи сопровождение осуществляется на трех основных уровнях: 1) базовом, или общем; 2) кризисном; 3) экстренном.
Уровни сопровождения замещающей семьи
Базовый
,
или общий
,
уровень сопровождения. Субъектами сопровождения на этом уровне являются замещающие семьи следующих категорий:

семьи, недавно окончившие курс подготовки в школе приемных родителей;

семьи, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами;

семьи, недавно пережившие «кризисный случай».
Основная задача сопровождения на базовом уровне

удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической поддержке. Для реализации данной задачи преимущественно используются групповые формы работы. Такой формат позволяет учиться на успехах других, а также получать поддержку друг от друга в процессе обучения. Основными видами деятельности специалистов становятся: публичная лекция, группа психологической поддержки, индивидуальная консультация по проблемам развития, воспитания, образования приемных детей, подготовки их к самостоятельной жизни, тренинг по развитию родительских компетенций. Они могут проводиться в рамках «Школы воспитания», низкопорогового
«Родительского клуба», «Педагогической гостиной».
На общем уровне сопровождения организуется сетевое взаимодействие. Под «сетевым взаимодействием» понимается система связей, позволяющих обмениваться информацией, собственным опытом, осуществлять психологическую поддержку, помощь семьям в разрешении сложных ситуаций, совместно использовать различные ресурсы. Организация подобного взаимодействия может осуществляться как в очной, так и в дистанционной форме через специализированный сайт. Это позволяет включить в систему сопровождения большинство семей, проживающих в территории.
Не менее важной потребностью семьи является и помощь в интеграции приемного ребенка в образовательное пространство. Образовательная среда детского сада, школы нередко не готова принять ребенка с депривационными нарушениями в развитии и особым семейным статусом. Социальный педагог уполномоченной организации (УО) помогает поддерживать отношения сотрудничества между замещающими родителями и педагогами,


Ослон В.Н.
Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи
Психологическая наука и образование psyedu ru
2015
. Том
7
. № 2.
С.
1–13
Oslon V.N.
The organizational model of psychosocial support of substitute families
Psychological Science and Education psyedu.ru
2015
, vol.
7,
no.
2
, pp.
1–13.
© 2015
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
© 2015 Moscow State University of Psychology & Education
3 обучает педагогические коллективы методам создания безопасной среды для приемного ребенка. При необходимости социальный педагог организует сопровождение ребенка в учреждениях социальной защиты, медицинских учреждениях, помогает семье в оформлении документов.
При работе со вновь созданными семьями особое внимание уделяется стимуляции тех средств общения, которые позволяют запустить механизмы формирования привязанности у замещающих родителей и приемных детей.
Организация сопровождения на базовом уровне предоставляет возможность абсолютному большинству замещающих родителей получить знания в области развития, воспитания приемных детей, защиты их прав и законных интересов, а также психологическую поддержку и помощь в разрешении сложных ситуаций взаимодействия.
Не менее важной задачей становится создание и актуализация ресурсов социально поддерживающей сети на территории проживания семьи.
При согласии семьям, недавно принявшим детей на воспитание, назначается наставник из числа опытных и успешных опекунов и попечителей. Наставничество осуществляется на основе Договора между УО и наставником. Специалисты УО проводят подготовку замещающих родителей к выполнению функций наставника.
Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на выявление и предупреждение кризиса.
Кризисный уровень сопровождения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница