Дошкольного возраста



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4




ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Из опыта работы МБДОУ№81

г. Чита. Забайкальский край


Введение
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.

Программа реализует национально-региональный компонент, который отражает образовательное пространство, обозначенное понятием «Забайкальский край». Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в общую структуру курсов федерального компонента. Ряд областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (познавательное, изо деятельность, конструирование и ручной труд, развитие речи, музыкальное воспитание, игровая деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическая культура).

Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.

Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «... преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится государственной, разработана федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г.,Грибова Л.Ф. , пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая. Программа является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагогов и родителей МДОУ №81 «Теремок» города Читы.



Целевое назначение программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:



  • обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы;

  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

  • формирование у детей чувства любви к своему родному Забайкальскому краю, своей малой Родине - городу Чите на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему (трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие, гостеприимство);

  • формировать представления о Чите как столице Забайкальского края, воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все то, что происходит в городе, сопричастности к этому;

  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России;

  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России, Забайкальского края средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово; воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активным участниками созидания прекрасного в жизни, развивать их творческие способности;

  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России, Забайкальского края, через знакомство с историческими датами и праздниками.



Методическое обеспечение
Программа базируется на следующих подходах:

  1. Культурологический подход - подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

  2. Территориальный подход — путь от «близкого к далекому» - от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.


Принципы реализации программы
В основу реализации программ положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

  • принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

  • принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой русского народа, историко-культурными особенностями Забайкальского края, города Читы;

  • принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина);

  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной город, родная страна, родная культура;

  • принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин забайкальских художников и т.д.;

  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно ( от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

  • принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность де6тей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он- индивидуальность.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

У ребенка дошкольника формируются личностные качества связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается к детям от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.

Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.



Содержание предметно-развивающей среды

Понятие «среда» буквально означает «середина» - это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

На наш взгляд, центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем является центр краеведения. Его создание будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.

1.Приоритетность регионального культурного наследия.

В соответствии с этим подобран материал о городе Чите и Забайкальском крае, включающий как сведения об историческом прошлом (стенд «Взгляд сквозь столетия»), так и о современном культурном облике края, (стенд «Край мой родной — Забайкальский), о знаменитых земляках (стенд «Мне повезло родиться в Забайкалье»), о природных богатствах края (стенд «Природа родного Забайкальского края»). Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге, гимне города Читы; карта Забайкальского края, где отмечены природные и ископаемые богатства Забайкальского края. Макет и фотоальбом «Поселок Текстильщиков» помогает более эффективному знакомству детей с родным районом. Имеются карты, буклеты, наборы открыток, альбомы «Поэты Забайкалья», «Художники Забайкалья», «Композиторы Забайкалья», дидактические пособия ( книжка на пружинке «Вчера и сегодня», «Забайкальская карусель»). В музее - избе представлены старинные предметы быта, народные костюмы (семейский, бурятский, казачий).

2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края.

В соответствии с этим условием представлены макет родного микрорайона, карта города и Забайкальского края, имеются буклеты, наборы открыток, фотоальбом, пособие с образцами герба, флага.



3. Диалогичность.

При соблюдении этого условия реализуются разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог времен, диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена «музей-изба», где размещены предметы и элементы быта русского народа.



4. Развитие ребенка в деятельности.

В соответствии с этим в микросреде созданы изостудия, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности.



5. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Это прослеживается в музыкальной деятельности, для чего созданы все условия: в работе с детьми используется музыкальный репертуар Забайкальских композиторов.

Кроме основного центра краеведения (макросреда), оформлены мини-центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, котрый невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписагния занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе, животных , растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню города, Забайкальского края, Дню Победы.



Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях о культуре и предметах народно- прикладного творчества. Можно организовать работу кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия.

Критерии диагностики уровня знаний детей по программе
Критерии оценки.

  1. Свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада, территории ближайшего микрорайона, знает, где находится магазин, аптека, почта, библиотека, школа, знает свой домашний адрес.

  2. Имеют сведения о своем родном городе: знает почему город носит такое название, как называется главная улица, площадь города, какие еще есть улицы, именем каких знаменитых людей они названы. Знакомы с достопримечательностями города (памятники, театры, музеи, парки), историей его основания.

  3. Имеют представления о труде взрослых: о разных сферах трудовой деятельности (детском саду, в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания, учреждениях культуры и образования), о содержании трудовых действий каждого работника ( воспитателя, строителя, портного, учителя, библиотекаря ит.д.); о машинах помогающих человеку.

  4. Сформированы представления о гербе, флаге горда Чита, забайкальского края.

  5. Знает растения произрастающие на территории забайкальского края;

  6. знает животных обитающих на территории Забайкалья;

  7. знает заповедные места Забайкальского края, животных и растения занесенных в Красную книгу Забайкалья.


Вопросник для детей старшего дошкольного возраста.


  1. Как называется улица на которой ты живешь? Почему ее так назвали?

  2. Расскажи о доме, в котором живешь, какой он?

  3. Расскажи, что еще находится на вашей улице?

  4. На какой улице расположен детский сад? Кто работает в детском саду?

  5. Как называется район, в котором ты живешь? Какие еще районы ты знаешь?

  6. Что ты можешь рассказать о поселке Текстильщиков?

  7. В каком городе ты живешь?

  8. Как называются жители города?

  9. Чем отличается Чита от других городов? (столица Забайкальского края)

  10. С чьим именем связано основание города Чита? (Петр Бекетов)

  11. Ты знаешь, герб Читы (забайкальского края), что на нем изображено?

  12. Что означают цвета герба, флага Читы (Забайкальского края)?

  13. Какое место в Чите можно назвать сердцем города, почему?

  14. Какой транспорт можно увидеть в городе Чита, какие есть вокзалы?

  15. Какие музеи есть в городе Чита?, В каких ты побывал?

  16. Какие театры есть в городе Чита? Где ты бывал?

  17. Какие памятники и памятные места есть в городе?

  18. С какими профессиями земляков ты знаком?

  19. Какие заповедники Забайкальского края ты знаешь, для чего их создают?

  20. Назови деревья, кустарники, травы, грибы, произрастающие в Забайкалье?

  21. Назови животных обитающих в Забайкалье.

  22. Какие животные и растения занесены а красную книгу Забайкалья?

  23. Назови озера и реки Забайкальского края, которые ты знаешь.

  24. Почему наш край называется Забайкальский край?

Мониторинг качества знаний и навыков детей по программе нравственно-патриотического воспитания проводится три раза: начальное обследование (сентябрь), промежуточное (декабрь) и итоговое (май).

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

1 балл -низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень (или можно выбрать свое обозначение уровней).




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ С РОДНЫМ КРАЕМ


Группа

Темы деятельности по месяцам

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

средняя

- Мой любимый детский сад

- Домашние животные города и села



- Как на нашей улице

- Птицы города



- Я живу в городе

- Осень в Забайкалье



- Все работы хороши

- Лесные обитатели звери



- Кто построил этот дом

- Зима в Забайкалье



- Наша армия родная

- Обитатели воды рыбы



- В гостях у Петрушки

- Растения на участке детского сада



- Встреча с прекрасным

- Весна в Забайкалье



- Чита — героическая

- Времена года



старшая

- Я люблю свой детский сад

- Человек охраняет природу (красная книга Забайкалья)



- Район в котором я живу

- Птицы Забайкалья



- Моя малая Родина - город Чита

- Осень в Забайкалье



- Чита-город труженик

- Животные Забайкальского края



- Чита узорчатая

- Зима в Забайкалье




- Защитники Отечества

- Голубые глаза озер и рек




- Чита-театральная

- Растения Забайкальского края



- Встреча с прекрас

ным


- Весна в Забайкалье

- Этот день Победы

- Времена года



подготовительная

- Все районы города

- Человек охраняет природу (заповедные места края)



-Город чудный-город древний

- Птицы Забайкалья



- Родной свой край люби и знай

- Осень в Забайкалье



- Промыш

ленность города Чита

- Четырех

этажная тайга



- Чита-архитектурная

- Зима в Забайкалье



- Наши российские воины

- Реки и озера края



- Театры города Читы

- Растения Забайкальского края



- Встреча с прекрас

ным


- Весна в Забайкалье

- Солдатские письма

- Перемены в жизни города





СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ


Каталог: images -> stories -> doc
doc -> Морозова С,А. О некоторых особенностях формирования профессиональной компетентности музыканта в среднем профессиональном образовании
doc -> Основы психолингвистики и теории коммуникации
doc -> Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в мбдоу «Детский сад№24» Общие положения
doc -> Из ящика стола Научно-технический прогресс и фантастика
doc -> Рабочая программа дисциплины Психологическая диагностика развития младших школьников
doc -> Коваленко Ирина Александровна, учитель логопед высшей квалификационной категории моу дс «ддш №35»; Левина Юлия Викторовна, педагог психолог высшей квалификационной категории моу дс «ддш №35» «Я расту и выбираю…» программа
doc -> Название, вид, выходные данные
doc -> Система методов проблемно-развивающего обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница