Экзаменационные вопросы по общей, социальной, истории психологии



Скачать 54.02 Kb.
Дата07.06.2016
Размер54.02 Kb.
Экзаменационные вопросы по общей, социальной, истории психологии

1. Предмет, задачи, принципы психологической науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Структура общей психологии.

2. Методы современной психологии, их классификация и характеристика.

3. Понятие о психике. Особенности психического отражения. Функции и формы проявления психики. Система и уровни основных форм психического отражения.

4. Развитие психики в филогенезе. Различие между психикой человека и животных. Основные функции левого и правого полушарий.

5. Влияние среды на психику (космос, Солнечная система, жизнь на Земле, ритмы природы).

6. Понятие о сознании. Функции и характеристика сознания. Возникновение и развитие сознания. Роль языка в сознании.

7. Наследственность и среда как детерминанты развития психики.

8. Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности. Различие в содержании понятий. Психологическая структура личности. Признаки, характеристики и блоки личности.

9. Направленность и мотивация поведения личности. Мотив и его структура. Виды мотивов (осознанные и неосознанные; органические, функциональные, материальные, социальные и духовные мотивы).

10. Теория мотивации, направленная на достижение успехов и избегание неудач.

11. Понятие о деятельности, ее характеристика и структура. Виды деятельности (игра, учеба, труд; внешняя и внутренняя деятельность).

12. Понятие о познавательной деятельности, этапы познания. Деятельностный подход в отечественной психологии XX века (теории деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева).

13. Понятие о способностях. Структура и виды способностей. Задатки и способности. Их взаимосвязь.

14. Уровни способностей (репродуктивный и творческий уровни; одаренность, талант, гениальность). Способности и типология людей. Развитие способностей.

15. Понятие темперамента. Теории темперамента Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона.

16. Учение И. П. Павлова о свойствах нервной системы. Физиологические основы темперамента. Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

17. Проявление темперамента в деятельности (профотбор, индивидуальный стиль деятельности). Совместимость людей по темпераменту в личной и профессиональной жизни.

18. Понятие о характере, его структура. Соотношение характера и личности. Связь темперамента и характера. Формирование характера.

19. Степень выраженности характера. Классификация акцентуаций характера А. Е. Личко, К. Леонгарда.

20. Понятие воли. Структура волевого действия. Основные функции воли. Волевые качества. Воспитание и самовоспитание воли.

21. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств.

22. Виды эмоциональных состояний человека. Виды высших чувств.

23. Понятие об ощущениях и их роли в жизнедеятельности человека. Анализатор как физиологическое сопровождение ощущения. Строение анализатора.

24. Виды ощущений: ощущения, отражающие воздействие внешнего мира, ощущения, отражающие состояние тела.

25. Пороги чувствительности. Основные закономерности и свойства ощущений.

26. Понятие о восприятии. Роль восприятия в жизнедеятельности человека. Свойства и виды восприятия. Индивидуальные особенности восприятия.

27. Понятие о внимании. Роль внимания в познавательной деятельности человека. Виды и свойства внимания.

28. Понятие о памяти. Роль памяти в познавательной деятельности человека. Структура памяти.

29. Виды и качества памяти. Индивидуальные особенности памяти человека. Учение Г. Эббингауза о памяти.

30. Понятие о мышлении. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Особенности мышления.

31. Виды мышления и качества ума. Формы и операции мышления.

32. Понятие о речи. Роль речи в познавательной деятельности человека. Функции речи. Взаимосвязь речи и мышления. Виды речи.

33. Понятие о воображении. Роль воображения в познавательной деятельности человека. Психологическая природа воображения. Виды воображения.

34. Предмет, структура, взаимосвязи, принципы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии.

35. Методы исследования в социальной психологии. Процедура проведения социометрии. Социометрический статус и его влияние на развитие личности.

36. Понятие о социализации личности. Фазы социализации. Различие между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация.

37. Понятие об общении. Содержание и функции общения. Виды общения.

38. Общение как коммуникативная деятельность. Манера и стиль общения. Интерактивная сторона общения.

39. Вербальное общение и его структура. Характеристика невербальных средств общения.

40. Понятие о социальной перцепции. Функции и механизмы социальной перцепции. Эффекты восприятия.

41. Понятие о конфликте. Типологии конфликта. Стадии протекания конфликта. Принципы управления конфликтом.

42. Лидерство и руководство. Типы и виды лидеров. Управленческий стиль.

43. Предмет, методология и задачи этнопсихологии. Психический склад этноса. Проблемы в межэтнических группах.

44. Понятие о социальной группе и интеракции. Первичная и вторичная группы. Причины вступления в группу.

45. Разновидности групп. Уровни развития контактных групп. Характеристика малой группы.

46. Динамические процессы в группе (конформизм, суггестия, фацилитация, ингибиция и др.).

47. Психологические особенности толпы. Виды толп.

48. Формы социального взаимодействия. Характеристика социальной напряженности.

49. Развитие психологии в период Античности (учение Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).

50. Общая характеристика эпохи Средневековья. Учение о душе Ф. Аквинского.

51. Общая характеристика психологических идей эпохи Возрождения. Гуманизм, натурфилософия, естественнонаучные направления. Психологические идеи Ф. Бекона.

52. Учение Р. Декарта: рефлекторная концепция, интроспективное понимание сознания, дуализм. Учение Б. Спинозы: монизм, проблема соотношения аффектов и свободы.

53. Становление эмпирической психологии сознания в учениях Т. Гоббса, Дж. Локка,

Г. Лейбница.

54. Утверждение идей ассоцианизма в учениях Д. Гартли, Дж. Локка, Дж. Беркли. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер).

55. Агностицизм Д. Юма.

56. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII в. (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций, Кабанис).

57. Возникновение психофизики и психометрии (Э. Вебер, Г. Фехнер). Развитие физиологии органов чувств в немецкой науке XVIII – XIX века. Учение Г. Гельмгольца.

58. В. Вундт и его вклад в развитие психологии как науки.

59. Становление и развитие идей дифференциальной психологии в учении Ф. Гальтона. Характеристика тестов А. Бине. Формула умственной одаренности В. Штерна.

60. Общая характеристика кризиса психологии конца XIX начала XX века.

61. Бихевиоризм как научное направление психологии (Дж. Уотсон, Э. Торндайк). Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера.

62. Необихевиоризм как научное направление психологии (Э. Толмен, К. Халл).

63. Характеристика психоанализа З. Фрейда. Неофрейдизм как научное направление психологии (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм).

64. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера.

65. Возникновение и развитие гештальтпсихологии в работах К. Коффки, В. Келлера, М. Вертгеймера, К. Левина.

66. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Когнитивная психология (У. Найссер, А. Пайвио).



67. Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса.

68. Рефлексология В. М. Бехтерева. Объективная психология в работах И. М. Сеченова. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница