Дошкольное воспитание Тема опыта



Скачать 294.84 Kb.
Дата18.02.2016
Размер294.84 Kb.
Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Автор опыта: Шевелева Елена Алексеевна, воспитатель МБДОУ детский сад №50 «Родничок» г. Нарьян-Мара.

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становление опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №50 «Родничок» г. Нарьян-Мара» находится на улице Смидовича, 28.

Автора опыта заинтересовала проблема использования в образовательном процессе ДОУ роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей на разных возрастных этапах, потому что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий уровень.

Исходя из результатов мониторинга, педагог сделала вывод о том, у детей недостаточно сформирована игровая деятельность, следовательно, используемые методы были не эффективными. На наш взгляд, это связано в отсутствии подходов в организации воспитательно-образовательного процесса сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

Мы знаем, что через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.


Актуальность опыта

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирование общественных качеств детской личности определила А.П.Усова. Вместе с тем, в работах исследователей недостаточно изучены отдельные психолого-педагогические аспекты сюжетно-ролевых игр: как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, воздействие воспитателя на процесс развития самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх.

Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, посвящённых отдельным направлениям совершенствования игры, её психолого-педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов.

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Наблюдая за детскими играми, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»

Исследования многих отечественных и зарубежных учёных - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И.Истомин, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе и др.) посвящены своеобразию игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:

- между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития опыта ребенка в игре.



Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение пяти лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (октябрь 2010 года) до момента выявления результативности.

1этап - начальный (констатирующий) – октябрь 2010года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

2 этап - основной (формирующий) – октябрь 2011 – 2012 года.

На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста игровых умений с использованием информационно-коммуникационных технологий.

3 этап - изготовление картотеки сюжетно-ролевой игры – октябрь 2012 – 2013 года.

4 этап - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре - октябрь 2013 – 2014 года, работа с педагогами ДОУ, с родителями. Проведение сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками «Мастерская Деда Мороза», выступление на педсовете «Актуальность сюжетно-ролевой игры в ДОУ», родительское собрание, паки – передвижки.

5 этап - становление опыта, оценка результатов, описание работы – 2014 – 2015 года.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативных технологий.


Теоретическая база

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В данном документе определены образовательные области: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Условно выделяются несколько классов игр:

- творческие (игры по инициативе детей);

- дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами) ;

- народные (созданные народом)

Творческие игры:

- Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

- Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)

- Конструкторские

Сюжетно-ролевая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.



Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Для этого надо научить детей играть.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так, если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений (беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни.


II. Технология опыта

Цель: формирование игровых умений через сюжетно-ролевую игру.

Задачи педагога:

- анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников.

- выявить уровень сформированности игровых умений дошкольников.

- Разработать комплексно-тематический план работы с использованием информационно-коммуникативных средств, с целью повышения уровня игровых умений дошкольников.

- создать базу дидактических материалов, картотеку необходимую для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

- разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнили новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают активность, процесс самопознания.

Принцип научности. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетения реальности и вымысла. По мнению Д. Б. Эльконина, сам факт принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. Л. С. Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у дошкольников замысла игры, который, в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображения.
Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Педагог, работающий с детьми, знает технические возможности компьютера, имеет навыки работы с ним, владеет методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Наличие необходимой материально-технической базы.

(В ДОУ имеются: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера).

Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Автор опыта организует образовательную деятельность в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

Технические и эстетические требования.

Автор опыта отмечает, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых умений будет протекать наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений детей дошкольного возраста, педагог остановил свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении.

Для детей дошкольного возраста в средней группе были организованы:


  • книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах; для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные настольные игры «Профессии» и др.;

  • театрализованный уголок, где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты;

  • мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Кафе» и др.;

  • уголок со строительным материалом; уголок физической культуры; уголок экспериментирования;

  • уголок природы, где проходит трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями;

  • подобраны дидактические и настольные игры;

  • созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок;

  • созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов;

  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);

  • подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей.

В развивающей среде педагог использовала знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы заместители, музыкальные произведения, произведения русского народного фольклора, изготавливала атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Поэтому, работая в группах с детьми раннего возраста, стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей использую различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Важно отметить, что при переходе ребенка в старшую и затем подготовительную в школу группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширению границ внешнего мира.

В развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с окружающей средой, наполняется и совершенствуется информационная среда.

Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды, таким образом, чтобы дети проявляли игровую активность, самостоятельность. Привлекаем родителей к созданию окружающей обстановки, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И Жуковская, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того, чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)

Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема организации сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.

III. Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру. Для диагностики игровой деятельности мы использовали диагностические карты и материалы из программы «Мониторинг в детском саду» (приложение 1)

Таблица 1

Уровень сформированности игровых умений детей средней группы



Уровень сформированности игровых навыков

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011год

11%

55%

33%

Исходя из результатов мониторинга, педагог сделала вывод о том, что у детей недостаточно сформирована игровая деятельность, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.

В конце 2012 – 2013 уч. года был проведен промежуточный мониторинг игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2



Уровень сформированности игровых навыков

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2012 год

11%

55%

33%

2013 год

6%

48%

46%

Исходя из промежуточного мониторинга, получены следующие данные: высокий уровень сформированности игровых навыков увеличился на 13%, средний уровень изменился на 7%, низкий уровень изменился с 11% до 6%.

Контрольное обследование детей позволило определить изменения в повышении уровня формирования игровых навыков у детей.

Таблица 3



Уровень сформированности игровых навыков

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011 год

11%

55%

33%

2013 год

0%

42%

58%

Изменение уровня

Уменьшение на 11%

Увеличение на 13%

Увеличение на 25%

Диагностика детей показала, что играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. В игре развиваются воображение, мышление, речь детей. Чаще всего сюжетом игры дети выбирают хорошо знакомые ими события и ситуаций, наблюдаемые ими в реальности.

Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития игровых умений и навыков, что доказывают результаты мониторинга 2011 года: высокий уровень – 33%, 2013 год – 58%. Игра - основной вид деятельности ребенка. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998

2 Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – с9-11.

3Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 1988. – 124с.

4 Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981 – 31с.

5 Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 1972. - № 2. – С114-123.

6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96с.

7 Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.

8 Колесов Д. В. О психологии творчества //Психологический журнал – 1992 - № 6. – С 12.

9 Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание – 2006. - №6. – С32-34.

10 Мухина В. С. Детская психология 2-е изд. пераб и доп – М., 1985.

11 Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. - Санкт -Петербург.: Детство- пресс, 2011.- 532 с.

12 Немов Р. С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

13 Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С.12-15

14 Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1993. - №10. – с.67-73.

15 Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.

16 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.

17 Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

18 Шаграева О. А. Детская психология Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340с.

19 Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 296с.


Приложение 1
Метод экспертной оценки - метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку.

Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр.

Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств или элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.

 Задачи метода экспертной оценки:

1 постановка проблемы; 

2 определение целей и задач экспертизы, ее границ, основных этапов; 

3 разработка процедуры экспертизы; 

4 отбор экспертов, проверка их компетентности и формирование групп экспертов;

5 проведение опроса и согласование оценок; 

6 формализация полученной информации, ее обработка, анализ.

Изучение сформированности сюжетно-ролевой игры у детей можно проверить с помощью метода экспертной оценки, осуществляемой на основе длительного наблюдения.

Наблюдение проводят в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей . Анализ протоколов проводят по следующей схеме.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)? Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры? Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

Содержание игры. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми)? Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

Сюжет игры. Насколько разнообразны сюжеты игр? Какова устойчивость сюжета игры, то есть насколько ребенок следует одному сюжету? Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? Насколько развернут сюжет? Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)?

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры)? Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)? Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру)? Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет - главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли? Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение? Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх?

Игровые действия и игровые предметы. Использует ли ребенок в игре предметы - заместители и какие? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре? Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает? Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? Использует ли в игре образные игрушки и как часто? Есть ли у ребенка любимые игрушки? Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами?

Игровые правила. Выполняют ли правила, функцию регулятора игры? Сознается ли правило ребенком? Как соотносит ребенок выполнения правила с взятой на себя ролью? Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

Достижение результата игры. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? Какими средствами достигается реализация замысла?

Особенности конфликтов в игре. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)? Каковы способы разрешения конфликтов?

Каждый критерий оценивается по уровню, характерному для данного возрастного периода детей.

Возрастные рамки позволяют определить как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей.

3 уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2) Основное содержание игры.

3 уровень – выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

3) Ролевое поведение.

3 уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4) Игровые действия.

3 уровень – игровые действия многообразны, логичны.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей.

3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6) Использование ролевой речи.

3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил.

3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Анализ игры оценивался по семи критериям, если ребенок выполнял заданный критерий ему ставился (+), если нет, то (-), за каждый (+) – 1 балл

6-7 баллов – высокий уровень сформированности игровой деятельности;

3-5 баллов – средний уровень сформированности игровой деятельности;

3 балла и меньше – низкий уровень сформированности игровой деятельности.

Данные диагностики следует заносить в экспертную карту (Таблица 1).

Таблица 1 – Экспертная карта по изучению сформированности игровых умений у детей

Испытуемые

Показатели категории игровой деятельности

Уровень сформированности

Содержание игры

Ролевое поведение

Распределение ролей

Игровые

действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил




Проанализировав игру детей по указанным в таблице категориям, можно выявить какие существуют проблемы в сформированности игровой деятельности, что у детей получается хорошо, какие категорий развиты более слабо.

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.



Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранный нами метод "Метод экспертной оценки" является продуктивным способом изучения игровой деятельности.
Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
doshkolnoe-obrazovanie -> Памятка для родителей «Развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие речи детей дошкольного возраста через реализацию деятельностного подхода в обучении»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр»
doshkolnoe-obrazovanie -> Информация об опыте Условия возникновения опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
doshkolnoe-obrazovanie -> Опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках»
doshkolnoe-obrazovanie -> Шубина Татьяна Борисовна, педагог психолог мб доу детский сад комбинированного вида №3 г


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница