Эколингвистическии модус событийности в пространстве массмедийного дискурса



Скачать 289,92 Kb.
Дата28.04.2016
Размер289,92 Kb.

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ =

УДК8Г1 ББК 81.001.1



ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИИ МОДУС СОБЫТИЙНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИЙНОГО ДИСКУРСА 1

Е.Ю. Ильинова

В статье рассматривается информативно-ценностная роль новостного события одного дня и особенности его эколингвистической отмеченности в дискурсивном медиапространстве от­дельного региона.



Ключевые слова: событие, новость, медиа-дискурс, ценность, эколингвистика.

Информация постулируется в современ­ном обществе как одна из основных ценностей, влияющих на качество жизни его граждан. В этой связи, с одной стороны, неизбежно возрастает значимость массмедийной коммуникации, поскольку своевременное получение информации о череде событий и фактов, их анализ помогают человеку осмыслить сложившееся положение дел, принять решение о своих дальнейших действиях и поступках. С другой стороны, в изменившихся условиях социально-экономического развития к медийному полю предъявляются новые социальные и духовные требования - событийный поток в СМИ должен не только помогать человеку ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, но быть средством осмысления социокультурного опыта, приобретаемого современниками в относительно краткий пери­од их бытия. Иными словами, медиатексты, создаваемые журналистами сегодня, - это важное средство коммуникации между раз­ ными социальными и профессиональными о группами людей; они могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на пси- хо эмоциональное состояние отдельных граж- дан и на общество в целом.  


Указанный аспект коммуникации имену- ется эколингвистическим. Он связан с аксио- логическим и этическим подходами к изуче-нию дискурсивного пространства. В частно-

сти, в современной лингвистике считается, что нарушение речевых норм и постулатов веж­ливого общения, доминирование негативного контента в новостном пространстве наносит социуму психологическую травму, что прояв­ляется в росте отрицания важности институ­тов власти, в ощущении дискомфорта, паде­нии интереса к институтам гражданского об­щества [4-6; 12; 20; 23]. Взаимодействие че­ловека с новостным контентом не должно вызывать злобы, беспокойства, тревоги, а умелое владение специфическими приемами подачи информации об окружающем мире способно минимизировать негативное воздей­ствие новости одного дня на человека. Имен­но этот аспект медийной коммуникации - про­блема экологичности - был избран в качестве предмета осмысления в данной статье.

Понятие экологичности отражает отно­сительно новый ракурс изучения дискурса -экология языка (лингвистическая экология, а также языковая экология). В этой связи анализ социокультурной значимости языка связывает­ся с проблемами нормирования средств ком­муникации, оценкой характера воздействия ин­формации на большие группы людей, поиском стратегий, снижающих ощущение социально­го дискомфорта, выявлением языковых средств и условий, усиливающих позитивное влияние институциональной и межличностной коммуникации на человека. Обсуждение ука­занных проблем восходит к трудам Л.В. Щер-бы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, В. Ма-тезиуса, Б. Гавранека, А. Едлички, В.Г. Гака,


168 ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2010. №2 (12)

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ф.П. Филина, Н.Ю. Шведовой, А.Д. Швейце­ра, В.Г. Костомарова, В.П. Нерознака и др., посвященным разработке основ теории нор­мированное™ языка и речи, проблемам коди­фикации и стандартизации, культуры речи. Полагая, что долг государства и обществен­ных институтов состоит в проявлении заботы о состоянии национального языка, поддержа­нии его статуса, поднятии общего уровня куль­туры речи, исследователи активно занима­ются вопросами нормирования и сохранения чистоты литературного языка (см. работы В.Г. Костомарова [5; 6], В.И. Максимова [8], М.В. Горбаневского [1], Е.Н. Сердобин-цевой [13], О.Б. Сиротининой [14] и др.). По мнению исследователей (см., напр.: [2]), выдвижение подобных проблем определи­ло одну из первых задач лингвистической экологии - «исследование проблематики языковой и речевой деградации (исследова­ние факторов, негативно влияющих на раз­витие языка и его речевую реализацию) и проблематики языковой и речевой реабили­тации (исследование путей и способов обо­гащения языка и совершенствования систе­мы этических и прагматических постулатов речевого общения)» [15, с. 70].

Отметим, что общее поле эколингвистики еще не приобрело четких очертаний, и совре­менные ученые, полагая, что представления об экологии среды обитания человека много­образны, включают в сферу эколингвистики разные аспекты, например геополитическую экологию языка (взаимодействие языков, со­хранение языкового многообразия, языковая политика государства и международных орга­низаций), экологию языка (вопросы сохране­ния национального языка, поддержание его нормативности), экологию среды обитания языка (системные взаимосвязи разнородных явлений и изучение взаимовлияния среды и языка), нравственную экологию (культурная однородность, нравственная самодисциплина, социализация) и многие другие (обзор подхо­дов см. в: [2]).

Анализ научной литературы показывает, что сегодня сложился круг исследователей, которые видят задачи лингвоэкологии, в час­тности, в выявлении принципов и условий эко-логичности общения (см. работы D. Crystal [26], Е.С. Кара-Мурзы [4], О.А. Леонтович [7],

А.А. Полухина [11], Е.Н. Сердобинцевой [13], А.П. Сковородникова [15; 16] и др.). Предста­вители данного подхода рассматривают эко­логическую лингвистику (эколингвистику) в биокультурном аспекте как проблему сохра­нения многообразия на земле, включая и лин­гвистическое многообразие. Они обеспокое­ны тем, что геополитическая ситуация в мире привела к иерархическому распределению лингвистических умений между представите­лями разных социальных групп, формирова­нию лингвистических элит, преимущественно­му использованию одних языков перед други­ми и к лингвистической дискриминации [26]. Сторонники эколингвистики призывают к по­иску оптимального баланса между лингвис­тическим многообразием и языковой интег­рацией и к созданию глоттосферы - «глобаль­ной лингвистической экосистемы» [7, с. 16]. В общем пространстве эколингвистики можно выделить еще одно поле, которое ак­кумулирует данные политической и юридичес­кой лингвистик об эмотивности коммуникации, соблюдении этических и прагматических норм (постулатов) речевого общения в раз­личных типах институционального дискурса (см., напр., работы В.И. Шаховского [20; 22], А.А. Романова [12] и др.). Эколингвистика в данном случае фиксирует внимание научного сообщества на проблемах толерантности, эмоциональной сдержанности и этичности, отмечая, что их изучение позволит повысить эффективность человеческого общения и сни­зить уровень социальной напряженности в об­ществе. Термин «речевая культура» в данном случае обозначает отношение человека, об­щества к культуре речи во всех смыслах это­го понятия: к процессу выбора языковых средств, знаниям о законах эффективной ком­муникации и ее нормах как языковых, так и коммуникативных (в том числе риторических, этических), вообще к знаниям о чем-то и к другим людям [14]. Изучение модуса эколо­гичности общения предполагает поиск конту­ров для обоснования права каждого человека на «чистый» родной язык, на уважительное от­ношение, выраженное в соблюдении норм веж­ливого общения [19]. Так, М.В. Горбаневский связывает эколингвистку и юрислингвистику, предлагая понятие языкоречевое правонару­шение (речевое хулиганство, речевое убий-



ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2,Языкозн. 2010. № 2 (12) 169



ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕД

ство, речевое мошенничество и др.), от кото­рого государство должно защищать любого гражданина [1]. Понятие речевого мошенни­чества как манипулятивного использования языка в политике (особенно в предвыборных кампаниях) активно разрабатывается в па­радигме политической лингвистики (см.: [12; 18; 25; и др.]).

Поскольку манипуляция заключается в воздействии на инстинкты и эмоции человека в обход его сознания, можно констатировать, что у эмотивной, политической и юрислингви-стики существуют точки пересечения с ме-диаэколингвистикой, или экологией медийных средств коммуникации, которую интересуют факторы влияния медийных систем и техно­логий на социальную организацию, познава­тельные процессы, социополитические и фи­лософские идеи человеческого общества [2; 3; 7; 22; и др.]. При изучении экологичности коммуникации в сфере СМИ некоторые авто­ры опираются на эмотивно-этические пред­ставления [17; 22], отмечая, что хорошая речь коммуникантов есть свидетельство этичного коммуникативного стиля, суть которого состо­ит в повышении самооценки речевых партне­ров, в возвышении их языком, а не в унижении информацией [21; 23].

Одним из положений формирующейся эмотивной лингвоэкологии является утверж­дение, согласно которому пользователи язы­ка должны осмысливать социокультурные контексты в терминах позитивного домини­рования (в первую очередь посредством «возвышения языком» [24, с. 480]). Указан­ная функция коммуникации, именуемая гло-рификацией [21, с. 290], реализуется посред­ством разнообразных по стилю и эмоциональ­ности вариантов речи. Использование при­емов глорификации, возвышающей человека-гражданина, его самооценку, объявляется одним из важнейших условий экологичности, например при общении политиков с гражда­нами страны. Так, в работе Н.Г. Солодовни-ковой были предложены параметры описания экологичной коммуникации в политической разновидности медиадискурса, эксперимен­тально подтверждено положение о доминан­тной роли эмотивности (при ее положитель­ной маркированности) в формировании эко­логичной разновидности медиакоммуникации



170 Е.Ю. Ильинова. Эколингвистический модус

[17]. К ее основным параметрам автор отно­сит вежливость, доброжелательность, толе­рантность, стремление партнеров по комму­никации к созданию общего положительного эмоционального центра и некоторые другие. Нежелание соблюдать постулаты вежливо­го межличностного общения приводит, по мнению автора, к неэкологичной коммуника­ции. Ее основными маркерами объявляются эмоциональная рассогласованность, неадек­ватная тональность общения, отсутствие толерантности, негативные оценки, наруше­ния коммуникативного кодекса и др. Глав­ным лингвистическим показателем эколо-гичности/неэкологичности политической коммуникации объявляется плотность по­ложительных и отрицательных эмотивов в тексте. Концентрация отрицательных эмо­тивов свидетельствует о «диффамации» (о термине см.: [11]), неэкологичности тек­стов, принижающих статус (лицо) комму­никантов.

Представляется, что экологичность не сводится только к наличию глорифицирую-щих приемов подачи информации. Она пред­полагает выявление некоторых новых фак­тов из жизни языка, которые связывают те­оретические положения о его социальных функциях с общими представлениями о бе­зопасности, комфортности (экологичности) среды обитания человека. Общепринятые гипотезы о моделях, каналах передачи ин­формации, ее релевантности дополняются представлениями о благоприятных условиях для существования и развития субъекта ин­формационного пространства - сознания граждан, включенного в социокультурное про­странство страны. Основным социальным критерием построения продуктивного и орга­низованного информационного пространства является критерий общественного блага, полноценного существования и развития общества и каждого его члена. При подоб­ном подходе к ценности дискурса экологич­ность означает ощущение комфортности, которое возникает у большей части обще­ства при восприятии информации, в частно­сти посредством СМИ.

Как следствие этого, задачи эколинг-вистики дискурса видятся в проведении ин­тегрального исследования, изучающего



событийности в пространстве массмедийного дискурса

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

коммуникативно-текстовую среду жизне­деятельности человека, многообразные факторы воздействующей силы языка, анализ воздействия на общество различных речевых произведений. Как отмечает СВ. Ионова, «по­рождение текстов как цель и смысл использо­вания языка человеком тесно связано с та­кими нелингвистическими по своей приро­де явлениями, как интенции автора, мотив речевой деятельности, ее цель, сознание ад­ресата, когнитивные и эмоциональные эф­фекты воздействия и др.» [2, с. 91]. В этой связи своевременно звучит вопрос о критери­ях экологичности коммуникации, в частности посредством массмедийного дискурса.

Актуальной задачей современной меди-алингвистики становится изучение эколинг-вистического модуса - факторов, влияющих на эффективность воздействия, которое ме-диатексты оказывают на социум. В частно­сти, ощущение комфортности связано с ре­ализацией права гражданина на оперативную информацию, кроме того, уважение предста­вителей власти, СМИ к гражданскому об­ществу проявляется в том, что поток собы­тийной информации не должен вызывать ощущения страха, способствовать деграда­ции моральных и этических норм общества. Контроль за указанными аспектами медиа-лингвистика может осуществлять с помо­щью мониторинга медийного пространства, нацеленного на регулярный анализ каче­ственных и количественных параметров со­бытийности новостного контента одного дня. Отметим, что базовыми понятиями для подобного анализа являются событие, мо­тив и потребность.

Событие получает статус новостного, когда оно рассматривается как важное яв­ление или факт, произошедшие в обществен­ной или личной жизни, вхождение его в масс-медийный дискурс означает, что оно достой­но быть представленным на всеобщее обо­зрение. Как отметил В.Г. Костомаров, «лю­бой акт коммуникации определяется внеязы-ковыми факторами и мотивами - своей те­матикой и содержательно-информативным смыслом, условиями, в которых оно проис­ходит, самими участниками, то есть харак­тером, целями, намерениями, даже настро­ением» [5, с. 15].

Мотив и потребности - это главная причина, по которой становится необходи­мой коммуникация в целом. Любая форма коммуникации обслуживает биологические, социальные или идеальные потребности че­ловека (например, выживание, сотрудниче­ство с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-то образом, осуществление власти над другими людь­ми, объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение инфор­мации, осознание мира и нашего опыта в нем, проявление творческой натуры и во­ображения [10, с. 48]). Изменение качества жизни, требований времени ведет к транс­формации потребностей и, по мнению ряда социологов и политологов, подчинено зако­ну возвышения потребностей, влияет на развитие типов коммуникативного взаимо­действия. Потребность общества в инфор­мации - это не только удовлетворение при­родного любопытства человека. Она транс­формирует все другие потребности, расши­ряя границы социальных и культурных форм бытия человека.

Эколингвистический модус фокусиру­ет внимание исследователя на информатив­ной ценности новостного события и особен­ностях его этической отмеченности в дис­курсивном медиапространстве. В центре нашего изучения находится новостное со­бытие одного дня, под которым мы будем понимать значительное происшествие, яв­ление или фиксацию деятельности как фак­та общественной или личной жизни, оно ог­раничено пространственно-временным кон­тинуумом одних суток и оперативно пред­ставлено в форме информационного сооб­щения в СМИ. Термин эколингвистичес-кая отмеченность по отношению к опера­тивно-информационному сообщению отра­жает важное свойство медийного текста -с помощью специфических коммуникатив­но-дискурсивных стратегий информировать социум о состоянии дел в окружающем мире, не создавая при этом ощущения тре­воги, утраты веры в перспективы. Полага­ем, что ощущение социального комфорта зависит не только от своевременного и пол­ного информирования, но и от стилистики языка журналиста, мастерства владения


ISSN 1998-9911. Вести. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2,Языкозн. 2010. №2 (12) 171

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

приемами подачи информации. Так, сооб­щения В Петербурге милиционер подрал­ся с гаишниками; На МКАД водитель иномарки убил пассажира; Сборная Рос­сии пострадала от голода и землетря­сения; Рыжий Тарзан порезал себя в нор­вежской тюрьме; Человек упал под по­езд в московском метро; Евро затянуло в валютную войну; Спецслужбы разми­нировали Европу; Аренда жилья в Мос­кве продолжает дорожать; Погорель­цев пригласили в суд; В Астрахани за­держали риэлторов, подозреваемых в убийстве; Голод и зима и т. п., которые постоянно повторяются на лентах новостей, оставляют в сознании читателя следы не­гативных эмоций и способны в случае по­стоянного подкрепления вызывать депрес­сивные ощущения. Новости с заголовками Комфорт власти; Кандидатам подло­жили свинью и водку; Кулуарное форми­рование; Тариф «Бессовестный» отме­няется; Государственно-церковный при­ход; Двоюродный банк; Перекрестные отцы; Телеакадемия выбирала из личных вкладов; Начальник ГУВД вступил в ди­алог с отдельным обществом; Вы може­те себе представить идиота-мэра? и пр. могут вызвать не всегда оправданное рез­ко отрицательное отношение граждан к представителям бизнеса и власти, актуа­лизируя в их сознании концепт «свой-чу-жой», особенно, если на новостных поло­сах намеренно размещается информация о событиях, которые неизбежно будут вос­приняты как негативные, что снижает со­циальную оценку, ценность институтов гражданского общества.

В данной статье предлагаются первые результаты изучения нескольких факторов событийности, по которым ведется изуче­ние приемов корректного (уважительного, нетравмирующего) информирования насе­ления в рамках научного проекта факуль­тета филологии и межкультурной коммуни­кации Волгоградского государственного университета «Мониторинг массмедийно­го пространства Волгоградского региона». В качестве доминантных предлагаются качественные, и количественные показате­ли событийности, в частности своевремен-



172 Е.Ю. Ильинова. Эколингвистический модус

ность, объективность, точность, темати­ческое разнообразие информации, полнота реконструкции события в новостном тек­сте, частотность цитирования, упоминания имен, названий организаций, событий и т. п. Экологичность проявляется и в наличии специфических приемов подачи информа­ции, не вызывающих ощущения дискомфор­та, не наносящих психологическую травму, что следует считать основой профессио­нальной этики журналиста, пишущего ново­стные тексты.

В ходе мониторинга новостного контен­та Волгоградского региона в 2010 году было отмечено, что информирование осуще­ствляется в соответствии с такими тема­тическими рубриками, как политика, эконо­мика, финансы, бизнес, технология, наука, культура, спорт, здоровье, развлечения, что соответствует потребностям в материаль­ных благах, информированности, вере, ра­венстве социальных прав, охране здоровья, обеспечении безопасности, порядка, снятии социального напряжения и т. д. [9]. На стра­ницах общероссийских и местных изданий указанные темы могут быть представлены в разных пропорциях. Местная печать ос­новное внимание уделяет новостям Волгог­радской области, которые распределяются по таким рубрикам, как Региональная эко­номика, Региональная политика, Закон и порядок, Криминал, Спорт, Здоровье, Культура и досуг (например, «Городские вести», «Деловое Поволжье», «Интер» и др.). Ряд газет, отвечая заявленному на­правлению, например «семейная газета» («Родной город»), «общественно-политичес­кая газета («Крестьянская жизнь»), «газе­та для сельских предпринимателей» («Аг-ровести»), а также ряд периодических пе­чатных изданий, издаваемых в отдельных районах Волгоградской области, сфокусиро­ваны на информации о событиях и происше­ствиях, ограниченных территорией отдель­ного города или сельского района Волгог­радской области (например, «Коммунар», «Рассвет», «Донской вестник», «Заволжские известия», «Волгоградские профсоюзы» и т. д.). В них в центре новостных событий -люди, их личные достижения и проблемы, сообщения о диалоге местной власти с жи-

событийности в пространстве массмедийного дискурса

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

телями отдельного района и т. п. Общее но­востное пространство дополняют информа­ционно-аналитические бюллетени, а также периодические издания муниципального уровня, в которых ярко выражены полити­ческие взгляды их издателей. Эти издания редко информируют жителей Волгоградско­го региона о жизни других регионов Южно­го федерального округа (ЮФО), в них прак­тически отсутствует информация о событи­ях, Относящихся к категории общероссийс­кого и международного уровня, не публику­ются аналитические обзоры по экономичес­ким и политическим вопросам, нет инфор­мации о культурных событиях округа, про­является стремление позиционировать об­разы отдельных лидеров региона.

В изданиях общероссийского уровня такая информация присутствует. Напри­мер, в «Российской газете», «Известиях», «Коммерсанте», «Труде» и др. регулярно освещаются международные события, но­вости экономической, политической и куль­турной жизни страны (в большей степени это Москва, Санкт-Петербург, Новоси­бирск, Краснодар, Самара, Саратов, Став­рополь и другие крупные города Российс­кой Федерации), приводятся факты и ана­лизируются данные о состоянии экономи­ки в разных регионах страны, публикуют­ся рецензии на различные культурные де­бюты в центральных городах РФ. В ряде газет имеются «региональные» полосы, на которых дается анализ важных событий в

экономической и политической жизни от­дельных регионов ЮФО.

Анализ тематики заголовков текстов в местных и общероссийских печатных из­даниях, распространяемых в г. Волгограде в 2010 году, позволил выделить информа­ционные доминанты массмедииного про­странства, освещающие события разного масштаба - экономические, социально-по­литические, культурные события страны в целом, в отдельных районах ЮФО, в Вол­гоградской области. Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, в медий­ном пространстве региона наблюдается тематический паритет, при доминировании информации о политической и экономичес­кой жизни региона, значительное место за­нимает информация о политической и эко­номической жизни региона, культурных со­бытиях, криминальных происшествиях, на­рушениях закона и применении наказаний.



Массмедийное пространство Волгог­радской области в целом характеризуется высокой степенью оперативности и релеван­тности представления информации о состоя­нии дел в мире, в стране в целом, однако в местных печатных изданиях преобладает узкорегиональный подход к освещению жиз­ни региона, ориентированный в большей сте­пени на потребности в самопрезентации ме­стной власти, при этом потребности отдель­ных групп региона в самоактуализации и ду­ховном развитии оказываются слабо пред­ставленными.

Информационные доминанты массмедииного пространства региона в хронологическом аспекте

Тематика сообщений

Кол-во текстов

Март - апрель 2010 г.

Август - сентябрь 2010 г.

абсолют, выражение

%

абсолют, выражение

%

Культура

74

20

46

12

Политическая жизнь региона

66

18

74

20

Экономика региона

54

15

61

16

Происшествия (криминал, нарушение закона)

47

12

53

14

Спорт

28

8

29

8

Общество

25

7

29

7

Состояние городского хозяйства (ЖКХ, транспорт, другие службы)

18

5

22

5,5

Образование

18

5

17

4,5

Органы власти информируют

16

4,5

21

5,5

Медицина

13

3,5

12

3,5

Природа, экология

8

2

14

4

Всего

367




378




ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2010. №2(12)

173

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ приемов и форм вербализации события одного дня на страницах печатных изданий позволил выявить существенные не­совпадения по таким качественным парамет­рам, как жанр, тональность и стиль текста. Весьма распространенным и эффективным приемом речевого воздействия в массмедий-ном дискурсе, как мы уже отмечали, следует признать фокусную подачу информации. Она проявляется, в первую очередь, в заголовке новостной статьи, который принято считать сильной позицией медиатекста. Здесь начи­нается диалог автора и читателя - информи­руя о теме текста, журналист не только назы­вает событие, но пытается подсказать его возможную оценку (ср.: «.Матриархат побе­дил, а афророссияне - нет»; «БАРАКован-ная премия "на вырост"»; «Осень-ревизор посчитает кровли», «Мостовики-затейни­ки», «Конец главы! Кто победил?»; «Дело о бездействии»; «Эффект гравитолета в академическом Клондайке»). В таких заго­ловках активно действует сценарий «двойной игры» - одновременно реализуются две ин­тенции отправителя речи: журналист вводит сообщение о факте или актуальном событии, но его восприятие осложняется образной фор­мой представления, в которой доминирует эмоциональное отношение автора, способное вызвать как позитивный, так и негативный от­клик у читательской аудитории. В основном тексте событие получает весьма подробное описание, но эмоциональный зачин активизиру­ет невидимый механизм психологического воз­действия - текст вызывает интерес, активизи­рует эмоциональный «затекст» (предшество­вавший опыт), подобный стиль подачи инфор­мации может доставить отдельным группам читателей эстетическое наслаждение.

Самым эффективным средством сниже­ния негативного эффекта можно считать но­востной заголовок, построенный на игре с пре­цедентными смыслами. Новостные события, представленные на газетной полосе, связыва­ются с предшествующим социальным опы­том, получившим яркое языковое воплощение. Следующие ниже ироничные заголовки ста­тей из газет «Коммерсантъ» и «Известия» по­казывают, насколько мало травмирующими могут быть смысловые «перевертыши», оз­наченные с опорой на трансформации извест-

ных фраз: «Нормально, Андрей (Гейм)! От­лично, Константин (Новоселов)!», «Нобе­левский сюрприз», «Свободу лыжникам Куршевеля», «Стрелять подано», «Вылез­ли из-под столов и надели телогрейки», «Москва потеряла голову», «Перелетная погода», «Друзья не разлей нефть», «Не мандарином единым...», «Ученые с боль­шой дороги», «Незаофшоренный взгляд». Субъективность, ироничная эмоциональная оценочность, использованные при семантиза-ции события создают эффект недосказаннос­ти, существенно повышая информационную глубину текста, снимая тем самым негатив­ные последствия события и оказывая более мягкое воздействие на читателя. Такие при­емы становятся весьма действенным сред­ством комментирования и выражения мне­ния - концептуализация события в газетном заголовке основана на апелляции к уже изве­стным фактам, на разрушении соответствий между компонентами известных ситуаций, пе­реосмыслении значений слов в новом контек­сте. Каждый из приведенных примеров стро­ится на смысловом искажении, за которым скрывается отношение журналиста к описы­ваемым событиям. Подготовленный читатель может декодировать его, соотнеся словарные и контекстные значения слов в заголовке с содержанием самого факта, положенного в основу новостного сообщения. Указанные при­емы введения события в массмедийный дис­курс особенно активно используются в ряде изданий федерального уровня, распространя­емых в Волгоградской области (например, «Коммерсантъ», «Известия», «Комсомольс­кая правда»), но, к сожалению, они редко по­являются на страницах региональных изданий, заголовки которых порой весьма прямолиней­ны и лишены языковой игры (ср.: «Дорогу осилит идущий», «Батраки на Волге», «Есть женщины в русских селеньях?», «Ко­ломбина школьных театров», «Где водят­ся волшебники?'», «Копилка дел», «Подвиг фермера» и т. п.).

Проведение мониторинга информацион­ного пространства отдельного региона пред­ставляется актуальным в связи с очевидной значимостью контроля за формированием гражданского сознания жителей, их включен­ностью в социокультурное пространство стра-



174 Е.Ю. Илъинова. Эколингвистический модус событийности в пространстве массмедийного дискурса

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ны в целом. Полученные данные позволяют выявить доминирующие приемы управления информационными потребностями социума, оценить степень экологичности диалога меж­ду медийными средствами и гражданами, между обществом и его отдельными предста­вителями. Изучение характера подачи ново­стных событий, ограниченное географически­ми границами массмедийного пространства, позволяет оценить полноту и качество инфор­мирования граждан о жизни своего региона и страны. В ежедневном медийном контенте были выявлены сообщения о важных собы­тиях (фактах, происшествиях и т. п.); публи­кации, разъясняющие населению региона со­держание политических и экономических про­грамм федерального и местного уровня, осо­бенности применения законов страны; анализ фактов, позволяющий оценить уровень соци­ально-экономического, культурного развития региона, перспективы его изменения. Не от­рицая в целом значимости изучения эмоцио­нального баланса медиатекста с целью вы­явления уровня экологичности медийной ком­муникации, мы полагаем, что существенное значение здесь имеет выбор когнитивно-дис­курсивных стратегий информирования, в час­тности фокусная подача информации о собы­тии одного дня, тон и коммуникативный стиль медиатекстов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование проводилось при финансо­вой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагоги­ческие кадры инновационной России 2009-2013 гг.» (Госконтракт № 02.740.11.0367).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

  1. Горбаневский, М. В. Об ответственности за слово / М. В. Горбаневский // Русская речь. - 2007. -№1.- С. 69-74.

  2. Ионова, С. В. Основные направления эко-лингвистических исследований: зарубежный опыт / G. В. Ионова // Вестн. Волгогр. гос: ун-та. Сер. 2, Языкознание. -2010. -№ 1 (П).-С 86-93.

  3. Ильинова, Е. Ю. Концептуализация события в масс-медийном пространстве региона / Е. Ю. Ильи­нова // Пространство в языке и речи: эколингвисти-ческие и лингвокультурологические проблемы изу-

чения и описания: сб. науч. тр. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.-С. 96-106.

4. Кара-Мурза, Е. С. В помощь редакторам:


эксперты-лингвисты о предвыборной информации

, и агитации. Обреченные на немоту? / Е. С. Кара-Мурза // СМИ в период выборов: законы, коммен­тарии, рекомендации. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -С. 119-152.



  1. Костомаров, В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной стилистики / В. Г. Костома­ров.-М. : Гардарики, 2005.-287 с.

  2. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений за речевой практикой масс-ме­диа / В. Г. Костомаров. - М. : Педагогика-пресс, 1994.-248 с.

  3. Леонтович, О. А. Введение в межкультур­ную коммуникацию / О. А. Леонтович. - М.: Гно-зис,2007.-399с.

  4. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи / В. И. Максимов, А. В. Голубева. - СПб. : Златоуст, 2010.-384 с.

  5. Новостной контент региональных масс-ме­диа. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.lingva.volsu.ru/.




  1. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса / А. В. Олянич. - Волгоград : Парадиг­ма, 2004. - 507 с.

  2. Полухин, А. А. Ноолингвистика и ноос-ферное образование / А. А. Полухин // Ноосфер-ное образование в евразийском пространстве: кол­лектив, науч. монография. - СПб.: Астерион ; Ко­строма : Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. -С. 454-463.

  3. Романов, А. А. Политическая лингвистика: Функциональный подход / А. А. Романов. - М.; Тверь: ИЯ РАН: ТвГУ, 2002. -191 с.

  4. Сердобинцева, Е. Н. Законы общей эколо­гии и язык / Е. Н. Сердобинцева // Экология русско­го языка: материалы I Всерос. науч. конф. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2008.-С. 8-13.

  5. Сиротинина, О. Б. Разговорные типы ре­чевой культуры и хорошая речь / О. Б. Сиротини­на // Хорошая речь / под ред. М. Л. Кормилици-ной, О. Б. Сиротининой. - 3-е изд. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-С. 241-245.

  6. Сковородников, А. П. К становлению систе­мы лингвоэкологической терминологии / А. П. Ско­вородников // Речевое общение: специализир. вестн. / Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2000. - Вып. 3 (И).-С. 70-78.

  7. Сковородников, А. П. Об экологии русско­го языка / А. П. Сковородников // Филологические науки. -1992. - № 5-6. - С. 104-111.

  8. Солодовникова, Н. Г. Экологичность эмо-тивной коммуникации: дис— канд. филол. наук:

ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2010. №2 (12) 175

ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

10.02.19 / Солодовникова Наталия Геннадиевна. -Волгоград, 2010.-196 с.

  1. Сорокин, Ю. А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия / Ю. А. Сорокин // Политический дискурс в России. 1996-2006 : хрестоматия / сост., общ. ред. В. Н. Базылев. -М., 2007.-С. 20-27.

  2. Хорошая речь: сб. ст. / под ред. М. Л. Корми-лициной и О. Б. Сиротининой. - 3-е изд. -М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 320 с.

  3. Шаховский, В. И. Голос эмоций в политичес­ком дискурсе / В. И. Шаховский // Политический дис­курс в России-2.-М.: Диалог-МГУ, 1998.-С. 79-83.

  4. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография/В. И. Шаховский. -М.: Гно-зис,2008.-416с.

  5. Шаховский, В. И. Лингвоэкология: объект, предмет и задачи / В. И. Шаховский, Н. Г. Солодов-

никова // Русский язык, литература в школе и вузе. -Киев,2010.-№ 1 (31).-С. 22-29.

  1. Шаховский, В. И. Эмоции во лживой ком­муникации / В. И. Шаховский // Язык. Сознание. Коммуникация: сб. ст. - М.: МАКС Пресс, 2005. -С. 133-147.

  2. Шаховский, В. И. Эмоциональный тьюнинг в речевом общении/В. И. Шаховский//Язык.-Созна-ние. - Культура. - Социум: сб. докл. и сообщ. между-нар. науч. конф. памяти проф. И.Н. Горелова. - Сара­тов: Изд. центр Шаука», 2008. -С. 478-481.

  3. Шейгал, Е. И. Политические эмоции и их дискурсивное проявление / Е. И. Шейгал // Язык и эмоции: номинативные и коммуникативные аспек­ты : сб. науч. тр. -Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009.-С. 175-182.

  4. Crystal, D. Language Death / David Crystal. -Cambridge: CUP, 2000. -189 p.

ECOLINGUISTIC VIEW ON EVENTUS MODUS IN MASS MEDIA DISCOURSE

E.Yu. Ilyinova

The article concerns the informative status of a current day news story and focuses on its ecolinguistic markedness in mass media discourse within the geographical boarders of a distinct area.



Key words: event, current-day-news story, media discourse, value, ecolinguistics.

176

Е.Ю. Ильинова. Эколингвистический модус событийности в пространстве массмедийного дискурса
Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница