Дошкольное образование в контексте модернизации российского и регионального образования



страница1/12
Дата22.02.2016
Размер1.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Дошкольное образование в контексте модернизации российского и регионального образования

В России развитие дошкольного образования в контексте требований ЮНЕСКО к сохранению детства и прав ребенка на игру, развитие, воспитание, обучение, к переосмыслению ценности детства в становлении личности ребенка не в полной мере реализованы. Сегодня требуется переосмысление «портрета современного дошкольника», его интересов, потребностей, мотивов, средств общения, моделей поведения и видов деятельности, которые складываются в иных условиях жизни – СМИ, несущих в жизнь образы людей, которым подражают маленькие дети. Многонациональность, многокультурность общества, занятость родителей поиском работы и средств выживания требует гибкости и толерантности поведения. Все это обуславливает необходимость переоценки содержания, средств и технологии воспитания, развития и обучения маленьких граждан России. Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и широкий особенностей развития ребенка.

В Обращении Президента РФ Медведева к Федеральному собранию подчеркнута необходимость эффективной государственной политики в области детства, отмечено, что воспитание детей – задача не только образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Российскому дошкольному образованию, с системой которого знакомился зарубежный мир в советский период, необходимо вернуть былой статус как значимого и ценностного периода в жизни ребенка. Только этот период, и более ни в какой, ребенок овладевает способами коммуникаций и моделями поведения на основе подражания, присваивает систему ценностных ориентаций, идентифицируя себя с окружающими (реальными и виртуальными), проявляя самостоятельность, заботу о родственниках и др.

Все успехи и неуспехи, умение любить и быть активным в достижении своих жизненных целей, лежат в основе в детстве - такую нехитрую аксиому должны усвоить родители и дети.

Правительство России в настоящее время уделяет много внимания дошкольному образованию. Об оэтом свидетельствуют действующие программы ФЦПРО – 2011-2013, 2011-2015, созданные 2015 -2017, 2020, 2025. Государственная политика приоритетными функциями в стратегическом развитии наделила строительство новых ДОУ по новым типовым проектам, вариативное дошкольное образование, включая вариативные формы - детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа-детский сад”, группы «десант», адаптационные группы «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях и т.д.

С одной стороны, это проявление демократизма и свободы, доверие субъектам РФ решать проблемы и задачи дошкольного образования с учетом региональных экономических, социокультурных, экономических, экологических условий жизнедеятельности, но с другой – это и утрата многих стратегических, управленческих, образовательных, содержательных и технологических позиций. Сегодня нужна Ассоциация ученых и практиков дошкольного образования для решения новых модернизационных задач, связанных с воспитанием, развитием, обучением дошкольников и управлением ДОУ. Большие преобразования в области дошкольного образования наблюдаются в 16 территориях РФ, которые выиграли Грант (2011г.) по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Материальная поддержка и оснащение ведущих дошкольных учреждений современным оборудованием позволило сделать большой рывок в области модернизации дошкольного образования.

Программой реализации проекта «Образование» в соответствие с письмом Минобрнауки России от 19.08.2011 № М Д -1119/03 «О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2013 годы» предусмотрено:

- повышение квалификации управленческих и педагогических кадров системы дошкольного образования;

- внедрение во всех субъектах РФ и муниципальных моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность для всех нуждающихся;

- полный охват дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста;

- новое понимание многогранной картины развития дошкольного учреждения (дошкольная культура, система отношений в дошкольном сообществе, социально-культурная и оздоровительно-просветительская миссия ДОУ, микросреда дошкольного общеобразовательного учреждения);

- переориентация системы управления на обеспечение развития ДОУ в инновационном режиме (освоение проектного, программно-целевого подходов к управлению, развитие общественно-государственной составляющей управления, создание новых видов деятельности в объекте инновационных процессов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, включение новых служб в структуру ДОУ и др.).

В соответствие с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.09 №303П «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 гг.» (в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 20.01.10 №14П, от 18.08.10 №272П, от 15.12.10 №444П, от 04.04.11 №110П, от 16.06.11 №221П, от 21.09.11 №382П, от 26.10.11 №433П) принята подпрограмма по дошкольному образованию, которая стала руководством к действию по модернизации региональной системы дошкольного образования.

В ней определены первоочередные направления развития непрерывного образования, создание гибкой вариативной системы дошкольного образования, основанной на принципах возрождения духовного развития личности, социальной, образовательной и профессиональной адаптации человека.

Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового качества – важнейшие направления модернизации российского и регионального образования. Доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, его качество – возможностями и способностями ребенка к освоению образовательных программ на последующих уровнях образования.

Модернизация дошкольного образования в регионе связана с демографическим фактором и проблемой устройства детей в детские сады. Существует затрудненность доступа в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С учетом проблем органами самоуправления субъектов РФ разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Первое направление – планирование реконструкции зданий и увеличения количества групп, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов. Перепрофилирование объектов, используемых в образовании не по назначению.

Второе направление – введение в ДОУ платных дополнительных услуг в соответствие социального запроса: оздоровительных, развивающих, образовательных, организационных и др.

Третье направлениеувеличение количества групп в действующих ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, оснащения групп специализированным оборудованием, что позволит осуществлять коррекцию на ранних стадиях выявления проблем и способствовать созданию равных стартовых условий для ребенка.

Четвертое направлениеорганизация работы групп кратковременного и круглосуточного пребывания детей в ДОУ.

Пятое направлениепоиск новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми – комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности, оказание услуг на дому, дистанционное обучение детей с ОВЗ. Апробация инновационных моделей – группа комфортного пребывания детей на хозрасчетной основе.

Вышеназванные направления будут способствовать доступности и качеству образовательных услуг, снимут существующие различия в готовности к освоению программ дошкольного и школьного образования.

Нужна ли стандартизация дошкольного образования?

В 90-е годы ХХ века Временные требования, как прообраз стандартов дошкольного образования, были разработаны и внедрены в практику ДОУ под руководством Р.Б.Стеркиной, которая создала активную творческую команду единомышленников ученых и практиков – к.п.н. Л.Князева, доктор пед.наук Р.М.Чумичева, заведующий ДОУ к.н.н М.Д.Маханева, к.п.н. Т.П.Колодяжная и др. Прошлый опыт показал состоятельность Временных требований, по ряду критериев. Коллективы ДОУ работали совместно с учеными над прогнозированием стратегии развития дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов, инновационных условий воспитания и обучения ребенка (пример корпоративности); имели некоторую модель, образец целей, поведения, деятельности, к чему можно стремиться сейчас, какие точки роста для личности и детского сада можно определить, какую оптимальную среду развития нужно создать ребенку для самореализации ребенка и педагога с учетом его потребностей и интересов.

С того времени наука и практика дошкольного образования шагнули далеко вперед. Глобализационные процессы изменили мир, и образовательное пространство. Стандарты – реалии современного дошкольного образования, определяют некую общую матрицу – содержание требований к образовательным услугам, качеству, целям и результатам дошкольного образования. Относительно дошкольного детства и возраста ребенка, на первый взгляд, стандарт не может быть приемлем (такое ощущение первое было при разработке Временных требований). Но в процессе их апробации появился вкус творчества, а по мере дальнейшей аттестации, аккредитации, лицензирования ДОУ с течением времени приобрел, мягко говоря, искаженный формализованный характер. Стандарты не могут снизить вариативность ДОУ и навязать единую образовательную программу. Философия новых образовательных стандартов в ДОУ, общеобразовательной и профессиональной школе как раз и состоит в расширении образовательных свобод и услуг, обеспечении образовательной среды для индивидуальной траектории развития личности, для выбора содержательного и технологического контента самореализации, накопления опыта учиться и работать.

На современном этапе развития дошкольного образования имеются проблемы, которые требуют разрешения:

1.Вариативные образовательные программы не согласованы по содержанию с программами, реализуемыми в школе (или каждое ДОУ делает это самостоятельно). В науке нет ответа на вопрос, какой механизм интеграции содержания программ может быть определен.

2.От учащихся младших классов требуется освоение некоторого набора компетенций и учебных действий, а вопрос, каким набором компетенций должен обладать дошкольник для успешного освоения программы в школе, остается не ясным, но ответ можно найти в ряде научных исследований.

3.Для каждого дошкольного учреждения цели образования, воспитания, обучения и развития ребенка - разные, но неясен «портрет ребенка» дошкольника (особенности психического развития современного ребенка). Закономерности его развития иные, чем те, которые были представлены в классических учебниках Д.Эльконина, Л.И.Божович, В.С.Мухиной и др., на что направлены корпоративные усилия педагогов не ясно. Все это определяется уровнем профессиональных компетенций специалистов, личной профессиональной ответственностью педагогов. Системообразующим компонентом дошкольной образовательной системы является цель, то есть, ответ на вопрос – какого человека требует и ожидает государство и общество на данном этапе своего развития. Именно цель позволяет дать комплексную характеристику особенностей системы образования в любой стране, а также проанализировать проблемы и тенденции дошкольного образования.

На основе сложившейся системы дошкольного образования разработана модель управления развитием системы дошкольного образования в крае, городе (районе), где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость. Особенностью модели управления является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только система управления, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

В модели выделены структурные и процессуальные компоненты, имеющие три вектора развития – структурный, содержательный и процессуальный. Структурный вектор включает в себя сообщество разных видов и типов дошкольных учреждений, творческие и экспертные группы базовых ДОУ. Содержательный вектор направлен на создание целевых программ и развития вариативных форм дошкольного образования, обновление дошкольного педагогического процесса в рамках Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре общеобразовательных программ. Процессуальный вектор имеет цель научно-методического обеспечения и сопровождения непрерывной многоуровневой системы ПК дошкольных работников разных категорий. Универсальность данной модели в том, что она осуществляет взаимосвязь практического опыта управления дошкольными учреждениями, решения вопросов развития вариативных форм дошкольного образования и управленческой подготовки руководителей разного уровня.

Вопросы для текущего контроля:

1.Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2.Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4.Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

5.Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.


Литература.

1.Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

2.Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

3..Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

4.Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8.

5. Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

6.Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

7.Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93.





Практическое задание №1.1

Вопросы для текущего контроля:

1.Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2.Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4.Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

5.Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.



Состояние ответа

Состояние ответа на задание

Ни одной попытки

Состояние оценивания



Тема лекции: Нормативно-правовые основы регулирования деятельности педагога ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
План:

1. Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования.

2.Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

3.Разъяснения отдельных положений ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)


  1. Особенности правового регулирования педагога ДОО

Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отражены некоторые особенности регулирования дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации

Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона РФ «Об образовании в РФ» дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

В Законе РФ «Об образовании в РФ» отражена особая роль родителей обучающихся в сфере дошкольного образования. К сожалению в действующий законодательстве не закреплено понятие «родители», однако, исходя из норм Семейного кодекса РФ возможно сделать вывод о том, что родителями по отношению к ребенку (лицу не достигшему возраста 18 лет) следует считать лиц - кровных родственников I степени (отца и мать), удостоверенных в таком качестве в установленном законом порядке соответствующим государственным органом.

В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а также право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса РФ). Статья 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» закрепляет также обязанность родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Пункт 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет также особую роль семьи в дошкольном образовании в виде положения о том, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье.

Следует также учесть установленное в пункте 4 статьи 52 Закона РФ «Об образовании в РФ» право родителей (законных представителей) дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. При этом, ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Таким образом, одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Фактически медицинские работники выступают и должны выступать в дошкольном образовательном учреждении полноправными участниками образовательного процесса, наряду с педагогическими работниками, родителями, воспитанниками.

2. Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

* 1924 год - в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

* 1948 год - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

* 1959 год - Декларация прав ребенка.

* 1989 год - Конвенция о правах ребенка.

* 1990 год - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

* защиту его от всех форм жестокого обращения,

* права на охрану здоровья,

* защиту его права на образование,

* права на игру,

* права на сохранение своей индивидуальности.

Роль психологической службы дошкольного образовательного учреждения в реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Конвенция о правах ребенка традиционно рассматривается как правовой документ, который регулирует взаимоотношения с окружающим социальным миром. Вместе с тем она имеет и психологическое содержание. Это позволяет рассматривать Конвенцию в диалектическом единстве знаний о правах человека (рациональный аспект) и отношения к этим правам, степени их реализации (иррациональный, чувственный компонент).

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором ее развития. Однако такое значение права и обязанности приобретают не сразу. На ранних стадиях развития ребенок еще не осознает их значения для себя, как для человека, принадлежащего к определенной культуре современной цивилизации. Для него обязанности и права, предоставляемые обществом, выступают как данность, существующая вне его личности, отчужденно от него. При этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены в социуме и существуют как некая абстракция.

Однако с возрастом, осваивая обязанности и права, накапливая о них определенные знания, ребенок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Именно с этого момента реализация своих прав при выполнении определенных обязанностей формирует у ребенка навыки общения, закладывает другие социально- значимые качества личности. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Непосредственную роль при этом будет выполнять психологическая служба дошкольного образовательного учреждения при поддержке всего педагогического коллектива.

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения по реализации основных положений Конвенции должна осуществляться по трем направлениям: диагностика, психокоррекция и психопрофилактика. В рамках этих направлений важна адресная работа (дети, родители, педагоги), и деятельность психолога призвана носить поэтапный характер.

1 направление -- диагностическое.

Основная цель данного направления:

* выявление родителей, нарушающих права детей,

* определение методов воспитательного воздействия,

* исследование родительских установок,

* диагностика агрессивности родителей,

* выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Относительно детей дошкольного возраста эта задача может быть сформулирована следующим образом:

* определение особенности личностного развития ребенка (уровень самооценки, притязаний, тревожности, страхи),

* взаимосвязь нарушений личностного развития с нарушениями прав ребенка в семье.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут быть, продиагностированы по следующим позициям:

* определение типа направленности личности педагога,

* выявление коммуникативных позиций и стиля взаимодействия педагога с детьми.

Следующее направление деятельности психолога - психокоррекция. И третий этап работы психолога - психопрофилактика, которая может осуществляться на двух уровнях.

На первом уровне профилактические мероприятия проводятся со всеми родителями вместе, благополучными и проблемными. При этом родители не только получают информацию об особенностях психического развития ребенка, но и знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. После установления контакта и доверительных отношений возможен переход на второй уровень психопрофилактики, в котором будут участвовать только родители, нарушающие права своих детей и имеющие собственные внутриличностные проблемы. Психопрофилактика на этом уровне может проходить в форме групповых дискуссий по проблемам семейного воспитания либо в форме анализа конкретной проблемной ситуации.

Если на этом этапе не удается достичь позитивных результатов, тогда можно применять коррекционные занятия с родителями с целью изменения установок по отношению к ребенку, личностного роста родителей и коммуникативной компетентности в форме тренинговых упражнений.

Необходимым условием проведения коррекционных занятий является участие в них обоих родителей и осознание ими проблем во взаимоотношениях с детьми.

При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях возможно объединение детей и родителей на занятиях.

Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав её адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.



3. Разъяснения отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Был разработан и принят в целях совершенствования законодательства РФ в области образования, является основополагающим нормативным правовым актом в указанной сфере.



1. Федеральным законом изменена система уровней образования: в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

В целом установленная Федеральным законом система уровней образования выглядит следующим образом:



  • дошкольное образование;

  • начальное общее образование;

  • основное общее образование;

  • среднее общее образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование - бакалавриат;

  • высшее профессиональное образование - специалитет, магистратура;

  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

2. Федеральным законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Согласно Федеральному закону образовательную деятельность вправе осуществлять следующие субъекты:



  • образовательные организации (некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и др.);

  • организации, осуществляющие обучение (юридические лица, для которых образовательная деятельность является дополнительной к их основной деятельности: научные организации; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание и др.);

  • иные юридические лица;

  • индивидуальные предприниматели.

3. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных организаций.

Устанавливаются следующие типы образовательных организаций:



  • дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);

  • общеобразовательная организация (основная цель деятельности -реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);

  • профессиональная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ среднего профессионального образования);

  • образовательная организация высшего образования (основная цель деятельности - реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность);

  • организация дополнительного образования (основная цель деятельности - реализация дополнительных общеобразовательных программ);

  • организация дополнительного профессионального образования -(основная цель деятельности - реализация дополнительных профессиональных программ).

Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.



4. В связи с принятием Федерального закона значительные изменения произойдут в системе дошкольного образования.

Федеральным законом предусмотрено право родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования (не посещающих дошкольную образовательную организацию), на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отличие от Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действует до 31 августа 2013 года) в Федеральном законе отсутствует правовая норма, ограничивающая размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом закреплено право учредителя таких организаций снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. К таким категориям должны быть отнесены, например, родители детей из многодетных и (или) малообеспеченных семей.

Законодателем также установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В соответствии с Федеральным законом не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Регулируя правоотношения, связанные с присмотром и уходом за детьми, законодатель впервые раскрывает содержание данного понятия. Им в Федеральном законе определено, что присмотр и уход за детьми -комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, законодатель изначально определяет, какие виды расходов подлежат включению (а какие виды расходов не включаются) в родительскую плату за освоение ребенком образовательных программ дошкольного образования.

Федеральным законом в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов включено новое полномочие - учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

Изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части финансового обеспечения дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2014 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено:



  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница