Духовный кризис и нравственное воспитание спортсменов различной квалификации



Скачать 35,71 Kb.
страница1/7
Дата22.10.2021
Размер35,71 Kb.
#174028
  1   2   3   4   5   6   7
Связанные:
Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С.
Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма (Уфа), Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С., Исакова Ж.Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Исакова Ж. Ж., Джунушбаева А.О., Турдубекова А.С.

Актуальность исследования. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности [3].

С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром [7].

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом [8].

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира [1].

Современный спорт характеризуется заметным омоложением. В гимнастике, плавании, фигурном катании и т.п. успеха добиваются совсем еще юные спортсмены. Победа на спортивных аренах, восторги зрителей, родителей, хвалебные отзывы прессы, сама особенность спорта, где соревнования выявляют превосходство одного человека над другими людьми - все это очень тяжелый груз на плечах еще не сформировавшейся личности. Противовесом этому грузу должно служить целенаправленное нравственное воспитание юного спортсмена [4].

Одним из самых острых проблем воспитания детей в современном обществе, с которыми спортивные педагоги сталкиваются сегодня в работе с детьми:

- доступная для приобретения детьми низкопробная, антинравственная продукция (фильмы, литература и т.д.). Систематическое наблюдение детьми безнравственности и бездуховности ведет к привыканию и имеет опасность стать нормой;

- неблагополучные семьи, и как следствие, безнадзорные дети. На наш взгляд, появилась еще одна проблема - это проблема «успешных родителей», активно и всецело занятых своей профессиональной деятельностью, и как говорят, «по уважительной причине» не имеющих возможности уделять собственным детям внимание, обрекая детей на одиночество при живых и успешных родителях [3].

Основной формой общения спортсмена являются тренировочные занятия, соревнования и учебно-тренировочные сборы. Путь спортсмена от новичка до мастера спорта, порой, составляет 10-16 лет ежедневных многочасовых тренировок. Каждодневно тренер проводит с воспитанником более 3 часов в день, на длительные сроки выезжает на соревнования, учебно-тренировочные сборы. Многие учащиеся, занятые спортивной деятельностью, находятся в контакте с тренером-педагогом более длительное время, чем с педагогами вузов, и даже своей семьей. Поэтому, личность тренера, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, самое большое влияние на формирование личности юного спортсмена. Большое количество часов, лет, которое проводят рядом тренер и учащийся, стрессовые ситуации, переживаемые вместе, а также радости побед и огорчение поражений, связывают их на всю жизнь. "Тренеры имеют уникальные отношения со своими спортсменами", - пишет Сандра Пелаес, которая провела исследование в рамках своей диссертации на кафедре последипломного образования в Университете Конкордия. "Тренеры являются одновременно наставниками, родителями, воспитателями и судьями», - продолжает Пелаес [6].

Если говорить о спортсмене взрослом, сформированном физически, психически и морально, О.В. Дергунов в своей работе «Культурное пространство спорта» особо выделяет духовно-нравственную составляющую личности. «В результате духовно-нравственного развития человек становится самодостаточен, он способен жить своей внутренней жизнью. У него не возникают немотивированные агрессивность, стремление всеми доступными средствами утвердить свое «Я», унизить других людей. Данная особенность духовности четко проявляется в занятиях по боксу или боевому единоборству. Молодые люди, лишенные духовно-нравственных гуманистических ориентиров и ценностей, используют свои навыки и умения во вред окружающим людям и обществу в целом, стремясь отработать приемы на более слабых, избивая их и нанося различного рода травмы. Подобная «спортивная деятельность» является ничем иным, как преступлением, социально опасной деятельностью. Недаром спортсмены перед началом соревнований пытаются духовно сосредоточиться, привести свой внутренний духовный мир в состоянии гармонии - равновесия, что еще раз подчеркивает важность ценностной компоненты спорта» [6].

В ситуации нравственного выбора, который приходится делать каждому человеку, в том числе и спортсмену, остро стоит вопрос о соотношении целей и средств. От характера целей зависит и ценность средств, но именно зависит а не оправдываться. Выбор средств, не соответствующих цели, ведет к нежелательному результату и тем самым искажает природу цели. Отчетливое проявление такой закономерности можно наблюдать в действиях людей, которые в поисках эффективных средств в борьбе с безнравственностью решают действовать теми же средствами, что и последние: хитростью, вероломством и пр. Отсюда следует, что для достижения нравственных целей применяется арсенал средств безнравственного поведения. Такая позиция в борьбе взглядов и позиций зачастую приводит не просто к поражению, а к перерождению самого борющегося за нравственность в человека безнравственного. По этому поводу Н.Г. Чернышевский писал следующее, «хорошая цель не может быть достигаема дурными средствами. Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели, а для хорошей годятся только хорошие... Средства должны быть таковы же, как цель». Можно сделать вывод о том, что нравственно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения нравственной цели и которое не противоречит более высокой и высшей цели, не искажает ее нравственной сущности [5].

Как уже говорилось выше, в профессиональном спорте, спорте высоких достижений человек неизбежно сталкивается с необходимостью совершать духовно-нравственный выбор. Перед спортсменом встают дилеммы: проиграть за деньги или играть честно и выиграть; продать матч или сохранить независимость; употребить допинг или попробовать обойтись без него; подставить товарища по команде или не делать этого. Будучи физически крепкими и развитыми людьми, спортсмены встают перед необходимостью решать мировоззренческие проблемы [4].

Современный спорт, развиваясь в духе идей олимпизма, заложенных еще Кубертеном и его сторонниками в «Олимпийской Хартии», базируется на понятии «fair play» - честная игра. В Предисловии к «Манифесту о спорте», принятому в 1964 г. Международным Советом физического воспитания и спорта (СИЕПС), президент Совета сэр Филипп Ноэль-Бейкер (серебряный олимпийский медалист и лауреат Нобелевской премии мира) писал: «Честная игра является сущностью, необходимым элементом всякого спорта, достойного этого названия. Она лежит в основе и любительского, и профессионального спорта. Принцип честной игры требует не только строго, но и добровольно соблюдать дух и букву правил. Он предполагает уважение к противнику и самому себе. Без честной игры состязание становится грубым и унизительным» [6].

Принципы «fair play» подробно разъясняются и в «Манифесте о честной игре», который был разработан и опубликован в 1977 г. Международным Советом спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО, где отмечается, что «честная игра выражается, прежде всего, в поведении самого спортсмена. Именно она характеризует его образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник - необходимый партнер в спорте». Кроме того, подчеркивается уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. В этом документе также подчеркивается, что соблюдение принципов честной игры требуется не только от спортсменов. Оно является необходимым также критерием поведения тренеров, спортивных руководителей, зрителей и других людей, связанных со спортом, которые могут непосредственно или опосредовано влиять на спортсмена, его спортивные результаты и спортивную карьеру [6].

Аналогичная характеристика принципов «fair play» представлена в новом тексте Манифеста, принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г, где отмечается, что «принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)». Особо выделяется необходимость соблюдения принципов «fair play» в спорте высших достижений, в молодежном спорте, в рекреационном спорте и спорте для здоровья, в спорте для инвалидов, приводятся примеры, разъясняющие смысл и миссию этих принципов [2].

Современный спорт богат примерами реализации принципов честной игры. Так, датский ориентировщик Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику. Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При по настольному теннису, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу, хотя в итоге проиграл шведу Уве Вальднеру. Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва, полагая, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец. Конник Вольфганг Бринкманн из ФРГ, выигравший уже в Сеуле «золото» в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который, в конце концов, получил «бронзу» [3].

Итак, подводя итоги, мы пришли к следующему заключению, что ни один тренер не может обучать технике или тактике своего вида спорта вне определенной организации педагогического процесса и не влияя на мотивы, побуждающие спортсмена к спортивной деятельности.

А если это так, то тренер осуществляет не только физическую или техническую подготовку спортсмена, но обязательно влияет и на нравственные качества личности спортсмена, отвечает за его нравственное воспитание; он должен обязательно владеть методами нравственного воспитания и эффективно (в той же мере, как он это делает в отношении технической подготовки) осуществлять их и своем педагогическом процессе.

Каждый преподаватель физического воспитания ведет свой педагогический процесс по определенным организационным формам. Ведь организационные формы педагогического процесса не выдуманы им, они диктуются обществом; в разных общественных формациях эти организационные формы разные.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания представляют собой активную деятельность человека, в которой существенное значение имеют мотивы, побуждающие человека заниматься этой деятельностью. Мотивы же обязательно содержат в себе моральную сторону. Отсюда и физическое воспитание в своем существе органически содержит в себе эту нравственную сторону. Оно не может протекать вне или независимо от нравственного воспитания.

Нравственной стороны из уроков физического воспитания и тренировочных занятий не выкинешь. Если тренер не ставит перед собой сознательно задачи воспитания спортсменов, он легко может сбиться на воспитание только буржуазно-нравственных черт личности, основанных на частнособственнической психологии (эгоизма, зазнайства, рвачества и т. д.).


Скачать 35,71 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница