Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова План комплексного анализа регионального



Скачать 35.86 Kb.
Дата21.05.2016
Размер35.86 Kb.
Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова

План комплексного анализа регионального
учебника истории

      1. Название учебника, его авторы, выходные данные.


      2. Ступень образования, для которой подготовлен учебник (начальная, основная, средняя).
      3. Класс (классы), которому адресовано учебное пособие.
      4. Вид общеобразовательного учреждения и занятий, рекомендованный для работы с учебником.
      5. Уровень/уровни регионального пространства, представленные в названии и содержании учебника, его/их обоснование.
      6. Хронологические рамки содержания регионального учебника и соотношение с периодизацией федеральных курсов отечественной и всемирной истории.
      7. Является ли данное пособие самостоятельным и законченным или оно — часть учебного комплекта по региональной истории?
      8. Как данный учебник (УМК) соответствует региональной концепции НРК исторического образования?
      9. Вводный текст: 
      — В чем авторы учебника видят смысл и ценность изучения региональной истории?
      — В чем они видят своеобразие исторического прошлого своего края? На какие аспекты истории региона обращают особое внимание? Чем его мотивируют?
      — Каковы, по замыслу авторов, методические особенности данной книги и способы работы с нею?
      10. Аппарат ориентировки (оглавление): 
      — Где расположено оглавление: в начале или в конце книги? Насколько это удобно ученикам и преподавателям?
      — Как, судя по оглавлению, структурировано содержание (части, разделы, главы, параграфы)? Какие сигналы-символы использованы для ориентировки учащихся в структуре основного текста?
      — Какой принцип изложения учебного исторического материала использован авторами учебника (линейно-хронологический, социологический, проблемно-тематический и др.)?
      — В каком контексте (макрорегиональном, общероссийском, мировом) излагается региональное прошлое? С чем это связано?
      — Какие темы (разделы, параграфы) особенно ярко отражают региональное своеобразие, новизну авторских замыслов и подходов?
      11. Основной текст: 
      — В какой форме (монолог, диалог) организовано изложение? Насколько это эффективно и соответствует декларируемой во введении цели учебного пособия по истории?
      — Какие приемы изложения используют авторы (описание, повествование, объяснение, проблемное изложение, творческие приемы)? Насколько они эффективны в реализации целей современного исторического образования в целом и на региональном уровне в частности?
      — Каковы критерии отбора исторических фактов для конструирования содержания учебника? На какие цели и ценности регионального образования эти критерии ориентированы?
      — Нет ли в основном тексте высказываний, подчеркивающих превосходство одного народа над другими; уникальность и особую значимость региона в истории страны, мира; других примеров национализма, самоизоляции, «регионального тщеславия»?
      — Какие группы регионального сообщества представлены в учебнике «субъектами истории», создателями и наследниками его культуры? Как это согласуется с поликультурным характером региональной истории и культуры?
      — Как авторы учебника формируют у школьников уважение к истории и культуре народов, населяющих регион, и народов сопредельных стран?
      — Отличается ли основной текст информационной избыточностью? Как выделен основной и дополнительный материалы? С какой целью авторы расширяют объем регионального учебника за счет дополнительных материалов?
      — В каком функциональном отношении к содержанию федеральных курсов отечественной и всемирной истории находится основной текст регионального учебника (дополняет, конкретизирует ФК / интегрирует регион в более масштабное пространство / подчеркивает особенности региона и т. д.)?
      12. Дополнительный текст: 
      — Какую роль, по замыслу авторов, этот компонент играет в учебнике?
      — Какими видами источников он представлен (познавательными; научно-популярными; документальными; произведениями народного творчества)?
      — В какой мере, подбирая дополнительные тексты (документы), авторам удалось показать себя объективными и толерантными исследователями, отразить поликультурный характер регионального наследия?
      13. Иллюстративный материал: 
      — Какие виды иллюстраций представлены в учебнике (изобразительные, условно-графические)? Каково соотношение двух основных видов иллюстративного материала в учебнике? С чем это связано?
      — Как в наглядном оформлении учебника используются фонды региональных музеев, архивов, библиотек, сохранившиеся в регионе исторические достопримечательности?
      — Какие функции выполняют иллюстрации в региональном учебнике? Как они связаны с целями регионального курса истории и учебного пособия / с основным и дополнительным текстами учебника, познавательными заданиями?
      14. Методический аппарат: 
      — В какой системе представлены вопросы и задания (перед текстом главы, параграфа — внутри параграфа — в конце параграфа, главы; к иллюстрациям, к документам; к другим компонентам учебной книги)?
      — К каким видам относятся вопросы и задания учебника и с какими уровнями познавательной деятельности они соотносятся?
      — Что в содержании учебника актуализирует вопросы и задания в качестве приоритетных результатов исторического образования на региональном уровне: знание хронологии, картографии, фактографии, персоналий, теоретических положений (понятия, причины, следствия, теоретические выводы); умения хронологические, картографические, логические (сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать и т. д.), образные, оценочные, поисковые, коммуникативные; ценностное отношение к фактам регионального прошлого и настоящего, формирование собственного мнения; самоидентификация и самореализация личности школьника в социокультурном пространстве многоуровневого региона; воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности и др.
      15. Другие компоненты учебника, их функциональная характеристика и оценка с точки зрения современных целей исторического образования и данного учебного пособия.
      16. Программно-методическое сопровождение регионального учебника.
      17. Общий оценочный вывод о парадигмальных основах регионального учебника истории.

Памятка рецензента

 (требования к учебной книге по истории 


для общеобразовательных учреждений)

      При экспертизе учебной книги по истории, претендующей на федеральный статус, рецензенту, помимо общедидактических параметров рукописи, необходимо учитывать следующие специфические требования жанра учебной литературы по истории:


      — четкое представление автора о месте своего учебника (пособия для учащихся) в структуре исторического образования в школе, другом общеобразовательном учреждении, а также о познавательных возможностях и интересах учащихся возрастной группы, для которой предназначена данная книга;
      — наличие основного текста, построенного на основе авторской концепции курса, которая не должна противоречить общим целям школьного исторического образования, национальным российским ценностям и приоритетам образования в целом;
      — авторский текст должен целостно, научно, объективно раскрывать историческое прошлое и вместе с тем иметь образный характер, пробуждать у учащихся яркие образы исторической эпохи, стимулировать собственные размышления над стилем авторского изложения, его логикой, вопросами и заданиями;
      — соблюдение структуры учебного текста, оформленного (структурированного) по разделам, главам, параграфам с равномерным объемом структурных единиц (параграфов) учебной книги, соответствующим познавательным возможностям учащихся определенного возраста;
      — четкое представление автора о концептуальной принадлежности данной учебной книги к тому или иному методологическому направлению (например, государственно-патриотическому, гражданско-патриотическому, либеральному и др.), концептуальная целостность данной книги;
      — структурная целостность и проектируемая завершенность по вертикали и горизонтали учебно-методического комплекса, частью которого должна стать предлагаемая учебная книга;
      — многоуровневый и разнообразный методический аппарат, предполагающий включение всех элементов учебной книги;
      — сбалансированное и продуктивное включение в основной текст учебной книги дополнительных и иллюстративных материалов, пояснительных текстов, справочных, словарных, библиографических и других вспомогательных разделов;
      — максимальное использование справочно-методического аппарата для эффективной работы с учебной книгой, для развития умений самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой;
      — использование разных видов и типов исторических источников в качестве основы для познавательной деятельности.
      При экспертизе рукописи, претендующей на федеральный статус, рецензенту необходимо учитывать общедидактические и специфические требования жанра учебной книги по истории.
      К общедидактическим критериям можно отнести:
      а) критерии, характеризующие место учебной книги в содержании общего образования: 
      — место в существующей системе учебной литературы по данной проблематике, обеспечение преемственности в рамках дисциплины, учебного курса;
      — четкий адрес, предназначенность для определенного вида и типа общеобразовательного учреждения, конкретной возрастной группы учащихся;
      б) критерии, характеризующие содержательный и методический уровень представленной рукописи: 
      — ориентация на усвоение учащимися обязательного минимума содержания данного курса;
      — научность изложения материала, корректность формулировок;
      — научная строгость и доступность вводимых понятий;
      — степень оригинальности рукописи;
      — характер изложения материала (язык и стиль изложения, потенциальная возможность пробудить интерес к предмету, опора на социальный опыт учащихся);
      — наличие современного методического аппарата;
      — наличие общей схемы иллюстрирования книги, соответствие предполагаемого иллюстративного материала структуре, содержанию и особенностям книги;
      — соответствие возрастным особенностям учащихся;
      — обеспечение возможности для дифференциации обучения;
      — обеспечение возможности для самостоятельной работы учащихся на основе данной книги;
      — необходимость дополнительной переподготовки учителей для внедрения данной учебной книги.
      К специфическим критериям можно отнести:
      — четкое представление автора о месте своего учебника (пособия для учащихся) в структуре исторического образования в школе, другом общеобразовательном учреждении, а также о познавательных возможностях и интересах учащихся возрастной группы, для которой предназначена данная книга; об историческом образовании, о национальных российских ценностях и приоритетах образования в целом;
      — авторский текст должен целостно, научно, объективно раскрывать историческое прошлое и вместе с тем иметь образный характер, пробуждать у учащихся яркие образы исторической эпохи, стимулировать собственные размышления над стилем авторского изложения, его логикой, вопросами и заданиями;
      — соблюдение структуры учебного текста, оформленного (структурированного) по разделам, главам, параграфам с равномерным объемом структурных единиц (параграфов) учебной книги, соответствующим познавательным возможностям учащихся определенного возраста;
      — четкое представление автора о концептуальной принадлежности данной учебной книги к тому или иному методологическому направлению (например, государственно-патриотическому, гражданско-патриотическому, либеральному и др.), концептуальная целостность данной книги;
      — структурная целостность и проектируемая завершенность по вертикали и горизонтали учебно-методического комплекса, частью которого должна стать предлагаемая учебная книга;
      — многоуровневый и разнообразный методический аппарат, предполагающий включение всех элементов учебной книги;
      — сбалансированное и продуктивное включение в основной текст учебной книги дополнительных и иллюстративных материалов, пояснительных текстов, справочных, словарных, библиографических и других вспомогательных разделов;
      — максимальное использование справочно-методического аппарата для эффективной работы с учебной книгой, для развития умений самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой;
      — использование разных видов и типов исторических источников в качестве основы для познавательной деятельности.

Приложение 4



Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова

Список научно-педагогической
и учебно-методической литературы по проблемам
 
проектирования и реализации
Р(НР)К ГОС общего исторического образования

      1. Абдулатипов Р. Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях / Р. Г. Абдулатипов. — М., 2005.


      2. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации / Е. Е. Вяземский. — М., 2005.
      3. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. — М., 1998.
      4. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): статьи и материалы / Е. П. Жирков. — М.: Просвещение, 1992.
      5. Историческое образование в Европе: 10 лет сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы. — Совет Европы, 2006.
      6. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, И. Н. Ионов, М. В. Короткова. — М., 2002.
      7. Изучение региональной истории в школе // Историческое образование в современной школе. — 2004. — № 3.
      8. Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации (региональный компонент: теория и практика): республиканская научно-практическая конференция. — Новосибирск, 2000.
      9. Касимов: город и человек: народный учебник. Экспериментальное учебное пособие (региональный компонент содержания образования) для учащихся старших классов. — М., 1999.
      10. Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания / С. И. Козленко. — М., 2000.
      11. Лебедев О. Е. Управление процессом формирования региональных образовательных стандартов / О. Е. Лебедев // Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. — СПб., 1995. — С. 27—30.
      12. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования / Под ред. М. Н. Кузьмина. — М., 2003.
      13. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области). — Архангельск, 1994.
      14. Новичков В. Б. Концепция формирования содержания регионального учебного курса / В. Б. Новичков. — М., 1998.
      15. Преподавание истории в поликультурном обществе и пограничных территориях: Материалы международного семинара. — Хабаровск, 1999.
      16. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий / Под ред. Н. М. Ланковой. — М., 2001.
      17. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. — Ульяновск, 1998.
      18. Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов. — М., 2000.
      19. Рыжаков М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжаков. — М., 1999.
      20. Сейненский А. Гражданин школы, города, страны. Историческое краеведение в современной школе / А. Сейненский // История. — 2007. — № 12.
      21. Содержание образования в полиэтничной России в современных условиях: материалы международной конференции. — М., 2003.
      22. Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России: материалы всероссийской конференции. — М., 2003.
      23. Стрелова  О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования / О. Ю. Стрелова. — М., 2001.
      24. Стрелова О. Ю. Основы проектирования содержания национально-регионального компонента высшего педагогического образования: учебно-методическое пособие / О. Ю. Стрелова. — Хабаровск, 2003.
      25. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования: вопросы разработки и внедрения / О. Ю. Стрелова. — Хабаровск, 2003.
      26. Стрелова О. Ю. Учебники истории: старт в новый век / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. — М.: Просвещение, 2006.
      27. Судаков В. В. Стандарты общего среднего образования в регионах Российской Федерации / В. В. Судаков. — М., 1999.
      28. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2 кн. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. — М., 1998.
      29. Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов. — Якутск, 1996.
      30. Фокеева И. М. Национально-региональный компонент исторического образования: методическое пособие для учителя / И. М. Фокеева. — Казань, 2003.
      31. Харисов Ф.  Ф. Этнорегиональное образование: теория и практика / Ф. Ф. Харисов. — М., 2007.
      32. Харисов Ф. Ф. Региональная система образования: состояние и стратегия эволюции / Ф. Ф. Харисов. — М., 2005.
      33. After the Wall: History Teaching in Europe since 1989. — Korber stiftung, 2003.
      34. Pingel F. The European home: representations of 20th century Europe in history textbooks. — Council of Europe Publishing, 2000.
      35. Slater J. Teaching History in the New Europe. — CASSELL, 1995.
      36. The Teaching of History in Contemporary Russia. — Tel Aviv University, 1999.
      37. The State of History Education in Europe. — Korber stiftung, 1998.
      Материалы международных семинаров Минобразования РФ и Совета Европы: 
      1. Преподавание национальной истории в Российской Федерации: соотношение между местной, региональной и национальной историей в многонациональном государстве (Новгород Великий, 1997 г.).
      2. Новые подходы в преподавании истории в средних школах в региональном контексте в рамках проекта «Тбилисская инициатива» (Кисловодск, 2000 г.).
      3. Школьное историческое образование в Российской Федерации в аспекте сопряжения федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта (Москва, 2004 г.).
      4. Подготовка новых учебников по региональной истории в Российской Федерации (Москва, 2004 г.).
      5. Как отражать идею разнообразия и взаимодействия культур и межкультурный диалог в учебниках по региональной истории (Астрахань, 2005 г.).
      6. Новые подходы к подготовке учебников по региональной истории для современных школ Российской Федерации (Москва, 2005 г.).
      7. Как достичь равновесия в преподавании региональной, национальной и всемирной истории (Москва, 2006 г.).
      Периодические издания: 
      1. Преподавание истории в школе: научно-методический журнал.
      2. Преподавание истории и обществознания в школе: научно-методический журнал.
      3. Проблемы теории и методики обучения: научно-методический журнал.
      4. История и обществознание для школьников: журнал.
      5. История: научно-методическая газета: Приложение к газете «Первое сентября».
      6. Граждановедение: Приложение к «Учительской газете».
      Веб-сайты Министерства образования и науки РФ: 
      http://www.informika.ru/
      http://www.modern.ed.gov.ru/
      http://www.profile-edu.ru/
      http://www.ege.edu.ru/
      http://www.metodici.ru/ — материалы по методике преподавания различных учебных предметов.
      http://www.fio.ru/ — Федерация Интернет-образования (История).
      http://www.shpl.ru/ — Государственная публичная историческая библиотека России.
      http://www.facinghistorycampus.org/
      http://www.int-soc.-hist-didact.org/  — международное общество историков-дидактов.
      http://www.euroclio.org/ — ЕВРОКЛИО (Европейская ассоциация ассоциаций учителей истории).
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

      Аксиологический анализ учебника — анализ педагогической концепции и содержания учебной книги с точки зрения представленных в ней ценностных ориентиров и стереотипов.


      Аксиосфера культуры личности — целокупность — закономерно сложившаяся в истории культуры система конкретных форм ценностного отношения человека к миру (М. С. Каган).
      Баланс разноуровневых ценностей в содержании Р(НР)К ГОС по истории — оптимальное равновесие в ознакомлении учащихся, изучающих региональные курсы истории, с ценностями разных субъектов (групп субъектов) регионального сообщества.
      Геополитическая характеристика региона и аксиологическая интерпретация его особенностей — комплексный метод, взаимоувязывающий географические, природные, демографические, этнические, экономические, социально- и внешнеполитические, историко-культурные и другие условия в последовательной и всесторонней характеристике социокультурной среды региона. Аксиологическая интерпретация особенностей геополитического положения региона — выявление и педагогическое обоснование фактов историко-культурного прошлого и настоящего, которые целесообразно включить в содержание регионального (национально-регионального) компонента исторического образования, направленного на адаптацию-социализацию и культурацию личности школьника.
      Диалог культур (межкультурный диалог) — процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
      Идентичность 1 — наличие у индивида тех или иных культурных черт, которые позволяют отличать одного человека от другого; тождественность, принадлежность кого-то к чему-то, в частности принадлежность индивида к социальной, этнической, языковой, расовой, конфессиональной и т. п. группам. В структуру идентичности входят следующие компоненты: представления о себе и о «других», симпатии и антипатии, фобии (страхи), ценности, чувство гордости за свою страну и др.
      Инаковость — феномен, отражающий иное, отличное от других. Критерии инаковости связаны с пространством, верой, этничностью/национальностью, образом мыслей и поведения людей/групп общества.
      Инкультурация — процесс приобщения индивида к культуре, в процессе которого социальное содержание становится индивидуальным, социальные идеи как специальный опыт человечества становятся внутренними движущими силами поведения человека. В результате происходит становление человека как субъекта жизнедеятельности и культуротворчества.
      Интерсубъективность — в широком смысле общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. Понятие интерсубъективности задает образ социальной реальности, состоящий из множества «Я», каждое из которых не только уникально и неповторимо, но также субъективно и своевольно и хотя бы отчасти остается тайной для другого «Я» (В. Ф. Шаповалов).
      Информационная избыточность учебника — открытое и многоуровневое пространство различных текстов, составляющих содержание учебной книги и предрасположенных к вариативному использованию в процессе обучения истории.
      Информационная перегрузка учебника — перегрузка незначительными фактами, второстепенными датами, малознакомыми именами, сложными научными терминами, а также другие способы сделать учебную книгу скучной, монологичной, неинтересной читателю.
      Качество учебных изданий — соответствие их содержания современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта (например, в истории), уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
      Контактная зона — территория, где происходит взаимодействие носителей различных культур.
      Методические стратегии использования регионального учебника истории — искусство планирования и проведения вариативных уроков, основанное на научно-методическом анализе учебного материала, всестороннем прогнозировании результатов и педагогически обоснованном выборе оптимального решения.
      Многокультурность (поликультурализм, мультикультурализм) — признание и утверждение культурного плюрализма в качестве ключевого принципа организации общественной жизни, в соответствии с которым приветствуется культурное разнообразие и обеспечиваются механизмы его реализации. В современной науке термин «многокультурность» понимается в нескольких смыслах: как идеология (доктрина), дискурс (речь, от латинского слова «рассуждение») и как сфера политики и общественной практики.
      Многоперспективный подход к изучению истории — способ видения, изначальная установка на восприятие исторических событий, персоналий, процессов культуры и общества в различных перспективах.
      Национально-региональный компонент общего гуманитарного образования — часть содержания и процесса гуманитарного образования (в том числе общего исторического), в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации и культурации личности в условиях социокультурной среды своего региона. Отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. В каждой образовательной области на изучение регионального компонента содержания образования должно выделяться 10—15 процентов учебного времени.
      Нелинейный принцип работы с учебником — установка на использование разнообразных компонентов учебной книги как источников учебной информации в логике изучения проблемы/вопроса.
      Образ истории — живое, наглядное, материализованное (книга, скрижали, река, зеркало и т. п.) представление о миссии истории, о ее роли в жизни человека и человечества.
      Образовательное пространство — особым образом организованная образовательная среда.
      Поликультурное пространство — особым образом организованная и воспринимаемая индивидом среда, в которой он ощущает свою принадлежность ко многим культурам и в которой для него становится важным овладеть средствами диалогического взаимодействия (В. Б. Новичков).
      Полиэтничность — принцип организации и функционирования в регионах страны системы общеобразовательной школы с различным в языковом, культурном и духовном отношении полиэтническим составом учащихся (М. Н. Кузьмин).
      Региональная образовательная политика — политика субъекта Российской Федерации в области образования.
      Регионализация образования — учет в образовании духовных, этнических, экономических, социально-экологических особенностей регионов России.
      Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов (НРК ГОС) — часть содержания общего (школьного) образования. В Федеральном законе РФ «Об образовании» констатируется, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты стандартов, а национально-региональные компоненты стандартов определяют субъекты Российской Федерации. НРК ГОС обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Российской Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, технология).
      Стереотипы — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы и отдельным людям, как правило основанные на внешних, несущественных признаках и препятствующие адекватному отношению к ним.
      Субъекты ценностных отношений — носители определенных ценностных установок, сложившихся под влиянием социально-географических, этнокультурных, религиозных, политических и т. д. факторов.
      Толерантное отношение — признание многообразия культур и основанных на нем версий и оценок историко-культурных фактов как витальной ценности индивида и общества, понимание причин этого многообразия и в связи с этим лояльное, терпимое, уважительное восприятие иных, отличных от собственных мнений, верований, обычаев, взглядов, поведения и т. п.
      Учебно-методический комплекс — совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.
      Федеральный компонент ГОС общего образования — обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и обязателен для выполнения во всех общеобразовательных учреждениях, которые претендуют на получение государственной аккредитации. В статье 7 Федерального закона РФ «Об образовании» констатируется, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Министерством образования РФ разработан и утвержден федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2
      Ценностная ориентация — система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества; избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающаяся в поведении.
      Школьное историческое образование — социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостная открытая многофакторная и многоуровневая образовательная система, включающая ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.
      Экспертиза учебного издания — процедура, направленная на выяснение его качества. При этом под качеством учебных изданийпонимается соответствие их содержания современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта (например, в истории), уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
      Эмпатические упражнения — познавательные задания из группы творческих образных заданий, отличающиеся направленностью на реконструкцию школьниками чувств, эмоций, интересов, мотивов деятельности других людей (реальных или вымышленных исторических персонажей, своих современников, но представляющих иные культуры).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

      АПКиППРО — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.


      АТР — Азиатско-Тихоокеанский регион.
      ВИПКРО — Владивостокский институт повышения квалификации работников образования
      ВНИК — Временный научно-исследовательский коллектив.
      ГОС ОО — Государственный образовательный стандарт общего образования.
      ИПК — Институт повышения квалификации.
      ИСМО РАО — Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.
      КОУ — компонент образовательного учреждения.
      НРК ГОС — национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования.
      РАН — Российская академия наук.
      РАО — Российская академия образования.
      РК ГОС — региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования.
      Р(НР)К ГОС — региональный (национально-региональный) компонент Государственного образовательного стандарта общего образования.
      РПЦ МП — Русская православная церковь Московской патриархии.
      ФК ГОС — федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования.
1 Термин практически не употреблялся в советской педагогике.
2 См.: Приказ министра образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница