Эдуард Байков Символика сновидений, мифов и мистицизма



страница1/9
Дата22.02.2016
Размер1.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Эдуард Байков

Символика сновидений, мифов и мистицизма






Аннотация



Даная работа представляет собой словарь, позволяющий трактовать различные образы снов, мифов и символику наиболее известных мистических учений. При этом интерпретация (толкование) сновиденческих, мифологических и мистических символов произведена, в основном, с позиций аналитической психологии Карла Густава Юнга, психоанализа Зигмунда Фрейда и традиционного мифо-религиозного дискурса.

Автором проделана большая работа, в основе которой – изучение и анализ многих источников: трудов К.Г. Юнга и З. Фрейда, произведений «постъюнгианцев» и неофрейдистов (последователей теорий Юнга и Фрейда, внесших свой вклад в дальнейшее развитие и модификацию их учений), а также работ по мифологии, культурологии, оккультизму и глубинной психологии (иных направлений, отличающихся от школ Юнга и Фрейда).

Эдуард Байков

Символика сновидений, мифов и мистицизма (Глубинно-психологическая интерпретация)



Пролегомены Сновиденческий универсум

Согласно З. Фрейду сновидение представляет собой чисто психическое явление, выполняющее важную функцию – виртуальное осуществление бессознательных влечений, импульсов, аффектов. То есть, попросту говоря, сновидение – иллюзорное исполнение вытесненных, подавленных, запретных желаний. Но так как, не только во время бодрствования, но и во сне действует ЦЕНЗУРА (особое внутрипсихическое образование), не допускающая к осознанию вытесненные и неосознанные влечения – сексуальные и агрессивные, – то работа сновидения заключается в переводе этих явных желаний в завуалированные образы, т. е. в символы. Эти символы и составляют явное содержание сновидения.

Таким образом, любое сновидение имеет смысл, сокрытый за символикой. Для того чтобы понять глубинный смысл сновидения, необходимо перевести его содержимое с универсального языка символов на доступный язык, т. е. истолковать его. Подобная интерпретация (толкование) сновидения осуществляется двумя способами: методом свободных ассоциаций и пониманием скрытого смысла через расшифровку сновиденческих символов.

У Фрейда такие символы имеют в основном сексуальный и агрессивный характер. Сновидения же он подразделял на такие, которые осуществляют желания, и те, что наказывают сновидца за его реальные и мнимые проступки, желания, намерения (здесь задействована работа Супер-Эго). Сновидения, представляющие собой ночные кошмары, являются одновременно исполнением запретных желаний и наказанием за них.

Вообще у Фрейда, что ни символ, то мужские или женские гениталии, либо процесс совокупления. Примитивные движения души – похотливые устремления, злобная агрессивность, страх, тяга к смерти и разложению – и ничего более. Есть только личный ад – ПОДсознание, индивидуального же рая – СВЕРХсознания (любовь, совесть, сострадание, долг, мудрость) – Фрейд, увы, не знал.

Вот, как писал об этом один из биографов Фрейда, его современник и соотечественник, писатель Стефан Цвейг: «Оказывается, что за символическими образами сна скрываются по большей части неисполнившиеся, подавленные желания… То, что по каким-либо причинам не могло воплотиться днем в слово или действие, выявляет себя там в красочных фантазиях, при посредстве образов и очертаний… изживается там все то, что не могло воплотиться в реальной жизни, самые темные желания, опаснейшие и запретнейшие помыслы; в этой свободной от постороннего контроля области душа, …может, наконец, освободиться от бремени всех своих сексуальных и агрессивных вожделений… (…(Не свободными путями, открыто и без утайки, шлет сновидение свою весть ввысь, из области бессознательного, но проводит ее контрабандным путем, …в самой затейливой маскировке… В сновидении взрослого чувство хочет высказаться, но не решается высказаться свободно. Оно высказывается, из страха перед «цензором», намеренно извращенно и чрезвычайно тонко, оно неизменно выдвигает на первый план бессмыслицу, чтобы не дать возможности разгадать подлинный смысл… Следует, поэтому, тщательно разграничивать две категории: то, что «вымышлено» во сне ради утайки, так называемую «продукцию сна», и те подлинные элементы переживаний, которые скрываются за этой красочной завесою, – «содержание сна»… Не то, что говорит сон, а то, что он собственно хотел сказать, вводит нас в область бессознательных душевных переживаний» [1] .

С моей точки зрения, толкование сновидений (интерпретация символов сна) возможно с двух позиций: 1) сон – как осуществление желаний и влечений (вытесненных, подавленных) – позиция З. Фрейда; 2) сон – как определенная информация (подсказка подсознания) из глубин психики – позиция К.Г. Юнга. В первом случае рассматриваются символы проявления сексуальной энергии (либидо, Эрос) и агрессивной энергии (деструдо, мортидо, Танатос). Во втором случае рассматриваются процессы индивидуации, прохождения личностью необходимых уроков внутри своей психики.

Как я уже говорил, сны, а точнее сновидения – это особый язык, с помощью которого наше собственное подсознание разговаривает с нами, пытаясь обратиться к сознанию («дневному разуму», Я-Эго), донести до него некую информацию. Язык сна – это язык символов, имеющих скрытый смысл. Расшифровав (интерпретировав) этот смысл, мы поймем послания подсознания. А так как подсознание каждого человека (неосознанная часть психики наряду с сознанием) состоит из двух областей – индивидуального Бессознательного (Оно-Ид) и коллективного Бессознательного (Навь-Астрал), то и послания (информация) поступают от обоих источников. Информация индивидуального Бессознательного – это в основном импульсы, поступающие от различных внутрипсихических комплексов, конфликтов, вытесненных влечений, подавленных желаний, забытых и запрятанных внутрь аффектов и психотравм, возникших в течение всей предыдущей жизни от рождения (а скорее даже от зачатия и начала внутриутробного развития плода) и до настоящего момента – биографический и добиографический (перинатальный) периоды. Послания же коллективного Бессознательного – это уже так называемый сверхбиографический уровень, и эта теория тесно связана с такими понятиями и постулатами эзотеризма, как теория реинкарнации, теория семеричного строения человеческой сущности (физическое тело и шесть тонкоматериальных тел человека) и семи планов (плоскостей, миров) бытия, теория существования коллективного разума и разумных сущностей сверхчеловеческой природы (Бог-Абсолют, ангелы, дэвы, Эгрегоры, инферносущества). Коллективное Бессознательное включает присутствие в психике человека особых первообразов – архетипов, символически выражающих различные стороны мироустройства и аспекты человеческой личности. Прежде всего, это – Самость, представляющая психический центр, ядро человеческой сущности, дух и «искру Божью» в человеке. Затем Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) – образ противоположного пола, женское начало у мужчин и мужское – у женщин, некий внутренний идеал души. Также у каждого человека в душе (подсознании) присутствует образ Тени – олицетворение всех негативных, отрицательных черт характера, которые присущи личности. Можно сказать, что, если Самость – это личный Бог (Атман), то Анима-Анимус это – ангел-хранитель, а Тень – демон-искуситель.

Таким образом, получается, что сновидения есть разновидность виртуальной реальности – то есть реальности второго порядка (по отношению к материальной реальности – первого порядка), представляющей собой мир идеального, духовного, попросту говоря – информационное пространство. Образы сновидений являются информобъектами с присущими им жизнями, поведением и даже разумом. Пожалуй, следует говорить о трехуровневом устройстве сновиденческой реальности. Первый уровень, как уже указывалось, это личное Бессознательное со свойственными ему объектами и процессами. Второй уровень – это коллективное Бессознательное, населенное архетипами, имаго-первообразами и Эгрегорами, которые (все) представляют собой общий для человечества опыт семиотическо-психических переживаний. И, наконец, третий уровень – мир Высших Идей, управляющих всем проявленным бытием: на этом уровне индивиды вступают в контакт с сущностями наиболее высокого порядка – личным Богом, Ангелами, Демонами. Отсюда, сновиденческие символы несут всегда двойную, а иногда и тройную нагрузку. Символы одновременно обозначают язык, на котором с нами разговаривает наше подсознание – как личное, так и коллективное, а в некоторых случаях являются знаками общения с Высшими сущностями. При этом один и тот же знак-символ может означать и исполнение запретных желаний (на одном уровне), и подсказку Бессознательного (на втором, более глубоком уровне), и (не обязательно) обращение к нам существ нематериальной природы (третий трансперсональный уровень).

Необходимо сделать одну существенную оговорку. Дело в том, что любые словари символики сновидений будут, в конечном счете, не совсем точными. Происходит это потому, что у каждого индивида существуют собственные, присущие только ему системы интерпретации информации (в том числе и сновидческие переживания). Сновидение – это личный проект одного из Тоннелей Реальности, соответственно и образы сна могут нести совсем иную информационную (смысловую) нагрузку, чем это общепринято. Впрочем, существуют универсальные символы, значение которых, так или иначе, прочитывается однозначно. Так, например, богиня или фея в большинстве случаев (но не обязательно всегда) означают проявление архетипа Анимы в психике мужчин, или архетипа Самости в психике женщин. И все же подходить к интерпретации символов необходимо строго индивидуально, но с оглядкой на общепринятые толкования универсальных символов, эмблем и прочих знаков.



Краткое определение глубиннопсихологических терминов и понятий



Альбедо – «средний» ярус подсознания, связанный с лунным началом, миром льда, сна, бисексуальности, грез, наваждения.

Анима – архетип, женский идеал у мужчин, бессознательный образ женщины, женское начало в мужской психике.

Анимус – архетип, мужской идеал у женщин, бессознательный образ мужчины, мужское начало в женской психике.

Архетипы – присущие каждому конкретному человеку первообразы психики, универсальные составляющие внутрипсихического мира личности, принадлежащие коллективному Бессознательному. Архетипы, как правило, являются человеку во снах, также эти образы присутствуют в мифах.

Бессознательное (подсознание)  – область человеческой психики (наряду с сознанием и предсознанием), содержащая в себе неосознанные влечения, инстинкты, импульсы, аффекты, комплексы, т. е. те психические акты, которые были либо вытеснены из сознания, либо никогда не осознавались. Бессознательное состоит из индивидуального Бессознательного (Оно-Ид) и коллективного Бессознательного (Астрал).

Ид (Оно)  – сфера бессознательных влечений, инстинктов.

Индивидуация – процесс психологического становления личности, достижение человеком своей сущности, цели и предназначения в жизни; обретение Самости, единение с личным психическим центром.

Инстанция (сфера)  – область психики; в свое время Фрейд обнаружил, что психика личности состоит из трех частей, или инстанций: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Комплекс – внутрипсихическое образование: совокупность взаимосвязанных неосознанных влечений, инстинктов, импульсов, аффектов, вытесненных желаний, получающая заряд психической энергии и оказывающая воздействие на поведение и сознание человека.

Либидо – сексуальная энергия, половое влечение, Эрос.

Неврозы (психоневрозы)  – легкие (в отличие от психозов) душевные расстройства сугубо психического происхождения: истерия, фобия, психастения (невроз навязчивых состояний).

Нигредо – «нижний» ярус подсознания, связанный с темным началом, олицетворяющим мир мрака, грязи, нечистот, извращений, смерти.

Персона (Личина, Маска)  – архетип, социальная маска, набор ролей для коммуникации и успешного существования индивидуума в обществе, фрагмент коллективной психики, посредник между индивидуальным и общественным сознанием.

Психопомп – внутрипсихический образ, архетип, мифологический или сказочный персонаж в сновидениях и трансперсональных состояниях, выполняющий функции проводника во внутренний мир.

Рубедо – «верхний» ярус подсознания, связанный с солнечным началом, миром света, жары, лета, любви, жизни, активности, подвигов.

Самость – важнейший архетип; духовный, психический, направляющий центр личности; душа человека; вся сфера психики, личный Бог.

Супер-Эго (Сверх-Я)  – нравственный контролер, совесть, вместилище авторитетов и идеалов.

Тень – архетип, средоточие всего отрицательного и неприемлемого в человеке, персонаж-образ негативных личностных качеств.

Эго (Я)  – сознательная часть личности, разум, посредник между психосферой человека и окружающим миром.

Оккультизм как реальность

Ноосфера – мыслящая оболочка Земли, знаменующая собой эпоху расцвета разума, приближение которой в недалеком будущем прогнозировали еще В.И. Вернадский и П. Тейяр де Шарден (совместно с Э. Леруа), в реальности на стыке 2-го и 3-го тысячелетий обернулась расцветом технократизма, сделавшего из науки и НТП новый культ, превозносящего научные достижения и разрабатываемые на их основе новые технологии как панацею от всех бед человечества. Забыв о незыблемых до недавних пор гуманистических постулатах гармоничного развития в координатах системы «человек-общество-природа», т. е. о коэволюционном пути развития, человечество выбрало технократический путь, все более отдаляясь от природы.

Современный человек, потерявший большую часть связей со средой своего первоначального обитания, окруживший себя искусственно созданной средой – технической и информационной, поневоле приходит к осознанию гибельности для себя этого тупикового пути. Глубоко разочаровавшись в оптимистических заверениях жрецов от науки и политики, люди эпохи постмодерна впадают в другую крайность – обращаются к иррациональному, окунаясь в манящий омут оккультизма.

В связи с этим представляется важным и актуальным рассмотрение вопросов происхождения и сущности оккультизма как самостоятельного духовного феномена, и объяснения причин притягательности оккультной парадигмы в современном обществе и в постмодернистской культуре.

Этиологические аспекты феномена оккультизма необходимо рассматривать в его связи с предшествующими формами иррационального познания бытия. Таковы суть три формы: магия, мифология, религия.

Первобытному человеку свойственно религиозное сознание в следующих проявлениях: тотемизм (вера в тотем – родового предка в лице животного или растения), фетишизм (идолопоклонство, поклонение фетишу – неодушевленному предмету, наделенному сверхъестественными свойствами), анимизм (вера в существование души и духовных существ) и магия (комплекс представлений о сверхъестественных способностях человека воздействовать на одушевленную и неодушевленную природу). По мере общественно-исторического развития у древних народов возникает мифология (совокупность фантастических представлений людей о природном и человеческом бытии), в т. ч. религиозная, а вместе с ней и более развитые формы религиозных представлений – политеистические верования (многобожие). Происходит процесс трансформации зооморфных представлений (уподобление явлений природы, мифических существ животным) в антропоморфизм (наделение человеческими свойствами, олицетворение явлений, свойств, предметов окружающего мира и живых существ). Постепенно складываются предпосылки перехода к монотеизму – единобожию, обусловившие возникновение мировых религий.

Как правило, все вышеуказанные формы религиозно-иррационального сознания послужили основанием для зарождения и последующего развития различных оккультных учений. При этом наибольшее влияние оказали анимистические верования, «эзотерические» мифы и магия.

Говоря о генезисе оккультной парадигмы, мы можем отметить те формы, основные вехи и изменения, которые оккультное знание претерпело в своем историческом развитии. Вначале эзотерическое знание было присуще (как внутренний элемент) различным религиозным вероучениям, образуя внутри них особые мистические течения, со временем выделившиеся из ортодоксий и, порою, резко противопоставлявшие себя им. Происходило своего рода отмежевание «скрытых», «тайных» учений для «избранных», с присущей им апологетикой и мифологией, от «внешних», «открытых» вероучений для «непосвященных». При каждой, более или менее, крупной религии складываются различные мистические школы и секты. В исламе, например, это – суфизм; в христианстве – неоплатонизм, гностицизм, ереси; в иудаизме – кабалистика; в индуизме – тантризм и йога; в буддизме – дзен и ламаизм.

В средние века и в новое время происходит становление оккультизма как самостоятельного феномена, чему способствовало появление духовно-рыцарских орденов (тамплиеры), еретических сект (альбигойцы) и тайных обществ (розенкрейцеры и впоследствии франкмасоны). Широкое распространение в это время получают и отдельные «оккультные науки», такие как алхимия, астрология и хиромантия.

Можно говорить о сложившихся исторически (к новейшему времени) трех основных направлениях в эзотеризме: западная (атланто-европейская) школа, основанная на египетском герметизме, еврейской каббале и, частично, халдейской магии; центральная (арийско-парсийская) школа, основанная на учениях жрецов зороастризма (парсов) и халдейских магов; восточная (индийско-китайская) школа, основанная на ведических учениях ариев, йогической практике дравидов, на философии и системе психотренинга даосов.

В настоящее время подобное разделение достаточно условно, т. к. складывается (в эпоху постмодерна) некое единое синкретическое учение «Unio mistica» («Единая мистика», «Мистический союз»), эклектично вобравшее в себя многие элементы из теории и практики той же йоги, даосизма, дзен, суфизма, ламаизма, Тантры, средневековой магии, кабалистики, герметизма, масонства, спиритизма, теософии и антропософии. Спекулируя на некоторых достижениях науки (в особенности, относительно «молодых» дисциплин – квантовой физики, кибернетики, бионики, генетики, глубинной психологии, танатологии и др.), подобные оккультные учения, именуемые обобщающим термином «Нью Эйдж» («New Age» – «Новый Век»), претендуют на наукообразную форму и содержание.

На самом же деле оккультизм противопоставляет себя и науке, и религии, и искусству. Более того, его адепты утверждают, что эзотерическое знание предшествует остальным формам отражения действительности, познания мира. На его (оккультизма) основе как раз якобы и развивается мифология, религия, философия, искусство и наука.

Как мы знаем, наука оперирует строгой логикой и эмпирическим знанием, т. е. ее основа – опытное знание, проведение экспериментов и наблюдений, доминанта строгих фактов и логических доказательств. Что невозможно доказать физическим экспериментом, то можно довершить путем логических выкладок. Что не подлежит подтверждению логикой и доказательствами, то гипотетично и нереально. Так познает наука.

Философия, с точки зрения приверженцев мистицизма, является, в сущности, спекулятивным знанием, абстрактно-логическим рассуждением о проявленных и непроявленных категориях и явлениях бытия. Не подкрепленная эмпирическими доказательствами и аргументами, философия, таким образом, оперирует с заранее неизвестными величинами.

Искусство, по сути, лишь авторский вымысел, отображение субъект-объектных процессов, основанное на сугубо индивидуальной позиции.

Обратившись к религии, мы можем заметить, что эта область духовной самореализации человека основывается исключительно на признании непогрешимости авторитетных источников и изначальных догм, т. е. на вере в истинность заложенных каким-либо авторитетом императивов и наставлений, без поиска доказательства правоты мыслей и речей этого авторитета. Верь, но не ищи доказательства для себя – таков девиз религиозных вероучений.

Таким образом, по мнению оккультистов, наука (и в некотором роде философия) не может, а религия не хочет доказать реальность существования иного, нефизического («неземного») бытия для обычного человека. Добавим, что, в таком случае, искусство и может, и хочет, но ему не верят, т. е. оно не в состоянии доказать истинность своих идей и постулатов, ведь искусство – художественное изображение действительности (можно трактовать термин художественный, как этимологическое производное от слова худой – т. е. неполный, неполноценный, однобокий, с изъянами).

Остается оккультизм, который целиком и полностью основывает свое учение на раскрытии неизученных сторон бытия через эзотерическое (внутренне, скрытое) знание, в отличие от экзотерического (внешнего, открытого), присущего науке и религии. Тайный смысл мироустройства в оккультизме постигается интуитивно, раскрытием духа внутри себя посредством психической практики. Этим оккультизм в корне отличается от всех других направлений духовной культуры (можно отметить, что по своей практической методике к «оккультным наукам» близки современные направления в глубинной психологии – постъюнгианская теория и трансперсональная психология, а также кармапсихология).

Обычный человек мирится с существующим положением дел и соглашается с наукой, либо отдается иррациональному познанию в религиозной вере. Необычный же человек пытается прорвать пелену, отделяющую его от непознанной вселенной, и хватается за оккультизм, как за спасительное лекарство от неуспокоенности души.

Под определением «необычный человек» мы подразумеваем индивидуума с пытливым умом, впечатлительного и гипнабельного, наделенного неустойчивой психикой и склонностью к иррациональному. Условием обращения к оккультной теории и практике также является разочарование как в успехах и достоинствах науки, так и в истинности и действенности традиционных религий. Кроме этого, существуют иные объективные и субъективные предпосылки распространения иррационального элемента в обществе, привлекательности мистицизма для людей, но об этом ниже.

Итак, можно определить оккультизм, как комплекс цельных знаний об устройстве бытия и человека, т. е. объекта и субъекта познания. На протяжении всего огромного периода своего существования оккультные (эзотерические) знания всегда держались в тайне от большинства непосвященных и передавались из поколения в поколение лишь избранным натурам, тем личностям, чьи устремления были направлены по пути духовной эволюции, самореализации своего подлинного Я, и которые проходили тщательный, порою жесткий отбор и посвящение через мистерии (таинства).

Говоря о сущности оккультизма, как такового, необходимо различать практический (низший) оккультизм, предназначенный для практических целей материального («воплощенного») мира – это «черная» и «серая» магии, и священный (высший) оккультизм, или «белую» магию, цель которой – способствовать самораскрытию личности и продвижению ее по пути духовной эволюции.

К практическим эзотерическим дисциплинам относятся натуральная магия, алхимия, хатха– и тантра-йога, мантра-йога, различные виды мантики (гадания) – астрология, хиромантия, нумерология, арифмолатрия, нотарикон, физиогномика, френология и т. п.

Высший оккультизм представляют жнани-, бхакти– и раджа-йога, учение даосов, теософия и антропософия, спиритизм, каббала, масонство.

Ввиду того, что наибольшее влияние в плане идей и постулатов на современный оккультизм оказали прежде всего восточные мистические доктрины, то в раскрытии сущности учений «Нью Эйдж» мы подробнее остановимся именно на них.

Одним из основных в восточной мистической традиции является понятие сансары – цепи воплощений (инкарнаций) души в материальных оболочках: минералах, растениях, животных и в человеческих телах. Таким образом, каждая душа, любая человеческая монада (высшая неделимая и неуничтожимая частица от Бога) проходит общекосмический цикл эволюции, воплощаясь на физическом плане в различные тела. Оттого как поведет себя личность в нашем, «земном» мире, зависят ее дальнейшие жизни (земные воплощения) и судьба в духовных мирах (на «тонких» планах бытия). Благие деяния поощряются, неправедные наказываются. Здесь мы вплотную подошли еще к одному из основополагающих понятий – Карме.

Карма – универсальный вселенский закон воздаяния, в более узком смысле – судьба любого живого существа, причем не обязательно разумного. Согласно кармическим законам, посмертное возмездие за грехи постигает тех, кто нарушал Божественные заповеди в своей «земной» жизни. Если же личности были присущи высоконравственные духовные переживания и помыслы, добрые поступки, то она получит соответствующую долю блаженства в «просветленных» мирах. Таково действие законов Кармы. Также сумма всех наработанных в данной жизни действий, чувств и мыслей – как положительных, так и отрицательных – определяет следующее воплощение, судьбу личности в новой жизни на Земле.

Еще одно из главенствующих понятий оккультизма – теория мироздания. Восточные эзотерические школы учат, что Вселенная (макрокосм) состоит из семи планов (плоскостей, миров). Основа физического плана – энергетические единицы (материальные элементарные частицы). Второй план бытия – астральный, состоит из астральных атомов. На этот план уходят непосредственно после физической кончины людские души, чтобы очиститься от кипения страстей, эмоций и желаний. За ним следует третий план – ментальный, состоящий из своих атомов – ментальных. На него попадают те личности, которые при жизни на Земле упражняли интеллект, развивали интуицию, и кому было не чуждо сострадание. Это – план божеств, духовных существ (дэвов). Четвертый план – духовный, место обитания ангелов, его достигают лишь высокодуховные люди, мудрецы, отшельники, святые. И, наконец, пятый план – божественный, или план Нирваны, где все сливается в едином Начале, личном Боге – Атмане, Логосе. Такого плана достигают немногие избранные, в частности, основатели вероучений, великие пророки. Таковы пять планов мироздания, входящих в эволюцию человечества.

О двух последних планах: шестом – плане Первоматерии, или Богоматери (Пракрити) и седьмом – Перводуха, или Бога-Отца, Первого Логоса (Пуруша) в оккультизме обычно говорить не принято, так как эти понятия лежат вне сферы нашего обыденного восприятия.

Помимо общих категорий бытия, оккультизму присущи более конкретизированные понятия. Таково, например, учение о чакрах – энергетических узлах, располагающихся на различных «тонких» телах человека и выполняющих функции распределения «тонкой» энергии в человеческом организме. Таким образом, чакры являются органами чувств и обмена информацией на различных уровнях бытия (физическом, астральном, ментальном и т. д.). В физическом теле человека они представлены нервными сплетениями. Поток поступающей в чакры энергоинформации посредством нервной системы (продублированной сетью энергетических каналов Кенрак) распределяется по всему организму уже на молекулярно-биологическом уровне. По каналам Кенрак движется так называемая жизненная энергия (прана, ци, ки), являющаяся животворящей субстанцией.

Учение о чакрах перекликается с учением о человеческих оболочках. Всего семь оболочек, или начал (тел), начиная с самой грубой физической и заканчивая утонченной, нематериальной природы. Согласно данному принципу, в физическом теле человека последовательно заключены одна за другой остальные шесть «тонких» тел (полевых субстанций), отличающихся друг от друга по качеству утонченности (т. е. разной частоте вибраций). Каждая оболочка (тело) выполняет определенную функцию и несет в себе ту или иную информацию. Кроме того, они являются проводниками личности в соответствующих им мирах (планах бытия).

Физическое тело – это биологический организм человека (плотная оболочка). Эфирное тело – энергетический двойник (витальная оболочка). Связь «тонкой» энергоинформации с процессами, происходящими в живом организме на белково-нуклеиновом клеточном уровне, не может быть осуществлена напрямую, данную функцию как раз и выполняет эфирное тело. Астральное тело отвечает за информацию об эмоциональном складе характера человека, обо всех желаниях, чувствах, эмоциях и страстях, которые переживает личность. Ментальное тело – это сознание, человеческий разум. Душевное тело отвечает за интуицию и выбор нового воплощения, духовное же тело – за высшие переживания личности, такие, как любовь, сострадание, мудрость, воля. Наивысшее тело – божественное, представляет собой духовный центр личности, божественную монаду («искра Божья», Атман).

Шесть вышеприведенных «тонких» тел (нематериальной природы) при жизни составляют особую энергоинформационную структуру, связанную в единый комплекс, который принято именовать – душа, разум, психика. В момент кончины человек «сбрасывает» плотную оболочку (биологическая смерть) и продолжает существование в виде разумной энергетической сущности в иных измерениях пространственно-временного континуума, посредством своих «тонких» тел переходя с одного уровня на другой до срока очередного возвращения в земной мир.

Помимо указанных основных понятий в оккультизме можно наметить также следующие темы: сущность Бога, Высших Сил и Космических Иерархий; разумные и неразумные существа с иных планов бытия; три вида магии; учение о пяти человеческих расах; суть и цели духовной эволюции человечества; кармическая взаимосвязь в процессе метемпсихоза; практические техники оккультизма и т. п.

Рассмотреть всю тематику оккультизма в рамках одной статьи не представляется возможным. Гораздо более важным и актуальным предстает вопрос: каковы причины столь бурного всплеска интереса к оккультному знанию на рубеже тысячелетий? И не правы ли те, кто утверждают, что интерес ко всему трансцендентному, мистическому и иррациональному повышается экспонентно в переходные годы, при смене эпох, в периоды кризисов и потрясений – социально-политических, экономических, культурных, экологических?

Говорить только лишь о притягательности или абсурдности оккультизма, значит намеренно и неоправданно упрощать проблему. С одной стороны, весь наш повседневный опыт, подкрепленный научными открытиями и достижениями, позволяет отнестись к оккультному знанию как к иррациональному, а значит ложному феномену, неправдоподобному, искаженному восприятию действительности. С другой же стороны, развитие таких «продвинутых» областей научного знания, как глубинная психология, кибернетика, квантовая физика, генетика, танатология, биофизика и космобиология, поводят нас к выводу о том, что в мире не все так просто и однозначно, как мы это себе представляем. Один из императивов оккультизма: не все ограничивается пределами материи, и разум не обязательно венец творения, высшая форма проявления бытия. Упрочению подобного взгляда способствует и расцвет околонаучных дисциплин – парапсихологии (экстрасенсорики и психотроники), уфологии, эзотерической философии, кармапсихологии.

Склонность к иррациональному, продиктованная бессилием разума, как детерминант обращения к оккультизму, не объясняет всей полноты картины этого феномена, его притягательности для личности (тем более, для современного рационально мыслящего индивида, человека эпохи секуляризации).

Новым в понимании причинности такого явления, как оккультизм, является, пожалуй, смена эпох, типов общества, социально-экономическое своеобразие текущего момента. Это – противоречие современности, когда уходит в прошлое период индустриальных обществ (обществ модерна), пришедший в свое время на смену эре традиционных обществ. Складывается новый тип общественных и международных отношений, когда биполярное противостояние идеологий уступило место главенству геополитики, традиционализма, информационной экспансии. Запад, вступивший в эпоху постиндустриального общества (общества постмодерна), манит за собой весь остальной мир в «сверкающее будущее», сулящее неизведанные возможности. Вслед за развитыми странами «первого мира», подтягиваются развивающиеся страны, а в хвосте мировой социальной эволюции плетутся отсталые страны и народы, надеющиеся найти свое место в «новом мировом порядке».


Но общество постмодерна таит в себе немало опасных противоречий и враждебных по отношению к «среднему человеку» черт. Уже в индустриальном обществе последних десятилетий ушедшего XX века обнаружились негативные черты его социально-культурной константы. Атомизация людей, потребительская психология, разлагающее и оглупляющее влияние масскультуры, культ жестокости и низменных инстинктов, потеря социальной и духовно-нравственной ориентации, нагнетание политической напряженности, грозная тень общественных кризисов и экологических катаклизмов – все это заставляет людей отворачиваться от экстраполируемых Западом ценностей либерализации, вестернизации и демократизации, от западнистской экспансии в области культуры и информации, от глобализаторских и мондиалистских идей. Оглушенные суровой действительностью, уставшие от эсхатологических ожиданий, противящиеся тотальной зомбификации медиа, индивиды стремятся найти альтернативу тому духовному коллапсу, что возникает в обществе и в душах людей. И находят ее: в обращении к традиционным ценностям и идеалам, символам и образам – религии, национализму, трайбализму, иррационализму. «Средний человек» отчаянно пытается самоидентифицироваться, в том числе, погружаясь в опыт мистического знания и практики.

Разочаровавшись в науке как панацее от всех бед, современный человек, отвергающий идею технократии и культ потребительства, обращается к оккультному мифотворчеству. Способствуют этому и исследования некоторых ученых в области так называемых пси-явлений (Б.И. Искаков, А.Ф. Охатрин, А.П. Дубов, И.В. Винокуров, Г.К. Гуртовой, Л.Л. Васильев, А.Г. Гурвич, В.Л. Гинзбург, В.П. Казначеев, В.Л. Райков, С. Гроф, Ш. Карагулла, Э. Каблер-Росс, Р. Муди, М. Сабом, Дж. Ритчи, З. Рейдак, Г. Путхоф, Р. Тарг и др.). Очевидна притягательность идеи овладения некими скрытыми возможностями человека – сверхпсихическими силами (парапсихическими, экстрасенсорными способностями) – и существующими в природе «тонкими» энергиями. К сожалению, до сих пор никаких действительно заслуживающих внимание прорывов и открытий в этой области не достигнуто, и дело не продвигается дальше научных спекуляций.

Здесь успех оккультизма, как сферы человеческой духовной самореализации, противопоставляемой всем остальным сферам. Необходимо учитывать и тот факт, что оккультное (эзотерическое) знание в том виде, в котором оно сформировалось и предстает сегодня, предлагает целостное, достаточно стройное учение об устройстве человека, мироздания и силах, им (бытием) управляющих. Кроме этого, мистицизм дает надежду на лучшее будущее, на непрерывность существования человека (духовное бессмертие), на перманентную эволюцию человекодуха – его личностное и общекосмическое прогрессивное и безостановочное развитие от низшего к высшему. Кажущуюся бессмысленность жизни оккультизм отрицает, объявляя смысл и причинность (неслучайность) буквально во всем – основными проявлениями бытия, устроенного Творцом.

Апологеты оккультизма утверждают, и это находит живой отклик в сердцах неофитов: жизнь не бессмысленна, мир не враждебен человеку, а сам человек – бессмертен и не ограничивается лишь одной материей (физическое тело – одежда для духа), он – скорее, энергоинформационное (духовное) существо, нежели «кусок смертной и уязвимой плоти». Разум – лишь первая стадия эволюции духа, грубое проявление души, одна из низших форм Божественного Разума. И та Истина, к которой вовек стремились люди, трансцендентная и непостижимая, действительно существует, и она постижима – однажды, когда все соединится в Едином.

Такова несомненная умозрительная привлекательность оккультизма. Не стоит забывать и о чисто практических целях – соблазне всемогущества и человеческого превосходства, который перекликается с ницшеанской идеей о сверхчеловеке. Все это обещают «низшие» практики оккультизма («практическая» магия, овладение силами Сиддхи в йоге и т. д.).

Современное оккультное знание, принявшее наукообразную форму (та же парапсихология, кармапсихология и пр.), претендует, ни много ни мало, на открытие и указание действенного способа спасения цивилизации (да и всего мира) от надвигающихся катастроф: космических и антропогенных, экологических и общественно-политических. Метод – в овладении «Психической энергией» и в духовно-нравственной трансформации.

В последней трети XX века (в особенности, в 80-е гг.) немалая часть интеллектуалов из числа деятелей культуры, духовенства и даже ученых с энтузиазмом предсказывала скорое сближение науки и религии, создание единого стройного учения на основе оккультного знания. Прошло время, страсти поутихли, а подобные уверенные заявления больше не вспоминаются. Наука, при всем ее усилившемся интересе к «запредельному», к аномальным явлениям и парафеноменам, отнюдь не повернулась лицом к иррациональному и трансцендентности. Оккультизм (как и околонаучные дисциплины) по-прежнему не представляет для теоретиков и практиков научной парадигмы какого-либо интереса. Не сдает своих позиций и ополчившееся на «оккультные ереси» официальное духовенство. Доверие широких масс к эзотерическим истинам подорвали и публичные разоблачения шарлатанов от экстрасенсорики, магии и т. п. Наблюдавшийся на стыке веков (и тысячелетий) бум оккультизма сошел на нет.

И все же вера в трансцендентное не угасла, загадочный омут оккультного знания манит, притягивая все новые души, рекрутируя адептов по всему свету – богатых и бедных, образованных и безграмотных, традиционалистов и мондиалистов, прогрессистов и реакционеров. К элементам МИСТИЧЕСКОГО обращаются ученые и философы, художники и писатели, режиссеры и композиторы, политики и идеологи, священнослужители и духовные лидеры. Мистический элемент присутствует во всех без исключения областях духовной культуры – в мифологии, религии, искусстве, философии, политике, идеологии и даже в науке, не говоря уже о непосредственно эзотерическом знании.

И пока человеческий разум остается имманентно ограниченным в пределах познания окружающего бытия и самого себя (а представляется, что он будет ограничен всегда), до тех пор оккультизм и мистический способ реализации духовных потребностей будут привлекать к себе внимание потенциальных приверженцев. В этом – сила современного оккультного мифотворчества.

Оккультизм и глубинная психология

Представляется интересным совместить подход оккультизма и глубинной психологии к описанию иерархической сущности человека. В восточных эзотерических учениях принято семеричное строение человеческой личности. Исходя из этого, можно построить следующую схему.

1. Физическое тело (плотное тело, плоть, биологический организм, Голем);

2. Эфирное тело (жизненное, витальное, энергетическое тело, биоэнергия, эфирный двойник, энергетический дубль, прана, ци, ки, меридианы Кенрак);

3. Астральное тело (тело желаний, эмоциональное тело, желания, чувства, эмоции, подсознание, Бессознательное, Оно-Ид, Тень, Ка, Гермафродит);

4. Ментальное низшее тело (умственное тело, интеллект, разум, рассудок, ум, сознание, предсознание, Я-Эго, Персона, низший Манас, Нус);

5. Ментальное высшее тело (душевное, каузальное, кармическое тело, душа, интуиция, совесть, Я(Эго) – Идеал, Сверх-Я – Супер-Эго, высший Манас);

6. Духовное тело (интуитивное, буддхическое тело, тело блаженства, дух, синь, бодхи, Ба);

7. Божественное тело (атмическое, кетерное тело, искра Божья, личный Бог, Самость, Атман, Андрогин).

В контексте же глубиной психологии выстраивается еще одна, уточняющая схема:

1. Индивидуальное сознание (Эго, Я) – «дневной разум», предсознание, Эго сна, Взрослый-Ребенок-Родитель;

2. Коллективное сознание (Супер-Эго, Сверх-Я) – Критик, Контролер, Цензор, Судья, Адвокат; Идеал-Я (Эго-Идеал, Толкач, Перфекционист); Персона (личина, маска, роль);

3. Индивидуальное подсознание (Ид, Оно, Другой) – комплексы, конфликты, влечения, образы, имаго, субличности, катексисы; мир Нигредо, мир Альбедо, мир Рубедо;

4. Коллективное подсознание (Астрал) – первообразы, инстинкты, символы, архетипы (Самость, Анима-Анимус, Тень, Психопомп, Персона).

Самость – духовный, психический, направляющий центр личности; душа человека (греч. Даймон, римск. Гений, египт. Ба, у первобытных народов – дух-хранитель в образе тотема или фетиша, позднее – ангел-хранитель, а в современном оккультизме – Учитель с тонкого плана). Самость – вся сфера психики, личный Бог (Атман), заключающий в себе все семь тел человека – физическое (плотное), эфирное (жизненное), астральное (Оно-Ид), ментальное низшее (умственное, Я-Эго), ментальное высшее (душевное, Я(Эго) – Идеал, Сверх-Я – Супер-Эго), духовное и божественное. Последнее и есть Самость, как Центр. Самость (Атман, личный Бог, Бог-Сын) напрямую связана с Создателем (Брахман, Единый, Бог-отец).

Итак, говоря о тонких телах (структурах) человека, можно рассмотреть вкратце каждое из шести.

1. Эфирное тело (жизненное, витальное, энергетическое тело, эфирный двойник, энергетический дубль) – представляет собой структуру, состоящую из биоэнергии (жизненной силы, оргона, ки, ци, праны, меридианов Кенрак). Образует энергетическую матрицу человеческого организма (физического тела). Единственное из всех шести тонких тел имеющее вес (от 3 до 7 грамм). Имеет цвет (оттенки от серого до голубого).

2. Астральное тело (эмоциональное тело, тело желаний, Ка) – представляет собой структуру, состоящую из желаний, чувств, эмоций, влечений, аффектов, страстей, т. е. область человеческого индивидуального Бессознательного (подсознания). Индивидуальное подсознание (Оно, Ид, Другой) включает в себя различные комплексы, конфликты, образы, импульсы, имаго, катексисы (заряды либидо-мортидо). Энергии астрального тела – либидо (положительная) и мортидо, или деструдо (отрицательная). Первая является основой влечения к жизни и созиданию (Эрос, Кундалини, Руах), а вторая – основой влечения к смерти и разрушению (Танатос). Обе являются производными более тонкой всеобщей энергии – акаши. Оно (Ид) состоит из трех ярусов: мира Нигредо (низший), мира Альбедо (средний) и мира Рубедо (высший). Именно в Оно действуют различные архетипы: Тень, Психопомп, Анима-Анимус. Оно-Ид тесно примыкает к коллективному Бессознательному (подсознанию). Коллективное подсознание (Астрал) включает в себя различные первообразы, символы, инстинкты и архетипы. Энергия коллективного подсознания – акаша. Тем не менее, коллективное подсознание имеет два уровня – Астрал и Ментал. Архетипы (Персона, Тень, Анима-Анимус, Психопомп, Самость) действуют на обоих планах (уровнях), но принадлежат по своей природе высшим планам бытия – душевному и духовному (а Самость – божественному). Астральное тело имеет цвет, состоящий из различных оттенков.

3. Ментальное тело (умственное тело, низший Манас, Нус) – представляет собой структуру, состоящую из мыслей, убеждений, мыслеформ, размышлений, представлений, соображений, суждений, побуждений, мечтаний, фантазий, т. е. человеческий интеллект, разум, рассудок, сознание, мышление, ум. Эта область человеческой психики именуется индивидуальным сознанием (Я, Эго), которое включает в себя кроме «дневного разума», состоящего из трех состояний – Взрослый, Ребенок, Родитель, также предсознание, Эго сна, Идеал-Я (Эго-Идеал, Толкач, Перфекционист) и Персону (личину, Маску, социальную роль). Эго тесно примыкает к коллективному сознанию (Ментал). Ментал воздействует на сознание как Сверх-Я (Супер-Эго, Критик, Контролер, Цензор, Судья, Адвокат). Ментал включает в себя также эгрегоры – особые ментальные образования, представляющие собой сгустки коллективных мыслеформ. Вероятно, ядро любого эгрегора – тот или иной архетип. Ментальное тело имеет ярко-желтую окраску.

4. Душевное тело (каузальное, кармическое тело, высший Манас) – представляет собой структуру, состоящую из высших душевных процессов и переживаний, таких, как интуиция, совесть, любовь, воля. Это – наша душа, и в качестве высшей тонкой структуры она неуничтожима, т. е. принадлежит к бессмертной составляющей личности, а также обоепола, является Гермафродитом (бисексуальной сущностью). Это тело является нашим Ангелом-Хранителем, Духом-Покровителем, кармическим Смотрителем, Учителем с тонкого плана. И если Персона действует в ментальной структуре, а Тень – в астральной, то Анима-Анимус – продукт каузального тела. Цвет душевного тела – розовый.

5. Духовное тело (интуитивное, буддхическое тело, тело блаженства, бодхи, синь, Ба) – представляет собой структуру (неуничтожимую и бесполую), в которой совершаются неосознанные высшие процессы. Мудрость – одно из качеств этой структуры, равно как и святость, безусловная любовь ко всему сущему, благость и милосердие. Это – наш дух. Духовный план (план Ангелов) – это коллективный дух, равно как и душевный план (Дэвачан) – коллективная душа. Цвет – темно-синий.

6. Божественное тело (атмическое, кетерное тело, Атман) – наивысшая составляющая человека, духовный центр личности («искра Божья»), напрямую связанный с Богом-Творцом (Брахман, Создатель, Единый), так сказать, личный Бог. Это и есть наша Самость, включающая в себя всю сферу психики, все семь тел человека (одно плотное и шесть тонких). Оно является бессмертным и бесполым (Андрогин). В этом теле содержится вся информация обо всех человеческих жизнях и воплощениях. Цвет этого тела – золотистый.



Физическое тело (плотное, брутальное тело, Голем) – это наша плоть, биологический организм, состоящий из грубой материи – клеток, химических элементов, молекул, атомов, элементарных частиц, кварков. Далее полевые структуры – микролептонные, спинорно-торсионные поля, являющиеся атомами эфира (тонкой эфирной энергии). Биоэнергия эфирного тела (оргон) воздействует на нервные окончания, заставляющие работать и жить весь биоорганизм (физико-химические соединения, клетки, ткани, органы).


Каталог: book -> other
other -> Для подростков или вся правда о наркотиках
other -> Н. С. Пряжников теория и практика профессионального самоопределения. Москва, 1999 Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие
other -> Даглас Р. Хофштадтер Дэниел К. Деннет
other -> Максим Калашников Глобальный Смутокризис
other -> Анатолий Уткин Вызов Запада и ответ России
other -> Шпаргалка для начинающих журналистов «- лёлик, это же не эстетично! Зато дешево, надежно и практично!»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница