Дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика»



Скачать 64,52 Kb.
Дата19.04.2016
Размер64,52 Kb.
ТипПротокол


"Утверждаю" "Утверждаю"

Председатель Председатель

учебно-методической Учёного совета

комиссии факультета факультета психологии

психологии А.В.Шаболтас

Т.С.Войт

"21 " марта 2011 "__ " ______2011


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
Утверждена на заседании Ученого совета

Протокол № 5 от 31 марта 2011г.

Ученый секретарь совета

Михалюк О.С.


Санкт-Петербург

2011 год
Введение

Дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине «Педагогика» является формой аттестации соискателей, не имеющих высшего образования, соответствующего отраслям педагогической науки, в рамках которой ими подготовлены диссертации. Проведение экзамена позволяет выявить уровень знаний соискателями теоретических основ педагогической науки, пони- мание ими проблем в области образования и современных подходов к их разрешению, продемонстрировать готовность к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть методологическое видение путей и способов организации собственного научного исследования Программа предлагается соискателям по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание, уровень профессионального образования); 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика как наука и практика

Предмет педагогики как науки и практики. Основные проблемы педагогической науки и педагогической практики. Место педагогики в системе современных наук о человеке. Обусловленность педагогики философией, взаимосвязь с психологией. Социальные и культурологические функции педагогики. Категориальный аппарат современной педагогики. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Педагогика как наука и искусство.



Образование как целостный педагогический процесс

Взаимосвязь процессов развития, воспитания, обучения, социализации в педагогическом процессе. Сущностные характеристики образования как педагогического процесса: целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, проектируемость, субъектность. Понятие цели образования. Содержание современного отечественного образования. Система образования в Российской Федерации и перспективы ее развития.



Методологические основы педагогики

Понятие методологии педагогической науки. Влияние методологических концепций в педагогике на развитие педагогической теории и практики. Научные парадигмы в педагогике. Научные подходы в современной педагогике: системный, деятельностный, личностный, антропологический, аксиологический, культурологический. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Методы педагогических исследований.


Раздел 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте. Зарождение педагогической теории в учениях древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки как самостоятельной отрасли знания. «Великая Дидактика» - целостная теория образования человека. Педагогические идеи европейского Просвещения. Теория «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо. Концепция развивающего обучения в «теории элементарного образования» И.Г.Песталоцци. Теория воспитывающего обучения в педагогической системе И.Ф. Гербарта. Западная экспериментальная педагогика начала XX века: Дж. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер. Педагогическая теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. Теория коллектива как фактора воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества как выражение демократических процессов в педагогической науке и практике образования 80-90-х годов XX века.


Раздел 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание в целостном образовательном процессе

Понятие воспитания. Структура и особенности воспитания как педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы воспитания и их классификации. Технологии воспитания: технология мероприятия, технология игры, технология коллективной творческой деятельности. Понятие системы воспитания. Личность воспитанника как определяющий компонент системы воспитания. Характеристика основных признаков авторитарной, педоцентрической, поведенческой, личностно ориентированной систем воспитания. Проблемы современного семейного воспитания.


Обучение в целостном образовательном процессе

Обучение как организация учебной деятельности. Взаимосвязь преподавания и учения. Закономерности процесса обучения. Концепции развивающего обучения в отечественной педагогике. Принципы обучения. Концепции содержания современного обучения: социокультурная теория, компетентностная теория. Государственный образовательный стандарт РФ. Федеральный базисный учебный план. Учебные программы и учебная литература. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике и их характеристика. Формы организации обучения в истории образования: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская система, маннгеймская система, Дальтон-план, прагматическая проектная система. Понятие технологии обучения. Современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, технология учебного проектирования, коммуникативные технологии, информационные технологии. Педагогический контроль в процессе обучения. Функции учебной оценки.


Раздел 4

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессионально-личностное становление педагога

Требования к личности современного педагога. Социальные и нравственные функции профессии. Педагогическая деятельность. Профессиональные качества педагога. Педагогические умения: гностические, проективные, организаторские, конструктивные, рефлексивные. Педагогическая техника. Педагогическое творчество и мастерство. Педагогическая культура. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование педагога.



Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе

Педагогическое общение. Стили педагогического общения: авторитарный, либеральный, непоследовательно-противоречивый, демократический. Логика педагогического взаимодействия: ориентировка в условиях общения, моделирование предстоящего взаимодействия, установление контакта, управление общением, анализ результатов взаимодействия. Изменение содержания и форм педагогического взаимодействия с воспитанниками в разные возрастные периоды.


Управление современным образованием

Общественно-государственное управление образовательными учреждениями. Педагогический менеджмент. Педагогический коллектив и его развитие. Формы повышения профессиональной культуры и компетентности педагогов, их аттестация.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2007.

2.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.

3.Голованова Н.Ф. Педагогика: Общие основы. СПб., 2010.

4.Даринская Л.А. Технологии педагогического мастерства. СПб., 2010.

5.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. М.,2008.

6.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2008.

7.История педагогики и образования./Под ред. З.И.Васильевой. М.,2010.

8.История педагогики и образования./Под ред. А.И.Пискунова. М.,2007.

9.Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2005.

10.Основы семейного воспитания./Под ред. В.П.Сергеевой. М., 2010.

11.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А.Смирнова. М., 2007.

12.Педагогика./Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 2011.

13.Сластенин В.А.. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2008.

14.Теория обучения. /Под ред. И.П.Андриади. М., 2010.

15.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2010.


Дополнительная литература:

1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн.1, М., 2010.

2.Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

3.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

4.Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.,1995.

5.Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. М., 2002.

6.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003..

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2008.

8.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

9.Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.

10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.

11.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010

12.Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М., 2008.

13.Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.

14.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2010.

15 Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб., 2005.





Каталог: uploads -> students -> postgrade
postgrade -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
postgrade -> Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 10 «Коррекционная психология»
postgrade -> Дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «психология»
postgrade -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 12 «Политическая психология»
postgrade -> Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 – Теория и методика обучения и воспитания
postgrade -> Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 04 –«Медицинская психология»
students -> Кафедра медицинской психологии и психофизиологии
students -> Кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития
students -> Экзистенциальная психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница