Экономический компонент на уроке английского языка,как средство успешной адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям



страница1/5
Дата20.04.2016
Размер304 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Экономический компонент на уроке английского языка,как средство успешной адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям

Содержание





Экономический компонент на уроке английского языка,как средство успешной адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям 2

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Экономический компонент как средство адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям 5

1.1.Адаптация школьника к социально-рыночным условиям 5

1.2.Экономический компонент как средство адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям 13

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 28

2.1.Введение экономического компонента на уроках английского языка 28

2.2.Опытно-экспериментальная работа: план-конспект интегрированных уроков английского языка 34

2.3.Анализ опытно-экспериментальной работы 46

Заключение 50

Список литературы 52



Приложение (презентация в Power point)

Введение

Данный дипломный проект посвящен экономическому компоненту на уроке английского языка, как средству успешной адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что изменившиеся социально-экономические условия диктуют необходимость внесения существенных корректив в подготовку школьников к жизни и к труду. В условиях рыночных отношений и информатизации общества возникают процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Одно из новых требований - развитие качеств делового человека. Подготовить юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, найти свое место в жизни. В связи с этим особенно важно обеспечить экономическую грамотность молодежи, создать адекватную новым условиям систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение школьниками необходимыми знаниями, но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности.

В программу современной школы активно внедряется экономический компонент, который является важным аспектом развития полноценной, разносторонней личности школьника. Экономический компонент успешно становится частью различных школьных предметов, в том числе и урока английского языка. В современной России успешный деловой человек должен виртуозно владеть не только знаниями в области экономики, но также уметь говорить хотя бы на одном иностранном языке, в связи с чем интегрированные уроки в школе, урок английского и экономики, как нельзя лучше отвечает требованиям современной системы образования в вопросе подготовки и адаптации учеников к социально-рыночным условиям.

Цель данной работы - разработка методических основ введения экономического компонента на уроках английского в качестве успешного средства адаптации школьников к новым социально-рыночным условиям.

Объектом исследования является система подготовки и внедрения экономического компонента на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:

1) определение понятия адаптация и рассмотрение сущности адаптации школьников к социально-рыночным условиям;

2) выявление свойств и функций введения экономического компонента в школьную программу как средства адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям;

3) разработка методик и рекомендаций по успешной адаптации школьников к социально-рыночным условиям;

4) разработка и анализ уроков английского языка в введением экономического компонента.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Экономический компонент как средство адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям

1.1.Адаптация школьника к социально-рыночным условиям

Современное общество требует высокой организации экономической жизни и адекватного ей уровня профессионализма участников экономического и социального процесса. В настоящее время необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям, иметь высокую экономическую и потребительскую культуру. В русле модернизации отечественного образования все большее внимание отводится адаптации школьников к социально-рыночным условиям общества. Для учащихся 10-11-х классов, например, предлагается организация предметно-ориентированных и межпредметных курсов. Сегодня назрела необходимость адаптации школьников к реалиям рыночных отношений, ориентации учащихся в мире современных профессий, связанных, в частности, с экономикой, многими ее отраслями и направлениями.

Разрабатывая методы и способы адаптации школьников к социально-рыночным условиям, ученые приходят к выводу, что поиск новых средств воспитания становится все более актуальной задачей. Современная система образования решает проблему социально-рыночной адаптации школьников в окружающей среде.

В связи с изменением общего направления социально-экономического развития, переходом к рыночной экономике, к выпускнику школы, избравшему рабочую специальность, предъявляются требования уметь адаптироваться в быстроменяющейся технической производственной ситуации. Для рабочего важна функциональная грамотность, мобильность, профессиональная и психологическая готовность к постоянному переобучению. Но переобучение не только приобретение знаний, оно предполагает определённую базу, фундамент знаний, позволяющий оперировать ими, наращивать их, при необходимости быстро сменить специальность. Рыночная экономика, к которой с трудностями, противоречиями, но неизбежно идёт Россия, предполагает экономический и социальный суверенитет личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за благополучие своё и своей семьи. Вместо главного принципа советской педагогики: воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива, выдвинут постулат индивидуальности, расчёт человека на собственные силы, способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей.

Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения, мобилизации юношей в армию и т. д. Ряд этих процессов и само явление адаптации давно уже служат объектом пристального внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных учёных разных специальностей: педагогов, психологов, социологов, физиологов, медиков и практических работников органов просвещения.

Термин "адаптация" был впервые введён в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления "приспособления" чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. Адаптация к социально-рыночным условиям - это приспособление личности к определённым видам деятельности, которые происходят в данном социуме, иными словами, «усвоение личностью социального опыта в целом, той среды (микросреды), к которой он принадлежит»1.

Близка к этому определению формулировка Д.В. Ольшанского по которой социальная адаптация - это «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников»2.

Мороз А.Г. определил адаптацию к социально-рыночным условиям как «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды»3.

Адаптацию следует понимать не только как чисто биологический процесс, но и как взаимодействие двух сложных систем: человека и социальной среды4. Этот процесс представляет собой объективные моменты человеческой деятельности, направленные на достижения конкретных целей. Изменения в ходе этого процесса носят двусторонний характер: меняет субъект, и он тоже воздействует на изменение среды. Под адаптацией также понимается процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т.е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды. Понятие адаптации первоначально применялось к биологическим системам. Затем стали говорить об адаптации психической, психологической, трудовой и т.д.

В системе этих понятий широко используется и такой термин, как адаптация социальная, т.е. процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционной повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. В социологии данную проблему активно разрабатывали такие известные ученые, как Т.Парсонс, Р.Мертон и др.

Из вышесказанного следует, что в рамках определения «социальной адаптации» наблюдается общность ключевых понятий: «приобщение» и «усвоение» (Г.П. Медведев), «вхождение» (А.Г. Мороз); «взаимодействие и согласованность» (Д.В. Ольшанский) человека в ту или иную социальную среду. Применительно к выпускникам школ - это коллективы тех организаций, где они собираются начать свою трудовую деятельность.

В связи с переходом страны к рыночной экономике перед школами стоит задача, которую им ещё не приходилось решать, - задача подготовки к социально-рыночной, педагогической, психологической адаптации учащихся и выпускников учебных заведений. Прежний опыт подготовки учащихся школ к трудовой деятельности не годится, т. к. учебно-воспитательная работа была направлена на подготовку выпускников к труду в обществе централизованно планируемой экономики.

В условиях рыночной экономики на первое место встаёт качество подготовки учащихся, формирование творчески мыслящих людей, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску неординарных решений.

Процесс образования и процесс адаптации зависят от содержания социальных задач, которые выдвигает перед человеком общество. Он рассматривается как соответствие личности новым условиям ее жизнедеятельности. Многие школьники зачастую сталкиваются с большими трудностями при выборе профессии, в создании собственного жизненного пространства, в приобретении житейских умений и навыков, в умении общаться и занимать активную жизненную позицию, в умении ориентироваться в условиях рыночной экономики.

Основной целью социально-экономического образования и воспитания школьников является повышение настоящей и будущей жизнеспособности, подготовку школьников к адаптации и интеграции в новых социально-экономических условиях.

При организации социально-рыночной адаптации школьников современная школа постановила ряд задач5:



  • систематизировать работу по экономической подготовке школьников в процессе преподавания и воспитания;

  • развивать у детей активную жизненную позицию;

  • разработать модель развивающей среды с оптимальным набором практических зон для занятий по формированию житейских умений и навыков;

  • подготовить условия для допрофессиональной деятельности школьников;

Приоритетная задача социально-экономической адаптации: формирование конкурентно-способной личности, т.е. овладение определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значительное место в обществе6.

Проблемы социально-рыночной адаптации людей к новым изменяющимся условиям всегда волновали ученых различных стран. Особое значение здесь принадлежит социологической науке. Велика заслуга классиков социологии О. Конта, Э. Дюркгейма, Г.Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, В.Парето, М. Ковалевского, А.Сорокина и др., которые в рамках социологической науки пытались решать многие социальные проблемы, в том числе и проблемы социальной адаптации.

В современных условиях изучение социально-рыночной адаптации связывается с проблематикой трансформации российского общества и преобразования его социально-стратификационной и демографической структуры (С. Чернышев, И. Пригожин, О.Яницкий, З. Голенкова, А. Манченко, Н. Наумова, В. Пантин, Т.Заславская, В. Ядов), модернизации общества в условиях глобализации и постмодернизма, повышения уровня и качества жизни населения и решения проблем борьбы с детской беспризорностью.

В последние годы проблема формирования адаптивной образовательной среды, условий для эффективной адаптации ученика в образовательном учреждении оказалась в центре внимания ученых различных направления и научных школ. Теоретико-методологические проблемы социально-рыночной адаптации личности рассматриваются в работах Э.Г. Аболевич, Е.В. Витенберга, Л.В. Корель, и др; Д.П. Дербенев, Ю.М. Десятникова, Г.Г. Овчинникова посвятили свои исследования изучению вопроса адаптации подростков к новым социорыночным условиям, изменениям; проблеме подготовки ребенка к школе и его успешной адаптации на первом этапе обучения посвятили свои работы С.К.Костромина, О.В.Панферова, А.А. Реан; А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.Шувалова, рассматривают вопросы профессиональной адаптации учителя и проблемы его профессионального становления.

Личность в своем «рождении» проходит три фазы. Первая – это адаптация. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации прежде, чем освоит существующие в социуме нормы: нравственные, учебные и т.д. До этого момента его задача – быть как все. Это достигается путем утраты своих индивидуальных качеств, т.е. происходит нечто вроде временной потери личности. Но эта «потеря» является для индивида всего лишь субъективным представлением, т.к. зачастую он продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а не только для него самого. Объективно же он на этом этапе может выступать для других людей как личность.

Вторая фаза порождается из противоречия необходимости «быть как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации. Приходится искать средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Поэтому данную фазу становления личности принято называть фазой индивидуализации.

Третья фаза – интеграция – характеризуется возникающими противоречиями между уже сложившимся стремлением человека быть идеально представленным в других людях своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить лишь те качества, которые соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху. Иными словами, если определенные личностно значимые качества индивида импонируют данной социальной группе, он будет успешно в ней принят.

В настоящее время общеобразовательная школа находится на пути от позиций «знаниевого» подхода к позициям деятельностного подхода, заключающегося в формировании способности учащихся к трудовой творческой деятельности во всех её проявлениях. При этом, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», в процессе обучения главное внимание обращается на способность личности преодолевать трудности, самореализовываться в условиях меняющейся социальной и экономической действительности; готовность к жизненному и профессиональному самоопределению на основе приобретаемых личностью знаний; развитие деловых качеств, формирование положительных нравственных принципов. Под профессиональным самоопределением в самом широком смысле понимается «...процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики»7. Эти положения находят отражение в трудах ведущих учёных. Б.М.Бим Бад и А.В.Петровский считают: «В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним»8. Академик С.Я.Батышев отмечает: «Новая система образования должна руководствоваться четырьмя основополагающими принципами: учиться жить, учиться познавать, учиться работать, учиться сосуществовать. В соответствии с ними необходимо вырабатывать у обучающихся следующие качества: системное, образное и вариативное мышление; экономическую и информационную культуру, творческую активность, толерантность, чувство нового, лингвистическую подготовку и владение языками и одним из них в совершенстве»9. В этом перечне качеств, являющемся, в сущности, заказом общества на подготовку выпускника школы, обращает на себя внимание указание на необходимость экономической и лингвистической подготовки молодёжи, причем каждая из этих составляющих, естественно, требует определённой информационной культуры. Это не является случайным. Эффективный переход хозяйства страны к новому экономическому укладу может быть результативным, если большинство населения, и, в первую очередь, молодое поколение, будет готово действовать в новых социально-экономических условиях, понимать и одобрять экономическую деятельность государства, организации, предприятия, проводимую на основе объективных экономических законов.

Социальное и личностное самоопределение, рост духа независимости, жажда свободы от внешнего контроля, рост самоконтроля и сознательного самовоспитания, чувство взрослости – определяющие характеристики, которые постепенно «отшлифовывают» и формируют личность старшеклассника, своеобразную и неповторимую.

Таким образом, адаптация к социально-рыночным условиям состоит школьника зависит прежде всего от условий формирования той образовательной среды, которая призвана оказывать позитивное влияние на адаптационный процесс. Адаптация к социально-рыночным условиям представляет собой элемент деятельности, функцией которой является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения.

Адаптация предполагает процесс вхождения человека в определенную среду и его взаимодействие с ней. Человек активно относится к окружающей среде, преобразует ее, только при этом условии возможно взаимодействие человека со средой.

Адаптация к социально-рыночным условиям - это особая форма взаимодействия субъекта и среды. Этот процесс начинается при вхождении субъекта в новую для него социальную общность и становлении его элементом функционирующей части этой среды10.

В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко многим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту работы. Процесс адаптации в каждом случае имеет особенности11.


Каталог: sosh
sosh -> Изучение профессиональной мотивации студентов-психологов
sosh -> Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
sosh -> Программа деятельности инновационной площадки по проблеме
sosh -> Программа развития мбоу «сош №10 с углубленным изучением английского языка»
sosh -> Исследовательская практика Разработка исследовательской практики в рамках образовательного пространства обусловлена комплексом факторов
sosh -> Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница