Досуг в системе дополнительного образования как позитивный фактор профилактики девиантного поведения подростков



Скачать 70.81 Kb.
Дата02.06.2016
Размер70.81 Kb.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН


Тема: Досуг в системе дополнительного образования как позитивный фактор профилактики девиантного поведения подростков

Бочарова Елена Леонидовна,

заместитель директора по воспитательной работе МУДОД

ЦДОД № 1 станицы Павловской


Станица Павловская

2009 год

Досуг в системе дополнительного образования как позитивный фактор профилактики девиантного поведения подростков
Важное место в профилактике безнадзорности и правонарушений занимают учреждения дополнительного образования. Муниципальная система дополнительного образования детей Павловского района включает в себя 3 учреждения дополнительного образования детей. Это многопрофильные учреждения с 15 филиалами на базе образовательных учреждений района.

В Павловском районе 6800 учащихся школ. В настоящий момент дополнительным образованием охвачено около 4000 ребят от 5 до 18 лет, что составляет 58% от общего количества школьников (22% - ДЮСШ, 36% - ЦДОД, 42% - дополнительное образование на базе школ).

В центрах дополнительного образования для детей работает команда единомышленников, состоящая из 78 педагогов дополнительного образования. Обучается 2450 ребят, которые занимаются в 221 группе по 9 направленностям бесплатно, что обеспечивает доступность дополнительного образования для детей Павловского района.

Система дополнительного образования позволяет привлечь детей к полезной деятельности во внеурочное время, осуществлять самореализацию подростков, что является единой целью – отвлечение детей от улицы и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Это позволяет решать задачи всестороннего развития творческой и социальной активности обучающихся, их способностей, вырабатывать единый подход для взаимодействия и сотрудничества с другими образовательными учреждения в вопросах воспитания, а также своевременно корректировать профилактическую работу на основе результатов мониторинга.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с обучающимися асоциального поведения;

- повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей.



Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является приоритетным направлением деятельности для учреждений дополнительного образования детей.

Для решения проблем данного вида деятельности нами проводится целенаправленная и планомерная работа по совершенствованию воспитательного процесса, использованию ресурсов учреждений дополнительного образования, организации занятости детей во внеурочное, каникулярное время, полноценного отдыха и оздоровления в летний период.



Но особое внимание уделяется обучающимся, состоящим на всех видах учета. В начале учебного года нами собраны сведения о детях, находящихся в социально – опасном положении, и на основе анализа этого материала составлен банк данных на детей и их семей. В результате мониторинга в Центрах дополнительного образования для детей Павловского района выявлено 85 обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении, 15 из них стоят на различных видах учета.

За каждым таким обучающимся закреплен педагог дополнительного образования, который ведет наблюдательные дела, где фиксируется проводимая профилактическая работа (индивидуальные беседы, посещаемость занятий, участие в воспитательных мероприятиях творческого объединении и массовых мероприятиях Центров), а также разрабатывает план дальнейшей работы с целью корректировки сложившегося положения.

В каждом Центре дополнительного образования для детей функционирует Штаб воспитательной работы, который является непосредственным помощником педагогам дополнительного образования. Отличительной его особенностью является организация широкомасштабной работы по вовлечению в творческие объединения детей, находящихся трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Основными задачами Штаба является: профилактическая работа с подростками, проведение постоянного мониторинга посещаемости занятий в центре детьми постоянной поддержки, реализация совместно с образовательными учреждениями плана по вовлечению детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении, в творческие объединения и студии.

Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми ведется по нескольким направлениям:

- работа с обучающимися (профилактика преступлений и правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения);

- работа с родителями;

- работа с педагогическим коллективом (педагогами дополнительного образования и педагогом - психологом).

Работа каждого учреждения дополнительного образования включает в себя широкий спектр форм и методов работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными формами взаимодействия являются:

- посещение творческих объединений по интересам;

- индивидуальные и коллективные беседы с детьми;

- вовлечение в воспитательные мероприятия творческого объединения;

- вовлечение в массовые мероприятия Центра;

- круглые столы;

- психологические тренинги;

- использование самих детей как специалистов для подготовки реальных форм воспитательной работы;

- посещение и участие в концертах, выставках, праздниках и встречах;

- вовлечение в посещение летних площадок, лагерей дневного пребывания;

- индивидуальные консультации для родителей;

- индивидуальные беседы с родителями;

- родительские собрания;

- открытые занятия для родителей;

- вовлечение родителей в досуговые мероприятия.

Организация работы с детьми с девиантным поведением в УДОД предоставляет им возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия в общем деле, попытаться найти оптимальный вариант взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, выбрать форму поведения.

Профилактическая работа призвана объединить усилия педагогического, детского коллективов, родительской общественности, педагога - психолога в создании системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений; координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми.



Предупредительно – профилактическая деятельность ведется в тесном контакте с муниципальными органами, ОПДН, учреждениями здравоохранения.

Взаимодействие с данными структурами осуществляется через регулярную сверку списков обучающихся, состоящих на профилактических учетах,) проведение акций «Ответы на трудные вопросы», «Каникулы 2009», Дни открытых дверей для школ района.



Широкой популярностью среди детей и подростков пользуется такая форма работы как посещение воспитательных мероприятий творческих объединений и массовых мероприятий Центров.

Ребята, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении являются не только участниками, но и организаторами досуговых мероприятий:



  1. спортивных: «Стартинейджерс»; «Гонки эрудитов»; «Игры на снегу»; «Тропа испытаний»;

2. познавательно – развлекательных: «Крещенские морозы», «Станица – Кубани частица», «Новогодний локомотив», «Невероятные приключения Деда Мороза в Атаманской», «Широкая масленица», «Собираем в круг друзей», «Неделя истории станицы»;

3. различных конкурсах: конкурс строя и песни военно – патриотических объединений «Быть достойными наших дедов», вахты памяти, конкурс рисунков «Дети Кубани против наркотиков», «Антинарко»;

4. различных выставках и концертах районного, зонального уровня: «Созвездие талантов-2009», «Молодые дарования Кубани-2009», форумах дополнительного и дошкольного образования, общерайонных родительских собраний, праздничных концертах станицы Павловской.

Проводится работа по оформлению уголков в объединениях, стендов в Центрах по профилактике правонарушений и безнадзорности в рамках Закона № 1539.

Во всех Центрах вопросы профилактики постоянно рассматриваются на совещаниях при директоре, совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе. В рамках работы проводятся методические семинары – практикумы, круглые столы, консультации.

Воспитательная работа с «трудными» детьми сопряжена со многими трудностями. Эффективность помощи таким детям зависит от многих факторов, но можно выделить основные из них, опираясь на которые можно достичь положительных результатов:



  • «понимание» индивидуальности каждого ребенка;

  • взаимодействие семьи и центра;

  • опора на положительные качества в ребенке;

  • педагогический такт;

  • уважение личности каждого ребенка.

Только, учитывая эти факторы, можно рассчитывать на положительные результаты в воспитании трудновоспитуемых школьников.

Таким образом, модель коррекционной работы, направленной на предупреждение, профилактику девиантного поведения предусматривает организацию совместных КТД, работу творческих объединений на базе центров дополнительного образования для детей, участие подростков во всех направленностях учреждений дополнительного образования детей.



Работа по профилактике правонарушений дает свои результаты: снизилось количество обучающихся, состоящих на профилактическом учете, 4 детей снято с учета.

Все это обогащает воспитательный процесс, способствует созданию единой воспитательной среды для нормального развития детей с девиантным поведением.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница