Е. В. Домаренко зав кафедрой социально-культурной деятельности, доцент



страница1/5
Дата11.02.2016
Размер1.03 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дополнительная программа

кандидатского экзамена

по специальности 13.00.05 –

Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Орёл - 2012

Составители:

Е.В. Домаренко – зав. кафедрой социально-культурной деятельности, доцент;

Н.Н. Ярошенко – доктор педагогических наук, профессор;

В.М. Гапоненко – кандидат педагогических наук, профессор;

О.В. Степанченко – кандидат педагогических наук, доцент;

Л.Н. Орлова – кандидат политических наук, доцент;

Е.Ю. Рейнбах – кандидат экономических наук, доцент.

Рецензенты:

Е.И. Григорьева – доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

А.Ю. Домбровская – кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры

Дополнительная программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности подготовлена и обсуждена на кафедре социально-культурной деятельности (протокол № 5 от 06 декабря 2011 г.), утверждена на заседании Учёного совета института (протокол № 6 от 21 декабря 2011 г.) и рекомендуется аспирантам, готовящимся к сдаче кандидатского минимума по специальности по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка




4


Порядок приёма кандидатского экзамена


5

Содержание дополнительной программы кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности


7

Раздел I. Методологические основы социально-культурной деятельности

6

Раздел П. Методика и организация социально-культурной деятельности

11

Раздел III. Теория и технология культурно-досуговой деятельности

13

Раздел IV. Теория и история народной художественной культуры

15

Раздел V. Современная культурная политика

19

Раздел VI. Управление и экономика социально-культурной сферы


19

Учебно-методическое обеспечение подготовки к кандидатскому экзамену


22

Примерный перечень вопросов для подготовки к кандидатскому экзамену

44


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кандидатский экзамен по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров, обучающихся в аспирантуре вуза искусств и культуры. Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний аспирантов и уровень их подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе в избранной области теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы-минимум, разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями и утверждаемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, и дополнительной программы, разрабатываемой соответствующей кафедрой (отделом, сектором, лабораторией).

Дополнительная программа кандидатского экзамена по спе­циальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности подготовлена профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры в соответствии с:

федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

паспортом специальности научных работников 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности;

программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, утверждённой приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г.;

учебным планом по основной образовательной программе (аспирантура) научной специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, утверждённым Учёным советом Орловского государственного института искусств и культуры (протокол № 2 от 19.09.2011 г.).



Дополнительная программа кандидатского экзамена по спе­циальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной деятельности с учётом дополнительных для данной научной специальности сведений, специфики подготовки аспирантов и области выполняемых ими научных исследований на базе Орловского государственного института искусств и культуры. Составители отдельных разделов дополнительной программы:

«Методологические основы социально-культурной деятельности» – Н.Н. Ярошенко, доктор педагогических наук, профессор;

«Методика и организация социально-культурной деятельности» – Е.В. Домаренко, зав. кафедрой социально-культурной деятельности, доцент;

«Теория и технология культурно-досуговой деятельности» – О.В. Степанченко, кандидат педагогических наук, доцент;

«Теория и история народной художественной культуры» – В.М. Гапоненко, кандидат педагогических наук, профессор;

«Современная культурная политика» – Л.Н. Орлова, кандидат политических наук, доцент;

«Управление и экономика социально-культурной сферы» – Е.Ю. Рейнбах, кандидат экономических наук, доцент.

Кандидатский экзамен по специальности должен выявить уровень научной и профессиональной подготовки аспиранта в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности; знание им общих концепций и методологических вопросов данной науки, истории ее формирования и развития, фактического материала, основных проблем теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Экзаменуемый должен знать основную литературу по специальности и продемонстрировать степень владения методологией и методами научных исследований в избранной научной области.

В то же время объем знаний, который должен показать аспирант на экзамене, не ограничивается кругом вопросов, обозначенных в программе. Экзаменуемый обязан свободно владеть материалом по теме своей диссертации сверх программы, знать теорию, историю, современное состояние и проблематику исследуемой темы, а также показать знание новой, не успевшей войти в программу, литературы по всему кругу программных вопросов.
ПОРЯДОК ПРИЁМА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок организации приёма кандидатского экзамена определён Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814 (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), Положением об аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры, утверждённым Учёным советом (протокол № 3 от 29 ноября 2006 г.).

Кандидатские экзамены в Орловском государственном институте искусств и культуры принимаются в период сессии, сроки и продолжительность которой устанавливаются приказом ректора. В случае представления аспирантом диссертационной работы в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть принят вне сроков сессии, о чём организация, принимающая кандидатские экзамены, уведомляет экзаменующегося с указанием времени и места проведения экзаменов.

Комиссия по приёму кандидатского экзамена организуется под председательством ректора (проректора) вуза. Члены приёмной комиссии назначаются её председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов. Комиссия правомочна принимать экзамен, если в ее заседании участвуют не менее двух специалистов, в том числе один доктор наук.

По усмотрению экзаменаци­онной комиссии кандидатский экзамен может производиться по билетам или без билетов. Экзаменуемому разрешается пользоваться программой кандидат­ского минимума по специальности. Для подготовки ответа аспиранту выдаются экза­менационные листы, которые сохраняются после сдачи экзамена в течение года.

По решению экзаменационной комиссии экзамен по специаль­ной дисциплине, в зависимости от объема материала и разделов науки, может проводиться в два-три приема с проставлением общей оценки. Уровень знаний аспиранта оценивается по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Аспирантом может быть в десятидневный срок подано заявление ректору о несогласии с решением экзаменационной комиссии об оценке своего ответа на кандидатском экзамене. Но, поскольку повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается, возможность переэкзаменовки будет предоставлена аспиранту через год.

В случае неявки аспиранта на кандидатский экзамен по уважительной при­чине он может быть допущен к его сдаче в течение текущей сессии.

На каждого аспиранта заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные экзаменуемому членами комиссии. Протокол приема кандидатского экзамена подписывается теми членами комиссии, которые присутствовали на экзамене, с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности и специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий после утверждения ректором высшего учебного заведения хранятся по месту сдачи кандидатских экзаменов.

Сдача кандидатского экзамена подтверждается удостоверением по форме, установленной ВАК Российской Федерации. Если этот экзамен был последним, то по месту его сдачи представленное аспирантом удостоверение о сданных предыдущих экзаменах заменяется на единое удостоверение.
Содержание дополнительной программы кандидатского экзамена

по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Теория социально-культурной деятельности и ее место в системе научных знаний

Исторический контекст социально-культурной деятельности как научной теории. Исходные позиции понятия «социально-культурная деятельность». Понятие «социально-культурная деятельность» в трудах советских и зарубежных ученых.

Педагогический статус теории социально-культурной деятельности. Преемственность педагогической составляющей теории социально-культурной деятельности. Теория социально–культурной деятельности как система научных представлений о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга.

Теория социально-культурной деятельности как учебный предмет и научная дисциплина.

Место теории социально-культурной деятельности в системе педагогических наук. Содержание научной специальности 13.00.05 – «теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление, синтезирующее научные достижения педагогики, психологии, социологии, культурологии и других отраслей гуманитарного знания. Обусловленность научно-теоретических достижений социально-культурной деятельности уровнем развития гуманитарного знания и конкретными социально-культурными условиями. Институциональная организация теории социально-культурной деятельности. Основные направления научных исследований. Организационная основа педагогических исследований функционирования теории социально-культурной деятельности.

Специфика объекта и предмета, методов и границ теории социально-культурной деятельности. Предметная область теории социально-культурной деятельности, объединяющая социально-культурное содержание различных видов деятельности человека в сфере свободного времени. Специфический объект теории социально-культурной деятельности – культурно обусловленные аспекты жизнедеятельности человека, использование социокультурных и социопедагогических методов воздействия на поведение человека, оптимизация духовного развития различных социальных групп, выделяемых по возрастному, гендерному, региональному, этническому, религиозному, экономическому и политическому признакам. Предмет теории социально-культурной деятельности – наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Основные источники формирования теории: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.

Структурный состав теории социально-культурной деятельности: совокупность научно достоверных фактов; понятийный аппарат; система выявленных закономерностей; исходные принципы; общепринятые типологии явлений, характерных для истории и современной практики. Механизм построения теоретического знания. Анализ операций по развертыванию его содержания. Развитие теории как активная переработка эмпирической информации и оформление собственно теоретических выводов. Теоретические закономерности, формулируемые на основе опытных данных, и закономерности, выводимые путем мыслительных действий с идеализированным объектом. Соотношение в теории описательных и формализованных элементов.

Взаимосвязи и взаимоотношения социально-культурной теории, методики и практики. Роль и место теории в преобразовании социокультурной сферы.


Тема 2. Сущность и научный статус методологии социально–культурной деятельности

Методология как обоснование научного поиска, которое опирается на фундаментальные философские и общенаучные идеи, методы и принципы и обеспечивает взаимосвязь онтологического и гносеологического аспектов научного познания (В.А. Лекторский, В.Н. Порус, В.И. Купцов, Б.Г. Юдин и др.). Состав методологии: научные проблемы; научные понятия и категории; научные методы и подходы к познанию; познавательные процедуры; теории, гипотезы, концепции и дисциплины; научные принципы и законы; научная картина мира.

Методология социально-культурной деятельности как система принципов и способов организации и построения теории и практики социально-культурного воспитания. Предмет методологии – теория социально-культурная деятельности как наука, как самостоятельная система знаний, обоснование процесса и результатов исследования педагогических явлений в социально-культурной сфере. Предмет теории социально-культурной деятельности – целенаправленный воспитательный процесс, который выстраивается в условиях социально-культурной деятельности.

Структура методологии теории социально-культурной деятельности: общенаучная методология (общефилософская методология); методология педагогики как интегративной науки (объединяющей несколько специальных, генетически близких частнонаучных дисциплин); методология специальной научной теории.

Ценностно-целевой, инструментально-теоретический и технологический уровни в структуре методологии.
Тема 3. Возникновение и развитие теории социально-культурной деятельности

Выделение теории клуба в самостоятельную науку. Традиционные представления о генезисе теории социально-культурной деятельности, их кумулятивный характер. Внешняя обусловленность возникновения теории культурно-просветительной работы в трудах советских ученых. Периодизация В.В. Туева.

Методологические предпосылки формирования теории социально–культурной деятельности. Обусловленность возникновения теории культурно-просветительной работы процессами внутренней динамики педагогического знания. Структура познавательного процесса А.С. Майданова и её экстраполяция на процесс становления теории социально-культурной деятельности.

Парадигмальный контекст теории социально-культурной деятельности. Понятие «парадигма» в социально-культурном исследовании. Структура парадигм социально-культурной деятельности. Мультипарадигмальный характер теории социально-культурной деятельности.

Педагогический характер парадигм социально-культурной деятельности. Периодизация теории социально-культурной деятельности Н.Н. Ярошенко: первый период (конец XIX – первая треть XX века) – парадигма частной инициативы; второй период (1930-е годы – середина 1980-х годов) – парадигма педагогического воздействия; третий период (с 1990-х годов) – парадигма социальной активности личности в социально-культурной сфере. Педагогические факты как основа хронологии этапов в развитии теории социально-культурной деятельности. Взаимосвязь общенаучных методологических парадигм и парадигм социально-культурного воспитания.
Тема 4. Парадигма частной инициативы

Становление теории внешкольного образования. Формирование обобщающей педагогической теории внешкольного образования. Влияние философии, антропологии, психологии, психофизиологии и других наук на процесс формирования педагогической теории внешкольного образования. Становление теории развития личности как общей концептуальной основы большинства прогрессивных педагогических начинаний конца XIX – начала XX века. Конкретизация данной установки на уровне теории внешкольного воспитания в научной парадигме частной инициативы. Частная инициатива – значимый источник организационного и смыслового наполнения социокультурной деятельности в России конца XIX – начала XX веков.

Ценностно-смысловое ядро педагогической парадигмы частной инициативы. Влияние неокантианской философии на становление отечественной теории внешкольного воспитания. Черты неокантианства на специально-научном уроне педагогики. Концепция социальной педагогики Пауля Напорта. Отражение идей неокантианства в работах С.И. Гессена. Методологическое обоснование принципа частной инициативы в трудах педагогов внешкольного образования. Формирование теоретической основы современной социально-культурной деятельности. Дифференциация и синтез педагогического знания. Этап формирования предпосылочного знания о предмете, сущности, методах и формах внешкольной работы. Слабость взаимосвязи генезиса теории внешкольного образования с практикой ее реализации. Принцип частной инициативы в практике внешкольного образования.

Тема 5. Парадигма педагогического воздействия

Общественно-политические процессы 1920-1940-х гг. Реформирование системы внешкольного образования. Первый съезд по внешкольному образованию (1919 г.). Тенденции политизации внешкольной работы, переход к системе политпросветработы.

Научно-исследовательская работа по проблемам внешкольного образования и политико-просветительной работы в научных институтах, вузах Москвы, Петрограда-Ленинграда и др. Издание специализированных научных журналов и публикация книг по внешкольному образованию. Создание сети учебных заведений по подготовке кадров, научно-исследовательских учреждений. Разработка методологии теории политпросветработы. Философско-педагогические дискуссии по проблемам политического просвещения.

Создание советской системы политико-просветительной работы. Отказ от парадигмы частной инициативы, формирование теории политико-просветительной работы (1920-1930 гг.). Вклад Е.Н. Медынского в разработку теории внешкольного образования и политико-просветительной работы и их современная оценка. Методология политико-просветительной работы в трудах В.А. Зеленко и их современная оценка.

Осмысление процесса закономерностей становления и функционирования теории культурно-просветительной, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности в научной литературе. Отражение проблемы развития теории в соответствующих разделах учебников по клубоведению, подготовленных отдельными авторами и авторскими коллективами в 1970-1980 гг. (Ю.А. Стрельцов и А.В. Сасыхов; В.А. Ковшаров, Н.П. Скрыпнев, А.Г. Соломоник; С.И. Иконникова, В.И. Чепелев и др.). Рассотрение процесса становления и функционирования научной теории культурно-просветительной деятельности в диссертационных исследованиях 1980-1990 годов (В.Е. Триодин «Теоретические основы воспитательной деятельности советских клубов, 1985; Ю.А. Стрельцов «Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов», 1989).
Тема 6. Парадигма социальной активности личности

Современный этап развития теории социально-культурной деятельности. Формирование новых приоритетов развития научного знания. Феноменология социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. Примеры «социологических» (А.В. Соколов), «культурологических» (М.А. Ариарский и др.), «педагогических» (Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин) определений социально-культурной деятельности. Определения с позиций педагогической антропологии (В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко).

Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований, реализуемых в деятельности научных школ и отдельных исследователей. Основные научные школы в современной теории социально-культурной деятельности. Авторские подходы в теории социально-культурной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Организационно-методическая структура деятельности учреждений культуры

Методика социально-культурной деятельности как механизм реализации теории в практическую деятельность учреждений культуры. Цели деятельности учреждения культуры как конкретизации функции социально-культурной деятельности. Цель как идеальная модель и проектируемый результат деятельности учреждения культуры. Осознание цели как важнейший фактор определения направления деятельности учреждения культуры. Основные требования к определению целей деятельности учреждений культуры.

Закономерности функционирования общей методики социально-культурной деятельности. Особенности частных методик социально-культурной деятельности. Особенности специальной методики социально-культурной деятельности. Основы взаимодействия общих, частных и специальных методик в деятельности учреждений культуры. Организационная деятельность как процесс оптимального упорядочения всех составных элементов деятельности учреждения культуры.

Объективные основы планирования деятельности учреждений культуры. Условия и источники планирования. Методика разработки планов учреждений культуры в современных условиях. Методика социально-культурной деятельности как творческий процесс, функционирующий в определенных организационно-педагогических условиях. Общность целей и тождественность задач методики и организации социально-культурной деятельности. Прямая и опосредованная зависимость взаимосвязи организации и методики социально-культурной деятельности от целей, потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, психологических установок аудитории, от соотношения педагогического воздействия и общественной инициативы людей. Синтез организации и методики – основополагающий признак технологии социально-культурной деятельности, базирующейся на совокупности экономических, социально-педагогических и личностных факторов, интегрируемых в тесном взаимодействии.

Методика социально-культурной деятельности как процесс определения целей, средств, методов и форм социально-культурной деятельности.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница