Дополнительного образования детей



Скачать 196,43 Kb.
Дата02.06.2016
Размер196,43 Kb.
#57267
ТипПояснительная записка



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА №5»
Утверждена

Педагогическим советом ЦДТТ №5

Протокол № 29 от «30» мая 2012г.

Директор МАОУ ДОД «ЦДТТ №5»

_______________ Хазиева М.Р.
Городская программа

развития научно-технического творчества учащихся «Детская инженерная академия»

Возраст детей: 11-17лет.

Срок реализации: 7 лет.

Авторы:


М.Р. Хазиева - директор ЦДТТ №5

Р.М. Гиниятова - заведующий

инструктивно-методического отдела

г. Набережные Челны



2012г.
Пояснительная записка

Введение
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей, а поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека, отличающее его от животного. Если раньше прогресс общества определялся творчеством отдельных гениальных личностей, то сейчас мы вступили в такую эпоху, когда дальнейший прогресс возможен лишь при условии массового творчества людей.

Детское техническое творчество учащихся - наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. В технической деятельности в наибольшей мере проявляется творческое начало человека, поскольку здесь не только отражается, но и преобразуется природная реальность, создается новая техническая среда обитания человека.

Современная образовательная среда ребенка преимущественно гуманитарная, как следствие выпускники образовательных учреждений отдают предпочтение гуманитарным профессиям, что не в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Глубокие изменения в технике, технологии и организации производства выдвигают повышенные требования к работнику промышленного производства. Сегодня необходимы кадры, способные максимально эффективно использовать и совершенствовать современную технику, развивать современное производство, осваивать новейшие технологии. Система научно-технического творчества детей и молодежи должна стать неотъемлемой частью непрерывной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно и коллективно решать профессиональные, научные и технические задачи, быстро адаптироваться в своей профессиональной области.

В настоящее время развитие детского технического творчества зависит от изменения отношения к проблеме. СМИ города неоднократно сообщали о том, что молодежь не желает идти в рабочие профессии, а уходящие на пенсию специалисты оставляют бездействующими автомобили, станки, механизмы, инструменты.Поэтому главная задача сегодня - изыскать пути максимального сохранения, развития и стабильного функционирования технического профиля в учреждениях дополнительного и общего образования, позволяющие выбрать индивидуальный путь ребенка к развитию его творческих возможностей, его профессиональному самоопределению с учетом социально значимых направлений развития экономики республики.
Актуальность программы:

Город Набережные Челны входит в число динамично развивающихся городов Республики Татарстан и России, для которых характерны глубокие экономические преобразования, тенденция устойчивого экономического развития. В городе реализуются крупные инвестиционные проекты, новые обороты берет ОАО «КамАЗ», интенсивно развивается малый и средний бизнес.

В настоящее время в городе выявлены опасные диспропорции на рынке профессий: количество обучаемых по той или иной профессии не соответствует потребностям предприятий и организаций. Это привело к серьезным сложностям в трудоустройстве молодежи: в городе до 50% выпускников ВУЗов и средне - специальных учебных заведений меняют профессию сразу же после окончания учебы, либо какое-то время бродят в поисках работы. В тоже время растет потребность предприятий и заводов города в таких квалифицированных рабочих кадрах как: слесарь механосборочных работ, фрезеровщик, слесарь ремонтник, токарь, оператор автоматических и полуавтоматических линий, электромонтер. Самой востребованной профессией в ближайшие годы станет профессия инженера. В течение пяти лет 70% опытных специалистов будут уходить на пенсию, и уже сейчас аналитики предсказывают дефицит молодых специалистов этого профиля. Кадровые агентства уже не первый год отмечают ажиотажный спрос на грамотных технарей.

Ниже приведена статистика потребности в рабочих, технических и инженерных кадрах ОАО «КамАЗ» (таблица №1).

Таблица №1




Уровень образования (профессия)

Потребность в подготовке кадров чел.

Всего

2013

2014

2015

1

Начальное профессиональное образование (рабочие)

2984

963

1001

1020

2

Среднее профессиональное образование (техники)

1768

521

618

629

3

Высшее профессиональное образование (инженеры)

1005

340

330

336




ИТОГО

5757

1824

1949

1985

«Центр детского технического творчества №5»-однопрофильное учреждение дополнительного образования, целью которого является организация учебного процесса по техническому творчеству учащихся школ города. Одним из основных направлений деятельности является профориентационная работа и предпрофиссиональная подготовка учащихся через учебные занятия в объединениях начального технического моделирования, авиа-, судо-, автомоделирования, резьба по дереву, радиоэлектроника, робототехника. Учащиеся «ЦДТТ№5» являются призерами Республиканских, Всероссийских и Международных соревнований и конкурсов: Всемирный интеллектуальный фестиваль «Научно-технический досуг поколения XXI века» (выставка научно-технического творчества молодежи, г. Москва 2009г., Диплом ВВЦ, медаль ВВЦ); Всероссийская выставка научно-технического творчества (г. Москва, 2011г., именная медаль «Юный участник ВВЦ»), Республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века» (г. Казань, Диплом I –II места, 2011г), «50 инновационных идей для РТ» (г. Казань, Диплом, 2011г). Выпускники «ЦДТТ-5» поступают в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Активизировалась рационализаторская и изобретательская деятельность среди педагогов и учащихся Центра: «Усовершенствование проекционной аппаратуры» (рационализаторское предложение), «Фотозвуковое реле освещения» (изобретение), «Устройство автоматического сбора и очистки воды, загрязненной нефтью» (патент)-это результаты 2010-2012 учебных годов. На основе применения информационно-коммуникативных технологий «Центр детского технического творчества №5» успешно использует в учебном процессе возможности лазерного и фрезерного станков (2-D 3-D моделирование). На станках воспитанники выполняют сувенирную продукцию, детали самолетов, автомобилей, парусников и других моделей из различных материалов. Учебные занятия ведут квалифицированные (первой и высшей категорий) педагоги дополнительного образования, специалисты предприятий, конструкторских бюро, преподаватели вузов. Результаты работы педагогов отмечены Почетными грамотами управления образования и Мэра г. Набережные Челны, Почетными грамотами МО и Н РТ и РФ, званием «Почетный работник начального профессионального образования РФ».



Если проанализировать потребность ОАО «КамАЗ» по конкретным специальностям (таблица №2), то можно увидеть что деятельность «ЦДТТ №5» направлена на ориентацию учащихся на специальности, востребованные ОАО «КамАЗ» в ближайшее время.
Таблица №2



№ п/п

Наименование профессии, специальности

Потребность в подготовке кадров, чел.

Всего

в том числе по годам

2013

2014

2015

1

Начальное профессиональное образование

1652

526

559

567

 

слесарь-ремонтник

537

172

179

186

 

станочник широкого профиля

74

25

25

24

 

токарь

240

76

84

80

 

токарь-расточник

40

14

14

12

 

фрезеровщик

195

60

67

68

 

шлифовщик

151

44

52

55

 

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

415

135

138

142

2

Среднее профессиональное образование

1542

456

537

549

 

испытатель двигателя

91

24

32

35

 

наладчик автоматических линий и агрегатных станков

736

217

253

266

 

наладчик КИПиА

143

48

49

46

 

наладчик станков и манипуляторов с числовым программным управлением

512

146

180

186

 

наладчик токарных автом. и полуавтом.

25

10

10

5

 

слесарь по ремонту автомобилей

35

11

13

11

3

Высшее профессиональное образование

585

202

191

192

 

инженер по автоматизации и механизации производственных процессов

6

2

2

2

 

инженер автоматизации тех.процессов

6

2

2

2

 

инженер-исследователь

17

6

6

5

 

инженер-конструктор

176

64

56

56

 

инженер-технолог

280

96

91

93

 

инженер-электрик

18

6

7

5

 

инженер-программист

16

7

4

5

 

инженер-проектировщик

12

4

4

4

 

инженер-энергетик

26

9

8

9

 

инженер (по материаловедению, металловедению)

3

1

1

1

 

мастер (по механической обработке, ремонту технологического оборудования)

25

5

10

10

 

ИТОГО

3779

1184

1287

1308


Внедрение в образовательную практику общеобразовательных учреждений города Набережные Челны новой стратегии развития системы научно-технического творчества школьников может стать ответом на изменившиеся образовательные запросы общества и машиностроительной экономики Закамского региона посредством создания условий для формирования актуальных дизайнерских, технологических и личностных компетенций обучающихся для развития инженерных талантов в сфере науки, техники и технологии.

Осознание данной ситуации привело к необходимости разработки городской программы дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Детская инженерная академия».

Цели программы:

-создание условий для формирования непрерывной системы воспитания и профессиональной ориентации школьников в сфере науки, техники и технологий;

-содействие решению проблемы нехватки инженерных кадров.
Задачи:

-разработка модернизированных образовательных программ «Школа моделирования» и «Университет моделирования»;

-создание материально-технической и учебно-информационной базы;

-привлечение, подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогического состава;

-создание, комплексное развитие и системное обеспечение сети площадок, реализующих программы «Школа моделирования», «Университет моделирования».

-создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в приобретении новых технических и технологических навыков, умений, развития творческих способностей и фантазии.

Новизна программы.

Идея ранее не была известна в Республике Татарстан, так как ее особенность состоит в том, что, посещая занятия технического творчества, дети поэтапно будут приобретать знания, умения и навыки, необходимые в жизни, а также в процессе дальнейшего обучения в вузах инженерного профиля. В процессе данной деятельности учащиеся будут получать и закреплять практические навыки и умения в области физики, черчения, математики, материаловедения.


Содержание программы.

Деятельность городской программы «Детская инженерная академия» направлена на развитие на базе общеобразовательных школ в городе Набережные Челны технического творчества учащихся за счет создания новых, реорганизации и возрождения существующих направлений технического творчества детей и молодежи, путем использования свободных площадей, оборудования и квалифицированного персонала.

Реализация программы даст возможность учащимся, стремящимся совершенствовать свои знания в различных областях науки, техники, производства, повышать и развивать свой интеллектуальный потенциал, приобретать умения и навыки творческой, исследовательской, изобретательской деятельности под руководством педагогов дополнительного образования, ученых, инженерно-технических работников, на базе школы, в свободное время после уроков.

I ступень –Предусматривает программу трехлетнего обучения (для школьников 4-6 классов) «Школа моделирования», которая состоит из 4-х учебных модулей: «Основы конструирования и моделирования», «Судомоделирование», «Авиамоделирование» и «Автомоделирование». Программа направлена на формирование технологических навыков.

Задачи:

1. Учащимся:

- приобрести знания, умения и навыки ручной и механической обработки материалов для изготовления деталей;

- изучить технологический процесс сборки моделей, испытания и доработка;

-приобрести знания, умения и навыки по основам электротехники, металловедения, черчения.

2. Педагогам:

-систематизировать представление о главных отраслях экономики города;

-заинтересовать работой над творческими проектами.

II ступень – Предусматривает реализацию программы двухлетнего обучения (для школьников 7-8 классов) «Школа конструирования». Программа направлена на развитие технологических и формирование базовых конструкторских навыков.

III ступень – Предусматривает реализацию программы трехлетнего обучения (для школьников 9-11 классов) «Школа прототипирования», которая состоит из 2-х модулей «ТРИЗ» и «Основы ускоренного проектирования (3d-модель)». Программа направлена на формирование базовых знаний теории решения изобретательских задач и технологии быстрого создания моделей, приобретение навыков проектирования с использованием компьютерной техники.

 Задачи:

1.Учащимся:

-используя программные средства «Компас», «Solitech» и другие овладеть компетенциями «Машиностроительного черчения и инженерной графики» в формате 3d-моделирования;

- применять научные знания в своих разработках;

- используя знания и умения по основам технологии производства технических изделий изготавливать модели (опытные образцы) по собственным конструкторским чертежам и проектам под руководством опытных педагогов, специалистов ВУЗов и заводов ОАО «КамАЗ»,

2. Педагогам дополнительного образования:

-выявлять детей склонных к научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе из числа воспитанников «ЦДТТ №5» и учащихся общеобразовательных школ;



-профориентировать на технические специальности;

- мотивировать быть успешной, конкурентоспособной личностью на рынке труда после окончания образовательного учреждения.
Сроки исполнения:

I этап: подготовительный (сентябрь-октябрь 2012г).

  • подготовка образовательной программы;

  • подбор кадров;

  • подбор участников проекта;

  • создание материально-технической базы проекта.

II этап: основной (ноябрь 2012г. – май 2013г)

  • непосредственная работа учащихся и педагогов по реализации образовательных программы «Школа моделирования»;

  • подготовка воспитанников и педагогов к участию в мероприятиях городского, республиканского, всероссийского, международного уровня в техническом, информационном, естественно-научном направлениях;

  • исследовательская и экспериментальная деятельность учащихся и педагогов в различных областях технического творчества;

  • организация совестных мероприятий с ОАО КАМАЗ, ИНЭКА.

III этап: аналитический (июнь 2013г. – август 2013г).

  • анализ и обобщение результата деятельности с помощью мониторинга результатов образовательного процесса, корректировка образовательных программ.

Для всех возрастов учащихся планируется проведение совместных мероприятий с заводами ОАО «КамАЗ», это:

  • организация экскурсий старшеклассников на заводы ОАО «КамАЗ»;

  • встречи передовиков производства, ветеранов труда с учащимися;

  • организация и проведение городской выставки, посвященной «КамАЗу» «Рационализатор»;

  • проведение научно-технической конференции «От идеи до воплощения»;

  • проведение научно-технической выставки «Рационализатор»;

  • Брейн-ринг по истории ОАО «КамАЗ» «Профи».

В процессе работы учащиеся имеют возможность общения с преподавателями и учеными ИНЭКА, специалистами ОАО «КамАЗ», выдвигать свои работы на участие в городских, Российских и Международных конкурсах.

Ожидаемые результаты и перспективы дальнейшего развития.

В будущем «ЦДТТ №5» может стать:

- городским Центром профориентации к профессиям типа «Человек-техника»,

-методическим центром подготовки и переподготовки кадров, мониторинга результатов деятельности и внедрению инновационных технологий по техническому творчеству.

Максимально полное удовлетворение потребностей учащихся в сфере технического творчества, рационализации и изобретательства на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и традициям национальной культуры в опоре на программы дополнительного образования нового поколения.

Приведение этой сферы в соответствии с современными требованиями.

Творческий и материальный рост объединений, кружков, лабораторий и мастерских технического творчества

Сохранение и развитие сложившейся сети учреждений дополнительного образования технической направленности, а также сети технических творческих объединений в общеобразовательных учреждениях.

Совершенствование работы образовательных учреждений по расширению и развитию наиболее значимых направлений творческой научно-технической деятельности для обучающихся, осваивающих новые профессии.

Реализация воспитательных задач.

Создание компьютерного банка программно-методических материалов профессиограмм, в помощь педагогам по направлениям технического творчества, рационализации, изобретательства, профориентации детей и молодежи.

Программу можно использовать в любом образовательном учреждении города Набережные Челны.

Социальный эффект.

1. Максимально полное удовлетворение потребностей детей и учащейся молодежи в сфере технического творчества, рационализации и изобретательства, раннее включение в систему непрерывного научно-технического творчества, вовлечения их в инновационную деятельность в плане генерации и реализации наукоемких проектов.

2. Поступление и успешное обучение воспитанников колледжах, профтехучилищах, техникумах и ВУЗах технической направленности.

3. Укрепление связей с ВУЗами, заводами ОАО «КамАЗ».

4. Привлечение студентов ИНЭКА для работы руководителями кружков по техническому творчеству.

5. Формирование позитивного отношения к инженерно-техническим и рабочим специальностям.

«Детская инженерная академия» имеет огромное значение в профилактике асоциальных проявлений среди подростков.
Программные мероприятия:

  1. Научное обеспечение развития системы научно-технического творчества детей:

–Анализ и формирование банка данных по состоянию и развитию научно-технического творчества детей в системе образования города;

-Разработка модели системы научно-технического образования детей в образовательных учреждениях города;

-Разработка методических подходов, научных основ, программ, комплекса средств, подготовка научно-методических разработок по вопросам и проблемам научно-технического творчества учащихся;

-Организация маркетинговых исследований по формированию спроса на дополнительные образовательные услуги по техническому творчеству

-издание методички.

2. Сохранение и развитие сети технических кружков на базах общеобразовательных школ:

-открыть объединения «Школа моделирования», «Академия моделирования»;

-увеличить количество объединений технической направленности;

-заключить договора о совместной деятельности с учреждениями СПО, ВПО.

3. Укрепление и развитие материально-технической базы (Приложение № ):

-модернизация материально-технической базы трудового обучения в школах,

-приобретение компьютерного оборудования и оборудования для мастерских, укомплектование необходимыми инструментами и материалами,

-организация использования сырьевых остатков производства предприятий для работы объединений технической направленности.

Подсистема детского технического творчества, как и система образования в целом переживает трудности, вызванные экономическими преобразованиями в стране на протяжении последнего десятилетия. Техническое направление дополнительного образования- самое ресурсоемкое, требующее больших финансовых затрат. В течение последних лет удается лишь поддерживать материальную базу «ЦДТТ №5» на определенном уровне, тогда как изменения интересов у детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, к исследовательской и научной работе, освоению народных и художественнх ремесел, спортивно-технических т.д.) требует ее развития. Один из путей решения материально-технического обеспечения программы и возможности дальнейшего развития-приобретение новых партнеров в лице ОАО «КамАЗ» и привлечение бюджетного финансирования.


Охват учащихся городской программой

«Детская инженерная академия»


Год

Кол-во детей в 1 –й школе

Итого охват детей в одной школе по годам

Итого охват детей в 5-ти школах по годам







2012-2013

15чел-1-й г.о.

15

15*5=75







2013-2014

15чел-1-й г.о.

15чел-2-й г.о.

30

30*5=150







2014-2015

15чел-1-й г.о.

15чел-2-й г.о.

15чел-3-й г.о.

45

45*5=225







2015-2016

15чел-1-й г.о.

15чел-2-й г.о.

15чел-3-й г.о.

15чел-4-й г.о.

60

60*5=300







2016-2017

15чел-1-й г.о.

15чел-2-й г.о.

15чел-3-й г.о.

15чел-4-й г.о.

15чел-5-й г.о.

75

75*5=375







2017-2018

15чел-1-й г.о.

15чел-2-й г.о.

15чел-3-й г.о.

15чел-4-й г.о.

15чел.-5-й г.о

15чел. -6-й г.о.

80

80*5=400







Первый выпуск




15чел

75чел








Охват социальных групп городской программой

«Детская инженерная академия»»
ЦДТТ-5
Родители
Предприя-тия, заводы города
Школы
УНПО

СПО
Центр занятости, СМИ



ОАО «КамАЗ»
ВУЗы
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа

Скачать 196,43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница