Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в условиях фгос



страница1/2
Дата30.03.2021
Размер69,7 Kb.
ТипУрок
  1   2

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в условиях ФГОС.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.



Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому - а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...»

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Предметы эстетического цикла : музыка , литература, рисование, история, искусство, ОРКСЕ призваны были и есть и будут, решать задачи по воспитанию и развитию духовных и нравственных ценностей еще не взрослого человека. Два этих понятия «Духовность» и «нравственность» неразрывно связаны между собой. Понятие духовность включает в себя не только– видение, слышание, принятие, красоты, добра, любви, уважения, но и их транслирование.

 «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

Изначально дух, духовность — религиозные понятия, широко используемые и в философии. Можно сказать, что духовность — форма человеческого самосознания, самоидентификации. «Духовность — это проявление высших устремлений человека».
«Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки»

Словарь Ожегова: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Не пытаюсь ничуть, умалить значение других предметов, все же замечу, что о духовности, перерастающей в нравственность, говорим, все-таки именно на уроках эстетического цикла.

И музыка является проводником в воспитании духовного и нравственного облика детей.

Я работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, в которой, на мой взгляд, духовные ценности рассматриваются глубоко и объемно.

Ученики имеют возможность познакомиться с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. Программа состоит из семи разделов, которые развиваются концентрически, тем самым расширяя, закрепляя, углубляя и снова и снова подтверждая понятия данной темы.

Одним, из разделов является «О России петь – что стремиться в храм». В самом названии и патриотизм и гуманизм и духовность.

В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Во втором классе, наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Таким образом, прослеживается не только связь всех искусств, но и история России. Слушая музыку, дети учатся сопереживать, принимать решения, взвешивать свои поступки, соизмерять их с поступками героев, таких как Александр Невский, Илья Муромец, Иван Сусанин.

Дети, особенно в начальной школе, очень отзывчивы на внимание к ним, очень искренне переживают и включаются в решение чужих проблем, желают помогать героям музыкальных произведений, родителям, учителям. Эта программа с момента ее создания позволяла перейти педагогу на другой уровень преподавания. В ней очень на многие вопросы дети сами должны были находить ответы, размышлять, делать выводы. Современные требования УУД – уже были заложены.

Приведу такой пример: во втором классе есть тема «Утренняя молитва», по первой пьесе детского альбома П.И.Чайковского. Начинается урок с того, что мы начинаем размышлять о том, чем занимались люди 150 -170 лет назад, во времена Ч. по утрам. С чего начинался день? …Постепенно выходим на тему урока, и я предлагаю детям сначала послушать музыку, высказать свое мнение об услышанном и мысли о том, о чем бы они попросили Бога, чаще всего дети говорят о любви, здоровье родителей, о мире, об успехах в учебе, и, почти никогда, не говорят о материальных благах. Затем читаю молитву в стихотворной форме и показываю иллюстрацию к этой муз. пьесе. Подводя итог уроку дети, отмечают то, что, несмотря на разницу во времени, ценности – не меняются. Уроком дети довольны, в следующую встречу рассказывают о своем опыте общения с другими людьми.



Цель преподавания предметного образовательного курса области «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры

Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Методика курса « Музыка» направлена на воспитание зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:



  • расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

  • приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

  • ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.

  • воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

  • развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

  • накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница