Эффективные формы работы с детьми, находящимися под особым контролем



Скачать 64,49 Kb.
Дата27.04.2016
Размер64,49 Kb.
Эффективные формы работы с детьми,

находящимися под особым контролем

29 ноября, 2013 год

Педагогический совет

Т.В.Беспорточнова, педагог-психолог

Работа с детьми, находящимися под особым контролем в образовательном учреждении должна носить системный комплексный характер и осуществляться всеми специалистами сопровождения: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, психологи, родители.

Существует много разнообразных форм работы с детьми, которые вы знаете и используете в своей деятельности. Я лишь напомню о некоторых, которые использую в своей работе.

Методы обучения в группе – это тренинг, мозговой штурм, работа в малых группах, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы. Использование обучение в группе наряду с традиционными методами позволяет улучшить качество восприятия. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Положительные факторы обучения в группе:


  • увеличивается вероятность, что каждый ребенок сможет высказаться;

  • в общении развивается умение слушать, думать и работать вместе;

  • педагог говорит 25% времени занятия, 75% времени тратит на поощрение инициативы, похвалу, организацию общения обучающихся и помощь им со стороны педагога.

В результате обучения в группе дети учатся:

  • обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

  • говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Использование элементов тренинга

Социально-психологический тренинг мы понимаем как сложную процедуру в работе психолога с группой. Центральным моментом тренинга считается групповая динамика, т.е. те психологические процессы, которые возникают и протекают в малой группе. Это все сложно. Но мы можем использовать в работе элементы и упражнения тренинга.

Примеры использования элементов тренинга:


  • Во время занятий дети стоят или сидят в кругу. Круг- это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

  • Процедура знакомства с группой. Используется нами, во-первых, чтобы получить и запомнить как можно больше информации о новых обучающихся (их имена, предпочтения, отличия от других детей, привычки, ожидания от занятий); во-вторых, чтобы дать детям информацию о себе (о методах работы, своем хорошем отношении к ним).

  • Обсуждение конфликтных ситуаций и важных событий в группе. Например, шумная ссора, обида или оскорбления, чей-то неприятный поступок, высказывание, намерение(готовность к помощи, скрытое сочувствие, ожидание поддержки).

  • Тренинговые упражнения, направленные на коррекцию личности: развитие сензитивности, повышение уверенности в себе, преодоление застенчивости, формирование организаторских способностей.

  • Тренинговые упражнения на снятие состояния утомления средствами психогимнастики, коррекцию адаптации к новым условиям.

Любопытно, что использование элементов тренинга на занятиях порождает некоторые социально-психологические эффекты. Дети помогают друг другу преодолеть трудности общения, проверяют творческие способности, пробуют адаптировать упражнения к своим конкретным возможностям и интересам.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу без какой либо оценки или обсуждения идей или мнений.

Правила мозгового штурма:

  1. Никого не прерывать. Не выражать никакой негативной оценки. Принимается каждая идея.

  2. Количество, а не качество, чем больше идей, тем лучше.

  3. Развивать идеи, высказанные кем-то другим. Использовать чужие предложения.

  4. Поощрять крайние идеи.

  5. Записывать каждую идею. Записать ключевое слово или фразу каждой идеи, так, чтобы все их могли видеть.

  6. Установить лимит времени и останавливаться, как только лимит времени истечет. Это освобождает вас от тенденции стремиться отыскать бесспорное решение прежде, чем закончите работу.


Работа в малых группах

Принцип работы: всех участников делят на группы, используя различные техники деления.

Для эффективной работы каждая группа должна избрать:

- председателя, который будет следить за тем, чтобы каждому было предоставлено слово, и чтобы были соблюдены правила ведения дискуссии;

- таймера, который будет следить за временем, предоставленным на обсуждение;

- спикера, который в конце работы доведет до всех мнение группы.

+” работы в группе: тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз); демократизм отношений; чувство значимости – повышение самооценки; чувство коллективизма; высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу); дифференцированный подход; творческий подход; экономия времени на достижение результата; рассмотрение вопроса с многих точек зрения; вырабатывается умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, коммуникативных навыков; умение выступать перед аудиторией; умение ценить и распределять время; умение емко и четко излагать свои мысли.
Метод ролевой игры В ролевых играх участникам предоставляется возможность:


  • показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

  • разработать и использовать новые стратегии поведения;

  • отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с психологом, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь. РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники.



Что важно знать педагогу при проведении ролевой игры.

1) Ролевая игра должна быть значима для участников. Ее значимость определяется соответствием ситуации сфере интересов участников.

2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга.

Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики.

3) Если ролевая игра неправильная, то участники не примут неуспех. Время потрачено зря.

4) Важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре.


Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой с разными целями:

  • с целью разогрева, энергетизации группы– создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;

  • с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;

  • с целью отработки новых навыков поведения;

  • с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами

  • ритуалы завершения тренинга.

По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:

    • Вербальные: высказывания по кругу;

    • Использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски;

    • Двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения и любые другие игры.

При проведении игр и упражнений важно обращать внимание на следующие моменты.

1. Соответствие выбранной игры этапу тренинга, теме работы, уровню сплоченности группы, возрастным особенностям группы.

2. Заранее продумайте инструкцию к игре и всю последовательность действий. Инструкция должна быть краткой, четкой, однозначной. Главный критерий – если она понятна с первого раза без переспрашивания.

3. Обсуждение впечатлений после игры или упражнения – очень важный момент. Если при играх-энергетиках обсуждения практически не требуется – можно ограничиться вопросом «как себя чувствуете?», «можем переходить к работе?», - то при упражнениях, посвященных работе над определенной проблемой, обсуждение играет решающую роль. Здесь важно дать каждому участнику высказаться и описать свое впечатление от игры (чем больше эмоционально затронула игра, тем важнее дать высказаться каждому, если времени мало, предложите участникам сказать свое впечатление одной фразой: «Самым важным для меня сейчас было…»).

Примером такого упражнения может быть упражнение Джеффа.

Практическая часть

Техника «Моделирование ситуаций с элементами ролевых игр». Предлагаю игру «Встань на его место». Задается ситуация, в которой один из героев необоснованно обижает другого.

Пример ситуаций: Миша пришел во Дворец нарядный и радостный – у него сегодня день рождения. При входе в кабинет он нечаянно задел локтем Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал рубашку.



Выбирается водящий – он играет роль обижаемого ребенка. В центре круга ставится пустой стул – стул для обидчика. Дети по очереди садятся на этот стул и от первого лица (Я -Вася) рассказывают о чувствах обидчика таким образом, чтобы объяснить причину своих действий. Игра заканчивается на том участнике, который так представит свои чувства, что водящий, обиженный, перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

Например, Я – Вася. Вчера вечером я долго смотрел кино и сегодня не выспался. Мама накричала на меня, потому что я не хотел вставать. Сестренка съела мой пирожок, пока я мылся. А еще я дома забыл тетрадь по русскому, получу «2» обязательно, поэтому я тебя и толкнул, Миша.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница