Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)
Факультет Экономики и Бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Экономика сетевых эффектов»
Направление подготовки: 38.03.01 - Экономика
Выполнил студент2 курса,
группы ЭиБ 21-10,
Очной формы обучения
Алексеев Алексей Артемьевич
Руководитель: Корольков Владимир Евгеньевич, к. э. н.
Дата поступления
работы на кафедру:
Работа допущена
к защите:
________________________
(подпись руководителя)
Работа защищена
с оценкой _______________
________________________
(подпись руководителя)
___________ 201_ г.
_____ ___________ 201_ г.
_____ ___________ 201_ г.
Москва 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1.Экстерналии и сетевой эффект как их особый тип. 5
1.2.Основные виды сетевых эффектов и примеры их проявления 8
1.3.Сетевой эффект как конкурентное преимущество фирмы 9
1.4.Цифровая экономика и тенденции ее развития в мире 12
1.5.Особенности развития цифровой экономики в России 15
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1.Анализ макроэкономических показателей развития цифровой экономики в Российской Федерации 19
2.2.Анализ ключевых показателей интернет-торговли в России. 28
2.3.Анализ микроэкономических показателей на основе финансовой отчетности компании «Яндекс» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы 39
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир все больше ориентируется на использование цифровых технологий и интернета. Сетевые эффекты, которые возникают при их использовании, имеют значительное влияние на экономику на макро- и микроуровне.
Является целесообразным объяснить данное понятие. Сетевой эффект – это явление, при котором ценность товара или услуги возрастает с увеличением количества потребителей и снижается с уменьшением их числа. Оно оказывает огромное влияние на фирмы, которые осуществляют свою деятельность в сфере информационных технологий.
На сегодняшний день активное развитие цифровых технологий является глобальным трендом, поэтому с каждым днем растет количество технологических компаний, в процессе деятельности которых сетевой эффект проявляется ярче, чем когда-либо. В связи с этим, экономика сетевых эффектов является актуальной темой для исследования.
Цель данной работы заключается в изучении экономических аспектов сетевых эффектов и их влияния на интернет-торговлю.
Для достижения поставленной цели необходимым является решение следующих задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению сетевых эффектов;
Изучить классификацию сетевых эффектов;
Выяснить положительные и отрицательные последствия сетевого эффекта;
Определить влияние сетевого на конкурентоспособность компании
Охарактеризовать тенденции развития цифровой экономики в России и мире;
Выяснить влияние сетевого эффекта на интернет-торговлю
Объектом исследования являются сетевые эффекты, которые в условиях цифровой экономики (отдельно рассмотрена интернет-торговля).
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, определяющие влияние развития цифровых технологий на проявление сетевых эффектов.
Теоретико-методологической основой данного исследования, связанного с сетевыми эффектами, являются труды отечественных и зарубежных исследователей, ученых и экономистов, посвященные сетевым эффектам и цифровой экономике в целом. В качестве информационной базы для аналитической части использованы материалы исследований Минцифры России, ВШЭ, аналитического агентства Data Insight, а также финансовая отчетность компании Яндекс.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Экстерналии и сетевой эффект как их особый тип.
Внешние эффекты, которые возникают при производстве или потреблении товаров и услуг, называются экстерналиями. Они могут влиять на окружающую среду, других людей и экономику в целом. Таким образом, экстерналии возникают, когда личные затраты экономического агента не совпадают с социальными затратами или его личная выгода не совпадает с социальными выгодами. Несоответствие выгод для экономических агентов может привести к низкой эффективности рынка и ряду проблем, включая неэффективное использование ресурсов, дефицит которых, итак, наблюдается в экономике1.
Существует два типа экстерналий: положительные и отрицательные. Положительные экстерналии возникают, когда действия одного экономического агента приводят к увеличению выгод для других, однако при этом за свои действия он не получает никаких преимуществ или выгод. Примером положительной экстерналии может послужить создание парка или зеленой зоны в городе, так как они приводят к улучшению качества воздуха, снижению уровня шума и повышению уровня физической активности жителей, что в свою очередь положительно влияет на здоровье и благополучие горожан.
Отрицательные экстерналии возникают, когда действия экономического агента приводят к негативным последствиям для других, и сам агент не получает ничего взамен. Пример отрицательной экстерналии - строительство фабрики или завода в городе. Это может привести к загрязнению воздуха, воды и почвы, ухудшению здоровья жителей и снижению качества жизни.
Начиная с конца 20 века мы все чаще встречаем в литературе и средствах массовой информации термины, связанные с сектором информационно-коммуникационных технологий. Примерами таких понятий являются «сеть», «сетевая экономика», «сетевой эффект». Свое распространение они получают по мере цифровизации традиционных секторов экономики и появлении новых бизнес-моделей.
Примером одной из сильнейших экстерналий в современном мире является сетевой эффект. Наиболее частно термин «сетевой эффект» используется в отношении сервисов и платформ, оказывающих услуги и ведущих свою деятельность в сети Интернет.
Для начала предлагаю ознакомиться с тем, как трактовался термин «сетевой эффект» различными исследователями.
Таблица 1 – Трактовка термина «сетевой эффект» разными авторами