УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА №5»
Утверждена
Педагогическим советом ЦДТТ №5
Протокол № 29 от «30» мая 2012г.
Директор МАОУ ДОД «ЦДТТ №5»
_______________ Хазиева М.Р.
Городская программа
развития научно-технического творчества учащихся «Детская инженерная академия»
Возраст детей: 11-17лет.
Срок реализации: 7 лет.
Авторы:
М.Р. Хазиева - директор ЦДТТ №5
Р.М. Гиниятова - заведующий
инструктивно-методического отдела
г. Набережные Челны
2012г.
Пояснительная записка
Введение
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей, а поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека, отличающее его от животного. Если раньше прогресс общества определялся творчеством отдельных гениальных личностей, то сейчас мы вступили в такую эпоху, когда дальнейший прогресс возможен лишь при условии массового творчества людей.
Детское техническое творчество учащихся - наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. В технической деятельности в наибольшей мере проявляется творческое начало человека, поскольку здесь не только отражается, но и преобразуется природная реальность, создается новая техническая среда обитания человека.
Современная образовательная среда ребенка преимущественно гуманитарная, как следствие выпускники образовательных учреждений отдают предпочтение гуманитарным профессиям, что не в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Глубокие изменения в технике, технологии и организации производства выдвигают повышенные требования к работнику промышленного производства. Сегодня необходимы кадры, способные максимально эффективно использовать и совершенствовать современную технику, развивать современное производство, осваивать новейшие технологии. Система научно-технического творчества детей и молодежи должна стать неотъемлемой частью непрерывной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно и коллективно решать профессиональные, научные и технические задачи, быстро адаптироваться в своей профессиональной области.
В настоящее время развитие детского технического творчества зависит от изменения отношения к проблеме. СМИ города неоднократно сообщали о том, что молодежь не желает идти в рабочие профессии, а уходящие на пенсию специалисты оставляют бездействующими автомобили, станки, механизмы, инструменты.Поэтому главная задача сегодня - изыскать пути максимального сохранения, развития и стабильного функционирования технического профиля в учреждениях дополнительного и общего образования, позволяющие выбрать индивидуальный путь ребенка к развитию его творческих возможностей, его профессиональному самоопределению с учетом социально значимых направлений развития экономики республики.
Актуальность программы:
Город Набережные Челны входит в число динамично развивающихся городов Республики Татарстан и России, для которых характерны глубокие экономические преобразования, тенденция устойчивого экономического развития. В городе реализуются крупные инвестиционные проекты, новые обороты берет ОАО «КамАЗ», интенсивно развивается малый и средний бизнес.
В настоящее время в городе выявлены опасные диспропорции на рынке профессий: количество обучаемых по той или иной профессии не соответствует потребностям предприятий и организаций. Это привело к серьезным сложностям в трудоустройстве молодежи: в городе до 50% выпускников ВУЗов и средне - специальных учебных заведений меняют профессию сразу же после окончания учебы, либо какое-то время бродят в поисках работы. В тоже время растет потребность предприятий и заводов города в таких квалифицированных рабочих кадрах как: слесарь механосборочных работ, фрезеровщик, слесарь ремонтник, токарь, оператор автоматических и полуавтоматических линий, электромонтер. Самой востребованной профессией в ближайшие годы станет профессия инженера. В течение пяти лет 70% опытных специалистов будут уходить на пенсию, и уже сейчас аналитики предсказывают дефицит молодых специалистов этого профиля. Кадровые агентства уже не первый год отмечают ажиотажный спрос на грамотных технарей.
Ниже приведена статистика потребности в рабочих, технических и инженерных кадрах ОАО «КамАЗ» (таблица №1).
Таблица №1
№
|
Уровень образования (профессия)
|
Потребность в подготовке кадров чел.
|
Всего
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
Начальное профессиональное образование (рабочие)
|
2984
|
963
|
1001
|
1020
|
2
|
Среднее профессиональное образование (техники)
|
1768
|
521
|
618
|
629
|
3
|
Высшее профессиональное образование (инженеры)
|
1005
|
340
|
330
|
336
|
|
ИТОГО
|
5757
|
1824
|
1949
|
1985
|
«Центр детского технического творчества №5»-однопрофильное учреждение дополнительного образования, целью которого является организация учебного процесса по техническому творчеству учащихся школ города. Одним из основных направлений деятельности является профориентационная работа и предпрофиссиональная подготовка учащихся через учебные занятия в объединениях начального технического моделирования, авиа-, судо-, автомоделирования, резьба по дереву, радиоэлектроника, робототехника. Учащиеся «ЦДТТ№5» являются призерами Республиканских, Всероссийских и Международных соревнований и конкурсов: Всемирный интеллектуальный фестиваль «Научно-технический досуг поколения XXI века» (выставка научно-технического творчества молодежи, г. Москва 2009г., Диплом ВВЦ, медаль ВВЦ); Всероссийская выставка научно-технического творчества (г. Москва, 2011г., именная медаль «Юный участник ВВЦ»), Республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века» (г. Казань, Диплом I –II места, 2011г), «50 инновационных идей для РТ» (г. Казань, Диплом, 2011г). Выпускники «ЦДТТ-5» поступают в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Активизировалась рационализаторская и изобретательская деятельность среди педагогов и учащихся Центра: «Усовершенствование проекционной аппаратуры» (рационализаторское предложение), «Фотозвуковое реле освещения» (изобретение), «Устройство автоматического сбора и очистки воды, загрязненной нефтью» (патент)-это результаты 2010-2012 учебных годов. На основе применения информационно-коммуникативных технологий «Центр детского технического творчества №5» успешно использует в учебном процессе возможности лазерного и фрезерного станков (2-D 3-D моделирование). На станках воспитанники выполняют сувенирную продукцию, детали самолетов, автомобилей, парусников и других моделей из различных материалов. Учебные занятия ведут квалифицированные (первой и высшей категорий) педагоги дополнительного образования, специалисты предприятий, конструкторских бюро, преподаватели вузов. Результаты работы педагогов отмечены Почетными грамотами управления образования и Мэра г. Набережные Челны, Почетными грамотами МО и Н РТ и РФ, званием «Почетный работник начального профессионального образования РФ».
Если проанализировать потребность ОАО «КамАЗ» по конкретным специальностям (таблица №2), то можно увидеть что деятельность «ЦДТТ №5» направлена на ориентацию учащихся на специальности, востребованные ОАО «КамАЗ» в ближайшее время.
Таблица №2
№ п/п
|
Наименование профессии, специальности
|
Потребность в подготовке кадров, чел.
|
Всего
|
в том числе по годам
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
Начальное профессиональное образование
|
1652
|
526
|
559
|
567
|
|
слесарь-ремонтник
|
537
|
172
|
179
|
186
|
|
станочник широкого профиля
|
74
|
25
|
25
|
24
|
|
токарь
|
240
|
76
|
84
|
80
|
|
токарь-расточник
|
40
|
14
|
14
|
12
|
|
фрезеровщик
|
195
|
60
|
67
|
68
|
|
шлифовщик
|
151
|
44
|
52
|
55
|
|
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
|
415
|
135
|
138
|
142
|
2
|
Среднее профессиональное образование
|
1542
|
456
|
537
|
549
|
|
испытатель двигателя
|
91
|
24
|
32
|
35
|
|
наладчик автоматических линий и агрегатных станков
|
736
|
217
|
253
|
266
|
|
наладчик КИПиА
|
143
|
48
|
49
|
46
|
|
наладчик станков и манипуляторов с числовым программным управлением
|
512
|
146
|
180
|
186
|
|
наладчик токарных автом. и полуавтом.
|
25
|
10
|
10
|
5
|
|
слесарь по ремонту автомобилей
|
35
|
11
|
13
|
11
|
3
|
Высшее профессиональное образование
|
585
|
202
|
191
|
192
|
|
инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
инженер автоматизации тех.процессов
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
инженер-исследователь
|
17
|
6
|
6
|
5
|
|
инженер-конструктор
|
176
|
64
|
56
|
56
|
|
инженер-технолог
|
280
|
96
|
91
|
93
|
|
инженер-электрик
|
18
|
6
|
7
|
5
|
|
инженер-программист
|
16
|
7
|
4
|
5
|
|
инженер-проектировщик
|
12
|
4
|
4
|
4
|
|
инженер-энергетик
|
26
|
9
|
8
|
9
|
|
инженер (по материаловедению, металловедению)
|
3
|
1
|
1
|
1
|
|
мастер (по механической обработке, ремонту технологического оборудования)
|
25
|
5
|
10
|
10
|
|
ИТОГО
|
3779
|
1184
|
1287
|
1308
|
Внедрение в образовательную практику общеобразовательных учреждений города Набережные Челны новой стратегии развития системы научно-технического творчества школьников может стать ответом на изменившиеся образовательные запросы общества и машиностроительной экономики Закамского региона посредством создания условий для формирования актуальных дизайнерских, технологических и личностных компетенций обучающихся для развития инженерных талантов в сфере науки, техники и технологии.
Осознание данной ситуации привело к необходимости разработки городской программы дополнительного образования детей по направлению техническое творчество «Детская инженерная академия».
Цели программы:
-создание условий для формирования непрерывной системы воспитания и профессиональной ориентации школьников в сфере науки, техники и технологий;
-содействие решению проблемы нехватки инженерных кадров.
Задачи:
-разработка модернизированных образовательных программ «Школа моделирования» и «Университет моделирования»;
-создание материально-технической и учебно-информационной базы;
-привлечение, подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогического состава;
-создание, комплексное развитие и системное обеспечение сети площадок, реализующих программы «Школа моделирования», «Университет моделирования».
-создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в приобретении новых технических и технологических навыков, умений, развития творческих способностей и фантазии.
Новизна программы.
Идея ранее не была известна в Республике Татарстан, так как ее особенность состоит в том, что, посещая занятия технического творчества, дети поэтапно будут приобретать знания, умения и навыки, необходимые в жизни, а также в процессе дальнейшего обучения в вузах инженерного профиля. В процессе данной деятельности учащиеся будут получать и закреплять практические навыки и умения в области физики, черчения, математики, материаловедения.
Содержание программы.
Деятельность городской программы «Детская инженерная академия» направлена на развитие на базе общеобразовательных школ в городе Набережные Челны технического творчества учащихся за счет создания новых, реорганизации и возрождения существующих направлений технического творчества детей и молодежи, путем использования свободных площадей, оборудования и квалифицированного персонала.
Реализация программы даст возможность учащимся, стремящимся совершенствовать свои знания в различных областях науки, техники, производства, повышать и развивать свой интеллектуальный потенциал, приобретать умения и навыки творческой, исследовательской, изобретательской деятельности под руководством педагогов дополнительного образования, ученых, инженерно-технических работников, на базе школы, в свободное время после уроков.
I ступень –Предусматривает программу трехлетнего обучения (для школьников 4-6 классов) «Школа моделирования», которая состоит из 4-х учебных модулей: «Основы конструирования и моделирования», «Судомоделирование», «Авиамоделирование» и «Автомоделирование». Программа направлена на формирование технологических навыков.
Задачи:
1. Учащимся:
- приобрести знания, умения и навыки ручной и механической обработки материалов для изготовления деталей;
- изучить технологический процесс сборки моделей, испытания и доработка;
-приобрести знания, умения и навыки по основам электротехники, металловедения, черчения.
2. Педагогам:
-систематизировать представление о главных отраслях экономики города;
-заинтересовать работой над творческими проектами.
II ступень – Предусматривает реализацию программы двухлетнего обучения (для школьников 7-8 классов) «Школа конструирования». Программа направлена на развитие технологических и формирование базовых конструкторских навыков.
III ступень – Предусматривает реализацию программы трехлетнего обучения (для школьников 9-11 классов) «Школа прототипирования», которая состоит из 2-х модулей «ТРИЗ» и «Основы ускоренного проектирования (3d-модель)». Программа направлена на формирование базовых знаний теории решения изобретательских задач и технологии быстрого создания моделей, приобретение навыков проектирования с использованием компьютерной техники.
Задачи:
1.Учащимся:
-используя программные средства «Компас», «Solitech» и другие овладеть компетенциями «Машиностроительного черчения и инженерной графики» в формате 3d-моделирования;
- применять научные знания в своих разработках;
- используя знания и умения по основам технологии производства технических изделий изготавливать модели (опытные образцы) по собственным конструкторским чертежам и проектам под руководством опытных педагогов, специалистов ВУЗов и заводов ОАО «КамАЗ»,
2. Педагогам дополнительного образования:
-выявлять детей склонных к научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе из числа воспитанников «ЦДТТ №5» и учащихся общеобразовательных школ;
-профориентировать на технические специальности;
- мотивировать быть успешной, конкурентоспособной личностью на рынке труда после окончания образовательного учреждения.
Сроки исполнения:
I этап: подготовительный (сентябрь-октябрь 2012г).
-
подготовка образовательной программы;
-
подбор кадров;
-
подбор участников проекта;
-
создание материально-технической базы проекта.
II этап: основной (ноябрь 2012г. – май 2013г)
-
непосредственная работа учащихся и педагогов по реализации образовательных программы «Школа моделирования»;
-
подготовка воспитанников и педагогов к участию в мероприятиях городского, республиканского, всероссийского, международного уровня в техническом, информационном, естественно-научном направлениях;
-
исследовательская и экспериментальная деятельность учащихся и педагогов в различных областях технического творчества;
-
организация совестных мероприятий с ОАО КАМАЗ, ИНЭКА.
III этап: аналитический (июнь 2013г. – август 2013г).
-
анализ и обобщение результата деятельности с помощью мониторинга результатов образовательного процесса, корректировка образовательных программ.
Для всех возрастов учащихся планируется проведение совместных мероприятий с заводами ОАО «КамАЗ», это:
-
организация экскурсий старшеклассников на заводы ОАО «КамАЗ»;
-
встречи передовиков производства, ветеранов труда с учащимися;
-
организация и проведение городской выставки, посвященной «КамАЗу» «Рационализатор»;
-
проведение научно-технической конференции «От идеи до воплощения»;
-
проведение научно-технической выставки «Рационализатор»;
-
Брейн-ринг по истории ОАО «КамАЗ» «Профи».
В процессе работы учащиеся имеют возможность общения с преподавателями и учеными ИНЭКА, специалистами ОАО «КамАЗ», выдвигать свои работы на участие в городских, Российских и Международных конкурсах.
Ожидаемые результаты и перспективы дальнейшего развития.
В будущем «ЦДТТ №5» может стать:
- городским Центром профориентации к профессиям типа «Человек-техника»,
-методическим центром подготовки и переподготовки кадров, мониторинга результатов деятельности и внедрению инновационных технологий по техническому творчеству.
Максимально полное удовлетворение потребностей учащихся в сфере технического творчества, рационализации и изобретательства на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и традициям национальной культуры в опоре на программы дополнительного образования нового поколения.
Приведение этой сферы в соответствии с современными требованиями.
Творческий и материальный рост объединений, кружков, лабораторий и мастерских технического творчества
Сохранение и развитие сложившейся сети учреждений дополнительного образования технической направленности, а также сети технических творческих объединений в общеобразовательных учреждениях.
Совершенствование работы образовательных учреждений по расширению и развитию наиболее значимых направлений творческой научно-технической деятельности для обучающихся, осваивающих новые профессии.
Реализация воспитательных задач.
Создание компьютерного банка программно-методических материалов профессиограмм, в помощь педагогам по направлениям технического творчества, рационализации, изобретательства, профориентации детей и молодежи.
Программу можно использовать в любом образовательном учреждении города Набережные Челны.
Социальный эффект.
1. Максимально полное удовлетворение потребностей детей и учащейся молодежи в сфере технического творчества, рационализации и изобретательства, раннее включение в систему непрерывного научно-технического творчества, вовлечения их в инновационную деятельность в плане генерации и реализации наукоемких проектов.
2. Поступление и успешное обучение воспитанников колледжах, профтехучилищах, техникумах и ВУЗах технической направленности.
3. Укрепление связей с ВУЗами, заводами ОАО «КамАЗ».
4. Привлечение студентов ИНЭКА для работы руководителями кружков по техническому творчеству.
5. Формирование позитивного отношения к инженерно-техническим и рабочим специальностям.
«Детская инженерная академия» имеет огромное значение в профилактике асоциальных проявлений среди подростков.
Программные мероприятия:
-
Научное обеспечение развития системы научно-технического творчества детей:
–Анализ и формирование банка данных по состоянию и развитию научно-технического творчества детей в системе образования города;
-Разработка модели системы научно-технического образования детей в образовательных учреждениях города;
-Разработка методических подходов, научных основ, программ, комплекса средств, подготовка научно-методических разработок по вопросам и проблемам научно-технического творчества учащихся;
-Организация маркетинговых исследований по формированию спроса на дополнительные образовательные услуги по техническому творчеству
-издание методички.
2. Сохранение и развитие сети технических кружков на базах общеобразовательных школ:
-открыть объединения «Школа моделирования», «Академия моделирования»;
-увеличить количество объединений технической направленности;
-заключить договора о совместной деятельности с учреждениями СПО, ВПО.
3. Укрепление и развитие материально-технической базы (Приложение № ):
-модернизация материально-технической базы трудового обучения в школах,
-приобретение компьютерного оборудования и оборудования для мастерских, укомплектование необходимыми инструментами и материалами,
-организация использования сырьевых остатков производства предприятий для работы объединений технической направленности.
Подсистема детского технического творчества, как и система образования в целом переживает трудности, вызванные экономическими преобразованиями в стране на протяжении последнего десятилетия. Техническое направление дополнительного образования- самое ресурсоемкое, требующее больших финансовых затрат. В течение последних лет удается лишь поддерживать материальную базу «ЦДТТ №5» на определенном уровне, тогда как изменения интересов у детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, к исследовательской и научной работе, освоению народных и художественнх ремесел, спортивно-технических т.д.) требует ее развития. Один из путей решения материально-технического обеспечения программы и возможности дальнейшего развития-приобретение новых партнеров в лице ОАО «КамАЗ» и привлечение бюджетного финансирования.
Охват учащихся городской программой
«Детская инженерная академия»
Год
|
Кол-во детей в 1 –й школе
|
Итого охват детей в одной школе по годам
|
Итого охват детей в 5-ти школах по годам
|
|
|
2012-2013
|
15чел-1-й г.о.
|
15
|
15*5=75
|
|
|
2013-2014
|
15чел-1-й г.о.
15чел-2-й г.о.
|
30
|
30*5=150
|
|
|
2014-2015
|
15чел-1-й г.о.
15чел-2-й г.о.
15чел-3-й г.о.
|
45
|
45*5=225
|
|
|
2015-2016
|
15чел-1-й г.о.
15чел-2-й г.о.
15чел-3-й г.о.
15чел-4-й г.о.
|
60
|
60*5=300
|
|
|
2016-2017
|
15чел-1-й г.о.
15чел-2-й г.о.
15чел-3-й г.о.
15чел-4-й г.о.
15чел-5-й г.о.
|
75
|
75*5=375
|
|
|
2017-2018
|
15чел-1-й г.о.
15чел-2-й г.о.
15чел-3-й г.о.
15чел-4-й г.о.
15чел.-5-й г.о
15чел. -6-й г.о.
|
80
|
80*5=400
|
|
|
Первый выпуск
|
|
15чел
|
75чел
|
|
|
Охват социальных групп городской программой
«Детская инженерная академия»»
ЦДТТ-5
Родители
Предприя-тия, заводы города
Школы
УНПО
СПО
Центр занятости, СМИ
ОАО «КамАЗ»
ВУЗы
Поделитесь с Вашими друзьями: |