Е. А. Федюшина Основные ориентиры воспитания



Скачать 121.8 Kb.
Дата20.04.2016
Размер121.8 Kb.
МБОУ-Хотимль-Кузменковская СОШ
Руководитель методического объединения

классных руководителей

Е.А. Федюшина


Основные ориентиры воспитания
Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного  социума. Основанием для этого служат те глобальные изменения в мире, которые коснулись всего общества и самого человека в частности - его сознания, чувств, поведения. Кризисные явления ученые связывают не только с разрушением традиций народа и неудовлетворительными условиями жизни, но и с состоянием и качеством образования, а также важнейшей его составляющей - воспитания. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе Национальной доктрине образования  Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века. Именно воспитание призвано ответить на вопрос: как взрастить личность, готовую жить достойно и нравственно в таком сложном противоречивом мире.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В этом контексте главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти,  органы местного самоуправления,  профессионально-педагогическое сообщество,  научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Успешность таких намерений зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими  условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность,  способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. 

Таким образом, главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, реализации которых способствует современная модель образования до 2020 года, в рамках которой рассматривается создание:

• системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места  их проживания, состояния здоровья, социального положения;

• образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;

• системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

• инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

• прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах,

обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

• в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно – общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

• развитие вариативности образовательных программ.

На основе этих предложений подготовлен проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая предусматривает следующие направления развития общего образования.

1.      Обновление образовательных стандартов.

Ключевой идеей новых стандартов является определение требований к результатам образования и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса. Особое внимание в проектах стандартов нового поколения уделено необходимости формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучения. В значительной мере на формирование этих результатов направлена внеурочная деятельность школьников. Одним из положительных механизмов ее осуществления является ежемесячное стимулирование работы деятельности классных руководителей.  

2.      Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Работа с талантливыми, одаренными детьми требует разработки специальных индивидуальных образовательных программ и новых организационных форм поддержки. Очень важно, чтобы выявление одаренных детей и подростков стало составной частью рабочей

программы образовательных учреждений, направленной на познание индивидуальных особенностей (как сильных, так и слабых сторон) всех детей без исключения. Нельзя допустить, чтобы благие намерения реализации таких программ обернулись противопоставлением учащихся, имеющих более и менее высокие функциональные возможности, делением на «продвинутых» и тех, кто по разным причинам не попал в их число. Основной целью  программы выявления одаренных детей должно стать раскрытие потенциала (природного дарования, того, чем наделила природа) каждого ребенка. Только тогда ее реализация в образовательном учреждении окажет существенную помощь: педагогам в решении проблем индивидуализации обучения; родителям в построении взаимоотношений и планировании перспектив обучения ребенка; самому ребенку  в стремлении разобраться в себе, раскрыть содержание и степень своего дарования. Разработка и внедрение в практику подобных программ требует от администрации образовательного учреждения и педагогов соответствующей компетентности.

3.      Ключевая роль в школе принадлежит учителю, педагогу – чуткому, внимательному

и восприимчивому к интересам школьников, глубоко владеющему психолого – педагогическими знаниями и понимающему особенности развития детей, способному помочь им найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В данном контексте актуализируется задача совершенствования и развития профессионализма

педагога как воспитателя. Целесообразно говорить о создании уровневой модели обеспечения качества повышения квалификации педагогов города. Одним из важнейших качеств личности педагога в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» должна стать его потребность и способность к саморазвитию. Процесс саморазвития учителя в педагогической деятельности должен отражать его способность к самопознанию, пониманию собственных задач в каждой конкретной ситуации, определению адекватной линии поведения, анализу проблем, постановке целей.

4.      Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Необходимо сделать так, чтобы учиться в школе было увлекательно и интересно, чтобы она стала центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Принципиально важным для муниципальной системы образования является обозначенный в проекте «Наша новая школа» перечень мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры, включающий развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Формирование социально–педагогической инфраструктуры воспитания подрастающего поколения должно стать одним из приоритетных направлений образовательной политики города. Необходимо рассматривать социально – педагогическую инфраструктуру как возможность консолидации ресурсов, совокупность материальных и технических средств, организационных структур и условий, обеспечивающих с помощью внутреннего кадрового потенциала образовательную деятельность каждого конкретного образовательного учреждения города. 

5.      Здоровье школьника. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски в процессе обучения. Здоровьеформирующее образование, возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития и совершенствования сущностных сил ребенка, с условным выделением медицинского, психологического и педагогического направлений. Условность выделения направлений здоровьеформирующего образования проявляется в том, что только их единство во времени и образовательном пространстве позволяет говорить о формировании у ребенка здоровья как целостного медико-психолого-педагогического явления.

Проектом «Наша новая школа» обозначена чрезвычайно важная задача – усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося. В то же время недостаточная эффективность воспитательной работы в школе, обусловленная несогласованностью и нескоординированностью деятельности различных ведомств, инициирует разработку системы воспитания в муниципальном образовании, основанной на концепции становления и развития ценностных качеств личности ребенка.

Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, породила множество проблем в области системы воспитания. Сведенными к минимуму оказались воспитательные функции действующей системы образования, культуры, здравоохранения, средств массовой информации. Следствием этого явилось разрушение совокупности ценностей, присущих обществу с точки зрения развития личности, семьи и государства; сегодня наблюдается отсутствие согласованности целей воспитания в разных социальных группах - обществе, семье, образовательном учреждении и обеспокоенность тем, что хорошее воспитание не рассматривается значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни, создания широких возможностей для развития интеллектуально – духовной сферы человека, его внутреннего потенциала;  воспитание сегодня не в полной мере способно отвечать на вызовы современного мира; доминирует в образовательных учреждениях формального подхода к воспитанию. В связи с этим предложено решение проблемы посредством внедрения в практику воспитательной работы позитивного опыта семейного, религиозного, национально – культурных систем воспитания, учета их потенциала в инновационном развитии воспитательной деятельности; 

Реализация настоящей Концепции требует, с одной стороны, выработки единой стратегии

воспитания, выявления общих подходов к специально организованному, педагогически управляемому процессу формирования и развития личности. В то же время демократические преобразования, происходящие в обществе, открывают широкие возможности в выборе содержания, форм и методов воспитания, основанных на местных социокультурных традициях и педагогических принципах. Поэтому установление конкретных целей и задач воспитания – сфера самоопределения самих педагогических коллективов, учителей, воспитателей, родителей, представителей социальных институтов и общественности. 

Особенностями концепции системы воспитания являются:

–        определение ее как основы по координации деятельности 3-х уровней образования:

дошкольного, общего среднего (начальная, основная, старшая ступени обучения), дополнительного образования детей и молодежи;

–        привлечение к проблеме воспитания широкой педагогической, научной и родительской общественности;

–   обеспечение взаимодействия с общественными организациями, социальными институтами, всеми заинтересованными лицами.

Таким образом, миссия концепции может заключаться в объединении воспитательного потенциала социокультурной среды города, республики и образовательных учреждений, согласовании действий всех субъектов воспитательного процесса.

В связи с этим основными направлениями реализации системы воспитания выступают:

–        повышение уровня профессионализма педагога как воспитателя;

–        создание и развитие воспитательной системы образовательного учреждения; 

–        формирование мотивационно – ценностного поведения воспитанников;

–        развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды.

Повышение уровня профессионализма педагога как воспитателя предполагает формирование «принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения» (из проекта «Наша новая школа»). Создание воспитательной системы в образовательном учреждении предоставляет возможность выбора своей индивидуальной траектории, обусловленной особенностями субъектов образования, окружающими социокультурными условиями и другими факторами.

Эта система будет эффективной, если все участники образовательного процесса, и прежде всего педагоги, будут работать в едином «смысловом поле», что поможет объединить их и вовлечь в общую творческую деятельность.

Формирование мотивационно–ценностного поведения воспитанников – это одно из важнейших направлений реализации системы воспитания. Оно включает следующие аспекты воспитания:

–        духовно–нравственное воспитание;

–        гражданско–патриотическое воспитание;

–        воспитание культуры здоровья;

–        формирование экологической культуры;

–        воспитание культуры взаимопонимания;

–        развитие ученического самоуправления;

–        воспитание одаренных детей, развитие исследовательской культуры школьников;

–        семейное воспитание;

–        социально – психолого – педагогическое сопровождение детей

«групп риска».

Это способствует становлению гуманистического ценностного отношения к окружающему миру, к людям, к себе, основанное на глубинных корнях любви к своей малой родине и направленное на формирование активной жизненной позиции.

Не менее значимым направлением системы воспитания является развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды, которая не только предоставляет

человеку возможность постоянного повышения качества своих знаний, но и обращает его внимание на образованность как на особый ресурс.

Таким образом, целенаправленное и осознанное построение образовательной и социокультурной среды территории, где живут дети, родители и педагоги, проектирование способов управления этим внутренним ресурсом развития является делом чрезвычайной важности для города.

В работе по развитию социокультурной образовательной среды должны принять участие специалисты, которые несут непосредственную ответственность за содержательное богатство и дееспособность среды данной территории: представители органов исполнительной и законодательной власти, структурных подразделений администрации

Принципиально важным становится разработка критериев определения результатов воспитательной деятельности, включающих: 

- развитие социально–психологических качеств личности воспитанника, ценностей, проявляющихся

на уровне сознания и деятельности;

- участие воспитанников (детей, подростков, учащейся молодежи), учителей, родителей

в различных сферах жизни образовательного учреждения; 

- реализацию профессионально–личностного потенциала педагогов и воспитанников;

- эффективность управления воспитательной системой.

По мнению доктора педагогических наук Селивановой Н. Л., результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности

и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. 

Таким образом, современное воспитание можно определить как процесс индивидуально–

личностного становления, акт событийности, итог педагогического взаимодействия, метод управления развитием личности в социуме, коллективе. 

К сожалению, реализация основных концептуальных положений системы  воспитания может быть затруднена в силу существующих объективных противоречий:

1) между современными требованиями общества и государства к человеку, его воспитанности и культуре как наивысших ценностей и реальным состоянием воспитательной практики, которая в полной мере отвечала бы социокультурным требованиям новых реалий;

2) между необходимостью развития целостной воспитательной системы и неразработанностью механизмов ее функционирования и эффективного управления;

3) между востребованностью модели воспитания, удовлетворяющей потребности

личности, социума и региона, и отсутствием действенных социально-педагогических механизмов управления данным процессом;

4) между требованиями образовательного стандарта в отношении гармоничного развития

личности, ее социальной адаптации, способности к самореализации и недостаточной разработанностью и внедрением в педагогическую практику социально ориентированных проектов и технологий. Преодоление указанных противоречий требует изменений в управлении системой воспитания.

В условиях ограниченных финансовых возможностей, разобщенности воспитательных ценностей различных социальных институтов, система образования призвана обеспечить эффективное использование человеческих, информационных, материальных ресурсов.

Следовательно, возникает необходимость в разработке инновационных подходов к управлению воспитательной системой.

Таким образом, проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как по сути, речь идет завтрашнем дне России, ценностных   ориентирах   нашего   общества,  а   по   большому   счету - национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. 

Каждый растущий человек уникален и неповторим. Суметь найти ключ к его тайне – не только долг, но и поистине святое предназначение каждого педагога. При этом нужно помнить, что Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг тносительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А. Н. Острогорский, 1840-1917).







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница