Единица содержания



Скачать 192.09 Kb.
Дата10.06.2016
Размер192.09 Kb.

О.С. Маевская, учитель литературы и русского языка НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»
Единица содержания способ выявления содержания и художественных особенно­стей стихов Марины Цветаевой о Москве

Обучающая цель изучение своеобразия стиля стихов М. Цветаевой в логической связи, во-первых, с фрагментами ее биографии и, во-вторых, со сведениями из ис­торического прошлого Москвы

Применение навыков работы с текстом художественного произведения

Развивающая цель развитие умения анализировать, выделять главное, система­тизировать полученные сведения, объяснять свою точку зрения, делать вывод, сравнивать, развитие навыков художественного чтения.

Воспитательная цель формирование интереса к историческому прошлому Моск­вы, расширение кругозора учащихся, воспитание любви к родному городу.

Учебный материал: тема, тексты стихотворений М.Цветаевой, записи на доске, аудиозаписи, компьютерная презентация.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Этапы урока: подготовительный, усвоение новых знаний, итоговый

Этап первичной проверки включен в основной, понимание стихотворения учащиеся должны продемонстрировать при анализе идеи и художественных прие­мов ее выражения. Опрос на уроках литературы является не только средством про­верки знаний, их закрепления, но и средством познания нового. Разбирая произве­дения в классе, учитель учит внимательно вчитываться в произведение, заставляет учащихся самостоятельно думать, сопоставлять, исследовать, то есть проводить анализ текста. Это приобретение новых знаний и вместе с тем одновременно про­верка знаний, умений и навыков.

Межэтапные связи обеспечивались как внутренней логикой (единицей содер­жания), так и внешней (текстами стихов и фрагментами биографии М. Цветаевой).

На уроке организована деятельность учащихся в форме индивидуальной (чте­ние стихов) и фронтальной работы. Организация деятельности в форме фронтальной беседы обоснована необходимостью изучения всеми учащимися всех представлен­ных стихов. В процессе фронтальной работы удалось осуществить применение ра­нее изученных знаний о тропах и фигурах речи, размере стиха и способе рифмовки. Данную структуру урока можно рассматривать как сборку коллективного проекта «Марина Цветаева в Москве». Такая структура, выпадая из однообразия ряда уро­ков, повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению творчества поэта, усили­вает эмоциональное воздействие, что особенно важно для предмета «литература».



На основном этапе были организованы групповая и парные формы работы при ответ на вопрос о стилевом своеобразии стихов Цветаевой о Москве.

Во время урока прослеживается наличие логических связей между всеми эта­пами урока (единица содержания отрабатывается на всех этапах).

На заключительном этапе предполагалось подведение итога на рефлексивной основе - ответ на вопрос о содержании и художественных особенностях стихов Ма­рины Цветаевой о Москве.

Методы:

Репродуктивный (все этапы урока), частично-исследовательский (этап усвое­ния новых знаний).

Данные методы и общая структура урока позволяют совершенствовать навыки проектной работы.

Компетентности:

Коммуникативная — навыки работы в группе,

ценностно - смысловая - мировоззрение, ценностные ориентиры ученика,

общекультурная - духовно-нравственные основы в жизни человека, культу­рологические основы семейных отношений

Москва в жизни и лирике Марины Цветаевой (два урока литературы в 11 классе) (Слайд №1)
И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится - чем на всей земле!

Марина Цветаева

1 . Вступительное слово учителя.

(Слайд №2) Марина Цветаева родилась в Москве, прожила в ней большую часть своей жизни. Однако у Марины Цветаевой не было той любви к архитектуре города, которая была присуща петербургским поэтам, например, Мандельштаму. Ей важен не сам город с его архитектурными памятниками, историей, не она в городе, а город в ней.

Несмотря на все это, несмотря на важность для Цветаевой невидимых примет бытия, «земные» приметы тоже были для нее чрезвычайно драгоценны.

Одна из таких примет - колокольный звон над Москвой. (Звучит в записи колокольный звон.) Колокола приветствовали ее появление на свет.

2. В аудиозаписи звучит стихотворение №9 из цикла «Стихи о Москве» «Красною кистью рябина зажглась»

(В это время на экране слайд№3- изображение кисти рябины). Учитель:

- Как связана рябина с судьбой Марины Цветаевой? (Рябина стала для Марины Цветаевой символом её судьбы, ее «горькая кисть» будет неразрывна с «горькой» жизнью Марины.)


3. Учитель дает краткий комментарий к изображению (на экране слайд №4- вид реконструированного дома №8 по Трехпрудному переулку, где родилась и двадцать лет прожила Марина):

Трехпрудный переулок начал застраиваться в середине ХГХ в. Дом №8 был

обыкновенным одноэтажным деревянным домом на каменном фундаменте.

Впоследствии этот дом приобрел историк Дмитрий Иловайский, а когда его

дочь Варвара вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, отец отдал ей

этот дом в приданое. (Слайд №5 портрет И.В. Цветаева.) Иван Владимирович Цветаев преподавал в университете на кафедре римской словесности историко-филологического факультета. В 1883 г. у них родилась дочь Валерия, а в 1890 - сын Андрей.

Вскоре после этого Варвара Дмитриевна умерла, а в 1891 Иван

Владимирович Цветаев женился вторично на Марии Александровне Мейн. (Слайд №6 изображение матери М.И. Цветаевой). В 1892 у них родилась дочь Марина, в 1894 – Анастасия (слайд №7 –изображение обеих девочек).

В доме в Трехпрудном бывали многие замечательные люди:

университетские профессора, искусствоведы, историки. В этом доме

зародилась идея создания Музея изящных искусств, основателем и первым

директором которого был Иван Владимирович Цветаев.

( На экране слайд №8- изображение Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на Волхонке.)

Из Трехпрудного переулка девочки Марина и Анастасия шли гулять на любимую Тверскую.

( На экране слайд №9- фотография Тверской улицы начала века.)


  1. Ученица читает стихотворение «Тверская».

- Каким чувством наполнено это стихотворение? (Огромной любовью к городу, к сестре, счастьем, радостью.)

-Какой архитектурный памятник упоминает Марина в этом стихотворении? (Страстной монастырь.)

Комментарии учителя:

Напротив Страстного монастыря стоял тогда известнейший памятник А. С. Пушкину (слайд №10 изображение памятника А.С. Пушкину).

Ученик читает фрагмент работы Марины Цветаевой «Мой Пушкин»: «Памятник Пушкина был цель и предел прогулки: от памятника Пушкина - до памятника Пушкина. Памятник Пушкина был и цель бега: кто скорее добежит до Памятник –Пушкина…Мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит. Наших богов иногда, хоть изредка, но переставляли. Наших богов, под Рождество и под Пасху, тряпкой обмахивали. Этого же мыли дожди и сушили ветра. Этот – всегда стоял. Памятник Пушкина был первым моим видением неприкосновенности и непреложности.

- На Патриаршие Пруды или…?

- К Памятник-Пушкину!

На Патриарших Прудах – патриархов не было». («Мой Пушкин»)

Визит в дом в Трехпрудном переулке сына А. Пушкина - Александра Александровича - Марина восприняла как визит «Памятника - Пушкина».

Учитель:


В этом доме 30 августа1913 года умер Иван Владимирович Цветаев, этот дом Марина Цветаева покинула после своего замужества. А вскоре этого дома не стало. Разобрали, как пишет Анастасия Цветаева, на дрова в восемнадцатом году, и, роясь в мусоре, древесной пыли, она нашла блестящий кусочек кирпича, оказавшийся «клочком печки из детской». Вместе с родным домом ушел навсегда мир детства.

5. Ученица читает стихотворение «Розовый домик»

-Какова главная мысль этого стихотворения и какими художественными средствами она передана? (Непонимание, почему разрушен дом, где прошло детство; передано с помощью риторических вопросов, повторов, сравнений, эпитетов)

Учитель:

Но колокола продолжают еще свой победный звон над Москвой.

(Звучит запись колокольного звона)

6. Ученица читает стихотворение №5 из цикла «Стихи о Москве» «Над городом, отвергнутым Петром»

Учитель задает вопросы ученикам:

- Какие темы переплетаются в этом стихотворении?

- Какой образ соединяет, скрепляет образ отвергнутого Петром города и

отвергнутой мужчиной женщины? (Колокольный звон)

- Как удается Марине Цветаевой передать мощь и силу колокольного звона?

(С помощью аллитерации - повтора раскатистого «р»).

- В каких еще строчках она использует прием аллитерации? («И целых

сорок сороков церквей смеются над гордынею царей!»)

- Каков смысл повтора здесь свистящих «с» и «ц»?

(Мы словно слышим тихий, сочувствующий, сожалеющий, а не

радостный, заливистый смех. Стоит пожалеть того, кто способен

отвергнуть такой город и такую женщину. Чего-то недопонял он в своей

жизни)


- Какой же предстает перед нами лирическая героиня этого стихотворения?

(Это сильная, гордая женщина, умеющая с улыбкой переносить несчастье,

чувствующая свое родство с любимым городом)

Учитель подводит итог:

Стихотворение, казалось бы, о печальном, о разлуке, но нет в нем ни слез,

ни скорби, сила характера героини и сила колокольного звона сливаются

воедино, и ничем их не сломить и не заглушить. Марина остается царицей

в своей Москве, и, как положено царям, передает город по наследству

дочери.
7. Ученица читает стихотворение №1 из цикла «Стихи о Москве» ( «Облака -вокруг») ( на экране слайды №11-13- виды Москвы 10-х гг. XX века)

Учитель:


- Через все стихотворение опять проходят два любимых образа Марины Цветаевой, уже известных нам из предыдущего стихотворения. Назовите их (Колокольный звон и «сорок сороков церквей»)

- Как вы поняли идею стихотворения, что хочет сказать Марина своей дочери? (Марина Цветаева как бы заклинает свою дочь любить Москву)

- Какой прием она использует для этого? (Повторы, синтаксический параллелизм)

- А что означает, по мнению Марины Цветаевой, любить Москву? (Это значит прежде всего знать ее, «исходить пешком - молодым шажком!». Марина Цветаева всегда понимала любовь как активное действие: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счёту. Лежать возле моря… не значит любить».)

- Вы, наверное, обратили внимание, как близко это стихотворение устному народному творчеству. В чем эта близость заключается?

(запись на доске и в тетради)

- «былинный» стих (обязательно ударный третий слог от конца и от начала, а также ударный последний слог)

- отсутствие рифмы в некоторых строках (1 строфа)

- устаревшие слова: «не сурьми бровей», «говей».

- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «деревцо», «шажком» (примеры также записываются в тетрадь)

- В чем смысл такой насыщенности стихотворения фольклорными элементами? В чём своеобразие его ритма? (Оно напоминает колыбельную, пропетую дочери)

- А может быть, былинное сказание о чудном граде, равного которому нет во всей земле? В стихотворении №5 цикла «Стихи к Блоку» Марина Цветаева так и напишет:

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится - чем на всей земле!

Именно из этого стихотворения взяты строчки, ставшие эпиграфом нашего урока. А в них - уже знакомые нам колокольный звон, золото куполов, цари, царицы:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

Современники Марины Цветаевой находили у нее пророческий дар. Помните дом в Трехпрудном, снесенный впоследствии? На его месте вырос шестиэтажный дом. А ведь Марина предсказала это в стихотворении «Домики старой Москвы»:

Домики с знаком породы,

С видом ее сторожей,

Вас заменили уроды, -

Грузные, в шесть этажей.

Но пророчество, высказанное Мариной в заключительных строках стихотворения «Облака – вокруг», не сбылось. Не ведая своей страшной судьбы, Цветаева ошиблась, представляя

Зори ранние

На Ваганькове.

В далекой, чужой ей Елабуге, а не в Москве окончит она свои дни, и даже могилу ее, затерянную на местном кладбище, не смогут отыскать ее близкие. И дочь Ариадна не передаст Москву «тоже дочери», т. к. молодость проведет она в сталинских лагерях, и не удастся ей создать семью. Далеко не «нежной» окажется горечь, переполнившая жизнь Марины Цветаевой,

Но пока Марине 22 года, и она, счастливая, с мужем Сергеем Эфроном (на экране слайд №14-фотография Марины Цветаевой с мужем) и дочерью Ариадной поселяется в доме №6 по Борисоглебскому переулку.

8. Комментарии учителя:

(на экране слайд №15-16- изображение этого дома)

Квартира Марины Цветаевой была на втором этаже, большая, около 300 кв. метров. Комнаты располагались на трех уровнях - этажах. В них вели коридоры, лесенки, ступеньки, в них были арки, альковы, изразцовые печки, камин. Комнат было семь светлых и несколько темных. Потолки

были и стеклянные, и с дырочками, через которые проникал свет. По покатой крыше деревянной пристройки можно было ходить.

В этом доме было создано много стихов, пьес, сюда приходили друзья Марины Цветаевой и ее мужа: Бальмонт, Эренбург, Мандельштам. Здесь родилась вторая дочь – Ирина (слайд №17 изображение Ариадны и Ирины). После революции квартира стала коммунальной - в ней жили 40 человек. Дом пришел в полнейший упадок. Из этого дома в 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехала за границу, когда выяснилось, что ее муж Сергей Эфрон после разгрома белой армии остался в Европе.

Учитель:

Но вернёмся назад. В 1916 году Марина Цветаева познакомилась в Петербурге с Осипом Мандельштамом, а когда Марина вернулась в Москву, в Борисоглебский переулок, Мандельштам поехал за ней. Они гуляли по Москве, ходили по Кремлю, а Марина, как истинная царица, делала царские подарки.




  1. Ученица читает стихотворение №2 из цикла «Стихи о Москве» «Из рук моих - нерукотворный град». Учитель:

- Назовите святыни московской земли, о которых упоминает Марина Цветаева в этом стихотворении? ( «Пятисоборный круг»- соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, Верхоспасский и Двенадцати апостолов, часовня с иконой Богоматери « Нечаянные радости», Спасские ворота Кремля) (на экране слайды № 18 -19-«Пятисоборный круг», Спасские ворота)
-Как вы думаете, с какой целью повторяет Марина Цветаева: «Прими, мой странный, мой прекрасный брат», «Прими, мой древний, вдохновенный друг?

(Может быть, она понимает, какую жизненную силу и волю даст этому болезненному, хрупкому северянину прикосновение к этим святыням: «И станешь ты, исполнен дивных сил...» Она хочет, чтобы и он разделил ее чувства преклонения перед Москвой, восхищения ею)

- Работа по группам. Первая группа приводит примеры церковнославянизмов в тексте стихотворения и готовит ответ на вопрос, с какой целью они используются Мариной Цветаевой. (Запись на одной половине доски и тетради) («нерукотворный град», «возблещут», «взгремят», «вдохновенный», «чужеземный», «реющий». Это придает стихотворению высокое звучание, торжественность, приподнятость). Вывод также записывается в тетрадь.

- Вторая группа отвечает на вопрос, со словами какой стилистической окраски сочетаются церковнославя­низмы. (Запись на второй половине доски и тетради)

(Это слова разговорные, даже просторечные: «церковка», «шапка», «голубки», «ворота», «вытертый пол»).

- Какую они играют роль в стихотворении?

(Вывод записывается в тетрадь: они подчеркивают теплоту родного города, близость его сердцу каждого человека)

- Определите размер и способ рифмовки этого стихотворения (пятистопный ямб, парная рифмовка). Подобный размер и рифмовка помогают создать образ величественного города, над которым все так же гремят «бессонные колокола» и блещут золотые купола).

Учитель:

Сочетание церковнославянизмов и просторечий трудно представить в языке стихотворения, посвященного, например, Петербургу, этому академическому, строгому, правильному городу. Москва же настолько разная, в ней и столичное, и провинциальное, и новомодное, и патриархальное, и современное, и традиционное, что использование по отношению к ней слов столь разной стилистической окраски кажется вполне закономерным. Москва согреет, спасет, даст приют каждому, кто в нем нуждается.




  1. Ученица читает стихотворение №8 из цикла «Стихи о Москве» «Москва! Какой огромный...»

Учитель:

Как современно звучит это написанное в 1916 году стихотворение! Уже XXI век на дворе, а бездомные и обездоленные все тянутся и тянутся в Москву. И бесплодны усилия тех, кто пытается остановить и повернуть вспять этот поток людского горя. Это в крови, в генах, в исторической памяти народа: за правдой, за помощью, за надеждой, за исцелением, за счастьем, в конце концов, - в Москву! (Вспоминаются сразу чеховские три сестры)

-Найдите строчки, в которых Марина Цветаева обещает страждущим спасение и помощь.( « Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть»,

« Там Иверское сердце

Червонное горит»).

Комментарии учителя:

история иконы Иверской Богоматери. (Слайд № 20 изображение Иверских ворот)

Иверские ворота получили имя по особо чтимой иконе Божьей Матери, называвшейся Иверской, ибо впервые эта икона чудесным образом появилась в Иверском монастыре на Афонской горе в Греции. Появление иконы было связано с движением иконоборцев в Византийской империи в 8 веке, когда по указу императора Льва III в христианских храмах изымались и уничтожались иконы. Императорским чиновникам стало известно, что в городе Никее некая богатая вдова молится перед образом Богоматери в построенной ею церкви.

Они явились к этой женщине и предложили ей откупиться. Она согласилась, но ночью отнесла икону к морю и опустила ее в воду. К ее изумлению, икона, стоя на ребре, удалилась от нее по воде. Через 200 лет иноки Иверского монастыря увидели на море огромный огненный столб. Он находился над иконой Богоматери, но она не давалась никому в руки. И только одному из них Богоматерь явилась ночью и велела с верою идти по воде и принять икону. Утром инок сделал все так, как было предсказано, и после долгой молитвы братия поставила икону в соборный храм. Но она переместилась оттуда на врата обители, чтобы охранять иноков и заступаться за них. Отсюда пошли названия Иверской иконы – «Вратарница» и «Заступница».

Копия иконы и была помещена в специально сделанную часовню у Воскресенских ворот Китай-города. Иверская икона была одной из самых почитаемых в Москве.

(Слайд №21) В районе Китай- города находилась и часовня, посвященная св. Пантелеймону, прославившемуся исцелениями, посвятившему свою жизнь служению страждущим, нищим, больным. В 305 году за христианскую веру он был схвачен и предан мучениям. Когда ему отсекли голову, из ран потекло молоко.

Учитель:

- Докажите, что и в этом стихотворении Марина Цветаева сочетает слова и выражения высокого и низкого стилей. (Выполняя это задание, учащиеся работают по группам:«льется аллилуйя», «Иверское сердце червонное горит», «странноприимный дом» и «всяк», «издалека – далече», «болесть», «дверца», «народ валит».)

- Какова роль подобного сочетания в этом стихотворении? (Этим подчеркивается мысль, что Москва примет любого: и просвещенного аристократа, и полуобразованного мужика).

- Согласитесь, что и сама Москва напоминает в этом стихотворении живого человека: она так же многолика и противоречива. Какой изобразительный прием положен в основу этого стихотворения? Докажите текстом.

(Олицетворение. Горит сердце Москвы, поля ее смуглы, своих беспутных детей она зовет к себе, и они целуют ее в грудь).
11. Учитель:

Огромным домом, своим домом называет Марина Цветаева Москву в этом стихотворении. Вернувшись в Москву после эмиграции в 1939 году, Марина попала в дом, разрушенный до основанья (на экране слайды №22 -26- изображения Москвы 20 - 30-х гг.)

Ученик:

Марина Цветаева сменила подряд пять адресов, и ни один из них не стал для нее родным домом. Квартиры были чужие, пристанища - временные. (Слайд №27 изображение дома на Покровском бульваре, где некоторое время жила М. Цветаева.) Ее сестра и дочь арестованы, муж арестован и расстрелян. Стихи родственницы «врагов народа» не печатают. Пророческий дар Марины предсказывал ей, что ее возвращение в Москву будет гибельным для нее.



Учитель читает:

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет.

Той страны на карте –

Нет, в пространстве – нет.

Выпита как с блюдца:

Донышко блестит!

Можно ли вернуться

В дом, который срыт?

Заново родися!

В новую страну!

Ну-ка воротися

На спину коню

Сбросившему! (Кости

Целы-то хотя?)

Эдакому гостю

Булочник – ломтя

Ломаного, плотник –

Гроба не продаст.

Той ее – несчетных

Верст, небесных царств,

Той, где на монетах –

Молодость моя,

Той России - нету.

Как и той меня.

Ученик:


В1941 году Марина покидает Москву, попытавшись перед этим устроиться посудомойкой и домработницей, и 21 августа 1941 года приезжает в Елабугу. (Слайд № 28 изображение дома в Елабуге) Через 10 дней - 31 августа 1941 года - она повесилась.

Звучит колокольный звон

Звучит в аудиозаписи стихотворение «Рябину рубили…»

-Как теперь изменяется символическое значение образа рябины? (Теперь рябина символизирует горькую судьбу не только самой поэтессы, но и России вообще).


12. Учитель

Цветаевской Москвы с сорока сороками и колокольным звоном давно нет. Разрушена часовня св. Пантелеймона. Исчезли «из переулочков скромных» «томных прабабушек слава, домики старой Москвы» с расписными потолками, зеркалами, аккордами клавесина и «великолепными мордами на вековых воротах». Но та Москва осталась запечатленной навсегда в стихах Марины Цветаевой, и ее - не уничтожить. Эта, нынешняя, Москва помнит и любит Марину Цветаеву, и эту память и любовь - не уничтожить.

(На экране слайд №29 – фотография памятника М. Цветаевой в Москве). Ученица читает стихотворение Анны Ахматовой «Поздний ответ»:

Невидимка, двойник, пересмешник,

Что ты прячешься в черных кустах,

То забьешься в дырявый скворечник,

То мелькнешь на погибших крестах.

То кричишь из Маринкиной башни:

Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,

И разграблен родительский дом.

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.


Вопрос учащимся:

-Какой же предстаёт перед нами героиня цикла «Стихи о Москве»? Что нового о Москве вы узнали из этого урока? (Ответы учеников)

13. Домашнее задание: устно сравнить стихотворения А. Ахматовой «Переулочек, переул…» и М. Цветаевой «У меня в Москве – купола горят» (№5 из цикла «Стихи к Блоку»)

Литература:



Каган Ю.М. «Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели». – М.: Отечество, 1992.
Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница