Дошкольная педагогика



страница1/31
Дата21.04.2016
Размер1.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Дошкольная педагогика

"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина


"Просвещение", Москва, 1978 г.

Введение

Вы, будущие воспитатели самых маленьких граждан нашей страны, приступаете к изучению педагогики — науки о воспитании. Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе народного образования.
На дошкольные учреждения совместно с семьей возлагается забота о будущих гражданах нашей страны.
Сложный путь физического и психического развития пройдет ребенок, прежде чем он станет строителем нового общества. Что же представляет собой дошкольник?
Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития.
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления.
Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опираться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно.
Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.
Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особенности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни в значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускников средней школы. Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Личность человека — активного труженика 2000 года формируется сегодня. Какова же должна быть программа воспитания и обучения дошкольников? Чтобы определить ее задачи и содержание, надо заглянуть в будущее, подготовить основы успешного выполнения деятельности, в которой сегодняшний ребенок примет активное участие не ранее чем через 15—20 лет.
Прогнозирует и определяет задачи воспитания сегодняшних дошкольников особая отрасль педагогической науки — дошкольная педагогика.
Советская дошкольная педагогика занимает особое место в мировой педагогической науке. Она изучает цели, задачи и содержание всестороннего коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Советская дошкольная педагогика отражает общественный характер воспитания в нашей стране, где Коммунистическая партия и государство проявляют постоянную заботу о расширении сети дошкольных учреждений, совершенствовании их деятельности и подготовке специалистов со средним и высшим образованием. Советская дошкольная педагогика представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики.
В нашей стране действует государственная «Программа воспитания в детском саду», предусматривающая всестороннее воспитание детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей. Опыт создания этой программы и ее реализация на практике изучаются и перенимаются в братских социалистических странах. Так, например, одна из молодых государственных программ воспитания маленьких детей действует на острове Свободы.
Выполнение «Программы воспитания в детском саду» осуществляет прежде всего педагог (воспитатель). Он — главная фигура в дошкольном учреждении.
Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д.
Каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности?
Прежде всего он должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
Воспитатель — это патриот своей Родины, интернационалист, умом и сердцем принимающий Программу Коммунистической партии, овладевший наукой о коммунистическом воспитании маленьких детей.
Воспитатель постоянно совершенствует свое мастерство, используя достижения советской педагогической науки и передовой практики. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир.
Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. В настоящее время в нашей стране более 12 млн. детей посещают дошкольные учреждения. В них работают 700 тыс. воспитателей. Страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.
Гордитесь, что будете принадлежать к этой армии воспитателей, старайтесь оправдать высокое доверие нашего государства.

СОДЕРЖАНИЕ


Общие основы педагогики


Глава 1. Предмет и задачи педагогики

Глава 2. Развитие и воспитание

Глава 3. Цель и задачи коммунистического воспитания

Глава 4. Система народного образования в СССР

Глава 5. Развитие общественного дошкольного воспитания

Глава 6. «Программа воспитания в детском саду»

Развитие и воспитание детей раннего возраста


Глава 7. Особенности периода раннего детства и его значение

Глава 8. Воспитание детей первого года жизни

Глава 9. Развитие и воспитание детей второго года жизни

Глава 10. Развитие и воспитание детей третьего года жизни

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста


Глава 11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Глава 12. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение в детском саду

Глава 13. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Глава 14. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Глава 15. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Глава 16. Игра в детском саду

Глава 17. Праздники и развлечения в детском саду

Глава 18. Преемственность в работе детского сада и школы

Глава 19. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду

Глава 20. Работа дошкольного учреждения с семьей

Дошкольное учреждение, его организация и руководство им


Глава 21. Организация работы дошкольного учреждения и руководство им

Глава 1. Предмет и задачи педагогики
Воспитание как общественное явление

Педагогика как наука имеет свой предмет, т. е. определенную область научного познания. Этой областью является воспитание - особая функция общества, заключающаяся в подготовке молодого поколения к жизни.


Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта. В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением возникают задачи, которые часто даже нельзя предвидеть, у молодых людей должны быть сформированы определенные качества, помогающие им ориентироваться в новых задачах, быть потенциально готовыми к их решению.
Какова роль педагогики в воспитании? В чем выражается связь между педагогикой как наукой и воспитанием как функцией общества?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо раскрыть общественную сущность воспитаний, рассмотреть особенности его осуществления на различных этапах развития человеческого общества, а также познакомиться с тем, как развивалась и формировалась педагогическая наука.
Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, дав материалистический анализ законов общественного развития, установили закономерную связь между воспитанием и развитием производительных сил. Они доказали, что «вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия...». Отсюда - характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации.
В. И. Ленин называл воспитание вечной категорией, неразрывно связанной с развитием человеческого общества. Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации.
Так, в первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек - сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим.
С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни - в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п.
В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. В рабовладельческом обществе воспитание приобрело качественно иной характер. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Воспитание, продолжая оставаться функцией общества, стало направляться государством. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Впервые они появились в странах Древнего Востока еще за несколько веков до нашей эры. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами.
Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.
Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда.
Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа.
В феодальном обществе основные антагонистические классы - феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия - духовенство и дворяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян.
В России также были созданы привилегированные учебные заведения, предназначенные для детей определенного сословия. На первых этапах становления феодального общества, когда уровень развития производства не требовал от крепостных крестьян даже начатков образования, дети крестьян в подавляющем большинстве в школах не учились. Через семью передавались традиции поведения, отношений между старшими и младшими, выполнения ряда обязанностей. Некоторые традиции отражались в народных обрядах.
Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Отмечая это, Ф. Энгельс писал, что в эпоху средневековья «...монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер». Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Они предназначались как для подготовки духовенства, так и для религиозного воспитания других слоев общества.
В связи с ростом городов появилась и стала формироваться новая социальная прослойка эксплуатируемых - ремесленники, мелкие торговцы, которые формально были свободны. В процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования - грамоты, счета, необходимых для ведения учета, обмена, торговли. Дети ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в цеховых и гильдейских школах. В церковные школы стали попадать затем и дети крестьян.
Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, рост городов, развитие ремесел и мануфактуры вызвали появление буржуазии, которая не могла мириться с сословным характером учебных заведений. Ее не устраивал и ограниченный запас знаний, которые давали различные типы церковноприходских, цеховых, гильдейских и других школ, открывавшихся городскими властями. Молодая и накапливающая силы буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие.
Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. К. Маркс, отмечая этот знаменательный этап в развитии воспитания, писал: «Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание...».
С укреплением позиций буржуазии на политической арене начался отход от демократических требований в области образования, выдвигавшихся в период борьбы против феодализма. Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию в образовании. Будучи господствующим классом, она стремится дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Этим целям служат прежде всего дорогостоящие частные школы, существующие параллельно с системой государственных школ.
Далеко не всех своих привилегий при капитализме лишилась и феодальная знать, продолжая оставаться сильным эксплуататорским классом. Выдвигая целый ряд барьеров для продвижения детей трудящихся к более высоким ступеням образования, буржуазия создала ряд типов школ, доступных лишь для детей обеспеченных родителей. Содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, было резко ограничено: им давали лишь тот минимум знаний, который был необходим для работы в условиях производства, оснащённого машинами.
Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия дает знания рабочим «лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».
Даже в условиях начавшегося развития капиталистического производства технический уровень сельского хозяйства оставался низким, поэтому от крестьян не требовалось ни общих, ни специальных знаний. Начальное образование им продолжали давать церковноприходские школы разного типа, открываемые сельскими властями. Однако охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным. Положение стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более грамотных работников.
Появление нового эксплуатируемого класса - пролетариата, боровшегося за свои права, в том числе и за право на образование для своих детей, привело к резкому обострению всех противоречий в области воспитания. Эти противоречия становятся более острыми в современном буржуазном обществе.
Великая Октябрьская социалистическая революция, свершившаяся в нашей стране в 1917 году, вызвала к жизни новую общественную формацию - социалистическое общество и впервые открыла широкие возможности для получения подрастающими поколениями разностороннего образования и развития всех способностей. Появились политические, экономические и социальные условия для решения всех демократических задач в области воспитания. Воспитание как особая функция государства получило новую направленность. Впервые в истории классового общества школа из орудия господства эксплуататоров превратилась в государстве с неантагонистическими классами в средство коммунистического преобразования общества.
Новый характер развития производства и производственных отношений при социализме вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования.
На первом этапе развития социалистического общества - этапе создания фундамента социализма - в области просвещения трудящихся были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения.
Большое внимание было уделено развитию просвещения у ранее отсталых народов, населяющих территорию СССР.
В период построения основ социализма были успешно решены задачи введения всеобщего семилетнего образования, обеспечена достаточная общеобразовательная подготовка поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, что помогло создать большую армию специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительно вырос образовательный и культурный уровень всего населения.
Когда наше общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования, более эффективного осуществления всестороннего развития человека и формирования его коммунистического мировоззрения.
Научно-техническая революция, способствующая построению материально-технической базы коммунизма, создает одновременно предпосылки для более успешного решения всех задач воспитания нового человека, который должен иметь широкую общеобразовательную и специальную подготовку. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности. Эти задачи и условия развития воспитания строителей коммунизма отражены в новой Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г.

Педаготика как наука о воспитании

Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей.


Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффективном воспитании подрастающих поколений. Выделение педагогики как специальной науки связано с необходимостью осмыслить уже накопившийся опыт воспитания детей, вывести из него определенные закономерности, найти наилучшие организационные формы, а также создать правила и руководства по воспитанию подрастающего поколения.
Обобщение опыта воспитания, несомненно, происходило даже в первобытном обществе, когда начали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с ритуалами и обрядами, взаимоотношения старших и младших.
Педагогика как научная дисциплина начала формироваться в рабовладельческом обществе. Когда воспитание стало играть заметную роль в жизни общества, стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения, где особые лица должны были обеспечивать более планомерную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к жизни. Для выполнения этих обязанностей от воспитателей требовались педагогические умения и специальные знания. В чем же должны были заключаться эти знания и умения, отражающие обобщение уже накопленного опыта воспитания? Как и на что нужно было ориентироваться воспитателю в своей работе по формированию личности человека, подготовке его к жизни? Какие нужны учреждения для осуществления целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение? Ответы на эти вопросы и должна была дать педагогическая наука.
Педагогическая мысль стала оформляться вначале в виде отдельных суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении учащихся к учителю и нормах поведения; затем эти суждения и высказывания стали приобретать характер обобщений. Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, о подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Философская мысль в рабовладельческом обществе получила значительное развитие. Стройные философские системы были созданы Сократом, Платоном, Аристотелем, Демокритом. В их системах значительное место отводилось воспитанию, выдвигались предложения о его совершенствовании.
В историю педагогической мысли яркие страницы вписаны великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским, французским просветителем Жан-Жаком Руссо, швейцарским педагогом Иоганном Песталоцци и др.
Существенное влияние на развитие педагогической теории оказали прогрессивные деятели дореволюционной России.
Основоположники революционно-демократической педагогики В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов выдвигали проекты, направленные на изменение дела народного просвещения в стране, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование. Естественно, большая часть их предложений не получала поддержки царских чиновников и не была реализована. Но нельзя забывать, что в их трудах впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания стали связываться с необходимостью борьбы за преобразование общества.
Много сделал для развития русской школы и педагогики известный русский хирург и либеральный общественный деятель Н. И. Пирогов (1810-1881). Он выступал с резкой критикой сословной школы, ратовал за внесение коренных изменений в общий подход к воспитанию, требовал уважения к личности ребенка.
Большую роль в развитии отечественной педагогической мысли сыграл великий русский педагог К. Д. Ушинский. Его теоретические взгляды изложены в капитальном труде «Человек как предмет воспитания». Методическое воплощение они получили в ряде созданных им учебных книг. В их числе широко известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.
Важное значение К. Д. Ушинский придавал воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к родному языку как лучшему, выражению народности, формированию нравственных качеств, воспитанию уважения к труду. Он выступал против «забавляющей педагогики» и рассматривал учение как серьезный труд, требующий усилий и напряжения воли. К. Д. Ушинский разработал стройную дидактическую систему, детально рассмотрев структуру урока. Он выдвинул и обосновал целый ряд методических приемов и правил обучения, в том числе разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. Много сделал К. Д. Ушинский для совершенствования содержания и методики начального обучения, а также для подготовки учительских кадров.
Вопросами педагогической теории и организацией практического обучения и воспитания много занимался Л. Н. Толстой. Он создал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе «Новую азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических исканиях Л. Н. Толстой выражал протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, уважать личность каждого ребенка.
Одновременно с развитием прогрессивной педагогической мысли, выражавшей интересы и стремления народных масс и находившей отражение в трудах и практической деятельности передовых педагогов, продолжала развиваться народная педагогика. Народная мудрость и поучения в области трудового, нравственного и эстетического воспитания находили отражение в сказках, былинах, пословицах, поговорках, загадках, играх и танцах, песнях, праздничных обрядах, а также в традициях семейного воспитания. Народная педагогика способствовала сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению мудрости и ясности суждений людей труда. Наряду с прогрессивными педагогическими идеями прошлого она послужила одним из источников формирования основ педагогики социалистического общества.
Подлинное научное объяснение педагогических явлений, установление их закономерностей и формирование основ новой, коммунистической педагогики стало возможным лишь с появлением теории научного коммунизма - марксизма-ленинизма.
К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая идеи, выдвинутые прогрессивной педагогической мыслью прошлого, впервые связали эти идеи с задачами революционного преобразования общества и научно доказали, что гармоничное и разностороннее развитие человека необходимо, так как оно обусловлено закономерностями производства. Они писали: «Частная собственность может быть уничтожена только при условии всестороннего развития индивидов, потому что наличные формы общения и производительные силы всесторонними только всесторонне развивающиеся индивиды могут их присвоить, т. е. превратить в свою свободную жизнедеятельность».
К. Маркс и Ф. Энгельс показали также, что важнейшими условиями осуществления такого развития человека должно быть устранение прежнего разделения труда, правильно организованное трудовое воспитание, основанное на смене родов деятельности, соединение обучения с производительным трудом. Они выдвинули требование обеспечить «...всеобщее обучение на государственный счет всех детей без исключения, обучение одинаковое для всех, вплоть до того возраста, когда человек способен выступить как самостоятельный член общества».
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании послужило основой для разработки подлинно демократической марксистской педагогики, сформулировавшей основные принципы воспитания и обучения в социалистическом обществе.
Дальнейшая разработка марксистских идей в области педагогики, принадлежит В. И. Ленину, с именем которого связано становление советской педагогики, начавшей формироваться после победы пролетарской революции.
Итак, педагогика как наука о воспитании появилась на определенном этапе развития общества и, развиваясь, стала решать все расширяющийся круг задач воспитания.
Педагогика как наука о воспитании дает ответы на общие вопросы о цели воспитания (к чему готовить подрастающее поколение), о его содержании и методах (чему и как учить детей и молодежь, какие качества у них воспитывать), об организационных формах (где и в каких учебно-воспитательных учреждениях осуществлять обучение и воспитание, какие использовать формы организации учебно-воспитательного процесса).
Предметом нашего изучения является советская педагогика.

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница