Е. С. Балабанова Социологический анализ современных социальных процессов, феноменов массового сознания, стратегий социально-экономического поведения населения предполагает обращение к теоретическому и методологическом



Скачать 118,5 Kb.
страница1/9
Дата06.10.2019
Размер118,5 Kb.
#79146
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Опубликовано:
Балабанова Е.С. Теории «зависимой личности»: возможности социологической интерпретации // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. 7. Вып. 4 (28). С. 94-103.

Теории «зависимой личности»:

возможности социологической интерпретации
Е.С. Балабанова

Социологический анализ современных социальных процессов, феноменов массового сознания, стратегий социально-экономического поведения населения предполагает обращение к теоретическому и методологическому багажу психологических наук, позволяя более четко операционализировать понятия установок и мотивов поведения социальных акторов, обогащая интерпретационные возможности социолога. Весьма плодотворно использование в социологических исследованиях, например, понятий «активности / пассивности»1, «оптимизма / пессимизма»2 личности, «совладающего поведения»3. Работая над изучением зависимости как экономического и социально-психологического феномена4, я обнаружила значительный аналитический потенциал теорий «зависимой личности» (dependent personality) – подхода к изучению зависимости как индивидуально-личностной характеристики человека.

За рубежом проблема зависимой личности в течение последних десятилетий была целым направлением исследований в области психологии развития, клинической психологии, психиатрии. Так, с конца 1940-х до начала 1990-х годов было разработано более 35 методик объективного и проективного измерения зависимости и опубликовано более 500 эмпирических исследований зависимой личности, причем наибольший интерес был зафиксирован именно в последние годы. Результаты этих исследований находят свое применение в практике медицинской и психологической помощи, а также в коррекции поведения учащихся и участников социальных программ5.

Ключевым в этой группе теорий является разграничение между «нормальной» и «патологической» зависимостью. В первом случае имеется в виду зависимость, возникающая в контексте конкретной ситуации, и в этом смысле она является повсеместным психологическим феноменом – каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами, в решении которых он так или иначе рассчитывает на помощь других людей. Объектом же изучения психологов является зависимость второго типа – как психологическая доминанта личности. «Нормальная» для ребенка, зависимость взрослых квалифицируется как социальная и личностная «незрелость», а в 1980 году Американская психиатрическая ассоциация кодифицировала «синдром зависимой личности» (Dependent Personality Disorder) как психическое нарушение6.

Исследования зависимости в психологии ведутся по двум основным направлениям. В первом случае объектом внимания является зависимость как индивидуальная переменная – когнитивные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие характеристики зависимой личности. При этом зависимость определяется как «комплекс мыслей, верований, чувств, поведения, которые вращаются вокруг потребности принадлежать группе, совместно действовать и полагаться на значимых других людей» или «мотивационная привычка всецело полагаться на других, в том числе в тех ситуациях, в которых зависимость не является необходимой»7. Во втором в фокусе внимания находятся межличностные трансакции внутри социальных групп, создающие эффект «социальной зависимости». Последняя определяется как «ситуация, в которой один человек обладает ресурсами или контролирует их, а другой испытывает потребность в этих ресурсах»8 или «отношение с реальным или идеальным существом, объектом, группой или институтом, которое включает в большей или меньшей степени принятое принуждение и которое связано с удовлетворением потребности»9. Такой подход различает «паразитическую» (выгодна только зависимому) и «симбиотическую» (выгодна обеим сторонам) зависимость и, помимо рассмотрения идентичности зависимого, выясняет также идентичность провайдера и особенности обеспечиваемого объекта. Здесь и определение зависимости, и предмет исследования практически смыкаются с подходами теории социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау, Р. Эмерсона10.

Интегральная модель зависимости была предложена Р. Борнштейном11. Ее ключевыми компонентами являются: 1) генезис зависимой личности; 2) взаимосвязанные когнитивные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие характеристики зависимой личности; 3) позитивные и негативные последствия взаимодействия зависимой личности со своим окружением. Кратко суммируем результаты эмпирических исследований зависимости, следуя этой схеме.




Каталог: data -> 673 -> 927 -> 1240
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Ежова татьяна Владимировна проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
1240 -> Е. С. Балабанова Социологический анализ современных социальных процессов, феноменов массового сознания, стратегий социально-экономического поведения населения предполагает обращение к теоретическому и методологическом

Скачать 118,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница