ISSN 1812-9498. ÂÅÑÒÍÈÊ ÀÃÒÓ. 2008. № 4 (45) 210
ББК 74.202
Е. С. Ермачкова ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÀß ÏÎÄÄÅÐÆÊÀ ÏÐÎÖÅÑÑÀ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÑÀÌÎÎÏÐÅÄÅËÅÍÈß Ó×ÀÙÈÕÑß По прогнозам экспертов, в
ближайшее десятилетие на рынке труда основными тенден- циями будут следующие: повышение требований к образованию работников; востребованность специалистов «на стыке профессий»; наличие у специалиста уникальных знаний и умений.
Реальность постиндустриальной эпохи диктует необходимость перехода от коллективизма к ярким индивидуальностям, от знание-центрированного подхода в обучении к личностно- ориентированному. В
настоящее время разрабатываются различные подходы к обучению, ори- ентированные на индивидуализацию образовательного процесса, на формирование у подростка потребности занять внутреннюю позицию взрослого человека, и один из таких подходов – профильное обучение.
Важнейшее направление работы психолога в
системе профильной школы – помощь под- росткам в их профессиональном и личностном самоопределении, прояснении и выстраивании временной перспективы и формировании индивидуальной траектории образования.
Теоретическое осмысление данной проблемы невозможно без понимания сущности основ- ных понятий. Самоопределение понимается нами как сознательный выбор, выявление и утвер- ждение личностью своей позиции в
проблемных ситуациях.
Смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою инди- видуальную жизненную стратегию, в умении постоянно переосмысливать собственную сущ- ность [1]. Сущность самоопределения – поиск и нахождение личностного смысла в
выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой деятельности, а также в самом процессе самоопределения [2].
Способность к самоопределению – неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие прин- ципы и
способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и др.).
Принципы самоопределения:
−
признание наличия определенных задатков и способностей, составляющих основу индивидуальности человека;
−
в процессе самоопределения закладываются основания для понимания своей индиви- дуальности, для личностного роста;
−
необходимость развития базовых универсальных способностей в процессе самоопределения;
−
процесс самоопределения строится на базе активной деятельности человека с
учетом его индивидуальных способностей, опыта и возрастных особенностей [3].
Самоопределение – это процесс, который начинается с осознания человеком себя как личности и проходит практически через всю его сознательную жизнь, т. е. является непрерыв- ным. Именно поэтому профессиональное самоопределение – только часть этого процесса. Для успешной реализации задач профессионального самоопределения учащиеся нуждаются в опреде- ленных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях [4].
Необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с
требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.
Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения как для ученика, так и для учителя. В первую очередь это происходит потому, что ставит перед каждым учащимся
проблему выбора профиля обучения, и потому, что приводит к необходимости изме- нения структуры и содержания учебного процесса.
Суть этих изменений состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обу- чению, которое рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учени- ков [5]. В
знании присутствует некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазви- тию личности, процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.
Смысл же производится субъектом познания тогда, когда созданы необходимые условия для включения его личностных структур, которые регулируют, управляют, развивают мысли- тельную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценно- стям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей [6].