Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации



Скачать 103.43 Kb.
Дата14.02.2016
Размер103.43 Kb.
c:\users\а\desktop\копии рабочей программы0001.jpg

Пояснительная записка.
       Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

       Образовательный процесс в нашем детском саду ведется на основе реализации « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Эффективность программы заключается в том, что она позволяет всесторонне развивать психические и психические качества в соответствии с возрастными особенностями, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.

       Однако результаты тестирования родителей и диагностики детей в детском саду показали, что задача нравственно-патриотического воспитания детей требует более глубокого к себе внимания. Так как мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.

       Поэтому мы решили помочь родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем  и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы и поговорки, сказки, произведения народно-декоративного искусства. И этот незамутненный источник оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес и сможет пробудить чувство любви к Родине, к красоте родной природы. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

      Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой и т.д. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи …

       Поэтому в свое работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей мы решили использовать программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой. Целью данной программы является формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

       Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим и общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личности для духовно-нравственного и патриотического развития личности.
Реализуя данную программу в детском саду, мы выбрали для себя приоритетные направления деятельности.

  1. Окружение ребенка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять. Что они – часть великого русского народа.

  2. Использование фольклора во всех направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) которые вмещают в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенности  черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки выражают заботу, нежность, веру в будущее. В пословицах и поговорках кратко и легко оцениваются человеческие поступки, высмеиваются недостатки людей, восхваляются положительные качества, подчеркивается положительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

  3. Народные праздники и традиции, так как именно в них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. И эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и общественной жизнью человека во всей их ценности и многообразии.

  4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

 Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной

культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация.

       Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:

       младший возраст от 3-4 лет;

       средний возраст   от 4-5 лет;

       старший возраст  от 5-6 лет;

       подготовительный к школе от 6-7 лет.

       Подбирая материал, игры, занятия и т.д. для каждой возрастной ступени по знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей отечества мы опираемся на такие основные критерии как:

      - доступность знаний, достоверность и научность;

      - соответствие сложности материала возрасту детей;

      - культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

      - краеведческий опыт;

      - экологическое воспитание.

       Огромное значение в своей работе мы придаем знакомству детей с народными играми, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честным и правдивым.

       Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы».  Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, силу. Другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, честности и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

       Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядных праздников.

       Поэтому педагогами ДОУ были разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры и народным подвижным играм.

       Организация работы по этой программе потребовала от нас создания новой предметно-развивающей среды в детском саду. Для решения этой задачи коллектив оформил интерьеры детского  учреждения в русском народном стиле.

       В группах оформлены уголки народного творчества, собраны предметы старины и народно-прикладного искусства, театры, костюмы, мини-музеи народной старины «Русская горница». Создавая среду, воспитатели становились дизайнерами, художниками, мастеровыми.

       В ДОУ создана «Русская горница», в которой воспитатели знакомят детей с предметами старины, русским бытом.

       Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами и  индивидуально. Используются в работе с детьми разработанные педагогами комплексные, тематические и другие виды занятия.

      Наряду с занятиями в нашем саду организуются праздники:

   - календарные;

   - фольклорные;

   - обрядовые;

   - дни именин и т.д.

В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняются лишь долевые их участия от возраста к возрасту

       В нашем саду регулярно проводятся народные праздники, активными участниками которых являются и взрослые и дети:

   - осенние посиделки;

   - масленица;

   - зимние святки.

       При написании сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словестно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

      Мы помним, что главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует назначению – радовать детей.

       Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления, переживания, обогащают их впечатления, переживания, обогащают художественное, эстетическое и нравственное воспитание. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

       В нашем саду создается картотека: русские народные, хороводные, малоподвижные, подвижные игры.

       В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый Год», «Масленица» и др.

       Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги ДОУ создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей. А так же формирует положительное отношение друг к другу. Наши родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музей, в украшении группы к  народным  праздникам «Пасха», «Рождество», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В завершении работы по данной теме мы предполагали такие результаты:

   1.  Дети будут в активной речи использовать потешки, считалки, загадки.

   2.  В своих играх будут выбирать знакомые им народные подвижные игры,

        используя считалки.

   3. Узнают много сказок и сказочных героев, смогут узнавать их в произве-

        дениях изобразительного искусства

   4.  Осмысленное и активное участие  в русских народных праздниках

 (дети знают название праздника, поют песни, исполняют частушки,         читают стихи).

  1. Знают историю русского народного костюма, головных уборов.

  2. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации программы.

  3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.

        Цель программы «Приобщения детей к источникам русской народной культуры – воспитание патриотических чувств на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия.

       Такие результаты достигаются в процессе решения следующих задач:

  1. Вызвать интерес к жизни наших предков, как начиналось Российское государство. Воспитывать уважение к своему народу.

  2. Дать представление о размерах нашей Родины. Вызвать интерес к жизни родного края, города.

  3. Знакомить детей с жилищем, одеждой, продуктами питания русского человека. Вызвать интерес к русским традициям (гостеприимству, почитанию родителей и т.д.). Дать представление о народных праздниках.

  4. Познакомить с видами устного народного творчества. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка.

  5. Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки (богородской, дымковской, филимоновской и т.д.). Учить детей различать народную роспись. Воспитывать желание самим создавать мотивы русского прикладного искусства. Познакомить с художниками-иллюстраторами. Поддерживать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, используя различные способы изображения, в том числе и нетрадиционные (отрывание, по мокрому, свечой, по свече, тычком).


               Реализация программы осуществляется в несколько этапов.

       Подготовительный этап с 2014 по 2015 г.

  1. Изучение программы.

  2. Создание атмосферы национального быта.

  3. Разработать план-программу внедрения нового содержания с целью использования в своей работе.

  4. Обсуждение и утверждение программы на заседании Совета педагогов ДОУ.

  5. Проведение анкетирования родителей, детей и педагогов.

  6. Разработать модель предметно-развивающей среды.

  7. Создать в ДОУ творческие педагогические объединения.

  8. Разработать систему контрольно-диагностической работы с целью индивидуализации воспитательно-образовательной работы с детьми.

  9. Приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций, материалов о декоративно-прикладных промыслах России.


Основной этап с 2015 по 2017 г.
 1.  Ознакомление с другими программами и новыми педагогическими техно-

логиями.

 2.  Изменение педагогического процесса путем внедрения русского народно-

     го творчества в специально организованную деятельность детей (использование фольклора, народных игр, обрядовых праздников и т.д.).

 3.  Организация совместной деятельности детей и педагогов.  

 4.  Взаимодействие с родителями и социумом.

 5.  Формирование новой и уточнение действующей локальной нормативно-

       правовой базы ДОУ.

 6.   Совершенствование материально-технической базы ДОУ.      

 7.   Совершенствование профессионального мастерства педагогических ра-  

       ботников.
      Заключительный этап с 2014 по 2017 г.

 1.  Продолжить поиск механизмов, повышающих качество образовательного

      процесса во всех видах деятельности.

 2.  Анализ деятельности по реализации программы.          

  1. Подведение  итогов.



Методическое обеспечение программы О.Л. Князевой, Н.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»


  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно- методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс».1998.

  2. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство- Пресс».1999.

Каталог: jar -> jar ds vor -> DocLib2
DocLib2 -> Программа д. Ворца 2010г. Содержание 1 часть Раздел Пояснительная записка. Раздел Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. Раздел Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных
jar -> Как правильно разговаривать по телефону?
jar -> Телефонный роман
jar -> Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей
jar -> Урок медиабезопасности 09. 2011 год) Тема. Правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способы защиты от противоправных посягательств в Интернете и мобильной связи
jar -> Программа дисциплины «Социология» для направления 080506. 65
jar -> Семинаре педагогов -организаторов школ Чухломского района
jar -> Молодой человек Колесакин называл сам себя застенчивым весельчаком
jar -> Учебно-методическое пособие Абакан, 1999 ббк65. 1 М748


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница