Дополнительное образование детей в современной школе



Скачать 41.62 Kb.
Дата25.04.2016
Размер41.62 Kb.
Дополнительное образование детей в современной школе

…Будьте добры, чтобы вы на добро не скудели!
Будьте добры к безмятежным глазам детворы…
( из песни А. Тальковского)

В данной работе хотелось бы высказать свои соображения о необходимости возрождения в современной школе весьма объемного участка деятельности учителей, знакомого под названием “внешкольная работа”. Сегодня эту сферу педагогической деятельности называют дополнительным образованием, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный и информационный блок нереализованный в рамках предметного обучения в школе.

Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе базовое и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг с другом и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа должна преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Конечно, в условиях кризиса трудно говорить о разностороннем развитии ребенка в школе, когда ей с трудом удается обеспечить подготовку по минимальным базовым стандартам, а во многих регионах просто выжить. Да, тяжелое положение, в котором оказалась современная школа, хорошо известно.

К сожалению, нам всем хорошо известно то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют и подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей во время каникул.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство для негативного поведения, решая проблему занятости детей.

В современном мире образованный человек не может быть удовлетворен только базовым образованием, оно все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся: образовательная; воспитательная; создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование; организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка; формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности; создание единого образовательного пространства школы; приобретение ребенком социального опыта общения.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов основного и дополнительного образования.

В качестве примера можно привести опыт школы № 2035 Восточного административного округа г. Москвы в котором я имею честь трудиться.

В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено целым рядом направлений.

художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать предлагаемые временем задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступил момент, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Е.Дорохова

Магистр педагогического образования

Член Союза художников Подмосковья

Преподаватель дополнительного образования

в ГБОУ школа № 2026 СПШ № 2035



Открытие музея "Русской истории" в школе № 2035 , 2015год
c:\users\низами\desktop\мама2\конференция педагогов-художников\музей\img_2144.jpg c:\users\низами\desktop\мама2\конференция педагогов-художников\музей\rxdhrw3jcju.jpg
c:\users\низами\desktop\мама2\конференция педагогов-художников\музей\img_2160.jpg c:\users\низами\desktop\мама2\конференция педагогов-художников\музей\img_2228.jpg

c:\users\низами\desktop\мама2\конференция педагогов-художников\музей\img_2235.jpg


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница