Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0,54 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 6»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету

УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

АККОРДЕОН


Рязань 2013

«Одобрено»

Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ДМШ № 6»

.


«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД

«ДМШ № 6»

Н.В. Фёдорова
.

Разработчик: Трифонова Елена Анатольевна – преподаватель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 6»


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература


I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее - «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (аккордеон)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:


  • с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

  • с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (аккордеон)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

5 лет

6-й год

обучения


Максимальная учебная нагрузка

(в часах)



1316

214,5

924

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия



559

82,5

363

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

561

132


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (аккордеон)»

Цели:


  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

• выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;



  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне,

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (аккордеон)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (аккордеон)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (аккордеонов), так необходимых для самых маленьких учеников.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2

Срок обучения 9 лет






Распределение по годам обучения

Класс

1

2




4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2




3

3

4

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

757

132

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,

5


214,

5


214,

5


Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,

5





1530,5


Таблица 3

Срок обучения - 6 лет






Распределение по годам обучения

Класс

1 2 3 4 5 6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю




3

3

4

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5




1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения - 8 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

1 полугодие

Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на аккордеоне.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Техника ведения мехом Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, Гамма до мажор правой рукой разными штрихами. Тоническое трезвучие.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Подбор по слуху небольших песенок, народных мелодий, знакомых песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

8-12 пьес (детские песенки, народные песни и танцы);

2 этюда;

4-6 небольших пьес различного характера.



2 полугодие

Освоение гаммы ля минор натуральный в одну октаву правой рукой. Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте. Знакомство с основой динамики - форте, пиано.

Игра гамм До, Соль, Фа мажор разными штрихами; в левой руке - упражнения подготавливающие к игре гамм левой рукой.

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

В течении 2 полугодия педагог должен проработать с учеником:

2 этюда;


8-10 песен и пьес различного характера, на различные виды техники.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.



За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - зачет (3 разнохарактерных пьесы).

Март - технический зачет (одна гамма, один этюд). Май - экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта в конце первого полугодия

Вариант 1.



  1. Русская народная песня «У кота»

  2. Украинская народная песня «Осенью»

  3. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

Вариант 2.

  1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

  2. Украинская народная песня «В поле на пригорке»

  3. Ильина Р. «Козлик»

Примерная программа переводного экзамена (зачета):

Вариант 1.



  1. Русская народная песня «Я на горку шла»

  2. А. Филлипенко «Пирожки»

  3. Башкирская народная песня «На лодочке»

Вариант 2.

  1. Русская народная песня «По грибы я пошла с Ванюшей»

  2. Русская народная песня «Веснянка»

  3. Русская народная песня «Звоны»

Каталог: img -> files -> norm base
files -> Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты
files -> Результаты научно-исследовательских работ победителей конкурса грантовой поддержки научно-исследовательских работ аспирантов и молодых научно-педагогических работников ргпу им. А. И. Герцена 2014 г
files -> Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности
files -> По специальностям: 22. 00. 01- теория, методология и история социологии – социологические науки
norm base -> Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
norm base -> Образовательная программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница