Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»



Дата11.02.2016
Размер1.11 Mb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»

для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Рабочая программа «Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» составлена на основе нормативно - правовой базы:

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования(приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089)

Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» Приволжского района г. Казани.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Лексика и фразеология русского языка» ориентирована на конечный результат школьного филологического образования. Актуальность состоит в том, что данный материал востребован на экзамене ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Элективному курсу принадлежит особая роль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово с учетом его смысловых, стилистических качеств, законов его сочетаемости.

Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка» представляет наиболее интересные для выпускников 9 класса разделы лингвистики. Рассматриваются основные единицы языка: слово и фразеологизмы, с которыми связаны все остальные единицы, и функционирование которых во многом определяется ими. Язык через слово и фразеологизм соотнесен с реальностью непосредственно. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка. Слова и фразеологизмы обладают свойством четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в программе большое внимание уделяется особенностям употребления слова в речи. С этой целью многие понятия изучаются во взаимосвязи с понятием «текст», введение которого в программу создает лингвистические основы и для работы по развитию связной речи. Выполняя упражнения, школьники будут углублять свои знания и об основных признаках текста, о лексических средствах выражения межфразовых связей. Преподавание лексики и фразеологии в целях развития речи предполагает не только постоянную работу по обогащению словарного запаса, но и усиление внимания к вопросам сочетаемости слов. Выбор слова, зависимость норм сочетаемости от семантических, экспрессивно-эмоциональных свойств, его функционально-стилевой принадлежности - эти вопросы могут рассматриваться в процессе выполнения различных заданий.


Цель курса:

углубление филологической подготовки учащихся;

создание условий для развития мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания;

показать значение специальной лексики, фразеологии;


повышение речевой культуры;

расширение активного словарного запаса учащихся.

В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной, - приоритетными являются три блока умений:

1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.

2. Классификации и обобщения.

3. Самоконтроль.

Основные задачи курса определены с учетом сложившейся специфики современного гуманитарного образования. К ним относятся:

создание атмосферы сотрудничества, умения работать в команде;

активизация деятельности каждого ученика, его творческой самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда;

воспитание интереса к изучению русского языка;

повышение роли знаний как инструмента для решения практических задач;

формирование эстетического вкуса, желания обогатить словарно - фразеологический запас;

развитие средствами курса уважение к труду ученых- исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка;

формирование профессионального интереса к лингвистике как науке.


Организационно-методические характеристики элективного курса «Лексика и фразеология русского языка»

Характер программы. Рабочая программа по содержанию, структуре, объему учебного материала является типовой. Курс рассчитан на 34 часа. Главные методические принципы, реализуемые на занятиях: системность и коммуникативный подход в изучении материала, переход от простого к сложному материалу.

Виды и формы обучения. Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Подразумевается следующий баланс времени на освоение материала: 30-40% времени на освоение теоретического материала; 60-70% времени на выполнение практических заданий, тренингов, практикумов. На занятиях учащиеся знакомятся с лучшими образцами литературной речи.
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

исследовательский, поисковый;

метод развивающего обучения.
Формы проведения занятий: лекции, беседы, практические работы, словарные работы различных видов, упражнения на смекалку, анализ текста, работа со словарями различных видов и др.

Виды контроля знаний: зачёт, тестирование, собеседование.

Оценка результатов учащихся. Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех обязательных работ в предложенной учителем форме.

Ожидаемые результаты обучения:

Предполагается, что, усвоив программу элективного курса, учащиеся будут иметь опыт:

нахождения изучаемого явления в контексте;

выбора изучаемых явлений из словарей;

подбора примеров по памяти;

определения классификационной группы изучаемого явления;

группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;

лексико-фразеологического разбора текста;

определения изучаемого явления в тексте;

cоставления контекстов с включением изученных явлений;

выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с идейным замыслом, авторской позицией;

проведения дискуссии;

выступления с докладами;

организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, прогнозирования развития диалога.
Содержание программы

Лексика (15)

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка (1)

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц (1)

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов (1)

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков) (1)

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов (1)

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи. Похожие на омонимы языковые явления (омофоры, омофоны, омографы) (1)

Использование многозначных слов, омонимов в речи и художественных произведениях (1)

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Синонимический ряд. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов (1)

Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора (1)

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Синонимические пары антонимов Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах (1)

Контекстуальные антонимы. Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах (1)

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование (1)

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов (1)

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения (1)

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки (1)

Фразеология (6)

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи (1)

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование (1)

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи (1)

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах (1).

Фразеологические обороты как средство выразительности (1)

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления (1).

Информационное обеспечение программы
Список основной литературы для учителя:

I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

II. Литература:

1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М,.:Просвещение, 2010г;

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2009;

Список литературы для учащихся:

1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» - М: Просвещение, 2009.

2. Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ОГЭ. (Выпуск последних лет).

3. Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:

http://www.fipi.ru ;http://www.ege.edu.ru; http://www.noc.spb.edu.ru; : http://gramota.ru/; http://www.gramma.ru/

Лист контроля 9 класс







ФИО учащихся

Зачёт №1

Зачёт №2

Зачёт №3

1

Архипова Алина










2

АхмадиевИльгам










3

Закиров Ильфар










4

Куприянов Александр










5

Мурзина Нажия










6

Мухаметрахимова Эльвира










7

Николаева Елизавета










8

Петрова Светлана










9

Хафизова Лениза










10

Шамсуллина Алсу









Лист изменений

Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание программы

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Лексика и фразеология русского языка» в 9 классе





Тема урока

Кол-во часов

Вид и форма котроля

Дата проведения

План Факт






1 четверть













Лексика

15+2з+6п







1

Введение. Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.



1




4.09

2

Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

1




11.09

3

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов

1

Текущий

18.09

4

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

1

Фронтальный

25.09

5

Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий ОГЭ по лексике

1

Практикум

2.10

6

Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий ОГЭ по лексике .

Подготовка к зачёту



1

Практикум

9.10

7

Зачёт №1 по лексике

1

Тесты

16.10

8

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

1

Текущий

23.10

9

Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий ОГЭ

1

Практикум

30.10




2 четверть










10

Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств в тексте ОГЭ.

1

Практикум

13.11

11

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Похожие на омонимы языковые явления (омофоры, омофоны, омографы)

1




20.11

12

Использование многозначных слов, омонимов в речи и художественных произведениях

1

Фронтальный

27.11

13

Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Синонимический ряд. Словари синонимов русского языка и их использование.



1




4.12

14

Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

1

Фронтальный

11.12

15

Антонимы. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Синонимические пары антонимов Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

1




18.12

16

Контекстуальные антонимы. Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

1

Фронтальный

25.12




3 четверть










17

Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий ОГЭ

1

Практикум

15.01

18

Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. Нахождение в тексте ОГЭ омонимов, синонимов, антонимов.

1

Практикум

22.01

19

Исконно русские и иноязычные слова. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.

1

Текущий

29.01

20

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.

1

Текущий

5.02

21

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

1




12.02

22

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Подготовка к зачёту

1




19.02

23

Зачёт №2 по лексике

1

Тесты

26.02




Фразеология

6+1з+3п







24

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.



1




5.03

25

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование

1




12.03

26

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

1




19.03




4 четверть










27

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.

1




2.04

28

Фразеологические обороты как средство выразительности

1




9.04

29

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1




16.04

30

Подготовка к ОГЭ. Разбор тестов ОГЭ по фразеологии

1

Практикум

23.04

31

Подготовка к ОГЭ. Разбор тестов ОГЭ по фразеологии

1

Практикум

30.04

32

Подготовка к ОГЭ. Разбор тестов по лексике и фразеологии

Работа с текстом ОГЭ. Подготовка к зачёту



1

Практикум

7.05

33

Зачёт №3 по лексике и фразеологии.

1

Тесты

14.05

34

Заключительное занятие. Подведение итогов

1




21.05

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа
files -> Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница