Экологический проект «Юные огородники».
Над проектом Юные огородники работала творческая группа в следующем составе.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования
экологической культуры. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознано-правильное отношение ко всему живому, умению сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду эта работа ведется на нужном урове. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Радует глаз цветущие растения на клумбах. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят, поливают, полят. На примере сорняков объясняют многие биологические особенности растений.
В группах созданы уголки природы, где мы знакомим детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, наблюдаем и трудимся.
Наша творческая группа работала над проектом Юные огородники.
На первом (подготовительном) этапе нашей работы мы- составили план работы, план детской деятельности, определи:
Цели:
-
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
-
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
-
Воспитать у детей любовь к природе.
-
Создать в группе огород на подоконнике.
Задачи:
-
Сформировать естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность.
-
Развить мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
-
Сформировать познавательные, практические и творческие умения.
-
Воспитать этические чувства (развитие эмоций, чувства эмпатии)
-
Сформировать основы информационной компетентности.
-
Установить партнерские взаимоотношения между педагогами, воспитанниками, родителями.
Формы работы:
-
НОД
-
Экскурсии
-
Практическая деятельность в природе
-
Природоохранные акции
-
Проведение экологического КВН
-
Конкурсы «Время собирать мусор»
-
Проектная деятельность «Огород на окне»
-
Выставка «Дары природы»
Ожидаемые результаты:
-
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту и полезность растительного мира.
-
У детей сформируются знания о росте растений.
1. Узнают, как можно вырастить самим витамины на подоконнике и цветы для своего сада.
2. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
3. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
4. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
5. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Создание в группе огорода на подоконнике.
8. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Собирали информационный материал, создавали условия для организации работы на окне.
Приобретали необходимое оборудование(контейнеры, землю, удобрения, семена). Заготавливали таблички-указатели с названиями растений. Разбивали огороды на подоконниках.
На втором (основном) проводили запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческую деятельность, рассматривали иллюстрации, читали). Рассматривали семена, с удовольствием дети делали лунки и сажали, поливали, ждали всходы, проводили опыты- Строение растений, Условия необходимые для жизни растений, Размножение, рост, развитие растений.
НОД-В мире растений, первые всходы, Все начинается с семечки. Играли в игры- Узнай на вкус, Вершки и корешки, От какого овоща эта часть?
Каждая группа продумала оригинальность названия огородной сказки-Огород на колесах, По морям по волнам, Огород- круглый год, Во саду ли, в огороде. Вот так в игровой форме педагоги детского сада воспитывают в детях трудолюбие, бережное отношение к растениям, желание вырастить овощи своими руками, высадить рассаду в грунт( на огород). И собрать урожай, выращенный своими руками.
Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию детей является одной из составных частей нашей работы.только опираясь на семью мы старались решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. И родители оказывали помощь в воспитании детей, участвуя в акциях-Дары осени, Накормим птиц( кормушки), Чистое утро(уборка территории),Все на субботник. Лесная аптека (сбор трав, семян).
На третьем(заключительном) этапе подводили итоги (мониторинг), готовили презентацию.
Мы считаем, что экологическое воспитание – очень важное в наше время. Дети, получившие определенное экологическое представление, будут бережней относиться к природе и любить свой родной край. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и стране.
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Поделитесь с Вашими друзьями: |