Экспертиза качества и педагогической эффективности средств обучения и их комплексов



Скачать 480.7 Kb.
страница1/4
Дата26.02.2016
Размер480.7 Kb.
  1   2   3   4
Назарова Т.С.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В помощь слушателям курса «ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА»

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КОМПЛЕКСОВ
«Ознакомление с методикой экспертизы педагогической эффективности комплексов средств обучения» на конкретном примере.
Экспериментальная проверка педагогической эффективности комплекса компьютерных средств для демонстрационного химического эксперимента

Экспериментальная проверка педагогической эффективности комплекса компьютерных средств осуществлялась непосредственно в процессе всего исследования при проектировании общих и специфических условий постановки и реализации школьного демонстрационного химического эксперимента с целью:

  • создания рационального варианта комплекса, функциональные качества которого обеспечивали бы возможности выполнения компьютерных расчетов и измерений с демонстрацией и интерпретацией результатов на экране;

  • ознакомления учащихся с новыми современными методами науки, обеспечивающими познавательную ценность химических опытов, традиционных и инновационных форм, методик и технологий обучения;

  • обоснования целесообразности опытного и серийного тиражирования комплекса для оснащения им школ на базе разработанной системы педагогико -эргономических требований;

  • выявления тенденций и условий развития отдельных аспектов содержания учебного предмета химии и его материально-технического обеспечения на базе компьютерной техники.

Очевидно, что говоря о педагогической эффективности, мы имеем ввиду общепринятое понятие, означающее степень соответствия между достигнутыми и проектируемыми результатами.

Отсюда следует, что в экспериментальной практике предполагалось выяснить тот педагогический (методический) эффект, который предоставляло использование компьютерного комплекса для оптимизации деятельности учителя при постановке и реализации демонстрационного химического эксперимента, для успешности восприятия его учащимися и, в целом для усвоения транслируемой информации.

Опыт экспериментальных исследований по определению педагогической эффективности различных средств из комплекса показал, что наиболее эффективные результаты могут быть лишь в тех случаях, когда «средство влияния» обладает определенными качествами, сообщаемыми данному изделию при проектировании и тиражировании Качество средства, в данном случае компьютерного комплекса, равно как и условия его применения в учебно-воспитательном процессе, являются факторами, влияющими на удобство, надежность, безопасность, наглядность и другие характеристики демонстрации химических опытов, а, следовательно, они могут быть отнесены к соответствующим показателям педагогической эффективности.

Экспериментальная проверка включала три этапа: диагностирующий (предварительный), исследовательский (поисковый) и результативный.
Диагностирующий этап

Диагностирующий этап имел своей целью выявить:

  • отношение учителей к использованию новой учебной техники и информационным технологиям в учебно-воспитательном процессе;

  • определить организационные формы и условия использования компьютерных средств;

  • предпочтительные (наиболее употребляемые) виды средств информационных технологий.

Данные диагностики получены в результате опроса, анкетирования учителей химии, а также анализа работы преподавателей вузов. Всего охвачено было около 100 человек.

Анкеты содержали вопросы, позволяющие педагогу дать самооценку своих возможностей при работе с компьютером, выявить наиболее приемлемые виды программ, в том числе тиражируемой CD-ROM продукции, трудности использования средств информационных технологий и ожидания учителей.

Анализ опросов и анкет преподавателей позволил сделать следующие выводы, которые стали затем основополагающими при разработке комплекса и его отдельных компонентов.

  1. Почти все педагоги из числа участвующих в анкетировании признают необходимость использования средств информационных технологий. Большинство педагогов при самооценке относят себя к пользователю среднего уровня. Однако параметры этих уровней в теории и практике строго не обозначены.

  2. В среде педагогов-химиков нет однозначного понимания терминов, заимствованных из информатики. Программы учебные и программные средства часто толкуются как синонимы. Нет и однозначного представления о возможностях и функциях новых технических средств и технологий. Отсутствует необходимая терминологическая база.

  3. Наибольшее предпочтение отдано тиражируемым CD-ROM, которые используются в качестве поддержки содержания курсов химии. CD-ROM, отражающие химические опыты, равно как и традиционные видеоматериалы, в большинстве случаев заменяют полностью традиционный демонстрационный эксперимент. Причиной тому являются не только негативные факторы: отсталая материально-техническая оснащенность кабинетов, отсутствие реактивов и материалов, но и положительные характеристики новой техники, а именно: возможность быстрой демонстрации опытов без затрат времени на подготовку и проведение реального эксперимента. Очевидно, что этому способствует тот факт, что за последние 10–15 лет уровень химического экспериментирования в школах по ряду обстоятельств снизился и реальный (натурный) эксперимент зачастую не проводится совсем.

  4. В содержательном плане отмечено, что в наибольшей поддержке нуждаются теоретические вопросы, требующие иного уровня моделирования, особенно при изучении строения атома (25%), химической технологии (18,75%), физической химии. Велика потребность в использовании программ, обеспечивающих разные формы эксперимента (31,25%), в программах и средствах, реализующих разные виды демонстраций и моделирования. В меньшей степени признается необходимость программных средств, связывающих реальный эксперимент с компьютерной измерительной системой и предоставляющих возможность обработки на экране результатов реального эксперимента с его интерпретацией. Последний факт указывает на полное отсутствие в практике технико-методических систем (комплексов), осуществляющих указанные функции.

  5. Основные трудности использования средств информационных технологий педагоги видят, прежде всего, в несовершенстве и низком методическом качестве программных продуктов, которые не приспособлены к особенностям труда и педагогов, и школьников: «забитость текстом», недостаточная наглядность, превалирование статичных анимаций и фрагментов над динамическими, отсутствие возможностей для обобщения (сравнения, сопоставления). Многие педагоги отмечают необходимость создания целостного “продукта, готового для использования на уроке”. Это пожелание педагогов указывает на необходимость поэтапного введения СИТ в практику обучения и, прежде всего, в систему подготовки учителей-предметников. По всей видимости, на начальном этапе освоения программно-аппаратных средств в предметных курсах велика целесообразность создания жесткого предписанного интерфейса, «достаточно простого в обращении». Подчеркнем также, что педагогами отмечено отсутствие в школьном кабинете химии условий, соответствующих специфике применения средств информационных технологий. Среди них неудовлетворенность малым экраном монитора «отсутствием демонстрационного экрана для коллективного просмотра и обсуждения, коллективного диалога» в классе, группе, аудитории. Невозможность или неудобство совмещения компьютера и новой проекционной техники, отсутствие удобных коммутационных блоков и, наконец, рабочего места, приспособленного для разнообразных видов демонстраций, а именно: натурного эксперимента, компьютерного проецирования опытов, результатов наблюдений, наглядной обработки эксперимента, анимаций, видеодокументов и моделей на экране. Эти пожелания, высказанные в адрес разработчиков программно-аппаратных средств, указали на острую актуальность проектирования интерфейса учителя химии и формата экрана.

  6. Единодушным оказалось мнение педагогов об использовании информационных технологий как об одном из важных действенных средств поддержки курсов химии, учебно-методических комплексов, условий оптимизации учебного процесса, в котором педагог был, есть и остается центральной фигурой. В целом надо отметить, что учителя химии средней школы слабо знакомы с возможностями новых технических средств и информационных технологий и еще меньше с организацией их использования в практике обучения химии.

Проблема сопряжения традиционных методов, форм с возможностями компьютерных средств мало разработана как в техническом, так и в дидактическом аспектах. Это обстоятельство создает впечатление о том, что проникновение и использование новых СИТ – проблема будущего. Такое мнение, к сожалению, разделяют не только учителя, но и методисты, а также некоторые преподаватели педагогических вузов. Объективной причиной такого положения следует считать, в первую очередь, отсутствие в школах и педагогических вузах проекционной техники, интерактивных экранов, портативных видеокамер и других комплектов аппаратно-программных средств, а также техники нового поколения надлежащего качества, общих условий их грамотного использования и, в частности, недостаточная разработанность методических руководств. Именно эта причина является существенным тормозом на пути освоения информационных технологий во многих предметных курсах и, в частности, в химии.
Исследовательский этап

Результаты анализа диагностирующего этапа педагогического эксперимента указали не только на необходимость системного исследования проблемы использования средств информационных технологий в учебном процессе, но и подсказали наиболее важные аспекты разработки этих средств и их комплексов.

Наиболее важным аспектом разработки оказалась эргономика аппаратно-программных средств, а, следовательно, проектирование деятельности педагога-пользователя с компьютером–создание “дружественного» интерфейса компьютерной системы и формирование удобной и безопасной рабочей среды использования.

Таким образом, эргономичность выступает в качестве главного свойства и показателя качества проектируемой системы (комплекса), поскольку достижение его обеспечивает искомые удобства, безопасность деятельности педагога, наименьшие затраты времени на освоение и подготовку к использованию техники, создает мотивацию принятия новых, ранее незнакомых, систем.

В этой связи наиболее важными стали ответы на вопросы:

  • как должен быть организован диалог в системе “педагог – компьютерный комплексу – учащийся” и в чем особенности проектирования интерфейса преподавателя; каким требованиям должны удовлетворять программные средства;

  • каков должен быть демонстрационный экран: как должно быть спроектировано изображение, чтобы это удовлетворяло требованиям наглядности, удобства восприятия, последовательности представления блоков информации, модальности (текст, символы, графика, анимация, модельные статика или динамика), цветовое решение (кодирование));

  • каковы должны быть общие условия, удовлетворяющие особенностям трансляции информации в цепи: «натурный эксперимент – датчики – КИС – экран».

  • Апробирование комплекса и отдельных его компонентов осуществлялось в рамках лабораторного эксперимента на базе Центра средств обучения ИОСО РАО, фирмы “Дейл”, фирмы «СНАРК» г. Москва, Воронежского государственного педагогического университета, представившего и изготовившего датчики физических величин и программы для обработки и получения количественных данных химического эксперимента на экране.

Исследование и апробирование комплекса и его отдельных компонентов осуществлялись на основе карт качества и педагогической эффективности программно-аппаратных средств. Карты составлены с учетом данных литературных источников и действующих стандартов.

Данная методика позволяет оценить качество созданного средства (опытного серийного образца) и потенциальную педагогическую эффективность его использования в учебно-воспитательной работе. Согласно этой методике оценка педагогической эффективности осуществляется по общим и специфическим критериям, внесенным в разработанные для этой цели карты.

Оценка комплекса и его отдельных компонентов в практике разработки обычно проводится на двух уровнях: техническом и педагогико-эргономическом. Оба уровня являются одинаково важными. Технический уровень показывает необходимые свойства (атрибуты) изделия и пригодность (возможность) его для использования для решения поставленных задач.

Технический уровень оценки комплекса включал пять основных показателей, к которым отнесены в стандартах и соответствующей литературе, (в частности работы И.В.Роберт и К.Г. Кречетников) функциональные возможности (назначение), надежность, практичность, сопровождаемость, мобильность. Основные характеристики этих качеств показаны в таблицах.

В данном исследовании эти показатели выступали как комплекс требований к уже созданным действующим системам и проектируемым средствам. Для экспертизы применен экспертно-балльный метод определения качества и педагогической эффективности средств обучения. Наиболее приемлемой для оценки является четырехуровневая система оценки, показывающая степень приспособленности комплекса или его отдельных компонентов, среды к дидактическим потребностям пользователей, т.е. педагога и учащихся.

Таблица 1


Степень соответствия

Число баллов

Соответствие полное (80–100%)

4

Соответствие значительное (преимущественное 50–80%)

3

Соответствие малое (< 50%)

2

Соответствие незначительное

1

Соответствия нет

0


Для определения оценки (в баллах) показателя вычисляют средний общий балл (сумма баллов, деленная на количество показателей данной группы).

Педагогико-эргономический уровень оценки выявляет приспо­собленность изделия, т.е. его дидактических функций во взаимосвязи с техническими возможностями, к специфике деятельности пользователя - учителя и учащихся, реализуемой с помощью компьютерного комплекса. Номенклатура показателей технического уровня и их характеристика приведены в таблице 2.

Однако, для данного исследования особый интерес представляет возможность оценки проектируемого комплекса силами экспертов-педагогов. Умение грамотно произвести такую оценку свидетельствует также об освоении учителями методов экспертизы средства, о возможности рационального использования его в процессе обучения, а также о тех важных качествах оборудования, которые в процессе проектирования и изготовления не были в достаточной мере учтены разработчиками.

Каталог: open files -> programs
programs -> Программа курса инструментальная дидактика
programs -> План и тематика групповых занятий по курсу «Инструментальная дидактика»
programs -> Программа курса образование в современном мире
open files -> Вопросы к экзамену Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания
programs -> Программа курса «Конкретная педагогика»
programs -> Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе
programs -> Программа курса Режиссура урока


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница