Дондокова Наталия Бальжинимаевна педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов



Скачать 413.23 Kb.
страница1/3
Дата18.05.2016
Размер413.23 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3





На правах рукописи


Дондокова Наталия Бальжинимаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Улан- Удэ

2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»




Научный руководитель

Официальные оппоненты
Ведущая организация

доктор педагогических наук, профессор Г.Ц. Молонов
доктор педагогических наук, профессор Д.Ц. Дугарова

кандидат психологических наук, доцент А.Ц. Эрдынеев


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Защита состоится 27 сентября 2006 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет», 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
Автореферат разослан « 11 » августа 2006 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Моргунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сегодня достаточно обосновано то, что ключевым ресурсом экономического роста страны становится ее интеллектуально-образовательный потенциал. В этой связи система подготовки высококвалифицированных кадров приобретает стратегическое значение, которая превращается в главный инструмент обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики.

Современное высшее образование, основываясь на принципах демократизации, гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации, открытости, должно способствовать развитию личности студента как активного и социально эффективного субъекта отношений, развитию его нравственных и духовных качеств, широкой подготовке в сфере специальных и общенаучных знаний и умений, гуманитарной подготовке.

На мировом рынке труда конкурентоспособность работника поддерживается профессиональной компетентностью, широким социальным кругозором, гибкостью поведения и высоким уровнем индивидуальной активности. Для этого необходима ориентация системы профессионального образования на развитие личностных качеств, способствующих дальнейшему профессиональному становлению и продвижению выпускника образовательного учреждения. Современная же ситуация в отечественном профессиональном образовании свидетельствует о том, что его реформирование в данном направлении происходит недостаточно быстрыми темпами.

Для преодоления недостатков отечественного образования должны создаваться образовательные проекты подготовки компетентного человека, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и вместе с тем обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию по отношению к себе: предвидеть свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее, а также случающееся с ним (В.А. Сластенин).

Отличительные для начала ХХI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об Образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

Так, в Концепции отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Происходящие в мире и России изменения в области образования вызывают необходимость обеспечения системой образования личностно- и социально-интегрированного результата. И.А. Зимняя отмечает, что «в качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, и выступило понятие «компетенция/компетентность». Согласно Болонской декларации компетентностный подход к результату образования стал определяющим.

Поскольку присоединение России к Болонскому процессу актуализировало тему компетентностного подхода в обучении, то в соответствии с ним предполагается формирование «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля» (Байденко В.И.).

Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования – они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

Очевидно, что указанные объективные тенденции в обществе вступают в противоречие с существующей системой образования. Возникает необходимость переосмысления ставших привычными ценностей. Экономический рост теперь не исчерпывается только объемом капитала и расширением масштабов производства – знания все более превращаются в важный фактор экономического развития. Но важны знания не сами по себе, а трансформация их в деятельности, приложение знаний. Это обстоятельство диктует особые требования к специалистам и системам образования, которые их готовят.

Основу поступательного, прогрессивного, восходящего развития общества представляет сфера материального производства: промышленность, сельское хозяйство, все виды транспорта, системы снабжения и связи.

Транспорт становится все более высокотехнологичным, наукоемким и многофункциональным процессом. В этих условиях с каждым годом возрастает спрос на специалистов широкого профиля, компетентных не только в вопросах транспорта, но и имеющих глубокие и системные познания в области экономики, менеджмента, права и информационных технологий.

Обучение в вузе предусматривает как специально-профессиональную, общенаучную подготовку, так и создание условий для нравственного и духовного развития личности. При обучении и подготовке инженеров ХХI века наряду с фундаментальными и техническими дисциплинами, необходимо осуществлять синтез с экономическими, социальными, культурологическими, психологическими, гуманитарными науками. Тесная связь специальных и гуманитарных предметов помогает посредством правильной организации учебно-воспитательного процесса формировать студента как личность; развивает его мышление, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.

При этом важнейшей стратегической задачей профессионального образования в эпоху постиндустриального общества является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций – потенциала к действиям) (Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин). В современных условиях результатом образования должно быть не столько усвоение обучаемым новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности.

В связи с процессами глобализации и интеграции России в мировое пространство, проводимыми экономическими реформами и активным сотрудничеством нашего государства с зарубежными странами возрастает необходимость подготовки специалистов, практически владеющих иностранным языком. В контексте Болонского процесса становится актуальным именно практическое владение иностранным языком, а не умение «читать и переводить со словарем».

Использование компетентностного подхода для описания результатов образовательного процесса как в европейских государствах, так и в России, положительно скажется на возможности сравнения дипломов и степеней, выдаваемых отечественными и зарубежными вузами. Это будет способствовать созданию единого рынка трудовых ресурсов на Евроазиатском континенте, расширит возможности трудоустройства молодых специалистов – выпускников российских и зарубежных вузов (Ю.Г. Татур).

В отечественной и зарубежной литературе вопросы компетентностного подхода в образовании раскрываются в работах В.И. Байденко, Л. Гребнева, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Р.П. Мильруда, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Б. Оскарсона, Дж. Равена, В. Хутмахера, С. Шо и др. Вопросы профессионального становления личности отражены в исследованиях О.В. Алексеева, Н.Б. Крыловой, Г.У. Матушанского, А.В. Никитина, П.Н. Осипова, Л.И. Романковой, Е.Э Смирновой, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др.

Формированию различных видов компетентности и компетенций у учащихся и студентов посвящены диссертации Н.И. Алмазовой, С.С. Бахтеевой, З.В. Емельяновой, Н.О. Епихиной, Л.А. Жумаевой, А.Г. Измайловой, О.Ю. Искандаровой, Л.А. Каревой, Б.А. Маматова, И.А. Мегаловой, Н.В. Набатовой, В.В. Охотниковой, Г.Н. Синицыной, Р.Е. Суховой, Ж.А. Храмушиной, Е.К. Юсефа и др.

Закономерности воспитательного процесса, общения, методы и приемы педагогического воздействия на обучающегося рассматриваются Ю.К. Бабанским, М.И. Беспалько, И.А. Зимней, В.М. Кролем, В.Г. Крысько, Г.Ц. Молоновым, И.П. Подласым, А.А. Радугиным, Ю.А. Самоненко, С.И. Самыгиным, В.А. Сластениным, С.Д. Смирновым, В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко и др.

Однако, несмотря на то, что в науке накоплены значительные знания и созданы определенные предпосылки для решения вопросов компетентностного подхода в образовании, отсутствует акцентированная направленность на формирование базовых компетенций у будущих специалистов.

Анализ научных источников показал, что формирование у студентов базовых компетенций средствами иностранного языка в неязыковом вузе недостаточно исследовано в теории и практике педагогики высшей школы. Недостаточно также определены педагогические условия формирования базовых компетенций на этапе вузовского обучения при изучении иностранного языка. Вопросы активизации формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка требуют научного анализа и обобщения.

Осмысление данного вопроса в педагогическом аспекте позволило выявить ряд противоречий между:

- социальными переменами в обществе, реальными потребностями общества, происходящими в мире изменениями в области целей образования и существующей системой образования, ее содержанием, технологиями обучения;

- требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, ориентирующими их на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность, компетентность, ответственность и недостаточно быстрыми темпами реформирования отечественного профессионального образования, направленного на развитие личностных качеств;

- потребностью современного общества в компетентных специалистах, способных реализовать свои компетенции и недостаточной разработанностью этой проблемы в процессе обучения студентов в вузе;

- традиционными представлениями о процессе обучения и современными требованиями, являющимися следствием изменившихся возможностей развития личности.

Названные противоречия выявляют следующую проблему исследования: как возможно содействовать формированию базовых компетенций у студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка.

Для решения этой проблемы сформулирована тема диссертации «Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов».



Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность разработанных педагогических условий при обучении иностранному языку для формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза.

Объект исследования: формирование базовых компетенций у будущих специалистов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов.

Гипотеза исследования. Базовые компетенции у будущих специалистов будут сформированы, если:

- созданы педагогические условия на занятиях иностранного языка, способствующие формированию базовых компетенций у студентов неязыкового вуза;

- в ходе обучения иностранному языку используются методы, подходы и приемы преподавания, направленные на активизацию формирования у студентов базовых компетенций;

- организована внеаудиторная работа по иностранному языку со студентами в вузе, эффективно влияющая на формирование базовых компетенций.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучить имеющиеся научные точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы компетентностного подхода как образовательной парадигмы в информационном обществе.

2. Уточнить сущность и структуру базовых компетенций современных специалистов в информационном обществе.

3. Определить педагогические условия формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза при изучении иностранного языка.

4. Разработать и обосновать критерии и показатели оценки сформированности базовых компетенций у студентов технического вуза.

5. Экспериментально проверить эффективность активных методов в обучении иностранным языкам, способствующих формированию базовых компетенций у будущих технических специалистов.



Методологической основой исследования являются:

- положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, А.П. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.);

- идеи гуманизации и гуманитаризации образования (В.И. Андреев, М.Н. Берулава, Л. Гребнев, А. Запесоцкий, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин и др.);

- идеи компетентностного подхода к образованию (Э.Ф Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Н.Г. Татур, А.В. Хуторской, Д. Равен, В. Хутмахер и др.);

- личностно-деятельностный подход в организации педагогического процесса (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.);

- личностно-ориентированный подход в обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);

- коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (И.Л.Бим, О.Ю. Искандарова, Г.А.Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Т.Е. Сахарова и др.).

Теоретической базой исследования являются концептуальные положения ведущих психологов и педагогов о роли обучения в высшей школе в целостном становлении личности специалиста (И.А. Зимняя, В.Т. Лисовский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.), о компетентностном подходе в образовании (В.И. Байденко, Л. Гребнев, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Р.П. Мильруд, В.Д. Шадриков, Ю.В. Фролов и др.), работы в области теории и методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова и др.), Федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической и методической литературы; разработка понятийно-терминологической системы, построение гипотез); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта); социально-психологические (анкетирование, интервьюирование, рейтинг, тестирование).



Базой исследования явился Забайкальский институт железнодорожного транспорта в г. Чите. В экспериментальной работе приняли участие 143 студента факультетов «Наземные транспортные системы» и «Управление и экономика на транспорте» дневной формы обучения, 17 преподавателей вуза, 49 учащихся технического лицея при ЗабИЖТе.

Этапы исследования. Исследование выполнялось с 2000 по 2006 годы и проводилось в три этапа.

Первый этап (2000-2002гг.) посвящен изучению и анализу философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализу личностно-профессиональных качеств у специалистов, осмыслению методологических и теоретических основ диссертации, формированию гипотезы, разработке программы экспериментальной работы и ее реализации.

На втором этапе (2002-2004гг.) изучался уровень проявления базовых компетенций у учащихся технического лицея и студентов 1, 2 курсов вуза, определялись экспериментальные и контрольные группы; разрабатывалось педагогическое обеспечение исследуемого процесса и осуществлялась экспериментальная работа по активизации формирования базовых компетенций у студентов технического вуза.

Третий этап (2004-2006гг.) включает анализ, обобщение и систематизацию полученных результатов экспериментальной работы, научное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически обосновано положение о возможности формирования отдельных базовых компетенций у студентов неязыкового вуза посредством дисциплины «Иностранный язык».

2. Конкретизированы педагогические условия формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза потенциалом иностранного языка.

3. Определены уровни и критериальные признаки проявления базовых компетенций у студентов технического вуза.

4. Экспериментально подтверждена эффективность реализуемых педагогических условий в обучении иностранному языку, активизирующих формирование базовых компетенций у студентов неязыкового вуза.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено содержание понятий «компетентность», «компетенция», «базовые компетенции» и показана их взаимосвязь.

2. Выявлены возможности дисциплины «Иностранный язык» в активизации формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза.

3. Доказано эффективное влияние внеаудиторной деятельности на формирование базовых компетенций у студентов вуза.



Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы методические указания «Деловые отношения» в двух частях для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей, которые используются на практических занятиях по английскому языку в железнодорожном вузе; разработаны методические рекомендации «Советы делового характера» для студентов и помещены в локальную компьютерную сеть вуза; содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы по научно-педагогическому и методическому обеспечению исследуемого процесса позволяют использовать материалы исследования в работе преподавателей вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогической и экспериментальной работы соискателя в ЗабИЖТе. Ход и основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Гуманитарные науки», Методического совета, Ученого Совета, на методологических семинарах преподавателей ЗабИЖТа, а также межвузовских семинарах.

Результаты исследования представлены в материалах межвузовских семинаров и конференций: «Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы» (Чита, 2001); «Межпредметная интеграция в учебном процессе вуза» (Чита, 2002); «Методические проблемы повышения качества подготовки специалистов» (Хабаровск, 2003); «Совершенствование качества подготовки специалистов – приоритетная задача вузов» (Чита, 2004); «Психология личности, субъекта деятельности» (Улан-Удэ, 2004); и международных научно-практических и методических конференций: «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2004); «Транссибирская магистраль – важнейший элемент евроазиатского транспортного коридора» (Чита, 2004); «Образование и глобализация» (Улан-Удэ, 2004, 2006); «Экономические, социокультурные, психологические проблемы развития железнодорожного транспорта: история и современность» (Омск, 2005); «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2006); а также внедрены в образовательный процесс Забайкальского института железнодорожного транспорта.



Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; многократной проверкой теоретических выводов и разработкой методических указаний и рекомендаций; статистической обработкой экспериментальных данных; реальными положительными изменениями уровней проявления базовых компетенций у студентов технического вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентность - интегральное личностно-профессиональное качество человека, завершившего образование определенной ступени, которое выражается в готовности и способности к успешной, продуктивной и эффективной социально-экономической деятельности с учетом социальных рисков, которые могут быть с ней связаны, обеспечивающее возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.

2. Базовые компетенции - система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, определяющие реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций.

3. Педагогические условия формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза - создание образовательной среды на занятиях иностранного языка; учет возрастных, индивидуально-психологических, мотивационных особенностей студентов; обогащение содержательного компонента дисциплины «Иностранный язык»; специализация иностранного языка, учитывающая специфику технического вуза; мотивационная направленность процесса обучения иностранному языку; комплексное использование методических средств обучения.

4. Критерии и показатели оценки сформированности базовых компетенций у студентов технического вуза – мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой аспекты, эмоционально-волевая саморегуляция процесса и результата проявления компетенции.

5. Модель процесса формирования базовых компетенций: компетенции общения, профессионального развития, познавательной деятельности, иноязычной и информационно-технологической у студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; определяются его объект и предмет; формулируются цель, гипотеза и задачи исследования; раскрываются методы и теоретико-методологическая основа исследования; указываются этапы экспериментальной работы; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; отражается достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе реферируемого исследования «Теоретические основы формирования базовых компетенций у будущих специалистов» проведен анализ научной литературы по проблеме компетентностного подхода в образовании как новой педагогической парадигме в информационном обществе (1.1); исследована сущность и структура компетентности и базовых компетенций специалиста (1.2); рассмотрены педагогические условия при обучении иностранному языку для формирования базовых компетенций у студентов неязыкового вуза (1.3).

Роль и направление деятельности образования на современном этапе развития страны определяются задачами перехода России к постиндустриальному, демократическому и информационному обществу, к правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Постиндустриальное информационное общество ориентирует обучающихся на развитие конкурентоспособных качеств, необходимых выпускнику для успешного функционирования на рынке рабочей силы. Сегодня требуются специалисты нового типа, кроме высоких профессиональных качеств обладающие способностью к управленческой и предпринимательской деятельности, установлению деловых контактов, компетентностью, высоким интеллектом и уровнем культуры, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире, в глобальной информационной сети.

Важнейшей составляющей социально-экономического развития страны становятся знания и информация, овладение которыми требует высшего профессионального образования. Новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся конкретные знания, а научить их умению адаптироваться к качественно иным условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в постоянно меняющуюся социально-экономическую среду.

Компетентностный подход в образовании открывает возможности для более качественной подготовки студентов к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализацию своих личностных ресурсов. Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от квалификации и компетентности специалиста.

Квалификация - это уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Компетентностью может быть степень квалификации работника, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи. Компетентность также предполагает высокий уровень инициативы, способности организовать людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

Рассматривая различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», согласимся с мнениями Ю.В. Фролова, Д.А. Махотина, что компетенция представляет собой открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты (эпистемологические – связанные с познанием, личностные, социальные), которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

Анализ литературы позволил определить компетентность как интегральное личностно-профессиональное качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности и способности на его основе к успешной, продуктивной, и эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны; обеспечивающее возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.

Ученые выделяют различные виды компетентностей и компетенций: профессионально-методическая, компетентность в плане деятельности, социально-коммуникативная, компетентность в плане личности (Л.Гребнев); компетентности, относящиеся к самому себе как личности, субъекту деятельности, общения; компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека (И.А. Зимняя).

В профессиональной компетентности В.В. Веснин выделяет функциональную, интеллектуальную, ситуативную, социальную компетентности; В.Г. Горчакова – специальную, личностную, индивидуальную; М.Розенова – предметную, социально-коммуникативную, личностно-индивидуальностную. В структуре социальной компетентности Н. Хридиной вычленяются следующие компоненты и направления ее формирования: социально-экономическая подготовленность, нормативно-правовая, политическая грамотность, подготовленность в сфере делового этикета. И.А. Зимняя представляет социально-профессиональную компетентность четырьмя блоками: базовый, личностный, профессиональный, социальный. Г. Чанышева вычленяет компоненты коммуникативной компетентности – вербальную и невербальную (социокультурную) компетентность.

В зарубежных компетентностных моделях выделяются инструментальные, межличностные, системные, специальные компетенции (Tuning Project), Джон Равен выделяет 37 компонентов компетентности. Жак Делор определяет основные глобальные компетентности следующим образом: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Совет Европы определяет 5 групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи: политические и социальные, межкультурные, коммуникативная, социально-информационная, персональная компетенции.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в зарубежной педагогической науке в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

В литературе ключевые компетенции называют общими (С.Е. Шишов), основными, актуальными (И.А. Зимняя), базовыми, универсальными, инструментальными, ядерными (Ю. Колер).

Мы определили, что компетенция – это открытая система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции. Базовые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью. Базовые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же базовые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности.

Каждый вид основной (базовой) компетенции имеет сложную структуру, состоящую из многих компонентов. Так, к компетенции самосовершенствования И.А. Зимняя относит компетенции саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.



Компетенции в общении включают компетенции в устном общении, в письменном, в диалоге, в монологе, в порождении и восприятии текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенция познавательной деятельности – это постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.

Компетенции информационных технологий включают прием, переработку, выдачу информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерную грамотность, владение электронной, Интернет-технологией.

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни и т.д. (И.А. Зимняя).

В нашем исследовании выделены базовые компетенции, которые мы формировали потенциалом иностранного языка. К ним мы отнесли: владение иностранным языком (иноязычная компетенция), компетенцию профессионального развития (профессиональная компетенция), компетенцию общения (коммуникативная компетенция), компетенцию познавательной деятельности и компетенцию информационных технологий, которые в своей структуре имеют мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой аспекты, эмоционально-волевую саморегуляцию процесса и результата проявления компетенции.

Данные компоненты в структуре рассматриваемых базовых компетенций определили направления их формирования у студентов в процессе обучения в высшей школе. Успешность формирования данных базовых компетенций определялась степенью выраженности каждого из выделенных аспектов и их совокупностью.

Педагогические условия формирования выделенных базовых компетенций на занятиях иностранного языка обусловлены общими закономерностями организации учебного процесса и заключались в:

- создании образовательной среды при обучении иностранному языку в целях достижения конкретного уровня базовых компетенций, включающей предпосылки для личностного развития обучающихся, обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения, где главным фактором, определяющим эффективность процесса формирования личности студента в вузе, является личность преподавателя, которого отличает высокий профессионализм;

- учете возрастных, индивидуально-психологических, мотивационных особенностей студентов, так как в студенческом возрасте начинается процесс формирования высших психических функций – произвольных, управляемых сознательно, начинается процесс формирования способности человека управлять своим поведением, своими действиями и поступками, сознательно строить свои отношения с окружающими;



Каталог: content -> news
content -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
content -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
content -> Тип личности и болезнь
content -> Для обсуждения на заседании Бюро Отделения
news -> Шантанова тамара Васильевна трансформация архетипа «великой матери» в бурятской драматургии 2-й половины ХХ в
news -> Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения китайского общества
news -> Интерактивное обучение как средство формировАния иноязычной коммуникативной компетентности будущих юристов
news -> Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница